Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в РФ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Система права – это строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта Варианты соотношения системы права и системы законодательства: 1. норма права и статья закона совпадают. 2. включение нескольких норм в одну статью закона. 3. расположение одной нормы в нескольких статьях. Тенденции развития системы права и системы законодательства: 1. общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления: а) расширение сфера действия частного права. и ограничение публично-правового регулирования; б) децентрализация правового регулирования - Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов РФ, местного самоуправления; в) интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. 2. тенденции развития структуры (системы) права: а) процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям; б) рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений; в) возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. 3. Тенденции совершенствования законодательства: а) приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ; б) формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном; в) становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между РФ и ее субъектами.
Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правотворчество — это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм. Принципы правотворчества: 1. Принцип законности: разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, нормативные акты должны соответствовать конституции и действующему законодательству. 2. Принцип научности: подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществляется с непосредственным участием представителей разных 3. Принцип использования правового опыта: любой вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства, цивилизации в целом, зарубежное законодательство. 4. Принцип демократизма и связи с практикой: демократические механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа (всенародное голосование - референдум — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы); связь с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве. Виды правотворчества: · референдум (одобрение или неодобрение проекта закона · путем всенародного голосования); · принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; · санкционирование государством обычаев; · выработка судебного прецедента. · подзаконное правотворчество - акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона, к субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов, причина существования этого вида правотворчества заключается в возрастающей сложности вопросов, которые должны решать органы государства. · правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц.
59. Законодательный процесс и его стадии (на примере РФ). Законодательный процесс — это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти. Стадии: 1)законодательная инициатива - закреплённое в Конституции право субъектов внести предложение об издании закона. Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету федерации и членам СФ, депутатам Госдумы, Правительству, законод. органам субъектов РФ; КС, ВС и ВАС РФ (ст. 104 К.РФ) 2) обсуждение законопроекта - начинается в гос.думе с заслушивания доклада субъекта, вынесшего законопроект.(это для того, чтобы довести проект закона до нужного качества) Наиболее важные выносятся на всенародное обсуждение. 3)принятие закона – голосованием (простое и квалифицированным большинством) -главная стадия, кот. распадается на три: а) принятие закона думой простым голосованием 50%+ 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3.от общего числа депутатов ФКЗ; б) одобрение СФ (считается одобрен если голосование также как в думе либо в течении 14 дней он не рассмотрен); в) подписание президентом (в течении 14 дней со дня подачи ему). 4)опубликование (как правило в течении 7 дней со дня подписания). Вступают в силу, как правило, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
Нормативный акт. Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Признаки НПА: · издается уполномоченным государственным органом; · обладает определенной юридической силой; · регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер; · имеет конкретную сферу применения; · охраняется от нарушений правоохранительными органами государства; · обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику. · точно фиксирует содержание правовых норм · занимает строго определенное место в иерархической системе источников права · может быть издан оперативно, в любой части изменен. · обладает четкой внутренней структурой. Система НПА: · Конституция РФ · ФЗ · НПА Президента РФ. · НПА Правительства РФ · Акты ФОИВ · Нормативные акты ОГВ субъектов РФ · Локальные нормативные акты. Закон. Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1. Закон — это юридический документ, содержащий нормы права. 2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха) или референдума всего народа. 3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом. 4. Закон обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. 5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов. Виды: ФКЗ; ФЗ; Законы субъектов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.007 с.) |