Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурная перестройка национальной экономики. Диверсификация экономики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После распада СССР в РБ преимущественную роль играли машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, лёгкая и пищевая пром-сть, животноводство, льноводство и картофелеводство. Но переход от командной к рыночной экономике сопровождал структурно-институциональным кризисом - нарушением взаимосвязей и количественных соотношений м/у составными частями нац-ой экономики, нарушением её сбалансированности. Это проявляется в нарушении производственно-экон-их связей, потери дешёвых топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, потеря/значительное сокращение рынков сбыта белор-их товаров, низкий платежеспособный спрос населения, ухудшение финансового положения пр-ий. В начале экон-ого кризиса структурные преобразования осуществлялись стихийно на основе косвенного регулирования с помощью монетаристских подходов – либерализация хоз-ой жизни, приватизация, жёсткая денежно-кредитная политика. После использовалась инвестиционная составляющая на основе разработки и реализации инновационно-инвестиционной политики государства. Структурные деформации в экономике РБ: *несоответствие структуры производства спросу (рост убыточных пр-ий, дебиторской и кредиторской задолженности, нереализованная готовая продукция, неиспользованные все производственные мощности); *высокая энерго- и материалоёмкость производства, зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; *физич. и моральный износ активной части ОПФ; *недоразвитие наукоёмких экспортных производств. Реструктуризация - это изменение приоритетных направлений развития отраслей для каждой области. Т.о. приоритетные отрасли должны увеличиваться (с/х в Гродненской, пром-сть в Могилёвской и Минской), а неприоритетные – уменьшаться (машиностроения, металлообработки, т.е. производство для производства). В РБ социально-ориентированная рыночная экономика, поэтому приоритетной для неё являются социальная сфера – сфера услуг и обслуживания населения, т.е. производство для потребления. Структурная политика РБ должна рационально сочетать специфику межотраслевых комплексов и отраслей страны с учётом максимального использования их конкурентных преимуществ. Т.о. отрасли модно сгруппировать: 1)использующие региональные факторные условия и ресурсы, ввозимые ресурсы (АПК, лесная, химическая, электроэнергетика) – саморазвитие и самофинансирование; 2)традиционные отрасли пром-сти с высоким научно-техническим потенциалом (машино-, станкостроение, чёрная металлургия, лёгкая пром-сть) – модернизация, перепрофилирование, заимствование технологий и закупка нового оборудования; 3)наукоёмкие экспортноориетированные отрасли и производства – большие инвестиции и затраты человеческого капитала. Диверсификация - изменение номенклатуры (вида) и ассортимента выпускаемой продукции, переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства пр-ий. В РБ она проходит вместе с возрождением промышленности высоких технологий. Цель структурной перестройки - повышение конкурентоспособности пр-ий, регулирующее воздействие государства и рыночных механизмов на нац-ую экономику, приводящие её воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Структурная перестройка экономики способствует интеграции РБ в мировую эк-ую систему. Госрегулирование экономики – фактор развития нац. экономики. Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Мировое развитие экономики в 20 в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и гос-ого регулирования. На современном этапе в преобладающем большинстве стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к гос-ому, так и частному сектору экономики. Государство призвано регулировать процессы во всех сферах деят-сти, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его функционирования.
Госрегулирование необходимо для любого правительства. Экон-ая политика гос-ва – важный элемент рыночной системы. Гос-во прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деят-сти отдельных фирм.
Госрегулирование экономики – это система мер законодат-го, исполнит-го и контролирующего характера, осуществляемых госучреждениями для обеспечения устойчивого соц-экон-ого развития страны. Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, соц. стабильности и защиты нац-ых интересов как во внутренней, так и во внешней политике.
Главная задача госуправления в экон-ой сфере - обеспечение роста матер-ого производства с целью удовлетворения возрастающих потребностей населения. В процессе управления экономикой решаются такие вопросы как: повышение эффективности и конкурентоспособности нац-ой экономики, рациональное использование ресурсов, развитие науки, формирование оптимальной структуры хоз-ого комплекса, обеспечение занятости населения. Регулирующие функции гос-ва в период перехода к новым эк-им отношениям.
Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Гос-во призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.
Госрегулирование экономики – это система мер законодат-го, исполнит-го и контролирующего характера, осуществляемых госучреждениями для обеспечения устойчивого соц-экон-ого развития страны. Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, соц. стабильности и защиты нац-ых интересов как во внутренней, так и во внешней политике.
Функции государства: 1)эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование; 2)гарантии прав и свобод личности, собственника и субъекта хозяйствования; 3)формирование устойчивой макроэкономической ситуации; 4)антимонопольные меры и поддержка конкурентной среды; 5) развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий; 6) поддержка социально незащищенных групп населения; 7)охрана окружающей среды; 8) обеспечение нац-ой безопасности; 9)разработка и реализация стратегии соц-экономического развития; 10)создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение соблюдения законов и порядка.
Для регулирования соц-эк процессов гос-во использует систему методов и инструментов. Свои регулирующие функции государство выполняет посредством методов: 1) правовых (разработка законов и норм, антимонопольное регулирование, защита прав покупателей, поддержание малого и среднего бизнеса); 2) административных (запретительные, разрешительные и принудительные меры для отдельных сфер эк-ой деят-сти и категорий населения); 3) экономических: *бюджетно-налоговая пол-ка (беспроцентный кредит, налоговые льготы); *денежно-кредитная пол-ка (уравнение Фишера: M*V=Q*P=ВВП!!!, M-кол-во денег в обращении; V-скорость обращения, Q- объем/количество товаров; P-уровень цен. Ден-ая масса должна быть равна ВВП в действующем году или максимальное её превышение на 10%), *ценовое регулирование (регул-ие ч/з потребительскую корзину, частичная либерализация); *амортизационная политика, *прямые методы регулирования (госзаказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование). Широко используют разработку прогнозов и программ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.154.132 (0.007 с.) |