Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТГП в системе юридических наук.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТГП в системе юридических наук. Все юридические науки объединяются общим понятием - правоведение. Их можно разделить на 4 группы: 1) теоретико-исторические науки: теория государства и права; история государства и права зарубежных стран; история отечественного государства и права; история политических и правовых учений. 2) отраслевые юридические науки - регулируют сферу общественных отношений: а) материальные: конституционные; гражданские; уголовные; муниципальные; семейные и т.д. б) процессуальные: гражданский процесс; уголовный процесс; арбитражный процесс; 3) специальные юридические науки (прикладные): криминалистика; судебная медицина, психиатрия, психология, бухгалтерия и т.д. 4) международное право: международное публичное право; международное частное право. Для рассмотрения соотношения названных групп юридических наук с ТГП необходимо использовать следующую методологическую схему: 1) выявить, в чем их сходство; 2) выявить признаки, определяющие различия этих наук; 3) установить, каким образом взаимодействуют рассматриваемые науки. Соотношение ТГП и истории государства и права (ИГП): 1 этап: 1) обе науки рассматривают государство и право в целом; 2) обе науки изучают все ранее существовавшие исторические типы государства и права; 3) обе науки изучают социально-экономические и другие причины возникновения государства и права; 2 этап: 1) ИГП исследует процесс развития государственных и правовых институтов конкретных стран в хронологическом порядке; 2) ТГП изучает данный исторический процесс в обобщенном виде, выявляя общие закономерности развития государства и права; 3 этап: 1) исторический материал является эмпирическим методом выявления теоретических закономерностей; 2) история зачастую опирается на выводы теории.
Значение ТГП для формирования политической и правовой культуры. ТГП представляет собой такую отрасль знаний, без освоения которой невозможно эффективно решать практические задачи и адекватно познавать явления окружающего нас мира в социально-экономической, политической и правовой сферах жизни людей. Это обусловлено тем, что: 1) ТГП является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а в конечном счете их воспроизводству; 2) ТГП выступает в качестве своеобразной квинтэссенции всей юридической науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. 3) ТГП исследует и освещает в обобщенном виде наиболее крупные, и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации. 4) ТГП сочетает прагматическое и теоретическое предназначение человеческих знаний в области государства и права. Оснащая политических работников необходимыми обобщенными государственно-правовыми знаниями, ТГП во взаимодействии с другими науками способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые должны лежать в основе жизни социума. В этом отношении ее данные важны для каждого человека, его воспитания, выработки жизненной позиции. 5) ТГП не только вбирает в себя философские, экономические, психологические и иные научные разработки, но и сама доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды общественных отношений. В частности, аксиоматичным представляется теоретическое положение о невозможности легального существования экономических отношений без правового оформления. 6) То же самое можно сказать и о политических отношениях, когда они выходят за рамки корпоративных политических организаций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего государства. 7) ТГП является обобщающей наукой. Она подводит итоги конкретных исследований, «выводит за скобки» общие, повторяющиеся в этих дисциплинах положения и данные, причем применительно как к определенному государству и праву, так и к государству и праву любого общества. 8) ТГП содержит элементы предвидения и занимает особое место среди юридических наук, взаимодействуя с другими естественными и общественными науками, обобщая данные отраслевых юридических наук и используя свой методологический инструментарий, она открывает новые явления в государственно-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития. ТГП стоит ближе других наук ко всему новому, неизученному и в силу абстрактного характера и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это. Власть, управление и социальное регулирование в догосударственном обществе. Т.к. об-во возникло раньше гос-ва, то нужно дать хар-ку соц вл-ти в доггсудар-ом об-ве. Особ-ть соц вл-ти и норм в том, что они входили в саму жизнедеят-ть людей, выражая и обеспечивая соц-эк единство рода. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необ-ть в совместном проживании, общественной собст-ти. Признаки соц вл-ти: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общественной, строилась на началах непосредственной демократии, самоуправления (S и От власти совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники. Признаки норм в догосударственном обществе: 1) отн-ия рег-сь обычаями; 2) сущ-ли в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 3) обеспеч-сь силой привычки, мерами убеждения (внушение) и принуждения (изгнание из рода); 4) ведущий способ регул-ия – запрет (табу), отсутствие собственно прав и об-тей; 5) выражали инт-сы всех членов рода и племени. Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении и т.п. Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всех членов рода. Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание. Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, объем различных познаний, авторитет среди сородичей и т.д. Властные полномочия старейшин были невелики (они не имели права ни приказывать, ни командовать). При принятии решения они старались добиться общего согласия. Наравне с другими членами сообщества принимали участие в общем труде, выполняя наиболее сложные и трудоемкие обязанности. Однако со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания предводителем стало недостаточно. Для регулярного устройства пиров, организации ритуалов, проявления щедрости в отношении сородичей необходим был определенный материальный достаток. Кроме того, вожди накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству. И все же еще сравнительно долгое время решающим мотивом при выборе старейшины или вождя оставались общественное мнение и личностные качества претендента.
Сущность государства В научной литературе сущность гос. обычно рассматривается в двух аспектах: 1)С общефилософских позиций — как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос. как орг., например, от родового строя или от пол. партии; 2) с позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего выражает гос. (например, интересы среднего класса во многих современных дем. гос.х). В этом случае может быть осуществлена типология различных государств по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.). В настоящее время используются следующие основные подходыв к анализу сущности гос.: 1) теологический подход рассматривает гос. как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов); 2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, который особенно широко используется в работах специалистов по международному публичному праву, гос. — это совокупность трех элементов: власти, терр. и населения; 3) сторонники юридического подхода к понятию гос., господствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос. с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства; 4) соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации. 5) Классовый, в рамках к-рого гос-во можно опре-делить как организацию политич.власти эк.господ-ствующего класса. Гос-во - ср-во обеспечения ин-тересов этого класса. В этом случае первоочеред-ное удоволетворение интересов этого класса мо-жет привести к сопротивлению других классов. От-сюда проблема в постоянной необходимости «сня-тия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия. 6) Общесоциальный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую ус-ловия для компромисса интересов различных клас-сов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интере-сов, концентрирующих интересы различных клас-сов и слоев, большинства населения страны, упот-ребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Также можно выделить и рел., националь- ный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва. Иначе говоря, сущность гос-ва многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Важнейший признак гос., хар.изующий его сущность, — гос.нная власть. Вследствие этого гос. — единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия (лишь определенные полномочия этого рода оно может передать некоторым общ.нным институтам). Гос. обладает верховенством по отношению к другим институтам в общ., ему принадлежит гос.нный суверенитет.
Виды органов государства. Помимо принципа разделения властей органы государства классифицируются и по другим основаниям. 1) По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. 2) По объему властных полномочий - высшие и местные. 3) По широте компетенции - общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятельности. 4) По способу формирования - выборные и назначаемые. 5) По особенностям деятельности и порядку принятия решений - коллегиальные и единоличные. 15. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме. В отечественной литературе под коррупцией понимается подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции — взяточничество, подкуп, протекционизм и др. Коррупцию порождает возможность бесконтрольно и безнаказанно извлекать выгоду из должности, властных полномочий. В буквальном смысле слова «бюрократизм» означает власть «бюро», т. е. письменного стола, а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Формы проявления бюрократизма - формализм, волокита, канцелярщина (вместо решения вопроса по существу — отписка), бездумное, казенное отношение к делу и др. Для существования коррупции должны быть не только продажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью. Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латентно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для противодействия ей необходима целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо создать и постоянно совершенствовать. Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни. Сущность права Право – система общеобязательных, формально определенных юр. норм, выражающих общ-ую, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урег-ние общ-ых отн-й. Сущность права – это воля гражданского общества, направленная на рег-ние наиб. важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в д-ти различных Sв общественной жизни. В основе любого общ-го явления, в т.ч. и права, лежит соц. воля – стремление Sв общественной жизни достичь опред-х целей. Опр-ить сущность права – значит понять, волю каких соц. Sв оно выражает и какие цели они реал-ют через право в своей д-ти. Подходы к сущности права. 1. классовый. Право – система гарантированных государством юр норм, выражающих возведенную в закон гос-ую волю экономически господствующего класса (здесь право исп-ся в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса). 2. общесоциальный. Право – выражение компромисса между различными соц. слоями общества (право исп-ся в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гр-на, эк-кой свободы, демократии…). В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств. 3. дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоц. подходов. Соц. воля имеет 2 стороны: классовую и общесоц. Право как выражает волю эк-ки господствующего класса, так и несет в себе элементы воли всех осн-ых соц групп. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изм-ся соотношение между классовой и общесоц. сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоц-ной направленности. Также можно выделить др. подходы: религиозный, нац-ый, расовый, когда опред-ые интересы доминируют в законах, правовых обычаях и нормативных договорах.
39. Проблема свободы в праве. Право как выражение свободы и как способ ее ограничения. Свобода – это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.). Категория "С." близка к понятию "право" в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (напр., предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая С. не имеет четкого механизма реализации, ей корреспондирует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную С. действий. Соотношение права и свободы: 1 т/з: право – средство ограничения свободы (Черданцев) 2 т/з: право – выражение свободы, гарантия свободы; свобода мысли + свобода совести = духовная свобода; 3 т/з Гегеля: свобода – познанная необходимость; свобода в социальном мире, государство как гарантия свободы, но и как ограничитель; 4 т/з Канта: "Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека; мой произвол ----//----". Соотношение свободы и произвола: часто отождествляется, но это не тождественные понятия: произвол – неразумная свобода, истинная свобода основана на разуме. Т/з Лосева: "Свобода есть совпадение того, что есть с тем, что должно быть" Свободен ли преступник в своих действиях? Он поступает как хочет, но его свобода мнимая, она – произвол. Свобода – то, что должно быть - это разум. Истинное понимание свободы возможно только с т/з этики (науки о нравственности).
40. Право и закон, их соотнош-е, значение этой проблемы д\правопонимания. Два подхода: 1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. право = закон; вне закона права нет и быть не м. НО если под правом понимать т! N права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. N не сущ-ют. 2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); П – нормы, ест права, субъективные права. Содерж-е созд-ся общ-ом и лишь придание этому содерж-ию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется г-вом «Право созд-ся общ-ом, а закон — г-вом» Д.Б. ед-во прав-го содерж-ия и правовой формы. Прав-е содерж-е, не возвед-ое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправ-ым, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное г-во). В наст. t господ-во узконормативного подхода ослаб-ет, но некот-е ученые его придерж-ся. Гуманистический смысл разграничения: П – критерий кач-ва З, уст-еи того, насколько последний признает права Ч, его интересы и потребности.
Основные теории права. Сущ-ет мн-во научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени. Наиболее известные теории: естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская. Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, вкл-ий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному соц явл-ию. Необходимо учитывать: ист усл-ия и культуру, позицию самого субъекта правопонимания, что понимается под источником права (Бог, космос, Ч). 1.В зависимости от соотношения бытия и сознания: Идеалистический подход – х-но теологическое учение; материалистический – обусловленность право эк базисом, зависимость права от г-ва, его обеспеченность принудительной силой г-ва. 2.В зависимости от источника права – г-во или природа Ч => ест-пр и позитивистская теории. 1. Позитивистская теория права: право = источник права (Бергб, Шершеневич) отждествление рпава и закона, гос-во делегирует субъективные права и уст-ет юр-е об-ти в нормах права,, составляющих закрытую совершенную систему; "+": стабильный правопорядок, детальное изучение догмы права – стр-ры правовой нормы, осн-ний юр-й отв-ти; "-": искусственная ограниченность права от фактических общ-х отн-ний, отсутствие возм-ти нравственной оценки пр-х явлений; 2. Марксизм: как вариант позитивизма – право – воля господствующего класса, возведенная в закон => право = закон (его содержание - воля) 3. Нормативистская теория (Кельзен) разновидность позитивизма; право – система юридических норм: состоит из основных норм, из нее выводятся другие нормы, право стройная иерархическая пирамида во главе с основной нормой, юр сила кж нормы зависит от вышестоящей, нормы право излагаются гос-вом и обеспечивается его принудительной силой.; "+": позволяет создать совершенную систему зак-ва, обеспеч-т режим законности, единообразное применение норм, позволяет четко обозначить права и об-ти субъектов, абстрагироваться от классово – политических хар-к права; "-": отрицание обусловленности права потребностями общ-го развития, игнорирование естественных и нравственных начал в праве. 4. Социологическая теория (дюги, Муромцев): в основе субъективное право (третий элемент) => право те реальные правовые связи, которые имеют люди. Остальное вторично. Есть реальное право и "книжное" право (они могут не совпадать), т/е право следует искать не в книге, а в реальной жизни, в основе рпав общественное отношение, защищенное госв-ом. 5. Психологическая теория: Петражицкий: Право = правовые эмоции, право зарождается в психике человека. На основании психологических правовых эмоций создается позитивное право, право – конкретная психическая реальность - - правовые эмоции чел-ка, к-е делятся на переживание позитивного права и переживание интуитивного личного права. 6. Школа естественного права (др Рим, греция, Сократ, Плутон, Демокрит): естественное право носит человеческий характер, права человека определяются природой человека, а не гос-вом. Но эти критерии д/б признаны гос-вом => позитивное право является производным от естественного, т/е выявление справедливых начал в праве, заложенных самой природой. 7. Теологическая теория: права человека имеют божественное происхождение, но отображаются в человеческом уме, который имеет естественный характер. Проблема выбора теории является основной, в любой теории есть элементы истины. Проблема выбора основного из трех элементов в праве => зависит от истинности теории. Возможно признать данные теории равными – интегральная теория права, но невозможно объединить основания различных элементов, все = есть производные, а есть основной среди них. Т/з лектора: основным является естественное право, субъективные и позитивные элементы производны. Позитивное право рассматривается ткак юридическое средство, с помощью которого реализуется естественные права человека. Центр правовой системы – человек, а гос-ные источники права – орудия реализации естественных прав человека. Право и мораль М – исторически складывающаяся в общ-м сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отн-х людей. Общие черты П и М – общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соотв-е опред-му типу культуры, направл-е на орг-цию общ-х отн-ний. Отличия: 1) пр нормы – возникают в процессе ф-ия институтов общества и г-ва, отделены от правосознания. Мораль формируется в дух жизни, опирается на представления общества о добре и злепорядочности, справедливости, которые вырабатываются философией, религией, искусством. 2) Формы сущ-ия: пр нормы закреплены в опр документальных формах, д. отвечать строгим правилам, круг субъектов ограничен. Моральные нормы сущ-ют в общ сознании, в виде принципов идей. 3) Воздействие П происходит ч/з мех-м пр рег-ия, обеспечивающего перевод общих правил в конкр ПиО. Морал нормы воздействуют путем формирования внутр убеждений и установок. Юр нормы обеспечены гос принуждением, мораль обеспечивается влиянием общественного мнения, здравым смыслом людей. 4) Морал нормы, в отличие от правовых, д-ют на отн-ия, не подконтрольные г-ву. Взаимод-ие ПиМ сложно: П поддерживается общ сознанием, следование праву входит в число морал ценностей, а общечел ценности (жизнь, свобода) закреплены в юр актах => эти ценности основные для ПиМ. Но существует групповая М, кот. Может не совпадать с общественной (криминальные слои), при изм-ях в обществе переход к новой морали ос-ся медленнее, чем модернизация пр норм. Взаимод-ие МиП регулятивно, происходит гармонизация их взаимод-ия.
Нормативный акт. Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Признаки НПА: · издается уполномоченным государственным органом; · обладает определенной юридической силой; · регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер; · имеет конкретную сферу применения; · охраняется от нарушений правоохранительными органами государства; · обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику. · точно фиксирует содержание правовых норм · занимает строго определенное место в иерархической системе источников права · может быть издан оперативно, в любой части изменен. · обладает четкой внутренней структурой. Система НПА: · Конституция РФ · ФЗ · НПА Президента РФ. · НПА Правительства РФ · Акты ФОИВ · Нормативные акты ОГВ субъектов РФ · Локальные нормативные акты. Закон. Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1. Закон — это юридический документ, содержащий нормы права. 2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха) или референдума всего народа. 3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом. 4. Закон обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. 5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов. Виды: ФКЗ; ФЗ; Законы субъектов.
Действие НА во времени. Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, имеют в виду три существенных обстоятельства: · момент вступления его в законную силу; · прекращение его действия · применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона). В РФ нпа вступают в силу одним из следующих способов: · в результате указания в тексте нормативно-правового акта иа календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу; · в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например: «с момента подписания», «со дня опубликования» и т. д.); · в результате применения общих правил, указанных в законодательстве. По этим общим правилам законы, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, а акты Правительства РФ — со дня их подписания. Акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента опубликования и, как и иные акты, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определяется ими самостоятельно. Прекращение действия нормативного акта происходит в результате: · истечения срока, на который был принят юридический документ; · объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в акте того же уровня); · принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений; · устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию. НПА не имеет обратной силы и действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия.
Юридическая техника Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа. Общие требования, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов: · конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования; · логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой; · отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства; · ясность, простота применения и понимания терминов; · отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний («присовокуплять», «довольствие», «деяние»); краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу. ЮТ – система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эф-сти. Осн-й От – текст пр актов, информационное воплощение юр-их предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Задача ЮТ – структурировать пр материал, совершенствовать язык пр актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень ЮТ символизирует Ур-нь пр культуры конкрет об-ва. Технич ср-ва ЮТ: · юр термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания пр акта) · юр конструкции (специфич строение нормат материала, складывающееся из опред сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обяз-тей, запретов, приостановлений, наказаний…) Технич правила: 1) ясность и четкость, простота и доступ-ть языка пр актов, 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения пр предписаний, 3) последоват-ть в выражении юр инф-ции, 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее ед-во пр материала. Технич приемы: · Способы, фиксирующие офиц реквизиты – наим-ние пр акта, дата и место его принятия, подписи д/л… · Структурная орг-ция пр акта: вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов… Правовое воспитание. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Обычно говорят о правовом воспитании В широком смысле - речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. В узком смысле - оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.
Формы реализации права. 1. С позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений: · реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; · реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; · реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм. 2.По субъекту реализации права: · индивидуальная · коллективная 3. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой норм · соблюдение (реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом). · исполнение (требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний). · использование (направлено на осуществление правомочийлица и, следовательно, по его усмотрению здесь могут иметь место как активное, так и пассивное поведение). · применение права (властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты).
Мусульманская ПС. Прав.система- сов-сть права, юр.практики и господств. идеологии отд.гос-ва. Происхождение. Часть шариата, компонент религии, VI-VII века – муххамед от имени Аллаха адресовал основные правила поведения, которые стали дополняться. Значительную роль сыграли правоведы и судьи, мусульманское право – П юристов. К концу X века канонизировалось, судьи лишились права выносить решения по своему усмотрению, можно выбо руководствоватьчся толком народа => национализация права, однако были созданы нормы-принципы, придающие мусульманскому праву целостность. С XIX века происходит заимствование европейской ПС, которое в некоторых странах вытеснило мусульманскую ПС (Турция), в других наоборот его влияние усугубляется (Пакистан, Судан). Особенности. Норма – правило, адресованное Аллахом, основано не на логике, а на иррациональных, религиозных догмах, бесспорно и абсолютно. Нормы не являются управомачивающими или запрещающими, в их основе лежит долг. Источники. Коран – 114 сур (глав), состоящих из стихотворных фрагментов – речи Мухаммеда – это не конституция и не кодекс, но самый авторитетный источник. Сунна – сборник преданий о жизни Мухаммеда. Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Кийяс – решение по аналогии, но анализируется религиозная идея. Закон – существует и часто идет в разрез. Религиозно-правовая доктрина и обычай (незначителен). Структура. Нормы объединены вогруг тех или иных религиозных учений, вместе с тем сохр-ся отраслевой принцип (право «личного статуса», деликтное, гр-пр). Все поступки подразделяются на 5 категорий: обязательные. Рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. Также можно поделить на нормы-принципы и возникающие эмперическим путем (сунны).
Право и экономика. Право – система общео
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.017 с.) |