Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма правления в РФ: генезис и современное состояние.

Поиск

Форма правления – способ орг-ции верховной гос-й власти, порядок формирования гос. органов, их взаимодействие м/у собой и с населением, степень уч-тия населения в их формировании.

Генезис: - с 862 – Рюрик призван на княжение => раннефеодальная рабовладельческая монархия - абсолютная монархия, она сформировалась как противодействия монгольскому игу (на западе была сословно-представительная монархия, у нас не было) - советская.республика – = абсолютизм, т/к очень сильна власть вождя - распад СССР => сейчас смешанная полупрезидентская республика.

Особенности республиканской формы правления в РФ: президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, к-е несет перед ним отв-ть за свою деятельность.

Глава гос-ва: де юре и де факто:

а) парламентская р-ка: д/ю – президент, д/ф – премьер министр

б) президентская республика: совпадают

в) полупрезидентская республика: совпадают Т/з лектора: в РФ 4я власть – "президентская власть", она объединяет три власти Президент координирует три власти. Единство трех ветвей власти обеспечивается К-цией, президент объединяет тоже. Помимо ОГВ в РФ очень сильно развито МС, осуществляет полномочия ч/з ОМС.

 

Принцип разделения властей и проблемы его реализации в РФ.

Локк, Монтескье - для утв-ния политич. свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью необх-мо разделить гос.власть на зак-ную (избранную народом для выработки стратегии развития об-ва путем принятия з-нов), исполнительную (назначаемую исп.органом власти и занимающуюся реализацией з-нов) и судебную (гарант восстановления нарушенных прав).

Система «сдержек и противовесов» - сов-сть прав. ограничений в отн-и конкр.гос.власти.

К зак.власти – жесткая юр.процедура зак.процесса, в к-рой важную роль играет П РФ (отлагательное вето), д-ть КС РФ.

К исп.власти – ограничения ведомст.нормотворчества, запрет издания з-нов, запрет исп.власти избираться в состав зак.стр-р, ком.д-тью.

К судебной – правоограничивающие ср-ва, выражающиеся в К РФ, проц.зак-ве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, состязательности процесса…

Также фиксируются правоограничения, к-рые запрещают осущ-ть ф-ции, принадлежащие др.органу, д-ть органов д. ограничиваться их компетенцией, к-рая основывается на принципе «Дозволено только то, что прямо разрешено з-ном».

Особенность РФ: Президент РФ, являясь главой гос-ва, не входит в полной мере в систему разделения властей. Его задача – координация д-ти всех ветвей власти, он наделен конст.нормами разл.полномочиями как в зак., исп., так и судебной области. На фед.ур-не: зак. – ФС РФ, исп. – П РФ, Прав-во, суд. – КС РФ, ВАС РФ, ВС РФ.

 

Форма государственного устройства в РФ, генезис, современное состояние

По К. РФ 1993 г. РФ объявляется фед. гос. (ст. 1, 5).

С юр. точки зрения федерация, как форма гос. устройства Рос­сии — это единое гос., объединяющее в своем составе терр. S РФ, представляющих собой самостоятельные гос. образования, обладающие публич­ной властью в отношении тех вопросов, которые не относятся к искл. компетенции федеральной публичной власти.

Терр. ОГВ в РФ — одна из острейших проблем гос. строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деят.ю федеральной власти по обеспечению терр. целостности, единства гос. и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Российское гос. — самобытная, уникальная федерация, построенная на конституционно-договорном правовом фундаменте.

Механизмом регулирования и самонастройки фед. отно­шений выступают двусторонние договоры между ОГВ РФ и ОГВ субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий.

Особенности порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу гос. устройства РФ принципов:

- национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа)

- адм.- территориального (края, области, города федерального значения.

По количеству S РФ. занимает первое место в мире.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность ре­гионов уравновешиваются заложенными в К РФ базовыми принципами, которые гарантируют:

- незыблемость терр. целостности гос.;

- равноправие членов Фед. между со­бой и по отношению к федеральным ОГВ;

- единство основ гос. строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан);

- свободу передвижения, распространения инфор­мации, перемещения товаров и денег по всей терр. гос-ва, верховенство федерального зак-ва.

К РФ разграничила предметы ведения и полномочия ме­жду ОГВ РФ и ОГВ S РФ на три группы:

1) пред­меты ведения Фед.;

2) предметы ведения S Фед.;

3) предметы совместного ведения Фед. и ее S.

Анализ соответствующих статей К РФ по­зволяет констатировать, что за субъектами РФ вся полнота гос. власти остается только по вопросам, не имею­щим решающего значения в экономике, во внутренней и внешней политике, и многих других сферах жизни.

Многими высказывается мнение, что РФ пока не перешла на подлинные федеративные начала своего гос. устройства.

 

Политический режим России: тенденции его развития.

Политический режим – это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Не существует единой типологии ПР. Чаще всего наука выделяет:

- демократический,

- авторитарный,

- тоталитарный.

Характер ПР никогда прямо в конституциях государств не называется (не считая весьма распространенных указаний на их демократический характер), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Политический режим Россиии

1 эт.: длительное время имеет место авторитарный режим, централизованное гос-во;

2 эт.: социализм: тоталитарный режим, одна коммунистическая идеология, гос-ная экономика;

3 эт.: развал социализма, появляются либеральные ценности.

Сейчас в РФ либеральный режим с элементами авторитарного и демократических режимов. По К-ции – РФ демократичкое г-во, но реальной демократии нет, т/к существуют две основных политических силы: а) партия власти, формируемая чиновниками, несет авторитарные методы управления; он лидирует! б) коммунистическая партия – партия тоталитарного прошлого

 

Политическая система российского общества, ее особенности

Пол. система в современном российском общ. имеет ряд отличительных особенностей:

1) заметны акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исп. органов и существенное ограничение функций зак. институтов власти, которые практически лишены возможности осуществлять контроль за деят. исп. органов наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.

2) с т.з. хар-а распределения власти, взаимоотношения пол. системы и общ. в России существует скорее авторитарная плюралистическая система. Авторитарная пол. система хар-ся сосредоточением вла­сти в едином центре, каковым является Президент и его Администра­ция. Д-ть представительных ОГВ ограничено.

Плюрализм обнаруживается в:

- разделении властей,

- гос. многопартийности,

- передаче ряда зак. и исп. полномочий от центра субъектам РФ.

3) низкий удельный вес пол. партий, их слабое влияние на власть, общество.

4) слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие инте­ресы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении соц. конфликтов

Эти особенности свидетель­ствуют о противоречии между пол. структурой и ее куль­турным основанием.

Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что по­литические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Это касается прежде всего процесса приня­тия решений, которые до последнего времени осуществляла узкая группа лиц: Президент — глава Администрации Президента — пре­мьер-министр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.01 с.)