Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первый опыт российского парламентаризмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После подавления восстания, проведения выборов в Думу Николай II 23 апреля 1906 г. подписал и в день открытия Думы, 27 апреля, опубликовал «Основные государственные законы Российской империи», которые считают первой русской Конституцией. Конституция провозгласила, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». В прежней редакции Основных законов, созданной Сперанским, было указание на «неограниченную» власть, теперь оно убрано по решению конституционного совещания, т.к. противоречило Манифесту 17 октября. К компетенции императора относились: назначение и смещение правительства, созыв и роспуск Государственной думы, объявление войны и заключение мира, командование армией и флотом, внешняя политика, чеканка монеты. Гарантировались неприкосновенность личности, собственности, жилища, свобода передвижения, вероисповедания, слова, печати, собраний, союзов, но в установленном законом пределах. Они не действовали в условиях военного или исключительного положения, которое вводилось или отменялось царем. Государственный совет превратился из совещательного органа в равноправную с Думой законодательную палату. Половина его членов назначалась царем, другая половина избиралась от губернских и дворянских собраний с участием церкви и предпринимательских организаций. Законопроекты получали силу законов после одобрения их обеими палатами и утверждения царем. Между сессиями Думы царь издавал указы, которые затем утверждались Думой. Как видно, царь мог Думу обходить и этим широко пользовался. Закон от 11 октября 1905 г. установил сложную избирательную систему, основанную на многопартийности, сословности и имущественном цензе. Избирательные права получили мужчины с 25-летнего возраста. Не могли участвовать в выборах военнослужащие, полицейские, студенты, кочевники, лица, состоявшие под следствием. 20-25 миллионов избирателей делились на четыре курии: земледельческую, городскую, крестьянскую, рабочую. В первых двух куриях учитывался имущественный ценз и в них выборы были двухстепенными, для рабочих - трех-, для крестьян - четырехстепенными. Выборщики от всех курий сходились в губернских собраниях и избирали депутатов Думы в соответствии с установленными нормами для каждой курии. Один голос землевладельца приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Землевладельцы избирали 32%, крестьяне - 43%, горожане - 22%, рабочие - 3% выборщиков. Власти хотели видеть Думу помещичье-крестьянской, считая эти сословия наиболее преданными монархии. Выборы в I Думу, проведенные весной 1906 г., отражали настроения общества революционной обстановки. Победила на выборах оппозиционная партия кадетов, получив 34% мест, на втором месте были «трудовики», представлявшие крестьянство и рабочих - 24%. Черносотенцы не прошли, эсеры и большевики выборы бойкотировали. Кадеты и трудовики вступили в открытую конфронтацию с царизмом и увлекли за собой всю Думу, отражая тем самым всеобщее недовольство в обществе с самодержавной властью. Депутаты в принятом на имя государя адресе потребовали предоставить Думе право формировать правительство, упразднить Государственный совет, отменить чрезвычайное положение, объявить всеобщую амнистию, провести отчуждение части помещичьих земель. Требования, похожие на ультиматум, были отвергнуты главой правительства Горемыкиным. По аграрному вопросу трудовики предложили национализировать все земли, превышающие «трудовую норму», передать их в пользование сельским жителям, распределив поровну. Кадеты были за частичный выкуп изъятых земель. Был и проект «социализации земли». Либералам было предложено сформировать коалиционное правительство вместе с бюрократами из окружения царя, но Милюков не согласился на подчиненную роль, а предложения сформировать кадетский кабинет не было. Дело шло к развязке. Николай II по традиции, как во времена Московского царства, продолжал считать Россию своей собственностью и видел свой долг в передаче государственной власти своему сыну в неограниченном виде.7 июля 1906 г. он распустил I Думу и установил дату созыва IIДумы 20 февраля 1907 г. Одновременно царь назначил председателем Совета министров П.А.Столыпина. 220 депутатов из числа кадетов, трудовиков, социал-демократов собрались в Выборге и призвали народ к протесту, пассивному сопротивлению - не платить налоги, бойкотировать военную службу. Призыв думцев не дал каких-либо.результатов. Зато самих этих депутатов привлекли к суду и лишили возможности участвовать в выборах во II Думу. Но революционный террор в стране продолжался: в 1906 г. было совершено 2 600 террористических актов. В том числе 12 августа 1906 г. на даче премьер-министра Столыпина прогремел взрыв огромной силы, 27 человек погибло, 30 ранено, в т.ч. дочь и сын Столыпина, сам он не пострадал. Покушение совершили эсеры, исполнители погибли во время теракта, их вожаки затем были схвачены и казнены. 19 августа указом царя было объявлено военное положение и на основе 87-й статьи Основных законов учреждены военно-полевые суды. Их практика во многом предвосхитила работу сталинских судов 30-х годов, в эпоху большого террора. Суды из офицеров рассматривали дела террористов по законам военного времени, при закрытых дверях, без адвокатов, в течение двух суток, приговоры обжалованию не подлежали и исполнялись в течение суток. По приговорам военно-полевых судов были казнены 1 102 чел., а от рук террористов погиб 4 131 человек. Заботясь о повышении своей популярности, правительство по инициативе Столыпина упразднило круговую поруку в общинах, уравняло крестьян в правах с другими сословиями, начало аграрную реформу. С 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи, Решение правительства отменить дискриминирующие евреев законы не были утверждены царем. Во II Государственной думе число кадетов сократилось до 97, но их место заняли социалисты. Самой крупной фракцией стали трудовики - 104 места, у эсеров было 37 мест, большевики и меньшевики имели 65 мест. Имелись 22 крайне правых депутата. II Дума оказалась более левой, чем первая. В правительственной декларации, с которой выступил Столыпин, предусматривалось: превращение России в правовое государство, установление равноправия сословий, свобода вероисповедания, создание волостных земств, узаконение экономических стачек, осуществление аграрной реформы. На левое большинство Думы такая программа не произвела впечатления. Социалисты особо не дорожили парламентом, не боялись его разгона, обостряли обстановку, открыто призывали к революции. Столыпин старался сотрудничать с кадетами, предложил Милюкову осудить террор. Однако большинство Думы мешало такому сотрудничеству и совместная работа правительства и парламента вновь стала невозможной. Правительство обвинило социал-демократическую фракцию в заговоре против существующего строя, потребовало лишить некоторых депутатов неприкосновенности и, не дождавшись ответа Думы, 3 июня 1907 г. арестовало социал-демократических депутатов. Царским указом 3 июня Дума была распущена, и был обнародован новый избирательный закон. По Конституции 23 апреля 1906 г. законы о выборах не позволялось менять без согласия Думы. Царь и правительство, нарушив её, 3 июня совершили государственный переворот. Это означало и окончание революции. Целью нового избирательного закона 3 июня 1807 г. было обеспечение лояльного императору состава Думы. Решили долю крестьян в числе выборщиков снизить с 42 до 22%, рабочих - с 4 до 2%, долю помещиков увеличить с 32 до 43%. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам городских богачей, 60 голосам мещан, 240 голосам крестьян и 480 голосам рабочих. Была лишена представительства Средняя Азия, втрое сокращалось представительство Польши и Кавказа. В III Думе из 442 мест у октябристов было 154, умеренных правых 70, независимых националистов - 26, крайне правых - 50. Правительство опиралось на большинство из октябристов и умеренных националистов. III Дума встраивалась в систему государственных органов. Россия превращалась в конституционную монархию. В послереволюционный период Госдума стала постоянно действующим органом высшей власти. Но ее законодательные права были ограничены, некоторые законы, предлагаемые Думой, отвергались Госсоветом или не утверждались императором, а правительство нередко игнорировало ее работу. Среди решений Думы наиболее значимой была столыпинская аграрная реформа.
Столыпинские реформы
П.А.Столыпин сыграл особую роль в период думской монархии. Как выходец из старинного дворянского рода, он защищал интересы самодержавия и стремился лучше приспособить его к новым условиям. Наряду с учреждением военно-полевых судов в августе 1906 г., была разработана широкая программа реформ, инициатором которых был Столыпин. Свою стратегическую задачу он видел в создании "великой России". Ключевым в его программе был аграрный вопрос. Начало аграрной реформе было положено указом 9 ноября 1906 г., который дал крестьянину право выхода из общины с принадлежащим ему земельным наделом и выделять свой надел в личную собственность. Крестьяне могли соединить разрозненные участки в один отруб, выселяться на отведенные земли, создавая хутора. Был издан также закон 15 ноября, разрешивший (в отмену закона 1893 г.) продажу и залог крестьянских надельных земель. Затем был принят закон 14 июня 1910 г. с дополнением, что деревни, в которых не было земельных переделов со времени освобождения крестьян, считаются автоматически перешедшими к единоличному владению. Государство помогало многим крестьянам в приобретении земель через посредство Крестьянского банка. Банк в рассрочку продавал им земли, скупая их у помещиков и получая от государства. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Такая практика была выгодной для работоспособной части крестьян, она помогла им встать на ноги, однако бедняки ею не смогли воспользоваться, вынуждены были наниматься батраками, переселяться в города или в Сибирь. Правительство всячески поощряло заселение Сибири, давало переселенцам пособия и льготы. Отпускаемые им кредиты увеличились в 4 раза по сравнению с предыдущим периодом. Разрушение общины было давно назревшей проблемой, так как переход от общинного владения землей к созданию класса крестьян-собственников был объективной необходимостью. За это еще раньше выступал и Витте. Однако царизму было удобно сохранить общину, которая была низшим звеном управления крестьянами, взыскивая с них подати и выкупные платежи. Теперь, когда революция, I и II Думы показали, что царь не может рассчитывать на крестьян, он решил общину разрушить и создать класс фермеров как новую опору монархии. Всего за 1906-1915 гг. общину покинули 2,5 млн. крестьянских хозяйств, что составляло около 25% всего числа крестьян-домохозяев. Пик освобождения из-под опеки сельской общины приходился на 1908 и 1909 гг. Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими (всего 130 случаев). Свободные крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Фермеры лучше хозяйствовали и обогнали общину по урожайности, поставками товарной продукции в города и на экспорт. Урожайность полей значительно поднялась: вместо традиционных 30-35 пудов с десятины средний за пятилетие 1908-1912 гг. урожай ржи составлял 51 пуд с десятины, озимой пшеницы - около 57 пудов. Надежды правительства на переселение крестьян в Сибирь также не оправдались. В 1907-1914 гг. на заселение Сибири выехали 3,5 млн. человек, из них 1 млн. вскоре вернулись обратно. Кое-какие сдвиги намечались и в проведении школьной реформы. На основе закона 3 мая 1908 г. предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 гг. бюджет народного образования увеличился втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Всего же в стране в 1914 г. насчитывалось 150 тыс. школ, не хватало порядка еще 150 тыс. начальных школ из-за отсутствия финансов. На просвещение Россия тратила 43 копейки на душу населения, в то время как Англия и Германия - около 4 рублей, а США - 7 рублей. Основная масса населения оставалась неграмотной, что затрудняло модернизацию страны. Реформы оказались запоздалыми, у страны не было 20 лет, на которые уповал Столыпин. В итоге царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян - собственников земли. Серьезным изъяном реформы было сохранение помещичьего землевладения, что тормозило ход преобразований. Реформа проводилась бюрократическим аппаратом насильственными методами при сопротивлении дворянских «верхов», которые опасались появления экономического конкурента в лице фермеров. Заметные успехи были достигнуты в развитии промышленности. Экономический подъем охватил все сферы материального производства. Среднегодовые приросты промышленного производства достигали 9%. С 1908 по 1913 гг. промышленное производство возросло на 54%, а общее количество рабочих увеличилось на 31%. Однако его общий уровень перед войной оставался в 2,5 раза меньше, чем во Франции, в 6 раз меньше, чем в Германии, и в 14 раз ниже, чем в США. Россия оставалась страной «второго эшелона» капитализма, её промышленность значительно отставала в техническом отношении от европейской. На долю России приходилось чуть больше 4% мировой промышленной продукции (на долю США - 34%). Однако большая часть подготовленных Столыпиным реформ была отклонена Государственным советом, осуществлено лишь из 43 проектов, остальные царизм посчитал излишними. Например, не прошел проект реформы местного управления. Осложнились отношения Столыпина и с царем, и с его окружением, и с Думой. Следует отметить, что Столыпин как государственный деятель проявлял не только жестокость в отношении участников революционного движения, но и ограниченность в национальной политике, делая ставку на национализм как на идеологию широких масс. Он открыто проводил националистическую великорусскую политику, восстановил против себя и царского режима все национальные меньшинства. Закон 1910 г. ограничил право финского сейма только совещательным голосом. С 1907 г. было резко сокращено представительство национальных окраин в Государственной думе. Столыпин в Польше закрыл польскоязычные школы, на Украине пресса и высшие учебные заведения подвергались насильственной русификации. Столыпин решительно отверг предложение о равенстве различных конфессий. При нем националисты открыто разжигали антисемитские, антикавказские и антипольские настроения, стремясь запугать массы "засилием инородцев", сформировать образ "внутреннего врага". Тогда же появилось знаменитое "дело Бейлиса", по которому обвинение в ритуальном убийстве христианского мальчика было выдвинуто против еврея Бейлиса в Киеве /1911 г./, оправданного судом присяжных в 1913 г. 1 сентября 1911 г. в Киеве Столыпин был смертельно ранен террористом-одиночкой Д.Г.Багровым, сыном богатого еврейского коммерсанта. Анархист и сотрудник охранного отделения, он, видимо, этим убийством желал себя прославить. Он был схвачен и повешен. Убийство Столыпина приостановило процесс реформирования страны. Столыпинская модернизация России была свернута и страна вступила в мировую войну, будучи недостаточно подготовленной к ней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.015 с.) |