Региональная экономическая политика в РБ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная экономическая политика в РБ.



Региональная экон-ая политика - сфера деятельности по управлению пол-им, экон-им, соц-ым и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения м/у государством и регионами, так и регионов м/у собой. Она охватывает все важнейшие отрасли матер-ого производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.

Гос.регинальная экономич.политика явл.составной частью гос.соц.-экономич.политики страны и представляет собой деятельность гос-ва по регулированию развития страны в региональном аспекте и заключается в применении высшими органами гос.власти и управления различных методов и средств воздействия на функционирование регионов.

Объектами рег.эконом.политики являются административно-региональные образования:области и г.Минск, админист.районы,города, посёлки городского типа.

Субъектами РЭП выступают республикнские и местные органы власти и управлении и местные органы самоуправления.

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых соц-ых и экон-их диспропорций м/у отдельными районами страны.

Методы проведения региональной политики - выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику; «реанимация» депрессивных районов; стимулирующая политика; компенсирующая политика.

 

Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах: прямая финансовая помощь, займы на выгодных условиях и налоговые льготы, создание за счет государства производственной и соц-ой инфраструктуры, размещение государственных заказов, направление миграционных потоков населения. Поддержка развития регионов - главная функция регион. политики.

С республиканской стороны предприняты меры: поднять все области в экономическом плане, развитие областей с учётом природно-экон-их условий, обеспечить их техникой, выровнять доходы населения, обеспечить достойный уровень и качество жизни населения, жильём, стабилизировать удельный вес основных показателей во всех областях.

Кредитно-денежная и бюджетная политика в отношении регионов является одним из самых главных инструментов региональной политики. В РБ слабо развиты формальные структуры и механизмы влияния регионов и областей на центр. Существующая вертикаль построена для выполнения приказов сверху, а не для передачи самостоятельных решений снизу.

Направления региональной политики:1)Экон-ая политика (смягчение региональных экон-их диспропорций). 2)Соц-ая политика (сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, улучшение качества соц-ой среды). 3)Демографическая политика (регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения). 4)Экистическая (повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона). 5)Экологическая (улучшение экологической ситуации в регионе). 6)Научно-техническая (регулирование взаимосвязей м/у размещением научных центров и производственных сил).

 

Региональный структурный анализ национальной экономики.

В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню соц.-экономич.развития, так и по структуре хоз-ва.

Регион - часть территории со специфическими природными, историческими, демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и соц-ой инфраструктурой.

Основой эконом.потенциала регионов явл. промышленность, уровень развития которой, стр-ра и специализация сложились в рез-те территриальн.разделени труда, наличия городских поселений.Наиб.удельн.вес в произв-ве пром.прод.имеетГом.область(около 22%),Минск(окло 19%), гродн.обл.(около 10%).

Одной из отраслей специализации в регионах явл.пищевая промышл., а в Брестской и гродненск.обл.ей принадлежит 1-е место.

Видное место занимает машиностроение, высокий уровень развития химич-ой и пр-ва ср-в пр-ва.

Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:

1) как территориальное размещение экономики в целом и её отдельных отраслей (размещение производства);

2) система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики (на основе ТНК – территориально-хозяйственные комплексы – совокупность пр-ий и сооружений на определённой территории, экономически связанным м/у собой использованием общерегиональных природных и экон-их условий и ресурсов.

 

В регионе соединены различные отрасли хозяйства, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление мат-ых благ и услуг.

Эффективная структура экономики региона формируется на основе рационального использования всего комплекса местных природных и соц-экон-их ресурсов. Природные, экон-ие, соц-ые и другие особенности производств деят-сти на определённой территории оказывают влияние на структуру, масштабы развития хозяйства в общем.

Наиболее крупным по числен.населени и соц.-экономич.потенциалу регионом явл. минск, который выдел.в качестве самост.администрат.-территор.единицы.

В РБ в качестве внутриреспубликанских регионов выступают 6 областей и г. Минск. Такое деление сохранилось с 1961 г.

В столице сосредоточено около 73% всех работающих в науке и научном обслуживании и 35%- в финансировании, кредитовании и страховании.

Минск явл. крупнейшим индустриальным центром страны(функционирует около 4 тыс. пром.предпр.и произ-в)

Состояние, факторы и тенденции развития регионов

Регион - часть территории со специфическими природными, историческими, демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и соц-ой инфраструктурой. В РБ в качестве внутриреспубликанских регионов выступают 6 областей и г. Минск. Такое деление сохранилось с 1961 г.

Перед регионом ставятся задачи взаимоувязки развития отраслей, производств и соц-ых инфраструктур, согласования экон-ого и соц-ого развития, комплексного решения проблем.

Проблема в том, что региональная структура инертна - плохо перестраивается.

 

Территория каждого региона может рассматриваться как условие и фактор размещения производственных сил, определяющие эффективность создания и функционирования производств.

 

Факторы: минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные, земельные, трудовые, экон-ий и научно-технич-ий потенциалы, производственная и соц-ая инфраструктура, система расселения. С целью обеспечения устойчивого развития страны регион политика государства должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсо-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач соц-экон-ого развития; рациональное использование соц-экон-ого и экологич-ого потенциалов, использование преимуществ территориального разделения труда, а также сокращение разрыва в уровне и качестве жизни городов и сёл.

Факторы повышения конкурентоспособности регионов: выгодное географическое положение, высокий уровень развития производств и инновационного потенциала, наличие историко-культурной среды.

Приоритетное развитие во всех регионах должна получить соц.сфера,важнейша задача которой – создание условий предоставлении населению гарантированного минимума социально значимых услуг и стандартам и независимо от места проживании..

Особое внимание следует уделить развитию соц.инфрастр-ры агрогородков и малых городов

Проблемы каждого региона необходимо решать исходя из общереспубликанских задач и с учётом местных интересов и особенностей. Не менее важны рациональное использование соц.экономич.и экологич.потенциалов регионов, преимуществ территор.разжелени труда., а также сокращение разрыва в уровне и кач-ве жизни в городах различных категорий сельск.местности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.018 с.)