Структурная перестройка национальной экономики. Диверсификация экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурная перестройка национальной экономики. Диверсификация экономики.



После распада СССР в РБ преимущественную роль играли машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, лёгкая и пищевая пром-сть, животноводство, льноводство и картофелеводство. Но переход от командной к рыночной экономике сопровождал структурно-институциональным кризисом - нарушением взаимосвязей и количественных соотношений м/у составными частями нац-ой экономики, нарушением её сбалансированности. Это проявляется в нарушении производственно-экон-их связей, потери дешёвых топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, потеря/значительное сокращение рынков сбыта белор-их товаров, низкий платежеспособный спрос населения, ухудшение финансового положения пр-ий. В начале экон-ого кризиса структурные преобразования осуществлялись стихийно на основе косвенного регулирования с помощью монетаристских подходов – либерализация хоз-ой жизни, приватизация, жёсткая денежно-кредитная политика. После использовалась инвестиционная составляющая на основе разработки и реализации инновационно-инвестиционной политики государства.

Структурные деформации в экономике РБ: *несоответствие структуры производства спросу (рост убыточных пр-ий, дебиторской и кредиторской задолженности, нереализованная готовая продукция, неиспользованные все производственные мощности); *высокая энерго- и материалоёмкость производства, зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; *физич. и моральный износ активной части ОПФ; *недоразвитие наукоёмких экспортных производств.

Реструктуризация - это изменение приоритетных направлений развития отраслей для каждой области. Т.о. приоритетные отрасли должны увеличиваться (с/х в Гродненской, пром-сть в Могилёвской и Минской), а неприоритетные – уменьшаться (машиностроения, металлообработки, т.е. производство для производства). В РБ социально-ориентированная рыночная экономика, поэтому приоритетной для неё являются социальная сфера – сфера услуг и обслуживания населения, т.е. производство для потребления.

Структурная политика РБ должна рационально сочетать специфику межотраслевых комплексов и отраслей страны с учётом максимального использования их конкурентных преимуществ. Т.о. отрасли модно сгруппировать: 1)использующие региональные факторные условия и ресурсы, ввозимые ресурсы (АПК, лесная, химическая, электроэнергетика) – саморазвитие и самофинансирование; 2)традиционные отрасли пром-сти с высоким научно-техническим потенциалом (машино-, станкостроение, чёрная металлургия, лёгкая пром-сть) – модернизация, перепрофилирование, заимствование технологий и закупка нового оборудования; 3)наукоёмкие экспортноориетированные отрасли и производства – большие инвестиции и затраты человеческого капитала.

Диверсификация - изменение номенклатуры (вида) и ассортимента выпускаемой продукции, переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства пр-ий. В РБ она проходит вместе с возрождением промышленности высоких технологий.

Цель структурной перестройки - повышение конкурентоспособности пр-ий, регулирующее воздействие государства и рыночных механизмов на нац-ую экономику, приводящие её воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Структурная перестройка экономики способствует интеграции РБ в мировую эк-ую систему.

Госрегулирование экономики – фактор развития нац. экономики.

Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Мировое развитие экономики в 20 в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и гос-ого регулирования. На современном этапе в преобладающем большинстве стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к гос-ому, так и частному сектору экономики. Государство призвано регулировать процессы во всех сферах деят-сти, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его функционирования.

 

Госрегулирование необходимо для любого правительства. Экон-ая политика гос-ва – важный элемент рыночной системы. Гос-во прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деят-сти отдельных фирм.

 

Госрегулирование экономики – это система мер законодат-го, исполнит-го и контролирующего характера, осуществляемых госучреждениями для обеспечения устойчивого соц-экон-ого развития страны. Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, соц. стабильности и защиты нац-ых интересов как во внутренней, так и во внешней политике.

 

Главная задача госуправления в экон-ой сфере - обеспечение роста матер-ого производства с целью удовлетворения возрастающих потребностей населения. В процессе управления экономикой решаются такие вопросы как: повышение эффективности и конкурентоспособности нац-ой экономики, рациональное использование ресурсов, развитие науки, формирование оптимальной структуры хоз-ого комплекса, обеспечение занятости населения.

Регулирующие функции гос-ва в период перехода к новым эк-им отношениям.

 

Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Гос-во призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.

 

Госрегулирование экономики – это система мер законодат-го, исполнит-го и контролирующего характера, осуществляемых госучреждениями для обеспечения устойчивого соц-экон-ого развития страны. Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, соц. стабильности и защиты нац-ых интересов как во внутренней, так и во внешней политике.

 

Функции государства:

1)эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

2)гарантии прав и свобод личности, собственника и субъекта хозяйствования;

3)формирование устойчивой макроэкономической ситуации;

4)антимонопольные меры и поддержка конкурентной среды;

5) развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

6) поддержка социально незащищенных групп населения;

7)охрана окружающей среды;

8) обеспечение нац-ой безопасности;

9)разработка и реализация стратегии соц-экономического развития;

10)создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение соблюдения законов и порядка.

 

Для регулирования соц-эк процессов гос-во использует систему методов и инструментов.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством методов:

1) правовых (разработка законов и норм, антимонопольное регулирование, защита прав покупателей, поддержание малого и среднего бизнеса);

2) административных (запретительные, разрешительные и принудительные меры для отдельных сфер эк-ой деят-сти и категорий населения);

3) экономических: *бюджетно-налоговая пол-ка (беспроцентный кредит, налоговые льготы); *денежно-кредитная пол-ка (уравнение Фишера: M*V=Q*P=ВВП!!!, M-кол-во денег в обращении; V-скорость обращения, Q- объем/количество товаров; P-уровень цен. Ден-ая масса должна быть равна ВВП в действующем году или максимальное её превышение на 10%),

*ценовое регулирование (регул-ие ч/з потребительскую корзину, частичная либерализация); *амортизационная политика,

*прямые методы регулирования (госзаказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование).

Широко используют разработку прогнозов и программ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.9 (0.059 с.)