Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущ-ть ФКС страны и её осн эл-ты

Поиск

Сущ-ть ФКС страны и её осн эл-ты

Эк категория «ФКС» включ в себя сов-ть отдельных, но взаимосвязанных эл-тов фин и кредит с-мы.

Фин отношения возникают по поводу образ-ия и использ-ия централиз и децентрализ фондов ден средств гос-ва и предприятий. Сов-ть обособл, но взаимосв сфер и звеньев фин отношений образуют финансовую систему. Она включает в себя след эл-ты: 1) гос бюджет - осн ср-во перераспределения нац дохода (через это звено перераспределяется до 40% нац дохода); доходами явл-ся налоги, расходами – военные цели, вмешательство в эк-ку, содержание госаппарата, соц расходы, субсидии и т.д.; 2) местные финансы (стр-ра опр-ся бюджет устройством); доходы – налоги (в основном поимущественные); расходы – развитие эк и соц инфрастр-ры; 3) специальные внебюджетные фонды (к ним относятся фонды соц страх-ия, пенс фонд и др целевые фонды); 4) финансы государственных предприятий (возникновение связано с развитием гос сектора в эк-ке нек-ых стран, они предст собой попытку разрешить противоречия м/у частными интересами и общенац эк проблемами.

Кредитная система – сов-ть всех кредит отношений. Она включает в себя 3 уровня: 1) ЦБ (обеспечение устойчивости ден-кредит с-мы, стабильного функц-ия КБ; основная функция – реал-ия монет п-ки); 2) КБ (банки играют ключевую роль в коммерческом обороте страны; явл-ся посредниками в эк-ке, к-ые обеспечивают процесс «сбережение-инвестиции»; банки явл-ся глав источником ликвидности эк-ки); 3) другие СКФУ (к ним относятся: инвест банки и компании, доверительные компании, ипотечные банки и т.д.).

Взаимосвязь фин, бюдж, нал, кредит с-мы.

Эту взаимосвязь можно представить схематически.

Фин с-ма гос-ва имеет тесную взаимосвязь с бюдж и нал с-мами. Фактически первые два элемента фин с-мы: гос бюджет и местные бюджеты как часть местных финансов образуют бюдж с-му гос. В свою очередь, сов-ть налог платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных уровней, составляет нал с-му. На стыке финн и кредит отношений стоит институт гос кредита: с одной стороны, гос кредит предст собой классич кредит отношения м/у кредитором и заемщиком на основе платности, возвратности и срочности; с др стороны, гос-во использует ссудный фонд для формир-ия и распред-ия централиз фондов, выполняя свои ф-ии, что явл-ся фин отношениями. Таким обр, подтверждается связь м/у кредитом и финансами, к-ая также вытекает из сходства ф-ии распред-ия, присущей этим 2 эк категориям.

Эк классификация стран мира

Сегодня в мире насчитывается более 200 стр. В соответствии с разработанной ООН классификацией все гос-ва делятся на 3 группы: 1) развитые; 2) разв-ся; 3) СПЭ.

Глав показатели, по к-ым оценивается место страны в мире: ВВП, НД, ВНП.

Др. показ: конечная продукция товаров и услуг, к-ые покупаются для конечного пользования; уровень жизни, развитие сферы услуг, показатели эк эфф-ти, активность в мир торговле.

Основы дифференциации: 1) уровень эк развития; 2) соц стр-ра эк-ки; 4) тип эк роста; 5) хар-р внешнеэк связей.

1) Развитие страны: 29 гос-в

а) наиболее развитые (большая семёрка): ориентация на наиболее перспективные отрасли экономики, высокое качество продукции, эффективная рыночная структура, экспорт техники, технологий, патентов, лицензий, преимущественно демократические государства, активная маркетинговая политика (США, Канада, Япония, Германия и т.д.);

б) среднеразвитые (Кипр, Португалия, Греция);

2) Разв-ся:

а) страны-экспортеры нефти (обычно члены ОПЕК)

б)НИС (Бразилия, Тайланд, Индонезия, Мексика)

в) среднеразвитые: основа - пищевая, легкая, перерабатывающая промышленности

г) наименее развитые: зависят от внеш фин-ия

3) СПЭ (гос-ва Балтии, Казахстан, РБ)

 

Соврем тенденции разв-я ФКС

ФКС стран в совр мире нестабил. В СПЭ они нах-ся на стадиях адапт-ии к условиям рын эк-ки, т.е. идет процесс перехода на нов условия микро- и макроэк-ки. В разв-ся странах эк-ка нах-ся на стадии нач этапа разв-я рын эк-ки. В развитых странах эк-ка достигла вы сур-ня разв-я: развито пр-во, ФКС, невыс инфляция и т.д. Эти страны, хотя и достигли своего выс ур-ня, сталк-ся с проблемами своего дальнейш разв-я.

Основу соврем. тенденций разв-я ФКС сост ДКП и фин. п-ка. ДКП проводит ЦБ гос-в, а фин п-ку – прав-во в лице Минфина. ДКП-сов-сть мер эк. регул-ия ден обращения и кредита, направл на достижение устано эк роста путем воздействия на уровень и динамику инфл., инвест активность и др важные макроэк процессы. Глав задача ДКП- поддержание стабил покупат силы нац вал и обеспечение эластичной с-мы платежей и расчетов. ДКП явл одной из важн частей регул-ия всей эк страны. Во 2 пол 20 века сложился единый подход целей регул-ия эк-ки: 1)стаб нац вал, 2)обеспечение стаб темпов эк роста, 3)равновесие ПБ. Осущ-я ДКП, ЦБ достигает разв-ия внутр эк-ки, укрепления ден обращ, сбаланс-ти внутрен эк процессов. ДКП осущ косвенным (эк) и прямыми (администрат) м-дами воздействия.

Задача гос сектора - стабилизация эк-ки. Фин п-ка – необх-ть обеспечения эк роста, борьба с инфл, ликвидация гос долга, сниж бюдж деф. Основу фин п-ки сост нал, бюдж и соц п-ка. Фин п-ка имеет след звенья: 1)выработка научно-обоснованных концепций разв-я финансов, 2)опр-ие осн направлений исп-я фин-ов на перспективу и текущ период, 3)осущ-е практич действий, направлен на достижение поставлен целей. ФП дел на фин стратегию и фин тактику(решение задач конкрет этапа разв-я общ-ва).

 

Ден с-ма страны, её пон-ие и осн эл-ты

Ден с-ма – истор-ки сложившееся и законодат закреплённое устройство ден обращения в стране. Глав эл-том явл-ся такая эк категория, как деньги. Деньги – товар особого рода, всеобщий эквивалент (ф-ии денег: мера ст-ти, ср-во накопления, ср-во обращения, ср-во платежа, мир деньги). Выделяют неск-ко видов денег: натур, монет (полноцен и неполноцен), символические (бум и кредит.).

Виды денег, как и сама ден ед-ца, наряду с эмиссионной с-мой и кредит аппаратом являются эл-ми ден с-мы. Так, ден ед-ца – это установл законодат-но ден знак, к-ый служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Эмисс с-ма предст собой установл з-ном страны порядок эмиссии и обращения денег. Эмиссия может осущ-ся не только ЦБ, но и казначействами. Кредит аппарат (кр с-ма) также м/б отнесен к звеньям ден с-мы, т.к. его функц-ие оказывает влияние на ден обращение и требует регул-ия.

Принципы организации ден с-м: 1) централиз регул-ие со стороны гос-ва; 2) наличие механизма план-ия; 3) гибкость; 4) ден эмиссия имеет кредит хар-р; 5) ЦБ страны подотчётен парламенту страны и не подчиняется прав-ву.

В основе ден с-мы находится ден обращение (процесс непрерыв движения денег в нал и безнал формах). Ден обращение подразделяется на нал и безнал.

Ден с-мы подразделяются в завис-ти от вида денег на с-мы металл обращения (бимет-зм и мономет-зм) и с-мы бум-кредит обращения.

 

Валютная система.

При переходе в обращение на м/н р-ках ден ед-ца как глав эл-нт ден с-мы приобретает статус валюты, что позволяет говорить о вал с-ме как о продолжении ден с-мы.

МВС - форма организации м/н вал-эк отношений, закрепленная межгос соглашениями. Включает: 1)валюту (ден ед гос или группы гос, обращающаяся за его пределами и на внутр р-ке); 2)паритет валюты (законодательно установленное соотн-е нац вал к др вал или иному товару), 3 ) усл-я конвертируемости (способнось резидентов и нерезидентов своб обменивать нац вал на иностран и использовать ин вал в сделках с реал и фин активами), 4) режим обменного вал курса (мех-зм опр-ия номин обмен курса на вал р-ке с регламентированной долей участия гос), 5 ) вал ограничения (запрет, задержки совершения операций с вал ценностями или распоряжения ими), 6) вал контроль (сов-сть мер по рег-нию вал операций), 7) регул-е м/н вал ликвидности (способность гос в установленные сроки отвечать по своим внеш обязательствам), 8) режим вал р-ка и р-ка золота явл объектами нац и межд рег-ния, 9) регламентация м/н расчетов, 10) органы упр-я и рег-ния вал отношений.

Вал с-мы класс-ся по виду резервного актива, с помощью к-го устранялись дисбалансы в м/н расчетах. 1-й МВС принято считать золотомонет стандарт (1867-1914гг., юр оформлен на Парж конференции) – ден знаки имели золотое содержание; в соотв-ии с золотым содержанием ватют зарубеж стран устанавливались их паритеты; валюты свободно конвертировались в золото. Золотодевизный стандарт (Генуэзская конференция 1922г) – нац валюты обмен-сь на др валюты (девизы), конвертируемые в золото. След истор формой МВС стала с-ма «долларового стандарта» (Бреттон-Вудская конференция 1944г.) -- на офиц устан паритетах курсы валют фиксировались к доллару США, к-ый конвертировался к золоту по фикс курсу (35$ за тройскую унцию). След этап – Ямайская вал с-ма (Ям конференция 1976г.), к-ая офиц установила свободу выбора вал режима для кажд гос-ва, золото потеряло сп-ть служить мерой ст-ти и точкой отсчета вал курсов.

Монетарная политика

Реал-ция МП гос-ва явл-ся осн ф-цией ЦБ. В завис-ти от вида МП глав целями ЦБ м/б: стаб-ть цен, устойч-ть нац валюты, стабил-ть ден массы и др. Сущ 4 вида МП:

1) таргетирование валютного режима. Эта стратегия предст собой форму фиксации нек-го объема нац валюты к валюте страны, как правило, с более низкой инфляцией. В кач-ве альтернативы может выступать ползущая фиксация обменных курсов с устан % девальвации.

2)таргетирование ден массы -- регул-ие ден агрегатов с целью оптимиз-ии ур-ня инфляции.

3)таргетирование ур-ня инфляции. Включ: - достижение прозрачности долгоср МП путем придания гласности текущ задач и планов; - снижение роли промежуточных показ-ей; - включение целевых параметров инфляции в долгоср концепцию развития гос-ва; - среднеср декларация достижения конкр показателей инфляции; - увеличение подотчетности ЦБ для достижения целевых ур-ней инфляции.

4)таргетирование скрытого показателя. Сущность закл в разработке жесткой стратегии контроля будущего ур-ня инфляции. Предполагает тщательный мониторинг признаков надвигающейся инфляции, разработку и нанесение «предупреждающих ударов» потенуиальной угрозе инфл процессов.

В своей деятельности ЦБ использ след инструмнты:

Вал интервенция Для повышения курса нац валюты проводится продажа, а для снижения - покупка ин валюты.

Девальвация (ревальвация) Регул-ие курса путем девальвации – снижение ее офиц курса по отношению к валюте-привязке (при ревальвации – повышение курса) предполагает резкий скачок и изменение вал соотн-ия с последующей его офиц фиксацией.

Операции на откр р-ке состоят в покупке или продаже ц/б гос-ва на вторичном рынке. Если ЦБ продает ц/б на откр рынке, а КБ их покупают, то рес-сы последних умень-ся. Это приводит к сокращ ден массы в обращении и, соот-но, к повышению обменного курса. И наоборот.

Учетная ставка органы монет рег-я воздействуют на кол-во резервных денег и обменный курс путем изменения суммы и условий предоставления своих кредитов. Так, повышение учетной ставки стимулирует приток кап-лов из стран, где более низк %-ая ставка, тем самым увеличивая массу ин валюты и повышая курс нац ден ед-цы.

Нормы обяз резервов. монетар власти могут воздействовать на обмен курс путем измен-я величины обяз рез-ов. Напр, повыш НОР заставит банк с-му держать большее кол-во резервов, в рез-те чего сократится предлож-е нац вал и курс повысится.

Во всех странах МП ЦБ дополняется банковс регул-ем и надзором за деят-ю КБ и др кред организций.

 

9. Фин с-ма гос-ва, её пон-е и содержание

Фин отношения возникают по поводу образ-ия и использ-ия централиз и децентрализ фондов ден средств гос-ва и предприятий. Сов-ть обособл, но взаимосв сфер и звеньев фин отношений образуют финансовую систему. Различают 2 сферы фин отношений: централиз-ые (гос бюджет, внебюдж фонды, гос страх-ие, гос кредит) и децентрализ-ые (финансы предприятий) финансы.

Фин с-ма включает в себя след эл-ты: 1) гос бюджет - осн ср-во перераспределения нац дохода (через это звено перераспределяется до 40% нац дохода); доходами явл-ся налоги, расходами – военные цели, вмешательство в эк-ку, содержание госаппарата, соц расходы, субсидии и т.д.; 2) местные финансы (стр-ра опр-ся бюджет устройством); доходы – налоги (в основном поимущественные); расходы – развитие эк и соц инфрастр-ры; 3) специальные внебюджетные фонды (к ним относятся фонды соц страх-ия, пенс фонд и др целевые фонды; глав источники фондов – спец налоги и сборы, устанавливаемые законодат властью; направления расходования – зависят от их назначения, эк условий и реализ-ых программ); 4) финансы государственных предприятий (возникновение связано с развитием гос сектора в эк-ке нек-ых стран, они предст собой попытку разрешить противоречия м/у частными интересами и общенац эк проблемами).

Фин с-ма гос-ва имеет тесную взаимосвязь с бюдж с-мой и нал с-мой. Фактически первые 2 эл-та фин с-мы (гос бюджет и мест бюджеты) образуют бюдж с-му гос-ва). В свою очередь, сов-ть нал платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных ур-ней, составляет нал с-му.

Таким обр, фин с-ма состоит из бюдж с-мы (гос бюджет, мест бюджеты), включающей в себя нал с-му и др звеньев (спец внебюдж фонды, финансы гос предпр-й).

 

Нал с-ма страны

НС страны – сов-ть налогов, сборов, пошлин, взимаемых в устан порядке, принципов и порядков их устан-ия, изменения, отмены, устан-я прав и обязанностей налогопл-ков, нал органов и др уч-ков отношений, регул-ых нал зак-твом. Принципы НС: нейтральности, справедливости, доходчивости, оптим-ти, эф-сти. Основа и объект НС - налоги. Ф-ции налогов: фиск., распределит., контрольная. Сп-бы взимания налогов: кадастровый, декларационный, администрат. М-ды взимания налогов: нал, безнал, расчет гербовыми марками. По объекту налогообл-ия налоги дел на имуществен, ресурсные, взимаемые с оборота, налоги на потр, на прибыль и к-л. По м-ду установления: прямые и косвенные. По субъектам: налоги с ФЛ, с ЮЛ, смешанные налоги. По органу власти, устанавлив налоги: регион, федер и местные. По ур бюджета, в к-ые зачисляются налоги: закрепленные, регулирующие. По назначению: общие, спец.

 

Фин сист США

ФС США вкл-ет фин с-му федерации, фин с-му 50 штатов, фин с-му графств, округов, муниципалитетов, спец фонды. Каждый из 4 подразделений самост составляет и утверждает свой бюджет. В б-ты штатов не входит фед б-т. Сущ-ет много фондов, б-тов предпр-й, к-ые не вкл в бюдж с-му страны. Центр место ФС США - фед б-т. Доля его расходов ›60% в общей сумме гос расходов. За фед б-том закреплены расходы общенац значения. Наиб удел вес занимают воен расходы. Дох часть - налоги и неналог поступления. Налог платежи - 90%, из них 70% - прямые, 30% - косвен. Глав - подох налог. Фед б-т явл дефицитным. В б-тах штатов пероблад косвен налоги (поимущественный). Они явл дефиц.

Фед б-т США

Фед б-т в США предстт собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительст расходов и доходов, распред-ых по источникам поступлений, осн направлениям и программам расход-ия ср-в. Доля его расходов ›60% в общей сумме гос расходов. За фед б-том закреплены расходы общенац значения. Наиб удел вес занимают воен расходы. Дох часть - налоги и неналог поступления. Налог платежи - 90%, из них 70% - прямые, 30% - косвен. Глав - подох налог. Фед б-т явл дефицитным.

Стр-ра расход и доход части фед б-та претерпевает ежегод изменения, к-ые в осн-м зависят от разрабат-ой бюдж-фин п-ки гос-ва. След отметить, что на стр-ру фед б-та США во многом оказывают влияние полит события. Поэтому фин стратегию гос-ва опр-ет адм-ция действующего президента.

Рассматривая фед б-т нельзя не упомянуть о проблеме бюдж дефицита, к-ая была решена лишь с приходом Клинтона к власти. После длит периода дефицит фин-ия, продолжавшегося почти 40 лет (начиная с 60-х гг.), адм-ция Клинтона (с января 1993 г.) за срав-но короткий промежуток времени (прим за 6 лет) удалось не только ликвидировать хронич отриц сальдо фед б-та, но и выйти на профициты в размере 100-115 млрд.$.

Бюдж процесс. Начало фин года - 1 октября. Сост-ет проект фед б-та Администрат-бюдж управление. Утверж-ет – Конгресс. Испол-ет – Казначейство, контрол-ет – АБУ и Пр-нт. Продолжит-ть бюдж процесса – 30 месяцев.

 

Ден с-ма США

Нац ден ед-ца – дол США, 1 USD=100 центов. В обращении нах-ся банкноты дост-вом 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 1000 USD. Нац эмитент – ФРС США.

ДС США прошла слож и своеобр этап своего развития. Истор-ки в ней нашли свое отражение осн этапы и закономерности общей эволюции ден механизма др стран. Этим общим мех-м было появление и развитие ден обращения. В 1793 г. Казн-во страны приступило к выпуску монет. Параллельно в обращении нах иностр монеты. Их исп-е основ-сь на с-ме бимет-ма. В 18в ден обращение в осн-м обслуж-сь иностр ден знаками: англ фунт стерл и испан серебр дол. В 1785г в США появ-сь нац ден ед-ца -амер дол. $ мог свободно чеканиться из золота и серебра. Монет паритет составлял 15/1. В целом с-ма бимет-ма на могла работать успешно, тк постоянно изменялись цены на р-ках золота и серебра. В стране стал преобладать золот мономет-зм. Он просущ-л до нач 30-х гг 20в. В 1931 золотой стандарт был отменен со всеми его разновид-ми. На смену ним пришли кред деньги(векселя, чеки, банкноты).

На Бреттон-Вуддской конференции в 1944г был введен «дол стандарт», согл к-му доллар США фактически стал единств валютой, свобод конверт-ой в золото (просущ-л до Ям вал с-мы – 1976г)

 

Кредит с-ма США

КС СШа вкл-ет: 1)центр эмиссион банк (ФРС); 2)КБ; 3)СКФУ.

ФРС – АО без доли гос к-ла; образ-на в 1913г. Вкл-ет 3 звена: 1)органы упр-ия; 2)12 фед рез банков, 3)6000 банков-членов ФРС. Органы упр-ия: 1) Совет упр-их состоит из 7 чл-в, назнач през-том с одобрения Конгресса, срок полномочия 14 лет. Каждые 2 года заменяется 1 член совета. Совет отвечает за общее рук-во и контроль за работой ден и банк с-мы. СУ возглавляет председатель совета и сопредседатель на 4 года. Ф-ции СУ: установление НОР, утв-ие ставок учетного %, опр-ие макс ставок по вкладам, осущ-ие надзора за деят-тью фед рез банков. 2)Комитет откр р-ка состоит из 7 членов и 5 президентов фед рез банков. Он опр-ет п-ку ФРС в обл закупок и продаж гос облигаций на откр р-ке. 3)Фед консульт совет –из 12 рук-лей КБ, избир ежегодно по 1 из каждого ФРБ. Этот орган не имеет полномочий для форм-я п-ки ФРС. ФРС независ орг-я. Спец законодат акты могут вносить какие-л изм-я. Ф-ции ФРС: хр-е вкладов, рес-сов КБ, роль фиск агента фед прав-ва, надзор за деят-тью банков, рег-ие ден массы в эк инт-сах страны, рег-ие ден эмиссии.

В США ›9 000 КБ. По своей стр-ре КБ вкл банки-члены ФРС и банки, на вход в ФРС. Бол-во банков явл небол по размерам активов(10-50 млн$).

СКФУ: сбер учр-ия (судно-сбер ассоц-ии, взаимно-сбер банки), компании по страх-ию жизни, иму-ва, пенс фонды корпораций, инвест комп-ии, фин комп-ии кред союзы (предост-ие займов, вклады), дилерские и брокерские фирмы (операции с ц/б) и тд. Все они вып-ют ф-ции, строго соответ-ие своему уставу и деят-ти.

 

Фин с-ма К-ды

ФС К-ды по своей стр-ре не отлич-ся от классич устан-ой схемы самост и взаимосв звеньев и вкл-ет в себя бюдж с-му, спец фонды и финансы гос предпр-й. М/у тем, бюдж с-ма К-ды имеет специфич особ-ти присущие странам с фед гос устр-вом. 1-м ур-нем бюдж с-мы явл-ся фед б-т, к-ый форм-ся и исполн-ся фед прав-вом. 2-й ур-нь – б-ты 10 провинций и 3 тер-рий. 3-й – б-ты мест органов власти – 5000 муниципал образ-ий, включая города, села, тауншипы, графства и р-ны спец обслуж-ия.

Финансовый год – с 1 апреля. Сост-ет проект б-та Комитет приоритетов и план-ия, утв-ет парламент, подпис-ет премьер-мин-р, исп-ет совет казн-ва; продолж-ть бюдж процесса 36 мес.

Форм-ие фед б-та К-ды осущ-ся путем аккум-ия налог и неналог доходов. Осн долю в б-те сост-ют налог поступ-ия (более 90% от доход части). Фед прав-ву принадлежат полномочия по регул-ию?? обороны, воен стратегии, правопорядка, нац гос долга и гос собст-ти, ДК и банк с-мы, торг и коммерч отн-ий. В совр К-де более 20% ВВП, или более пол-ны общегос расх-в, направл-ся на соц нужды. Но все же глав статьей расх-в фед б-та явл-ся статья обслуж-ия гос долга.

2-м звеном фин с-мы К-ды явл-ся б-ты провинций и тер-рий. Доход часть б-тов провинций и тер-рий форм-ся преимущ за счет трансферт платежей фед прав-ва. Однако, эта доля заметно отлич-ся от провинции к провинции. У лидеров по ур-ню эк разв-я (Онтарио, Альберты, Брит Колумбии) доля фед трансфертов в общих доходах сост-ет 10-20%. 2-м, а у нек-ых регионов и 1-м источником пополнения доходов б-та явл-ся налог поступ-ия, в к-ые входят как собст налоги, так и отчисления от фед налогов.

На 3-м ур-не бюдж с-мы К-ды нах-ся б-ты мест орг-в власти. Д-ды мест орг-в власти прим на 47% склад-ся за счет мест налогов (прежде всего на недв собст-ть). Б-ты мест орг-в власти явл-ся глав ист-ком фин-ия кап влож-й (в осн-м на инфрастр-ру), а также испол-ся на цели образ-ия и подготовки кадров, мед помощь и т.п.

Особ место в фин с-ме К-ды занимают финансы гос предпр-й, доходы к-ых составляют незначит долю в консолидир б-те, и гос с-мы фондов спец назначения. Фед фонды (страх-ия, занят-ти и пенс) форм-ся из отчисл-ий от ЗП.

 

Бюдж сист Канады

Бюдж с-ма К-ды имеет специф особ-ти присущ странам с фед гос устр-вом. 1-м ур-нем бюдж с-мы явл-ся фед б-т, к-ый форм-ся и исп-ся фед прав-вом. 2-й ур-нь – б-ты 10 провинций и 3 тер-рий. 3-й – б-ты мест орг-в власти – 5000 муниципал образ-ий, вкл города, села, тауншипы, графства и р-ны спец обсл-ия.

Форм-ие фед б-та К-ды осущ-ся путем аккум-ия налог и неналог доходов. Осн долю в б-те сост-ют налог поступ-ия (более 90% от доход части). Фед прав-ву принадлежат полномочия по регул-ию?? обороны, воен стратегии, правопорядка, нац гос долга и гос собст-ти, ДК и банк с-мы, торг и коммерч отн-ий. В совр К-де более 20% ВВП, или более пол-ны общегос расх-в, направл-ся на соц нужды. Но все же глав статьей расх-в фед б-та явл-ся статья обслуж-ия гос долга. Др важн целев статьей расх-в фед б-та явл-ся фин помощь б-там др уровней. Дан статья явл-ся примером функц-ия бюдж фед-зма в К-де.

2-м звеном фин с-мы К-ды явл-ся б-ты провинций и тер-рий. Доход часть б-тов провинций и тер-рий форм-ся преимущ за счет трансферт платежей фед прав-ва. Однако, эта доля заметно отлич-ся от провинции к провинции. У лидеров по ур-ню эк разв-я (Онтарио, Альберты, Брит Колумбии) доля фед трансфертов в общих доходах сост-ет 10-20%. 2-м, а у нек-ых регионов и 1-м источником пополнения доходов б-та явл-ся налог поступ-ия, в к-ые входят как собст налоги, так и отчисления от фед налогов.

Б-ты провинций обязаны финн-ть гос образ-ие, здравоохр-ие и частично муницип службы.

На 3-м ур-не бюдж с-мы К-ды нах-ся б-ты мест орг-в власти. Д-ды мест орг-в власти прим на 47% склад-ся за счет мест налогов (прежде всего на недв собст-ть). Б-ты мест орг-в власти явл-ся глав ист-ком фин-ия кап влож-й (в осн-м на инфрастр-ру), а также испол-ся на цели образ-ия и подготовки кадров, мед помощь и т.п.

 

Фин с-ма Яп-и

ФС Яп-и вкл след звенья: 1)гос б-т; 2)мест б-ты; 3)спец фонды; 4)фин-сы гос предпр-й.

Гос б-т состоит из доход и расх частей. Доля неналог платежей высокая (д-ды от аренд платы, продажи зем уч-в и др недв-ти, пени, штрафы, д-ды от лотерей и т.п.). Расходы центр б-та отражают задачи и ф-ии гос-ва. Удел вес госрасх-в в ВВП страны явл-ся одним из наим-их. Осн статьи: соц расходы; субсидии орг-м мест самоупр-ия, оществ работы, образ-ие и содействие науке. Удел вес воен расх-в небол. Из года в год повыш расходы по госдолгу.

В Яп-и 47 префектур (высш орган мест власти). Около 3000 муницип-тов, кажд из к-ых имеет свой самост б-т. Доход часть мест б-тов состоит из налог и неналог поступ-й. В Яп-и мест налоги не домин-ют в мест б-тах, составляя меньше пол-ны их доход части (ок 40%), что явл-ся принцип особ-тью бюдж с-мы страны. Отчисл-ия от общегос налогов сост-ют 17% от доход части. Глав статьей неналог доходов префектур явл-ся дотации гос-ва на осущ-ие общенац меропр-й (ок 13%). Остал неналог поступ-ия сост-ют 30% доход части мест б-тов. За счет ср-в мест орг-в власти в Яп-и финн-ся разв-е произв инфрастр-ры, меропр-я, связ с ликвидацией послед-й стихийн бед-й. Кроме того, ч/з мест б-ты провод-ся расходы на подгот-ку раб силы, выплату различ пособий, пенсий. Значит часть бюдж ср-в расх-ся на содер-ие мест орг-в власти, в т.ч. пол-ии, орг-в суда и прокур-ры. Мест б-ты дефицитны.

Спец фонды: страх, пенс, сбер и нек-ые др.

Почти все пр-во нах в част секторе. Гос сектор заним-ся инфрастр-рой и не сост-ет конк-ию в обл-ти пр-ва. В ряде отр-лей сущ-ют гос и полугос предпр-я, их осн напр-ие - науч исслед-ия, оказ-ие фин и тех помощи, различ огр??.

 

Бюдж с-ма Яп-и

Яп-я явл-ся унит гос-вом, поэт БС состоит из 2 звеньев: 1)гос б-т; 2)мест б-ты, к-ые вкл-ют б-ты гор-в, посел-в, дер-нь.

Гос б-т состоит из доход и расх частей. Доля неналог платежей высокая (д-ды от аренд платы, продажи зем уч-в и др недв-ти, пени, штрафы, д-ды от лотерей и т.п.). Расходы центр б-та отражают задачи и ф-ии гос-ва. Удел вес госрасх-в в ВВП страны явл-ся одним из наим-их. Осн статьи: соц расходы; субсидии орг-м мест самоупр-ия, обществ работы; образ-ие и содействие науке. Удел вес воен расх-в небол. Из года в год повыш расходы по госдолгу.

В Яп-и 47 префектур (высш орган мест власти). Около 3000 муницип-тов, кажд из к-ых имеет свой самост б-т. Доход часть мест б-тов состоит из налог и неналог поступ-й. В Яп-и мест налоги не домин-ют в мест б-тах, составляя меньше пол-ны их доход части (ок 40%), что явл-ся принцип особ-тью бюдж с-мы страны. Отчисл-ия от общегос налогов сост-ют 17% от доход части. Глав статьей неналог доходов префектур явл-ся дотации гос-ва на осущ-ие общенац меропр-й (ок 13%). Остал неналог поступ-ия сост-ют 30% доход части мест б-тов. За счет ср-в мест орг-в власти в Яп-и финн-ся разв-е произв инфрастр-ры, меропр-я, связ с ликвидацией послед-й стихийн бед-й. Кроме того, ч/з мест б-ты провод-ся расходы на подгот-ку раб силы, выплату различ пособий, пенсий. Значит часть бюдж ср-в расх-ся на содер-ие мест орг-в власти, в т.ч. пол-ии, орг-в суда и прокур-ры. Мест б-ты дефицитны.

Бюдж год - с 1 апреля. Подгот-ка проекта б-та осущ-ся минфином и его департ-ми. Проект направл-ся для соглас-ия в Упр-ие эк план-ия, а затем - на рассм-ие кааб-та мин-в. После внес-ия попр-к, прав-во предст-ет проект б-та на рассм-ие парл-та. После обсуж-ия в бюдж комиссии парл-т утв-ет б-т в виде з-на. Исп-ие б-та осущ-ся минфином и иными мин-ми и вед-ми.

 

Эк полож-ие Г-и

После объед-ия Зап и Вост Г-и в 1990 страна стала крупнейш по эк потенц-лу гос-вом, заним-им по объему ВВП 3 место в мире после США и Яп-и. Хар чертами эк-ки Г-и явл-ся: 1) Выс ст-нь концентр-ии пр-ва и к-ла (концерны WV, Siemens, Bosh); 2) повсемест внедр-ие достиж-й НТП, рост затрат на НИОКР и образ-ие; 3) Повыш-ие конк сп-ти прод-ии за счет выс кач-ва и экол безопас-ти; 4) Значит роль ин к-ла: из 30 круп комп-й - 1\3 контр-ся ин к-лом; 5) Выс ур-нь безраб-цы. 7,1%(2006) С 90-х по 2000 он колеб-ся в пределах 10%, сейчас сниз-ся до 8%. Глав причина - негибк р-к труда, раб сила одна из сам дорогих в мире. Работодат-м выгодно приглашать малообразов ин-цев, чем высокообраз, но дорогих немцев. Кр того, раб-в защищают многочисл соц гарантии, поэт они не заинт-ны эффект тр-ся; 6) Низк ур-нь инфл, не превыш 2% в год. 1,7%(2006). В наст момент прав-во Г-и проводит реформы в сфере налогообл-я: последоват сниж-ие налог бремени с 47% до 44%, а в сфере р-ка труда стрем-ся достичь полн занят-ти путем большей диффер-ии ЗП. Стр-ра эк-ки Г-и: 1,5 % ВВП - с\х; 34% - пром-ть; 64,5% - у-ги. ВВП – 2,810 трлн$.

Бюджетное устройство и бюджетная система Германии

БС Г-и вкл-ет: 1)фед б-т; 2)регион (зем) б-ты (16); 3)мест б-ты (более 25 тыс.общин).

Фед б-т состоит из заплан д-дов и заплан расх-в Фед-ции. Расходы: воен (ок 30%), разв-е эк-ки (фин-ие инфр-ры: дор строит-во, водоснаб-ие, разв-е энерг-ки, дотации с/х), фин-ие науч-исслед программ, наука и образ-ие, аппарат упр-ия, субсидии землям (мех-зм «верт выравн-ия»). Д-ды форм-ся глав образом за счет налог поступ-й (на 4/5). Преобл-ют прям н-ги: подоход, на прибыль корп-й, промысл, поимущ, с наслед-ва. Глав косв н-г – н-г с оборота. Неналог пост-ия: из прибыли гос предпр-й, рент платежи, из прибыли Бундесбанка, % за межгос кредиты. Удел вес фед б-та в общих расх-х гос-ва невысок. С 80-х стоит проблема дефицита б-та.

Бюдж процесс: 1)за 9 мес. до нач года мин-ва подают заявки на след год Минфину. Мин-р финн-в проверяет сметы и сост-ет план б-та, к-ый направл-ся в Каб-т мин-в, где проверяют, вносят коррект-ки и уже как проект з-на передают в законодат орган; 2)снач рассм-ает верх палата проект, затем нижн, затем после подпис-я главой прав-ва б-т стан-ся з-ном; 3)исп-ие; 4)контроль за исп-ем. Бюдж год – с 1 янв.

Доля б-тов земель и общин в нац д-де Г-и сост-ет свыше 20%. Мест органы власти (земель и общин) имеют свой собств б-т. Как и гос, он сост-ся испол орг-м власти – мест админ-ей, приним-ся представ властью – Советом (Собр-ем деп-в), испол-ся орг-м предст власти. Бюдж год мест орг-в власти обыч совпадает с календар. Перечень заплан д-дов и расх-в мест орг-в власти в Г-и наз-ся бюдж уставом. Мест расходы должны покрыв-ся за счет собств ср-в. Расходы вкл-ют: общ упр-ие; безопас-ть и правопорядок; школы; наука, к-ра; соц помощь; здравоохр-е, спорт, досуг; строит-во, транспорт; коммун службы, эк разв-е; хоз предпр-я, муниц собст-ть. Д-ды форм-ся прежде всего за счеи поимущ н-гов, а также н-г на насл-во, на недвиж-ть, на а/м. Недост-к собств ср-в компенс-ся дотациями из фед б-та и займами. Сущ-ет горизонт выравн-ие.

 

Кред с-ма Г-и и ее звенья

Нем Фед банк (Дойче Бундесбанк) – гос учр-ие. Обр-н в 1957г объед-ем ЦБ земель и Банка нем земель. Штаб-квартира во Франкфурте-на-Майне. Рук орган – Центр совет, к-ый опр-ет курс монет п-ки в стране. Кр совета, в стр-ру банка входят: правление, 9 правлений ЦБ земель и 130 глав отдел-й и фил-в. Центр совет возглав-ся през-том Бундесбанка, куда кр него еще входят вице-през-нт и 9 през-тов ЦБ земель. Испол орг-м Бундесбанка явл-ся Совет дир-ров, в состав к-го входят през-нт Бундесбанка, вице-през-нт и др члены (до 6чел). Во главе ЦБ земель стоит правление, сост из предс-ля и его зама. Осн ф-ии Бундесбанка: 1)эмиссия; 2)банк банков; 3)упр-ие вал ре-ми; 4)расчет центр страны. Для их реал-ии исп-ся след инстр-ты рег-ия: 1)учет или дисконт п-ка, 2)п-ка на откр р-ке, 3)п-ка миним или обяз рез-в.

КБ. Особ-ть – универс хар-р, ранообр-е выполн опер-й (прием деп-в, выдача кр-в, учет векс-й, оплата чеков, опер-и с ц/б, предост-ие гарантий, безнал расчеты и др). Кним отн-ся: 1) Гроссбанки ( Дойче банк, Коммерцбанка и Дрезднер банка) – крупн банки мира, сочетают ф-ии КБ с эмисс-учредит деят-тью, играют ключ роль на р-ке ц/б; 2) частн КБ (прим 350) – опер-ии с ц/б, упр-ие имущ-вом и др; 3) публично-прав кредит учр-ия (700 сбер касс и 12 жироцентралей) явл-ся ЮЛ публич права; жир-ли упр-ют кред ср-ми сбер касс и осущ-ют опер-ии в обл-ти банк у-г, учас-ют в обсл-ии круп промыш сделок и сделок по внеш торг-ле; 4) коопер банки (бессроч и сбер вклады, выдача краткоср и среднеср кр-тов своим членам); 5) банкир дома (опер-ии с ц/б, недв-тью, спец фин-ие); 6) регион банки (ок 280).

К СКФУ отн-ят: 1) ипотеч банки (кредиты на зем участки и коммун кредиты); 2) сбер кассы (кред-ие нас-ия и долгоср кред-ие предпр-й и гос-ва); 3) строит сбер кассы (целевые жилищ займы); 4) торг тов-ва (фин-ие экспорта в разв-ся страны); 5) Почт банк (расчеты и сделки по вкладам); 6) Экспорт банк (ср- и долгоср кредиты по экс-ту).

Эк-ка Фр-и на совр этапе

Фр эк-ка играет одну из вед ролей в мир хоз-ве. Прирост реал ВВП нах-ся в посл годы в положит дин-ке - 1,3%(2008). Объем ВВП в 2008г сост-л 2,843трлн дол. Важн позитив фак-ром макроэк хар-ра стан-ся низк ур-нь инфл-ив посл годы (ниже 2%), хотя в 2008г сост-л 3,6%. Благопр эк конъюнктура привела к сниж-ю ур-ня безраб-цы(7,5% в 2008г). Фр эк-ка шир открыта для внеш связей. Фр-я занимает 2-е место в мире по экспорту у-г и с/х прод-ии, 4-е - по экспорту промыш прод-ии (в осн-м оборуд-ия). Глав внешнеэк партнерами явл-ся гос-ва-члены ЕС. На них приход-ся 63% товарооборота страны и 60% фр экспорта. Для реал-ии позитив дин-ки эк разв-я Фр-и до 2015г стране необх-мо сохранить хотя бы нынеш показ-ли экспорта. Это ставит перед властями з-чу более актив адапт-ии к мир спросу, в к-ом усил-ся знач-ие передовой наукоемк прод-ии. Пока здесь Фр-я отстает. Для Фр-и хар-ой ост-ся тенд-ия к экспорту к-ла, вкл прям инв-ии. Факт-ки наряду с Яп-ей Фр-я заняла лидир место в мире по размеру прям заруб инв-ий. Счит-ся, что именно стремит рост фр экспорта явл-ся одной из причин продолж-ся эк подъема страны.

 

Кред с-ма Фр-и и ее звенья

КС Фр вкл-ет 3 звена: 1)ЦБ - Банк Фр-и, 2)КБ, 3)СКФУ

Банк Фр-и, явл одним из старейш в Евр ЦБ, был учр-н в 1800г Наполеоном Бонапартом как акцион комп-я, тесн связ с гос-вом. По з-ну 1945 был национ-н и явл-ся гос учр-ем. В нач 90-х осущ-на реформа, направл на усил-е независ статуса банка. Глав цель монет п-ки с 1994 – конкр показ-льур-ня инфл-ии. Осн инстр-ты: 1)регул-ин % ст-вок; 2)вал интервенции; 3)маневр-ие НОР; 4)опер-и на откр р-ке. Орг стр-ра Банка Фр-и: 1)Совет по монет п-ке (разр-ка монет тактики и стратегии гос-ва, опр-е осн ден агр-в и др показ-лей, обеспеч достиж-е конеч целей монет п-ки). Возгл-ет совет упр-щий Банка, кроме к-го в Совет входят еще 8 чл-в, назнач Советом мин-в; 2)Ген совет (реш-е кадр??, опр-ие прибыли Банка и др), вкл-ет: Совет по монет п-ке, представ-лей Совета мин-в, Гос казн-ва и нек-ых др. До 1999 Банк Фр-и был единст эмисс центром страны, осущ-л ДКП гос-ва. В наст время эти ф-ии перешли к ЕЦБ. Банк Фр-и остается банком банков и прав-ва, центром ден безнал расчетов, имеет регион сеть, вкл более 200 отдел-й.

Банк учр-ия спец-ся на кред-ии и фин-ии кап влож-й. Дел-ся на универс и специализ. Наиб значит катег-ей кредит учр-й явл-ся КБ (как прав, акцион-ые); заним-ся приемом бессроч вкладов для предост-ия краткоср кр-в, эимиссией и размещ-ем ц/б,упр-ем имущ-вом и др. Осн ф-ии: форм-е рес-сов; упр-е собст акт-ми; упр-е платеж ср-ми; межбанк опер-и; оказ-е фин и проч у-г. Инвест банки предост-ют кр-ты предприятиям для фин-ия их влож-ий и осущ-ют долгоср и среднеср опер-и; к ним относят частн и промыш банки. Банки взаим кр-та спец-ся на кред-ии мелк и сред предпр-й, к-ые испыт-ют тр-ти при получ-ии кр-тов. Во Фр-и сущ-ют созд круп банками провинц кр учр-я – регион банки разв-я.

СКФУ: сбер кассы (выдача займов и чек книжек), кассы взаим кр-та (кред-ют своих чл-в за счет привл-ия их сбер-й), кред инст-ты, учр-я ипотеч кр-та, мукомол и лизинг общ-ва, комп-ии, заним опер-ми с ц/б.

Эк-ка Ан-и на совр этапе

Соед Кор-во В-и и Сев Ирл-ии явл-ся одной из наиб разв-ых стран мира. С 1993г. в эк-ке В-и начался подъем, один из наиб динам за послевоен период и до 1998г. и более интенс, чем в др ведущ странах ЕС. В 2001г. интенс-ть подъема сниз-сь. Во мн-м дин-ка пр-ва опр-сь сост-ем эк-ки США, куда направл-ся до 17% брит экспорта, а также конъюнктурой цен на мир нефт р-ке. Внешнеэк связи В-и в осн-м направлены на Зап Евр, США и Яп-ю. Осн д-д страна получает от экспорта делов у-г, вкл юр и бух. Бол спросом польз-ся консульт у-ги брит банков в области прив-ции. Быстрее всего разв-ся экспорт комп и инф у-г.

Макроэк показ-ли: объем ВВП – 2,833 трлн дол (2008), ВВП на душу нас-я – 46,5 тыс дол, инфляция – 3,8%, безраб-ца – 5,4%. Осн отр-ли: эл-ка, маш-строение, хим пром-ть, судостр-ие, черн и цв мет-гия, текстил пром-ть.

Фин с-ма Ан-и

ФС В-и вкл-ет: гос б-т, мест б-ты, спец внебюдж фонды, фин-сы гос предпр-й.

Гос б-т состоит из 2 частей: 1)консолид фонда, к-ый вкл-ет текущ поступ-я ср-в и их расх-ие; 2)нац фонда займов, куда входят д-ды и расх-ды гос-ва, связ с движ-ем к-ла. Осн часть расх-в фин-ся из консолид фонда (98%), к-ый форм-ся преимущ налог поступ-ми (95%). К неналог поступ-ям относ-ся д-ды от продажи гос собст-ти, адм взыс-я и др. Расходы консолид фонда: соц защита, здравоохр-ие, оборона, эк у-ги, общегос у-ги, охрана правопорядка, коммун у-ги, образ-ие. Доход часть нац фонда займов форм-ся за счет %, поступ-их от корп-й и мест орг-в власти, как пл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.141 (0.012 с.)