Кузнецова Г.Д., Манихин В.В., Огнев А.С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кузнецова Г.Д., Манихин В.В., Огнев А.С.



Кузнецова Г.Д., Манихин В.В., Огнев А.С.

 

Лидерство и командообразование

 

Конспект лекций

 

 

 

 

МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1

Кто такой лидер. Понятие лидерства

 

Тема 2

Типы лидерства

 

Тема 3

Лидерство и власть

 

Тема 4

Основные компетенции в реализации лидерской позиции

 

Тема 5

Создание команды. Роли в команде

Тема 6

Отличия команд от рабочих групп. Жизненный цикл команды

 

Тема 7

Конфликты в команде (организации) и управление ими

 

Тема 8

Базовые инструменты лидера

ТЕМА 1

Кто такой лидер. Понятие лидерства

 

Главная роль лидеров всегда и везде –

привносить элементы хаоса туда,

где царит порядок.

Теории Лидерства

Феномен лидерства является объектом научного и практического интереса уже давно. Его изучают социологи, психологи и специалисты в области менеджмента, однако единого понимания содержания этого феномена и механизмов его формирования до сих пор не существует.

Основные подходы к изучению теории лидерства:

1. Теория черт.

2. Поведенческий подход.

3. Ситуационный подход.

4. Теория адаптивного подхода.

Теория черт, или подход с позиции личностных качеств (Автор –Р.Стогдил)

Согласно этой теории, лидером может быть не любой человек, а только тот, кто обладает определенным набором личностных свойств. Это инициативность, интеллект, воля, решительность, активность, энергичность, уверенность, дружелюбие, ответственность, надежность, социабельность, красноречие и др. Перечисленные качества необходимы для выдвижения человека в позицию лидера. Но не достаточны. Один только набор личностных свойств не является гарантией лидерства, поскольку эффективность такого лидерства трудно прогнозируема.

Именно поэтому более поздние исследователи стали учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются.

 

Поведенческий подход

Играет ведущую роль в теориях лидерства. Этот подход ставит эффективность организационной деятельности лидера в прямую зависимость от стиля его поведения по отношению к другим людям. Его специфичность заключается в установлении стилей лидерства, выделяемых на основе главного критерия, заложенного в самой сути управления и формах реализации властных полномочий. Этот критерий – степень, до которой лидер делегирует свои полномочия, и который решающим образом влияет на манеру и стиль его поведения и отношений.

 

Курт Левин проводил эксперименты, результаты которых позволили ему разделить лидеров на авторитарных и демократических.

Лидер авторитарного типа действует самостоятельно, не считаясь с мнением окружающих, более половины способов его общения с сотрудниками носят исключительно приказной характер. Левин зафиксировал, что как только авторитарный лидер выходил из комнаты, члены экспериментальной группы резко снижали уровень деятельности.

Демократический лидер в организации деятельности опирается на помощь и поддержку других, умело используя влияние авторитетных сотрудников для укрепления сплоченности и дисциплины. Воспринимается членами группы как «один из нас».

Однако в реальности в группах редко встречаются «чистые» виды лидерства. Обычно оно совмещает элементы обоих стилей.

Классификация стилей по Р. Лайкерту

За основу данной классификации взята дихотомия:

«лидер, ориентированный на работу – лидер, ориентированный на человека».

 

Лидер, ориентированный на работу, прежде всего, заботится о содержании деятельности и задачах. Лидер, сосредоточенный на человеке, главное внимание уделяет совершенствованию человеческих отношений.

 

· Эксплуататорско-авторитарный стиль – принадлежащие к нему лидеры имеют выраженные характеристики авторитета.

· Благосклонно-авторитарный стиль – такие лидеры могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но допускают их ограниченно участвовать в принятии решений. Мотивация здесь создается вознаграждением, а в некоторых случаях – наказанием.

· Консультативный стиль проявляется через значительное, но неполное доверие к подчиненным. Присутствует двустороннее общение, важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения доверяются подчиненным.

· Стиль, основанный на участии, подразумевает преимущественно самоуправление, групповое участие в принятии основных решений.

Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона

В ее основе лежит двухмерное представление организационной деятельности, в которой выделяется пять основных стилей:

· Объединенное управление, когда лидер прилагает минимум личных усилий и требует аналогичного минимума со стороны других, чтобы добиться лишь такого качества работы, которое позволит избежать развала организации.

· Управление, при котором лидер акцентируется на дружеских взаимоотношениях с подчиненными, но мало заботится об эффективности деятельности.

· Власть-подчинение, когда лидер полностью поглощен обеспечением эффективности деятельности, но мало внимания уделяет поддержанию позитивных отношений в организации.

· Организационное управление, предполагающее стремление лидера обеспечить приемлемое качество и найти баланс эффективности и хорошего морального настроя сотрудников.

· Групповое управление («команда»). Стиль, при котором лидер, постоянно распределяет внимание между подчиненными и эффективностью работы. Тем самым он добивается того, что исполнители сознательно приобщаются к целям организации. В итоге обеспечиваются и высокие результаты организационного функционирования, и хорошие человеческие отношения

3. Ситуационный подход, или «теория лидерства как функции ситуации»
(Автор Ф. Фидлер)

Основное положение этой теории: лидерство – это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного влияния различных факторов и ситуаций. Здесь роль лидеру не «дают», он «берет» ее сам. И поэтому лидером становится тот, кто берет на себя значительно большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

 

Адаптивный подход

Согласно этому подходу, управление должно быть гибким, а стиль лидерства – адаптивным, приспособляемым к конкретным управленческим ситуациям и условиям. Чем больший у лидера «репертуар стилей», чем более он способен переключаться с одного стиля на другой, тем выше общая эффективность его деятельности.

Лидерство и лидеры

  Настоящие лидеры – это великие сказочники. Они дают организации ориентир и наполняют ее деятельность вдохновением и смыслом. И это как раз то, чего от них ждут. Ганс Христиан Андерсен может быть временами куда более полезен в корпоративных окопах, чем пророк менеджмента. Питер Дракер

 

Итак, познакомившись с четырьмя подходами к теории лидерства, давайте попробуем ответить на вопрос: кто такие лидеры и что такое лидерство.

Во-первых, лидер – это индивид, обладающий наиболее выраженными «полезными» с точки зрения группы качествами, благодаря которым его деятельность по удовлетворению интереса данного сообщест­ва оказывается наиболее продуктивной.

Во-вторых, лидер — это лицо, за которым сообще­ство признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авто­ритет этого лидера базируется на умении сплотить, объединить других для достижения общей цели. Такое лицо, регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом обще­нии, влияет на формирование общих ценностей (целей) и, в некоторых случаях, символизирует их.

Таким образом, лидерство выступает как один из базовых механизмов дифференциации социальной деятельности и предполагает достижение особого (лидирующего) положения определенным лицом (индивидуальное лидерство) или определенной частью группы (групповое лидерство) по отношению к остальным членам группы (класса).

Главные признаки лидерства:

· высокая активность и инициативность при решении группой совместных задач,

· ярко выраженная способность воздействовать на других людей,

· более заметное проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.

 

Обычно различают лидеров трех уровней.

Лидер малой группы лиц, имеющих общие ин­тересы. Он обладает внутригрупповой вла­стью в виде авторитета, который формирует­ся на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно, в процессе их со­вместной деятельности.

 

Лидер общественного движения, организации — лицо, с которым конкретные соци­альные слои (группы) связывают возможность удовлетворения своих интересов (не обязатель­но адекватно сознаваемых). Он воздействует на общественное мнение как в силу своих личных качеств, так и благодаря тому, что поддержи­вающая его часть населения находится в со­стоянии ожидания.

Политический лидер — лицо, действующее в сис­теме властных отношений, в которой лидерство представлено в виде своеобразных социальных институтов (представительных органов, много­партийности, влиятельных общественных органи­заций), обеспечивающих защиту и баланс инте­ресов различных социальных групп.

Личностные характеристики, имеющие принципиальное зна­чение в первом случае, существенное — во вто­ром, на третьем уровне не оказывают решающе­го влияния на деятельность лидера, которая осуществляется в рамках внешних регуляторов, свойственных конкретной культуре.

 

Лидерство на уровне малой группы представляет собой механизм ин­теграции групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия груп­пы. Это способность принимать реше­ния, брать на себя ответственность и т. д. Такое лидерство предполагает реализацию трех функ­ций:

· целеполагания;

· идентификации (самоопределение членов сообщества, которое включает в себя процесс установления внутригрупповой иерархии (лидеров, звезд, популярных лиц и т. д.));

· аксиологии (формирование системы груп­повых ценностей, приоритетов, стереотипов поведения).

 

Лидерство на уровне общественных движений, связанных общностью социально значимых интересов, представляет собой способ аде­кватного выражения интересов той части насе­ления, которая поддерживает данного лидера. При этом фигура лидера служит символом определенной социальной политики. На этом уровне, к трем вышеназванным функциям до­бавляются еще две:

· нормативная – формирование нормативного кодекса — системы регуляторов обществен­ной деятельности, в которой каждая норма предполагает санкцию за ее нарушение);

· репрезентативная представление притяза­ний и потребностей множества разнород­ных групп в виде общего интереса — формирование психологии социального слоя в ходе сбора мнений, организации дискуссии и т. п.

 

Лидерство на третьем уровне можно охаракте­ризовать следующими функциями:

· ин­теграция групповой деятельности, руководство тандемом «лидер-команда» и т. д., умение пре­вращать непосредственно воспринимаемые по­требности в концептуально осмысленные про­граммы;

· координация деятельности властных институтов (суда, парламента, админи­страции) с принятой в обществе системой аксиологических нормативов, общественным мнени­ем;

· выдвижение прагматической программы становится мотивацией практиче­ских действий.

 

Обычно различают:

· формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

· неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов.

Лидер – это традиционали­ст и инноватор «в одном флаконе», человек, парадоксальным образом совмещающий несо­вместимое. С одной стороны, он «преступает» старые, привычные нормы, ценности. С другой стороны, он не должен ломать ничего привычного: ведь любые перемены оборачиваются утратой чего-то, а люди не любят утрат. И в этом смысле лидер обязан быть консервато­ром и «охранителем», достойным порождением своей политической системы, группы, общества.

Но, с другой стороны, для развития того же общества, для достиже­ния нового уровня жизни он обязан быть инноватором, должен уметь ставить и достигать необычные, новые Цели. А это значит, неизбежно разрушать что-то привычное. Чтобы стать лидером, надо быть идеальным детищем социализации. Но чтобы оста­ваться им, надо уметь вступить в своеобразный кон­фликт «отцов и детей» и победить в нем.

Проблема в том, что это трудно совместить. Поэто­му и не бывает «вечных» лидеров: рано или поздно любой из них нарушает баланс между эмоциональной привязанностью людей к старому и рациональным пониманием неизбежности нового, склоняется в ка­кую-то одну сторону и, в результате, неизбежно умно­жает число своих недоброжелателей.

Лидерство – сложный социально-психологический процесс группового развития. Его результатом становится возникновение, стабилизация и развитие групповой структуры, ее оптимизация и совершенствование. Кроме того, лидерство является одним из способов одновременной структуризации и дифференциации группы. Каждый член проявляется в ней индивидуально, со всеми своими деловыми и личностными качествами, а группа признает его заслуги и способность оказывать влияние на окружающих. В результате каждый ее член занимает определенное положение в структуре.

 

ТЕМА 2

Типы лидерства

В современной науке существует множество по­пыток выделить какие-то типы и построить какие-либо типологии лидерства. Рассмотрим кратко некоторые из ос­новных типологий первой половины XX века, так как именно они заложили основу для современных клас­сификаций как лидеров, так и стилей лидерства, так и всего феномена лидерства в целом.

 

Одним из первых Е.С. Богардус выделил следую­щие типы:

· автократический (в сильной организации);

· демократический (представитель интересов группы);

· исполнительный (в состоянии выполнить ка­кую-либо работу);

· рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой группой).

 

Чуть позже, Ф.С. Бартлетт классифицировал лиде­ров несколько по-другому:

· институциональный тип (лидер вследствие пре­стижа занимаемой позиции),

· доминирующий (получает и сохраняет свою по­зицию с помощью силы и влияния),

· убеждающий (оказывает влияние на настрое­ния подчиненных и побуждает их к действиям).

 

Затем С.С. Кичело выделил особый тип «лидера без офиса» и назвал его «пророком». Пророки выхо­дят на авансцену истории в смутные времена и, вызы­вая поддержку ведомых, становятся символами ини­циированного ими самими движения.

 

Ф. Редл считал, что институциональные и эмоцио­нальные групповые процессы могут происходить толь­ко вокруг девяти типов личностей. В его терминоло­гии это «патриарх», «лидер», «тиран», «объект любви», «объект агрессии», «организатор», «искуситель», «ге­рой» и «пример для подражания» (причем как позитив­ный, так и негативный).

 

Дж. В. Гетцель и Е.Г. Губа подразделяли:

· «законодательное (nomothetic) лидерство», когда роли и ожидания определяют нормативные изме­рения деятельности в общественных системах,

· «идеографическое лидерство», при котором по­требности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности;

· «синтетическое лидерство», примиряющее кон­фликтующие стороны.

 

В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали следующие типы лидеров:

· «формальный» (на официальных постах);

· «известный» (считается влиятельным в обществе);

· «влиятельный» (реально оказывающий влияние);

· «общественный» (активно участвующий в само­деятельных организациях).

 

М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли:

· вожак (стремящийся «пасти» толпу, находящуюся в гипнотическом экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге — напри­мер, Наполеон);

· представитель толпы (выра­жает известные устоявшиеся «правильные» мнения народа — например, Т. Рузвельт);

· толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чув­ствует толпа, ее скрытые страхи и переживания).

 

 

Таблица. Стили лидерства

Стиль лидерства и характеристики Авторитарный Демократический Либеральный
Способ принятия решений Детерминируется самим лидером Детальное обсуждение вопроса группой, при котором лидер выпол­няет функцию регу­лятора и корректора Анархический
Активность ведомых и технология Жестко и полностью подчинены лидеру Подчиненные обладают достаточной степенью свободы в период об­суждения решения; пос­ле принятия решения лидер внушает 2 или более альтернативные процедуры исполнения решения   Поливариативностъ в про­цедурном плане, отсут­ствие возмож­ности контро­ля за исполне­нием решений
Форма исполнения принятого решения и регламентация деятельности каждого члена группы Жесткий диктат в отношении формы исполнения решений и контроль вплоть до отдельного индивида Члены группы в целом свободны в выборе формы исполнения решений; демократия внутри группы как способ самоорганизации ее членов Полное отсутствие предписаний лидера
Критика и санкции по отношению к деятельности каждого члена группы Лидер обладает воз­можностью жесто­кой критики и очень строгих санкций по отношению к подчи­ненным; обратная связь запрещена степень свободы; отдельного инди­вида стремится к нулю: отношение к члену группы зави­сит не от резуль­тата работы, а от лидера «Объективное» отно­шение к деятельности каждого члена группы в зависимости от кон­кретного результата работы Полная спон­танность в реакциях лидера на деятельность своих ведо­мых, непрогнозируемая возможность осуществления неопреде­ленных санкций

ТЕМА 3

Лидерство и власть

  Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает Лао-Цзы  

 

Природа власти

Природой власти люди интересовались во все времена. Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, М. Вебер – вот лишь некоторые философы и ученые, изучавшие вопросы власти.

Власть – это форма социальных отношений, отличающаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия.

Некоторые люди считают, что чем выше должность у кого-либо, тем большей властью он обладает. Но это не совсем так. Власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в конкретной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от других лиц.

Любой лидер организации может увеличить свою власть, дав ключевым членам организации возможность увидеть, что они зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их деятельности. Эти ресурсы могут означать доступ к важным персонам, информации, услугам, деньгам, нужным собраниям и т.д.

Сотрудники организации, не имеющие формальных полномочий, также могут обладать властью. Это зависит от их компетентности, служебного положения и информативности. Значительной, «направленной вверх властью» (или влиянием) могут обладать такие люди, которые компетентны, связаны с руководителями высокого уровня или имеют доступ к важной информации.

Лидеры организаций имеют власть над ее членами потому, что последние зависят от них в таких вопросах, как:

· продвижение в карьере;

· расширение полномочий;

· «степени свободы» для внешних контактов;

· возможность работать в «командах», осуществляющих отдельные проекты;

· удовлетворение социальных потребностей и т.п.

Сотрудники организаций имеют власть над ее лидерами, так как последние зависят от них в таких вопросах, как:

· необходимая для принятия решений информация,

· неформальные контакты с людьми в других организациях, чье содействие необходимо для руководителя,

· экспертные знания, почерпнутые в общении с коллегами из других организаций;

· влияние, которое члены организации могут оказывать на своих коллег,

· способность сотрудников выполнять сложные (нестандартные) задания.

 

В целом о власти в любой организации можно сказать следующее:

1. Власть определяется, в частности, структурой организации. Структура обеспечивает распределение полномочий в принятии решений в соответствии с занимаемой должностью. Кроме того, она устанавливает характер общения и поток информации. Следовательно, организационная структура создает основы официальной власти и обеспечивает полномочиями для принятия и выполнения определенных решений.

2. В зависимости от должности индивид наделяется определенными правами, ответственностью и привилегиями.

3. Доступ к ресурсам, информация и материально-техническое обеспечение также служат источником власти.

4. Мощным источником власти служит способность устанавливать сотрудничество с другими для выполнения требуемой задачи.

5. Власть представляет собой динамическую систему, границы которой: подвижны; могут переопределяться осознанно как руководителями, так и их подчиненными; а также неосознанно изменяются как руководителями, так и их подчиненными.

 

Власть может проявляться в различных формах, пять из которых являются ключевыми:

· законная власть;

· власть, основанная на вознаграждении;

· власть, основанная на наказании;

· экспертная власть;

· харизматическая власть.

Законная власть

Законную власть очень часто называют легитимной властью. Законная власть бывает действенна тогда, когда сотрудник организации повинуется указанию лидера этой организации только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Эта форма власти является инструментом, с помощью которого руководитель организации может заставить ее членов выполнять работу, направленную на достижение целей организации.

При этом используются различные методы воздействия на сотрудников организации, среди которых различают насильственные действия, доминацию (приказы или просьбы) и манипуляцию (формальные и неформальные приемы руководства).

По мере роста организации значение законной власти сильно возрастает, также как усиливается потребность в координации действий ключевых лиц и рядовых членов организации.

Законная власть позволяет лидерам организаций осуществлять управление ресурсами, вознаграждать и наказывать сотрудников. Законная власть обычно не подвергается сомнениям, так как воспринимается большинством как желательная и необходимая, способствующая поддержанию порядка.

Пределы законной власти ограничиваются такими факторами, как культура, обычаи и система ценностей, характерные для конкретной организации.

Признаками проявления законной власти в организации являются:

· Знание прав и обязанностей, закрепленных за ключевыми членами организации;

· контроль внешней дисциплины;

· устоявшиеся ритуалы проведения совещаний, праздников;

· недвусмысленные атрибуты уровня власти (таблички на дверях, размер кабинета, мебель);

· подчеркнутая «безличность» служебных отношений (обращение на «Вы», по «Имени Отчеству»).

 

Устоявшиеся элементы продвижения по карьерной лестнице – формальные правила и неформальная практика.

Экспертная власть

Данная форма власти осуществляется, когда человек воспринимается как носитель специальных и полезных знаний или информации.

 

Экспертная власть (другими словами, власть, основанная на знаниях) возникает как результат:

· специального, как правило, длительного обучения и информированности о сущности сложных ситуаций. Ее уровень зависит от образования, обучения и опыта, а значит, ее значение в нашем технологическом обществе неуклонно возрастает.

· умения добывать и обрабатывать информацию, которая имеет отношение к деятельности организации. Количество информации нарастает, поэтому сегодня недостаточно просто владеть информацией, необходимо уметь превращать ее в средство принятия решений.

· посвященностью в дела организации, связанные с целеполаганием и управлением основными ресурсами организации. Посвященность в дела иногда отождествляется с наличием формальной власти. Однако исследования последнего десятилетия показывают, что здесь нет прямой связи.

Полномочия, возникающие вследствие выше названных факторов, и называютсяэкспертной властью. Когда лидер организации является настоящим специалистом в методологии эффективного действия, члены этой организации безоговорочно соглашаются с его указаниями, ибо признают его превосходство в знаниях.

Власть эксперта не безгранична, скорее это влияние через разумную веру сотрудников организации в полезность этой власти в определенных ситуациях. Например, сотрудник организации считает что лидер обладает особым экспертным знанием в отношении конкретного проекта. Сотрудник принимает на веру ценность знаний лидера организации. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение подчиниться является сознательным и логичным. Лидеры организаций обычно добиваются этой формы власти, благодаря своим видимым достижениям. Чем больше эти достижения и чем более они явны,тем большей власти добивается лидер.

 

Доступ к нужной и важной информации дает человеку власть, так как информация служит основой для осуществления эффективных решений. Таким образом, те, кто имеет необходимую информацию и может ею воспользоваться профессионально, способны принять оптимальное решение, а значит, обладают специфическим видом власти. Положение бухгалтера в любой организации не отражает точный объем его власти. Бухгалтеры не обладают слишком сильной властью, их власть заключается в том, что они контролируют важную информацию. Именно поэтому действительная власть определяется не только должностью лица, но и наличием доступа к соответствующей информации. С этой точки зрения секретари, технические специалисты и т.д. обладают большой властью, но, заметим, не всегда могут ей воспользоваться.

 

Мескон М.Х. и др. отмечают, что «… разумная вера гораздо менее устойчива, нежели слепая вера, посредством которой влияют на других харизматические личности. Она и действует медленнее. Если специалист окажется неправ, тогда руководитель больше не будет разумно следовать его совету – следовательно, его влияние уменьшится. Кроме того, если харизматический лидер сможет заронить веру в одним-единственном выступлении, то формирование разумной веры потребует длительного времени». Экспертам, например, иногда годами приходится завоевывать авторитет у ключевых фигур организации.

 

Признаками проявления экспертной власти в организации являются, например, такие:

· элементы неформального поведения среди членов организации разного уровня в иерархии;

· открытое проявление содержательных конфликтов (быстрая «реакция» на предложение коллег об усовершенствованиях и нововведениях, привычка «возражать начальству», инициатива в выдвижении новых идей, вскрытие назревающих проблем);

· открытость новым идеям (информированность о новых идеях, открытиях, наличие «площадки для споров»);

· низкий уровень (невнимание) формальной дисциплины.

Харизматическая власть

В данном случае речь идет о форме личной власти (харизматической власти). Это индивидуальные черты каждого лидера, его умение влиять на членов организации своими личными, наиболее сильными качествами. Обладающие харизматической властью лидеры окружены как бы притягательным полем, аурой доверия, непоколебимо уверены в своих возможностях, что привлекает к ним многочисленных последователей. Такие лидеры хорошо чувствуют потребности людей и обещают, что обязательно добьются их удовлетворения.

 

В основе данной формы власти лежит приверженность членов организации своему лидеру, то есть члены организации разделяют точку зрения лидера, с радостью выполняют все его распоряжения и приказы.

 

Харизматические личности обладают следующими характеристиками:

· Энергичность. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей.

· Внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но именно привлекателен для окружающих. Это может быть совершенно неожиданное проявление: от обладания хорошей осанкой до олицетворения образа смелого «бойца».

· Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других, но подают надежду другим.

· Хорошие коммуникативные (риторические) способности. У них есть умение спонтанно говорить и гибкая способность к межличностному общению.

· Взвешенная «экстравертивность» – позитивное восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие.

· Уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и достойно владеющими ситуацией.

 

Важное значение данная форма власти приобретает в условиях, когда приходится проводить значительные изменения в организациях, которые обладают укоренившейся культурой и долгое время не претерпевали никаких серьезных трансформаций (вспомните эпоху перестройки и действия М.С. Горбачева).

 

Признаками проявления харизматической власти в организации являются, например, такие:

· Энтузиазм и оптимизм по поводу будущего организации (публичная риторика по поводу миссии и целей, увязывание личных планов с деятельностью организации, низкий процент тех, кто «выбывает» из организации);

· Демонстрация разделяемых ценностей (стиль в одежде, отношение к политикам и т.п.);

· Лидероцентричность социальных отношений (лидер «везде» (на собраниях, пикниках и т.п.))

ТЕМА 4

Модель компетенций

В соответствии с современными принципами разработки моделей компетенций (См., например: Spencer L.M., Spencer S.M. Competence at work. Models for superior performance. NY, 2004) компетенции понимаются как базовые качества людей, проявляющиеся в устойчивых вариантах поведения или мышления, распространяемых на различные ситуации в профессиональной сфере. Эти базовые качества в конечном итоге позволяют человеку успешно решать профессиональные задачи в своей области деятельности.

 

Выделяется пять основных типов компетенций:

· Базовые мотивации.

· Психофизиологические особенности (такие, например, как скорость и тип реакции).

· Регулятивные механизмы (в число которых, авторы концепции включают ценности, установки, Я-концепцию личности и т.п. психологические феномены).

· Знания.

· Умения и навыки.

 

Пять групп компетенций в свою очередь могут быть сгруппированы в три «слоя» модели компетенций в зависимости от степени их подверженности обучающему воздействию.

 

Психофизические особенности являются в большинстве своем врожденными и в наименьшей степени могут быть изменены через процедуры обучения (скорее речь может идти о компенсации на уровне умений и навыков, чем об изменении психофизиологических особенностей личности). Базовые мотивации также складываются на различных этапах взросления и могут быть скорректированы во взрослом возрасте лишь в незначительной степени.

Психофизиологические особенности и базовые мотивации личности составляют ядро системы компетенций личности, слабо подверженное трансформации (во всяком случае, в рамках относительно краткосрочных или среднесрочных образовательных программ).

Я-концепция, установки и ценности, как показывает практика психологических тренингов, программ коррекции и тому подобных, могут быть изменены в результате специальным образом организованных программ, в том числе образовательных, таких, как тренинги. Однако эти изменения могут быть достигнуты в относительно долгосрочной перспективе и с существенными затратами. Эта группа компетенций составляет так называемую «внутреннюю оболочку» системы компетенций личности.

Компетенции ядра и «внутренней оболочки» в совокупности составляют то, что может быть определено как профессионально значимые личностные качества.

Знания и умения в профессиональной сфере составляют «внешнюю оболочку» системы компетенций личности. Они в наибольшей степени и в наиболее короткие сроки могут быть изменены в результате образовательного процесса.

 

Этапы принятия решений

Принятие решений – это процесс, который имеет свою динамику. Коротко – его можно разделить на следующие этапы.

 

Первый этап – осознание проблемы.

Имеется в виду ситуация, требующая выхода посредством принятия решения и предполагающая диагностику. Этап состоит из:

· выявления проблемной ситуации как таковой;

· определения ее границ;

· установления взаимосвязей с другими сторонами деятельности;

· характеристики особенностей ее содержания;

· выявления ее ключевых противоречий и постановку целей предполагаемого решения.

 

Второй этап – анализ содержания проблемной ситуации.

· Информационный анализ ситуации с целью уменьшения (редукции) ее неопределенности. В результате проблемная ситуация приводится к виду, более доступному для контроля над ней.

· Определение основных «ограничивающих факторов», которые порождают проблему, требующую принятия решения.

· Формулировка критериев, или основных требований к решению. Данные критерии затем будут положены в основу выбора одного из нескольких альтернативных вариантов.

 

Третий этап – формулировка альтернатив.

В него входят поиск, выявление и генерация новых возможных выходов из проблемной ситуации. Часто, особенно в стереотипных ситуациях, этот этап не осознается лидером как самостоятельный, поскольку необходимая альтернатива ему представляется очевидной.

 

Четвертый этап – оценка альтернатив по системе сформулированных критериев.

Она соотносится с основными целями деятельности и является многоаспектным рассмотрением преимуществ и недостатков каждого вариантов. Эти варианты рассматриваются в прогностическом плане, с учетом параметра динамичности среды. Данный этап обозначается еще и как фаза «взвешивания альтернатив».

 

Пятый этап – выбор альтернативы.

Это основной этап в структуре нормативного процесса управленческого решения. Здесь необходимо сделать ключевой шаг – принять решение. Осн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.143 с.)