Наука в системе государственных приоритетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука в системе государственных приоритетов



Наука – специфическая область человеческой деятельности, в которой создаётся интеллектуальная продукция в форме получений новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных знаков развития общества для их использования в практической деятельности людей. Наука является производительной силой общества, активно влияет на развитие мирохозяйственных связей и эффективность общественного производства. Поэтому она занимает в системе государственных приоритетов особое место.

Система гос.приоритетов ориентирована на укрепление обороноспособности страны, обеспечение суверенитета государства, экономической и технологической безопасности, продовольственной, энергетической и сырьевой независимости, а также внешнеэкономической и финансовой самостоятельности. В современных условиях без активного участия учёных и широкого внедрения достижений науки невозможно успешно решать проблемы обеспечения эколог., экономич., технологич.безопасности общества.

С помощью науки разрабатываются и реализуются экологически чистые технологии в промышленности и других отраслях хозяйства страны; обеспечивается экономической и технологической безопасность страны. Улучшая экологические условия жизнедеятельности людей, наука способствует сохранению их здоровья, и тем самым - демографической ситуации в стране. Наука предлагает практике наиболее эффективные и экономичные способы добычи и глубокой переработки полезных ископаемых, применение ресурсосберегающих энергетических установок, новых материалов и химических веществ, что позволяет улучшать среду обитания человека, делать ее более безопасной для жизни людей.

На базе научных исследований создаются наукоемкие производства, которые приносят экономически развитым странам самые высокие доходы в процессе продажи наукоемкой продукции на внешнем рынке. Во всем мире происходит усиление государственного регулирования развития науки и техники для ускорения внедрения новшеств, все большая часть выделяемых на науку и технику ресурсов передается в распоряжение специальных правительственных органов для стимулирования приоритетных направлений.

 

Формы гос. регулирования науки, научно-технических и иннов. проц. разнообразны:

-государство способствует сохранению и развитию ведущих научных школ и научных направлений, обеспечивая подготовку научных и инженерных кадров;

-реализуются разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; используются бюджетные средства на поддержку науки;

-создаются условия для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирования и поддержки инновационной деятельности;

-фискальные и другие инструменты госрегулирования для стимулирующего воздействия внешней среды.

.

22. Организационные формы управления научным комплексом.

Наука – специфическая область человеческой деятельности, в которой создаётся интеллектуальная продукция в форме получений новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных знаков развития общества для их использования в практической деятельности людей.

 

Организационная структура управления научно-техническимкомплексом – это совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов госуправления НТР и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны.

Группы научных организаций:

1)научные учреждения, выполняющие преимущественно научные исследования; 2)конструкторские, технологические и проектные организации, осуществляющие в основном технические разработки;

3)научно-технические подразделения и центры, лаборатории и экспериментальные производства, занятые преимущественно освоением новой продукции и новой технологией; 4)организации и предприятия научно-технического обслуживания. Кроме этого функционирует большое число комплексных учреждений, сочетающих научно-исследовательские работы с другими видами научно-технической деятельности: конструированием, технологическими разработками, проектированием.

 

В настоящее время среда, в которой работают научно-технические организации определяется: сокращением платежеспособного спроса заказчиков; ограниченностью бюджетных средств; неплатежеспособностью предприятий в течение длительного времени; отсутствием существенных налоговых льгот, неэффективным госрегулированием науки.

 

Институционно-правовую базу функционирования науки в РБ составляют законы: Об основах гос-ой научно-технической политики, О научной деятельности, О национальной академии наук Беларусии. Они определяют правовые основы и гарантии осуществления научной, научно-технической, инновационной деятельности и защиты её результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, формулируют основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики.

 

Также в стране была создана организационная система научной деятельности, а также система органов госуправления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики:

Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) - проводит госполитику и реализует функции госрегулирования в сфере научной и инновационной деятельности, осуществляет охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, курирует гос. научно-технич.программы, программы освоения новшеств произв-ва, инновац.проекты.

Национальная академия наук (НАН) - высшая гос. научная организация страны. Включает: гос-ые программы фундаментальных, ориентированных фундаментальных, прикладных исследований, проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований

Высшая аттестационная комиссия (ВАК)- курирует планирование и подготовку кадров высшей квалификации.

ВАК - 1)проводит аттестацию научных и научно-педагогич. работников высшей квалификации.

2)решает вопросы о научной степени и званиях

23. Оценка результатов и перспективы научной деятельности и эффективность науки.

Наука – специфическая область человеческой деятельности, в которой создаётся интеллектуальная продукция в форме получений новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных знаков развития общества для их использования в практической деятельности людей. Эффективность функционирования научного комплекса зависит от уровня развития научного потенциала, который является важнейшим неисчерпаемым и возобновляемым ресурсом страны.

 

Значение, качество и продуктивность потенциалов научной и научно-технической деятельности характеризуется количественными и качественными показателями:

1) кол-во научных организаций, их функциональная структура (по видам деятельности, секторам, отраслям, регионам);

2) объёмы и структура исследуемых разработок (фундаментальные, прикладные, гос-ные научно-технические программы, отраслевая структура ИР);

3) научные кадры (численность персонала занятого ИР), в т.ч. по категориям и уровню квалификации;

4) финансовое обеспечение (источники финансирования: госбюджет, внебюджетные фонды, организации предпринимательского сектора, иностранные инвесторы, объём затрат на ИР);

5) материально-техническая база (научное оборудование, приборы);

6) научно-информационные ресурсы (библиотечные и патентные фонды, компьютерные информационные системы);

7) система управления научной сферой, процессами ИР, включая блок оценки их результатов.

 

Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются:

1) наукоёмкости ВВП (в РБ<1),

2)среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве,

3)кол-во научных организаций.

 

Научная продукция создаваемая интеллектуальным, творческим трудом ученых, изобретателей и новаторов часто не принимает материально-вещественную форму, но имеет стоимостную оценку и реализовывается по рыночным ценам принося прибыль, при этом научно-техническая продукция должна отвечать в максимальной степени запросам потребителей.

Результатами действия научного сообщества являются: открытия, ноу-хау, изобретения, лицензии и патенты, промышленные образцы, информационные технологии, предложения и рекомендации в области социально-экономической деятельности.

Ценность научного товара характеризуется: масштабностью задач, решаемых с использованием данного товара, устойчивостью к моральному старению, надежностью использования и обоснованностью результатов интеллектуальной деятельности, технологичностью внедрения. Сложной является оценка экономической эффективности социальных мероприятий и результаты эффективности экологических исследований.

В РБ создана система национальных органов, формирующая научно-техническую политику и определяющая приоритетные направления развития науки и техники. Происходит усиление гос. регулирования развития науки и техники в целях ускорения внедрения новшеств.

24. Эк-ое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала. Инновационная деятельность, показатели её оценки.

Инвестиционный потенциал - это способность страны осваивать необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют: объемы и структура капиталовложений и строительно-монтажных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы.

Основные составляющие инвестиционного потенциала: проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации; отрасли народного хозяйства и промышленности: строительство, промышленность стройматериалов, конструкций и деталей (стройкомплекс).

 

Система мероприятий для достижения целей:

1)совершенствование внутриотраслевой структуры стройкомплекса;

2)создание новых архитектурно-планировочных систем зданий и сооружений, возведение жилых и административных зданий по современным проектам;

3)модернизация технологий строительства и производства стройматериалов, постепенное закрытие энергоемких и экологически вредных производств,

4)расширение международного сотрудничества с Россией и другими странами СНГ и Евросоюза, приоритетные 5)поиск потенциальных потребителей стройматериалов и изделий;

6)обеспечение развития территорий, моделей расселения, инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденными генеральными планами.

 

Инновационная деятельность - комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерч.мероприятий, направленных на коммерциализацию(построение экономики на рез-тах научных исследований) накопленных знаний, технологий, оборуд-ния.

Результатом инновац.деятельности явл.новые или дополнит.товары и услуги или товары с новыми кач-ми.

Показатели оценки:

-доля инновац.прод-ции в общем выпуске прод-ции

-часть органазаций,занятых инновац.деят-тью

-финансовое обеспечение(объёмы,источники)

-развитие и обновление технологий(%-ым соотношением традиционных и прогрессивных технологий)

Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяются в процессе инновационной деятельности, которые оцениваются в мировой практике:

1)долей новой продукции в общем объёме производства промышленной продукции; 2)развитием и обновлением технологий;

3)внешнеторговым обменом продукции высокой и средневысокой наукоёмкости;

4)участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;

5)участием предприятий в финансово-промышленных группах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.024 с.)