Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТГП в системе юридических наук.

Поиск

ТГП в системе юридических наук.

Все юридические науки объединяются общим понятием - правоведение.

Их можно разделить на 4 группы:

1) теоретико-исторические науки: теория государства и права; история государства и права зарубежных стран; исто­рия отечественного государства и права; история политических и правовых учений.

2) отраслевые юридические науки - регулируют сферу общественных отношений:

а) материальные: конституционные; гражданские; уголовные; муниципальные; семейные и т.д.

б) процессуальные: гражданский процесс; уголовный процесс; арбитражный процесс;

3) специальные юридические науки (прикладные): криминалистика; судебная медицина, психиатрия, психология, бухгалтерия и т.д.

4) международное право: международное публичное право; международное частное право.

Для рассмотрения соотношения названных групп юридических наук с ТГП необходимо использовать следующую методологическую схему:

1) выявить, в чем их сходство;

2) выявить признаки, определяющие различия этих наук;

3) установить, каким образом взаимодействуют рассматриваемые науки.

Соотношение ТГП и истории государства и права (ИГП):

1 этап: 1) обе науки рассматривают государство и право в целом; 2) обе науки изучают все ранее существовавшие исторические типы государства и права; 3) обе науки изучают социально-экономические и другие причины возникновения государства и права;

2 этап: 1) ИГП исследует процесс развития государственных и правовых институтов конкретных стран в хронологическом порядке; 2) ТГП изучает данный исторический процесс в обобщенном виде, выявляя общие закономерности развития государства и права;

3 этап: 1) исторический материал является эмпирическим методом выявления теоретических закономерностей; 2) история зачастую опирается на выводы теории.

 

Значение ТГП для формирования политической и правовой культуры.

ТГП представляет собой такую отрасль знаний, без освое­ния которой невозможно эффективно решать практические за­дачи и адекватно познавать явления окружающего нас мира в социально-экономической, политической и правовой сферах жизни людей.

Это обусловлено тем, что:

1) ТГП является непременным атрибутом ком­плекса знаний о человеке, его поведении и активно способ­ствует правомерному общению людей друг с другом, а в конечном счете их воспроизводству;

2) ТГП выступает в каче­стве своеобразной квинтэссенции всей юридической науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные по­стулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции.

3) ТГП исследует и освещает в обобщенном виде наибо­лее крупные, и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации.

4) ТГП сочетает прагматическое и теоретическое предназначение чело­веческих знаний в области государства и права. Оснащая политических работников необходимыми обобщенными государ­ственно-правовыми знаниями, ТГП во взаимодействии с другими науками способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые дол­жны лежать в основе жизни социума. В этом отношении ее данные важны для каждого человека, его воспитания, выработки жизненной позиции.

5) ТГП не только вбирает в себя философские, экономические, психологические и иные науч­ные разработки, но и сама доказывает необходимость и полез­ность правового воздействия на различные виды общественных отношений. В частности, аксиоматичным представляется тео­ретическое положение о невозможности легального существо­вания экономических отношений без правового оформления.

6) То же самое можно сказать и о политических отношениях, ког­да они выходят за рамки корпоративных политических органи­заций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего государства.

7) ТГП является обобщающей наукой. Она подводит итоги конкретных исследований, «выводит за скобки» общие, повто­ряющиеся в этих дисциплинах положения и данные, причем применительно как к определенному государству и праву, так и к государству и праву любого общества.

8) ТГП содержит элементы предвидения и занимает особое место среди юридических наук, взаимодействуя с другими естественными и общественными науками, обобщая данные отраслевых юридических наук и используя свой методологический инструментарий, она от­крывает новые явления в государственно-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функциониро­вания и развития.

ТГП стоит ближе других наук ко всему новому, неизученному и в силу абстрактного характера и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это.

Власть, управление и социальное регулирование в догосударственном обществе.

Т.к. об-во возникло раньше гос-ва, то нужно дать хар-ку соц вл-ти в доггсудар-ом об-ве.

Особ-ть соц вл-ти и норм в том, что они входили в саму жизнедеят-ть людей, выражая и обеспечивая соц-эк единство рода. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необ-ть в совместном проживании, общественной собст-ти.

Признаки соц вл-ти:

1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах непосредственной демократии, самоуправления (S и От власти совпадали);

3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники.

Признаки норм в догосударственном обществе:

1) отн-ия рег-сь обычаями;

2) сущ-ли в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

3) обеспеч-сь силой привычки, мерами убеждения (внушение) и принуждения (изгнание из рода);

4) ведущий способ регул-ия – запрет (табу), отсутствие собственно прав и об-тей;

5) выражали инт-сы всех членов рода и племени.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении и т.п. Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всех членов рода.

Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание.

Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, объем различных познаний, авторитет среди сородичей и т.д.

Властные полномочия старейшин были невелики (они не имели права ни приказывать, ни командовать). При принятии решения они старались добиться общего согласия. Наравне с другими членами сообщества принимали участие в общем труде, выполняя наиболее сложные и трудоемкие обязанности.

Однако со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания предводителем стало недостаточно. Для регулярного устройства пиров, организации ритуалов, проявления щедрости в отношении сородичей необходим был определенный материальный достаток. Кроме того, вожди накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

И все же еще сравнительно долгое время решающим мотивом при выборе старейшины или вождя оставались общественное мнение и личностные качества претендента.

 

Сущность государства

В научной литературе сущность гос. обычно рассматривается в двух аспектах:

1)С общефилософских позиций — как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос. как орг., например, от родового строя или от пол. партии;

2) с позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего вы­ражает гос. (например, интересы среднего класса во многих современных дем. гос.х). В этом случае может быть осуществлена типология различных государств по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.).

В настоящее время используются следующие основные подходыв к анализу сущности гос.:

1) теологический подход рассматривает гос. как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундамен­талистов);

2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, кото­рый особенно широко используется в работах специалистов по ме­ждународному публичному праву, гос. — это совокупность трех элементов: власти, терр. и населения;

3) сторонники юридического подхода к понятию гос., гос­подствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос. с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства;

4) соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации.

5) Классовый, в рамках к-рого гос-во можно опре-делить как организацию политич.власти эк.господ-ствующего класса. Гос-во - ср-во обеспечения ин-тересов этого класса. В этом случае первоочеред-ное удоволетворение интересов этого класса мо-жет привести к сопротивлению других классов. От-сюда проблема в постоянной необходимости «сня-тия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия.

6) Общесоциальный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую ус-ловия для компромисса интересов различных клас-сов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интере-сов, концентрирующих интересы различных клас-сов и слоев, большинства населения страны, упот-ребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Также можно выделить и рел., националь- ный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва. Иначе говоря, сущность гос-ва многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.

Важнейший признак гос., хар.изующий его сущ­ность, — гос.нная власть. Вследствие этого гос. — единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия (лишь определенные полномочия этого рода оно может пе­редать некоторым общ.нным институтам).

Гос. обладает верховенством по отношению к другим институтам в общ., ему принадлежит гос.нный сувере­нитет.

 

Виды органов государства.

Помимо принципа разделения властей органы государства классифицируются и по другим основаниям.

1) По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. Первичные органы государства ника­кими другими органами не создаются.

2) По объему властных полномочий - высшие и местные.

3) По широте компетенции - общей и специальной компетенции. Органы общей компетен­ции правомочны решать широкий круг вопросов. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятель­ности.

4) По способу формирования - выборные и назначаемые.

5) По особенностям деятельности и порядку принятия реше­ний - коллегиальные и единоличные.

15. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме.

В отечественной литературе под коррупцией понимается подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновни­ков, использование ими властных полномочий, служебного поло­жения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц.

Формы коррупции — взяточничество, подкуп, протекционизм и др.

Коррупцию порождает возмож­ность бесконтрольно и безнаказанно извлекать выгоду из дол­жности, властных полномочий.

В буквальном смысле слова «бюрократизм» означает власть «бюро», т. е. письменного стола, а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата.

Формы проявления бюрократизма - формализм, волокита, канцелярщина (вместо решения вопроса по существу — отпис­ка), бездумное, казенное отношение к делу и др.

Для существования коррупции должны быть не только про­дажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью.

Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латен­тно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для противодействия ей необходима целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо создать и посто­янно совершенствовать.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бю­рократизмом служит демократия. Постоянный демократичес­кий контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных орга­нов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни.

Сущность права

Право – система общеобязательных, формально определенных юр. норм, выражающих общ-ую, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урег-ние общ-ых отн-й.

Сущность права – это воля гражданского общества, направленная на рег-ние наиб. важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в д-ти различных Sв общественной жизни.

В основе любого общ-го явления, в т.ч. и права, лежит соц. воля – стремление Sв общественной жизни достичь опред-х целей. Опр-ить сущность права – значит понять, волю каких соц. Sв оно выражает и какие цели они реал-ют через право в своей д-ти.

Подходы к сущности права.

1. классовый. Право – система гарантированных государством юр норм, выражающих возведенную в закон гос-ую волю экономически господствующего класса (здесь право исп-ся в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

2. общесоциальный. Право – выражение компромисса между различными соц. слоями общества (право исп-ся в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гр-на, эк-кой свободы, демократии…). В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств.

3. дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоц. подходов. Соц. воля имеет 2 стороны: классовую и общесоц. Право как выражает волю эк-ки господствующего класса, так и несет в себе элементы воли всех осн-ых соц групп. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изм-ся соотношение между классовой и общесоц. сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоц-ной направленности.

Также можно выделить др. подходы: религиозный, нац-ый, расовый, когда опред-ые интересы доминируют в законах, правовых обычаях и нормативных договорах.

 

39. Проблема свободы в праве. Право как выражение свободы и как способ ее ограничения.

Свобода – это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.).

Категория "С." близка к понятию "право" в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (напр., предоставить работу в случае права на труд).

Напротив, юридическая С. не имеет четкого механизма реализации, ей корреспондирует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную С. действий.

Соотношение права и свободы:

1 т/з: право – средство ограничения свободы (Черданцев)

2 т/з: право – выражение свободы, гарантия свободы; свобода мысли + свобода совести = духовная свобода;

3 т/з Гегеля: свобода – познанная необходимость; свобода в социальном мире, государство как гарантия свободы, но и как ограничитель;

4 т/з Канта: "Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека; мой произвол ----//----".

Соотношение свободы и произвола: часто отождествляется, но это не тождественные понятия: произвол – неразумная свобода, истинная свобода основана на разуме.

Т/з Лосева: "Свобода есть совпадение того, что есть с тем, что должно быть" Свободен ли преступник в своих действиях? Он поступает как хочет, но его свобода мнимая, она – произвол. Свобода – то, что должно быть - это разум. Истинное понимание свободы возможно только с т/з этики (науки о нравственности).

 

40. Право и закон, их соотнош-е, значение этой проблемы д\правопонимания.

Два подхода:

1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. право = закон; вне закона права нет и быть не м. НО если под правом понимать т! N права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. N не сущ-ют.

2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); П – нормы, ест права, субъективные права. Содерж-е созд-ся общ-ом и лишь придание этому содерж-ию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется г-вом

«Право созд-ся общ-ом, а закон — г-вом» Д.Б. ед-во прав-го содерж-ия и правовой формы. Прав-е содерж-е, не возвед-ое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправ-ым, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное г-во).

В наст. t господ-во узконормативного подхода ослаб-ет, но некот-е ученые его придерж-ся.

Гуманистический смысл разграничения: П – критерий кач-ва З, уст-еи того, насколько последний признает права Ч, его интересы и потребности.

 

Основные теории права.

Сущ-ет мн-во научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени. Наиболее известные теории: естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская.

Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, вкл-ий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному соц явл-ию.

Необходимо учитывать: ист усл-ия и культуру, позицию самого субъекта правопонимания, что понимается под источником права (Бог, космос, Ч).

1.В зависимости от соотношения бытия и сознания: Идеалистический подход – х-но теологическое учение; материалистический – обусловленность право эк базисом, зависимость права от г-ва, его обеспеченность принудительной силой г-ва.

2.В зависимости от источника права – г-во или природа Ч => ест-пр и позитивистская теории.

1. Позитивистская теория права: право = источник права (Бергб, Шершеневич) отждествление рпава и закона, гос-во делегирует субъективные права и уст-ет юр-е об-ти в нормах права,, составляющих закрытую совершенную систему; "+": стабильный правопорядок, детальное изучение догмы права – стр-ры правовой нормы, осн-ний юр-й отв-ти; "-": искусственная ограниченность права от фактических общ-х отн-ний, отсутствие возм-ти нравственной оценки пр-х явлений;

2. Марксизм: как вариант позитивизма – право – воля господствующего класса, возведенная в закон => право = закон (его содержание - воля)

3. Нормативистская теория (Кельзен) разновидность позитивизма; право – система юридических норм: состоит из основных норм, из нее выводятся другие нормы, право стройная иерархическая пирамида во главе с основной нормой, юр сила кж нормы зависит от вышестоящей, нормы право излагаются гос-вом и обеспечивается его принудительной силой.; "+": позволяет создать совершенную систему зак-ва, обеспеч-т режим законности, единообразное применение норм, позволяет четко обозначить права и об-ти субъектов, абстрагироваться от классово – политических хар-к права; "-": отрицание обусловленности права потребностями общ-го развития, игнорирование естественных и нравственных начал в праве.

4. Социологическая теория (дюги, Муромцев): в основе субъективное право (третий элемент) => право те реальные правовые связи, которые имеют люди. Остальное вторично. Есть реальное право и "книжное" право (они могут не совпадать), т/е право следует искать не в книге, а в реальной жизни, в основе рпав общественное отношение, защищенное госв-ом.

5. Психологическая теория: Петражицкий: Право = правовые эмоции, право зарождается в психике человека. На основании психологических правовых эмоций создается позитивное право, право – конкретная психическая реальность - - правовые эмоции чел-ка, к-е делятся на переживание позитивного права и переживание интуитивного личного права.

6. Школа естественного права (др Рим, греция, Сократ, Плутон, Демокрит): естественное право носит человеческий характер, права человека определяются природой человека, а не гос-вом. Но эти критерии д/б признаны гос-вом => позитивное право является производным от естественного, т/е выявление справедливых начал в праве, заложенных самой природой.

7. Теологическая теория: права человека имеют божественное происхождение, но отображаются в человеческом уме, который имеет естественный характер. Проблема выбора теории является основной, в любой теории есть элементы истины. Проблема выбора основного из трех элементов в праве => зависит от истинности теории. Возможно признать данные теории равными – интегральная теория права, но невозможно объединить основания различных элементов, все = есть производные, а есть основной среди них.

Т/з лектора: основным является естественное право, субъективные и позитивные элементы производны. Позитивное право рассматривается ткак юридическое средство, с помощью которого реализуется естественные права человека. Центр правовой системы – человек, а гос-ные источники права – орудия реализации естественных прав человека.

Право и мораль

М – исторически складывающаяся в общ-м сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отн-х людей.

Общие черты П и М – общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соотв-е опред-му типу культуры, направл-е на орг-цию общ-х отн-ний.

Отличия:

1) пр нормы – возникают в процессе ф-ия институтов общества и г-ва, отделены от правосознания. Мораль формируется в дух жизни, опирается на представления общества о добре и злепорядочности, справедливости, которые вырабатываются философией, религией, искусством.

2) Формы сущ-ия: пр нормы закреплены в опр документальных формах, д. отвечать строгим правилам, круг субъектов ограничен. Моральные нормы сущ-ют в общ сознании, в виде принципов идей.

3) Воздействие П происходит ч/з мех-м пр рег-ия, обеспечивающего перевод общих правил в конкр ПиО. Морал нормы воздействуют путем формирования внутр убеждений и установок. Юр нормы обеспечены гос принуждением, мораль обеспечивается влиянием общественного мнения, здравым смыслом людей.

4) Морал нормы, в отличие от правовых, д-ют на отн-ия, не подконтрольные г-ву.

Взаимод-ие ПиМ сложно: П поддерживается общ сознанием, следование праву входит в число морал ценностей, а общечел ценности (жизнь, свобода) закреплены в юр актах => эти ценности основные для ПиМ. Но существует групповая М, кот. Может не совпадать с общественной (криминальные слои), при изм-ях в обществе переход к новой морали ос-ся медленнее, чем модернизация пр норм. Взаимод-ие МиП регулятивно, происходит гармонизация их взаимод-ия.

 

Нормативный акт.

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Признаки НПА:

· издается уполномоченным государственным органом;

· обладает определенной юридической силой;

· регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

· имеет конкретную сферу применения;

· охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

· обладает реквизитами, придающими документу индивиду­ально-правовую характеристику.

· точно фиксирует содержание правовых норм

· занимает строго определенное место в иерархической системе источников права

· может быть издан оперативно, в любой части изменен.

· обладает четкой внутрен­ней структурой.

Система НПА:

· Конституция РФ

· ФЗ

· НПА Президента РФ.

· НПА Правительства РФ

· Акты ФОИВ

· Нормативные акты ОГВ субъектов РФ

· Локальные нормативные акты.

Закон.

Закон — это обладающий высшей юридической силой норма­тивный акт, принятый в особом порядке высшим представи­тельным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отно­шения.

Признаки закона:

1. Закон — это юридический документ, со­держащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворчес­кой деятельности высшего органа государственной власти (пар­ламента, монарха) или референдума всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, ти­пичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом.

4. Закон обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим ор­ганом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию зако­на не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юриди­ческим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов.

Виды:

ФКЗ;

ФЗ;

Законы субъектов.

 

Действие НА во времени.

Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства:

· момент вступления его в законную силу;

· прекращение его действия

· применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

В РФ нпа всту­пают в силу одним из следующих способов:

· в результате указания в тексте нормативно-правового акта иа календарную дату, с которой юридический документ вступа­ет в силу;

· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например: «с момента подписания», «со дня опубликования» и т. д.);

· в результате применения общих правил, указанных в зако­нодательстве. По этим общим правилам законы, другие нор­мативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ — со дня их подписания. Акты федеральных органов исполнительной власти вступа­ют в силу с момента опубликования и, как и иные акты, подле­жат государственной регистрации в Министерстве юстиции. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных органов оп­ределяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

· истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

· объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в акте того же уровня);

· принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

· устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию.

НПА не имеет обратной силы и действует толь­ко в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия.

 

Юридическая техника

Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффектив­ности. Объектом юридической техники является текст норма­тивного документа.

Общие требо­вания, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов:

· конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

· логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

· отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в норма­тивном акте, так и во всей системе законодательства;

· ясность, простота применения и понимания терминов;

· отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний («присовокуп­лять», «довольствие», «деяние»);

краткость и компактность изложения правовых норм, сокра­щение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

ЮТ – система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эф-сти.

Осн-й От – текст пр актов, информационное воплощение юр-их предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Задача ЮТ – структурировать пр материал, совершенствовать язык пр актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень ЮТ символизирует Ур-нь пр культуры конкрет об-ва.

Технич ср-ва ЮТ:

· юр термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания пр акта)

· юр конструкции (специфич строение нормат материала, складывающееся из опред сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обяз-тей, запретов, приостановлений, наказаний…)

Технич правила:

1) ясность и четкость, простота и доступ-ть языка пр актов,

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения пр предписаний,

3) последоват-ть в выражении юр инф-ции,

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее ед-во пр материала.

Технич приемы:

· Способы, фиксирующие офиц реквизиты – наим-ние пр акта, дата и место его принятия, подписи д/л…

· Структурная орг-ция пр акта: вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов…

Правовое воспитание.

Правовое воспи­тание — это целенаправленная деятельность по трансляции (пе­редаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколе­ния к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие право­вого сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании

В широком смысле - речь идет, скорее, не о правовом вос­питании, а о правовой социализации человека, когда он «вос­питывается» окружающей обстановкой в целом, всей юриди­ческой практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере.

В узком смысле - оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.

Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, цен­ностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-озна­комительного воздействия на человека.

 

Формы реализации права.

1. С позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нор­мативных актах положений:

· реали­зация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и пра­вовой деятельности;

· реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;

· реа­лизация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

2.По субъекту реализации права:

· индивидуальная

· коллективная

3. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой норм

· соблюдение (реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом).

· исполнение (требует активных действий, связанных с претво­рением в жизнь обязывающих предписаний).

· использование (направлено на осуществление правомочийлица и, следовательно, по его усмотрению здесь могут иметь место как активное, так и пассивное поведение).

· применение права (властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты).

 

Мусульманская ПС.

Прав.система- сов-сть права, юр.практики и господств. идеологии отд.гос-ва.

Происхождение. Часть шариата, компонент религии, VI-VII века – муххамед от имени Аллаха адресовал основные правила поведения, которые стали дополняться. Значительную роль сыграли правоведы и судьи, мусульманское право – П юристов. К концу X века канонизировалось, судьи лишились права выносить решения по своему усмотрению, можно выбо руководствоватьчся толком народа => национализация права, однако были созданы нормы-принципы, придающие мусульманскому праву целостность. С XIX века происходит заимствование европейской ПС, которое в некоторых странах вытеснило мусульманскую ПС (Турция), в других наоборот его влияние усугубляется (Пакистан, Судан). Особенности. Норма – правило, адресованное Аллахом, основано не на логике, а на иррациональных, религиозных догмах, бесспорно и абсолютно. Нормы не являются управомачивающими или запрещающими, в их основе лежит долг. Источники. Коран – 114 сур (глав), состоящих из стихотворных фрагментов – речи Мухаммеда – это не конституция и не кодекс, но самый авторитетный источник. Сунна – сборник преданий о жизни Мухаммеда. Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Кийяс – решение по аналогии, но анализируется религиозная идея. Закон – существует и часто идет в разрез. Религиозно-правовая доктрина и обычай (незначителен). Структура. Нормы объединены вогруг тех или иных религиозных учений, вместе с тем сохр-ся отраслевой принцип (право «личного статуса», деликтное, гр-пр). Все поступки подразделяются на 5 категорий: обязательные. Рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. Также можно поделить на нормы-принципы и возникающие эмперическим путем (сунны).

 

Право и экономика.

Право – система общео



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.017 с.)