II. Целеполагание. Формулировка учебной задачи урока.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Целеполагание. Формулировка учебной задачи урока.



- Ребята, я не случайно попросила вас описать комнату, в которой происходили события в семье Лёли и Миньки. Сегодня мы проведём необычный урок – урок в форме игры. Во время игры мы постараемся побыть реальными участниками событий семьи Лёли и Миньки, почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения. Как вы думаете, в чём нам поможет такая игра? Какую учебную задачу мы можем спланировать на сегодняшний урок? (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль произведения и главную мысль).

III. Работа с текстом в форме игры «В гостях у Лёли и Миньки».

2. Оглашение правил игры.

- Кто из вас знает, без чего не может быть игры? (без правил).

- Верно, поэтому сейчас я расскажу правила игры, которых мы должны будем придерживаться.

- Каждый из вас выбирает одного из героев произведения, кого вам хотелось бы защитить или оправдать в сложившейся ситуации. По ходу чтения сначала вы представляете себя гостем семьи Лёли и Миньки, наблюдаете за ситуацией со стороны. А затем мысленно ставите себя на место того героя, которого хотели бы защитить или оправдать и выступаете с защитной речью, обосновывая свою позицию. Те из вас, кто приводит больше убедительных аргументов, получают бонус, т.е. один убедительный аргумент – один бонус. Кто наберёт больше всех бонусов, будет считаться победителем в этой игре.

Работа над первой частью рассказа.

- Итак, представьте ту самую комнату, в которой происходили события, описываемые писателем Зощенко (можно напомнить описание и зачитать его, включить неторопливую тихую музыку, чтобы школьникам легче было перенестись мысленно в новую обстановку). Каждый из вас является гостем семьи Лёли и Миньки. Вы сидите за общим столом, наблюдаете за происходящими событиями. Представьте главного героя – Миньку. Какой он? Как выглядит? Как он говорит? Как двигается? Затем представьте его сестру Лёлю. Может быть, она похожа на кого-то из ваших знакомых или родственников? Ваша задача – представлять мысленно всё, о чём мы будем читать. (Музыка стихает. Учитель может сам начать рассказ, чтобы не разрушилось впечатление от погружения в новую необычную для школьников ситуацию или попросить об этом заранее подготовленного ученика. Главное, начать чтение в нужной эмоциональной тональности).

- Итак, я начинаю читать… (Вскоре эстафету чтения учитель передаёт своим ученикам).

3. Характеристика героев произведения.

- Ну что ж, вот первая ситуация, в которую попали наши герои Лёля и Минька и мы с ними тоже. Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику (учитель может делать записи на доске).

- Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.

- Каким предстал перед нами начальник папы Лёли и Миньки? Дайте ему характеристику? Как он выглядел по вашему мнению?

- А какой представилась вам бабушка Лёли и Миньки? Попробуйте дать ей характеристику и описать то, как она выглядела.

- Что можете сказать о папе в данной ситуации?

4. Идентификация с героями произведения, выстраивание аргументов защиты.

- А теперь представьте себя на месте того героя, которого хотелось бы защитить и оправдать в данной ситуации.

- Начните свою защите так: «Я представил себя на месте папиного начальника. Я совсем не такой, каким вы меня увидели…. и т.д.». (дети защищают своих героев, приводят доказательства своих мыслей, после каждого такого выступления всем классом решают, сколько бонусов можно дать за такую защиту).

Работа над второй частью рассказа.

Работа проводится подобно тому, как и с первой частью.

Выводы и обобщения по прочитанному.

- Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя ощущают в данной ситуации. Это помогло нам даже в злом папином начальнике увидеть хорошие черты. Умение видеть в человеке не только плохое, но и хорошее, очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек воспринимает в мире не только белый и чёрный цвет, но учится различать и их оттенки, особенно в человеческих отношениях.

- Какие главные слова были сказаны папой Лёли и Миньки, которые мы тоже должны запомнить. Может быть, для кого-то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко.

- Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом Зощенко?

- Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем-нибудь из близких людей. С кем именно? Поделитесь с нами.

IV. Итог урока, рефлексия и самооценка.

- Понравилась вам такая необычная игра?

- Какое важное умение вы приобрели сегодня через игру?

- Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?

- Оцените свои достижения, посчитав все бонусы. (после этого объявляется победитель игры).

V. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить детям вспомнить подобные ситуации из своей жизни, написать об этом мини-сочинение.

 

Урок № 118

Урок по произведению Николая Носова «Федина задача» мы предлагаем вам рассмотреть с той целью, чтобы понять, как работать с юмористическими произведениями. Из психологии известно, что младшие школьники не очень хорошо понимают тонкий юмор, поэтому их нужно этому учить. Как правильно организовать урок по чтению юмористического произведения, мы покажем вам на примере урока, разработанного Е.А. Лушиной и представленного ею в своём методическом пособии[1]. На наш взгляд, автору удалось правильно сориентировать учителя на более глубокое изучение произведений Н. Носова, уйти от их традиционного изучения. Поэтому содержание урока мы приводим без существенных изменений (мы постарались практически целиком сохранить авторский текст), а целевые установки урока сформулированы в соответствии с современными требованиями ФГОС НОО.

Тема урока: Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача».

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть фамилию, имя и отчество известного детского писателя Носова; понимать, что такое юмор и юмористическое произведение; пользоваться приёмами выборочного чтения, быстро находить в знакомом тексте доказательства своих мыслей.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке.

Познавательные: находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении, анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.

Коммуникативные: участвовать в дискуссии, выражать свободно своё мнение, толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.

Личностные: проявлять желание читать и перечитывать произведения Н. Носова, усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Дома школьники читали рассказ Н. Носова «Федина задача».

II. Целеполагание.

- Дома вы прочитали рассказ Николая Носова «Федина задача». Поделитесь своими впечатлениями.

- Какое настроение было у вас во время и после чтения рассказа?

- Определим настроение рассказа одним словом (прозвучат варианты, среди которых «смешное» и «весёлое»).

- Можно ли поставить между понятиями «смешное» и «весёлое» знак равенства? Всегда ли смешное весело, а весёлое – смешно? (В ходе дискуссии выясняется, что смех может быть разным: добрым и весёлым, а также грустным, едким, злым. Поэтому весёлое всегда смешно, но смешное не всегда весело).

- Нам известны уже понятия «юмор» и «сатира» в литературе? Как бы вы определили характер смешного в юмористическом и сатирическом произведении? (Если смех добрый – это юмор, сатирический смех может быть серьёзным, печальным. Этот смех нельзя назвать добродушным).

- Каков же характер смеха в рассказе Носова? (Дети высказывают противоположные предположения, отнеся рассказ к юмору или сатире).

- Перед нами проблема. Попробуем сформулировать нашу учебную задачу на этом уроке. (Понять характер смешного в рассказе Носова и определить: сатирическое это произведение или юмористическое).

- Итак, тема нашего урока такая (читает тему), задача определена, начнём работу.

- Для того, чтобы решить эту проблему, мы должны выяснить, над чем или над кем мы смеёмся, читая рассказ.

- Прочитаем рассказ вместе, анализируя текст по ходу действия.

III. Чтение и анализ.

- Что делал Федя до того, как стал делать уроки? (Был на катке).

- О чём это говорит? (Федя любит гулять, веселиться, он не очень любит учиться).

- Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? (Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно).

- Как Федя слушает концерт? (Слушает с интересом, вникает в содержание песни, делает комментарии).

- Сколько раз он перечитывает задачу? Почему ему не удаётся сосредоточиться? (Федя делает пять или шесть попыток дочитать условие задачи, но всё время отвлекается).

- А вам что больше нравится: концерт слушать или задачу решать? (Слушать интереснее).

- Почему же вы не делаете, как Федя? (Сначала дело, а потом развлечение).

- Что же мешает Феде? Как он думает? (Телевизор. Федя злится на телевизор).

- Почему же он его не выключит? (Федя глупый, бестолковый. Он и не догадывается, что надо просто выключить телевизор и всё).

- Значит, мы смеёмся над глупостью Феди? Так ли это? Что думает об этом автор? Понаблюдаем за Федей внимательнее. (Федя не глупый. Когда он слушает концерт, он делает верные замечания. Просто он погнался за двумя зайцами, в этом его ошибка).

- В чём ещё ошибка Феди? (Он пошёл делать уроки к товарищу с «болтливой» фамилией Сорокин. Ясно, что и там он уроки не выучит).

- Так что же на самом деле мешало Феде? (Мешал он сам. Феде просто не хотелось учиться, вот у него ничего и не получилось).

- А Федя это понимает? (Нет).

- Над чем же мы смеёмся? (Федя обхитрил сам себя, он просто ленивый, а выдумывает, что ему что-то мешает учиться. Федя не видит себя со стороны, не понимает, что выглядит смешно).

- Можем ли мы сказать, что смеёмся не только над Федей, но и над ситуацией? Чем она смешна, комична? (Смешно то, что с самого начала ясно, что Федя просто не хочет учиться. Смешнее, что с первых строчек читатели понимают, что Феде не удаётся догнать двух зайцев, а герой этого так и не понял).

IV. Построение выводов.

- Попробуем сформулировать основную мысль рассказа. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не ищи причину своих неудач в других – ищи в себе. Как не старайся, лень не спрячешь. Не обманывай себя, не ленись – и всё получится).

- Как вы относитесь к Феде? Осуждаете ли вы его? (Нет. Каждый из нас иногда ленится, не хочет учиться).

- Как относится к герою автор? Хочет ли он осудить своего героя? (Нет, автор смеётся над героем, но по-доброму, не зло).

- Можем ли мы теперь определить характер смешного в рассказе? (Смех добрый).

- Можем ли мы сказать, что нам было и смешно и весело? (Да, можем).

- Определим: юмористический это рассказ или сатирический?

- Сформулируем ещё раз, над чем мы смеялись вместе с автором. (Мы смеялись над Федей, потому что он не видит причины своей неудачи в решении задачи. Он не видит себя со стороны и не понимает, что попал в смешное положение. Мы смеёмся над комизмом ситуации. Герой сердится на телевизор и считает, что это он мешает решить задачу, а на самом деле Федя должен злиться на себя. Он сам виноват в своих бедах. Смешное в том, что герой не понимает очевидного, того, что мы, читатели, поняли с самого начала. Комизм нарастает, становится всё смешней.)

V. Подведение итогов урока.

- Решили ли мы свою учебную задачу? (Да, решили).

- Что ещё мы узнали и поняли, читая рассказ? Попробуем ещё раз сформулировать уроки, вынесенные из рассказа, выводы, которые каждый из нас сделал для себя. (В Феде мы узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре, приёмнике и тому подобное. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные ситуации, как Федя).

- Мы решали одну узкую проблему, а получилось, что мы пытались понять замысел автора. Рассказ смешной, а мысли в нём серьёзные. Захотелось ли вам прочитать рассказ ещё раз?

VI. Домашнее задание.

- Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа. Задача: Прочитать так, чтобы слушатели смеялись, но одновременно поняли те серьёзные мысли, которые вложил автор в свой рассказ.

Для сильных учащихся можно дать следующее задание: Найти в рассказе причины, которые помогли автору сделать рассказ смешным, рассмешить, развеселить читателя.

Для остальных учащихся можно предложить дополнительно другое задание: Прочитать другие рассказы Н.Носова, выбрать один из них для представления классу. Принести книги Н.Носова.

VII. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок? Что понравилось на уроке?

- Как вы можете оценить работу класса во время анализа и обсуждения?

- Чья работа помогала классу продвигаться вперёд?

(Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят, объявляет отметки)

- Мне урок тоже показался успешным, завершённым. Благодарю за работу всех вас.

- На следующем уроке мы продолжим разговор о творчестве Николая Носова и познакомимся с другими произведениями автора.

 


[1] Лушина Е.А. Литературное образование младших школьников. Технологии обучения. Методические рекомендации. – Кострома, 2003. – 174 с.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.019 с.)