Эти умения выступают в качестве объектов текущего психологического анализа урока.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эти умения выступают в качестве объектов текущего психологического анализа урока.



3. Ретроспективный психологический анализ

Ретроспективный психологический анализ соотносится с последним, завершающим этапом деятельности учителя по организации и проведению урока. Его роль трудно переценить: сопоставление проекта, плана (замысла) урока с его реализацией позволяет учителю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, наметить пути устранения слабых сторон при сохранении и улучшении сильных, выявить отклонения от плана.

Работу ученика организует учитель, опираясь на закономерности познавательной деятельности. От учета этих закономерностей зависит активность учащихся на уроке, иначе говоря, как воспринимают, мыслят, припоминают, запоминают, насколько проявляются их интересы, стремления, отношения. Чтобы сделать содержательным психологический анализ урока необходимо четко его зафиксировать. Для этого предлагается следующая схема.

 

Школа __________________________Класс______________________________________

Дата___________________________Смена___________________Урок по счету________

Деятельность учителя (студента – практиканта) Деятельность класса Деятельность отдельных школьников (выделяющихся на общем фоне) Психолого – педагогические примечания по ходу урока
       

Тема_______________________________________________________________________

 

 

В первой графе фиксируются различные моменты деятельности педагога (кроме описания учебного материала урока). Фиксируется тип урока, его особенности. Записываются способы организации внимания, мышления, памяти, мотивации, воображения, поощрения, наказания. Могут фиксироваться реплики учителя. Отслеживается динамика ведения урока, темп деятельности преподавателя, его стиль, вербальные, невербальные средства в его арсенале и т.д.

Во второй графе необходимо отметить различные реакции класса на организуемую педагогом учебную ситуацию: темп, активность (пассивность), утомление, динамику этих реакций и т.д.

В третей графе необходимо зафиксировать деятельность тех учеников, которые иначе, чем класс в целом, отвечают на воздействие учителя. Это могут быть те школьники, которые не успевают выполнять учебные действия, или наоборот делают задания быстрее других; те, кто слишком бурно реагирует на действия педагога, или слишком пассивны; проявляют на уроке грубость; слишком «зажаты»; неадекватно себя ведут и т.д.

В четвертой графе фиксируются психолого-педагогические замечания, гипотезы, идеи, которые возникают у вас, непосредственно на уроке.

На основе записи хода урока необходимо дать его развернутый психологический анализ по следующей программе.

План психологического анализа урока

I. Психологическая цель урока

I 1. Место и значение данного урока в перспективном пла­не развития учащихся. Формулировка цели.

I 2. В какой мере учтены в целевой установке урока конеч­ная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке ма­териала и результаты, достигнутые в предшествующей рабо­те.

3. В какой мере отдельные средства психолого-педагоги­ческого воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.

//. Стиль урока

I. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:

а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

б) соотношение воспроизводящей и творческой деятель­ности учащихся;

в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов
учителя, учебника, пособия и т. д.) и самостоятельного поиска;

г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие — учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает);

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятель­ности школьников, осуществляемой учителем, и взаимной

критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащих­ся;

е) соотношение побуждения учащихся к деятельности комментарии, вызывающие положительные чувства в связи проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и. т.д.

ж) педагогический такт учителя;

з) психологический климат в классе (умение поддержать
атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения).

2. Особенности самоорганизации учителя:

а) подготовленность к уроку (степень овладения содержа­нием и структурными компонентами урока, степень осозна­ния психологической цели и внутренней готовности к ее осу­ществлению);

б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его
осуществления (собранность, сонастроенность с темой и пси­хологической целью урока, энергичность, настойчивость в
осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчи­вость и др.).

/// Организация познавательной деятельности учащихся



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.007 с.)