Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аксиома о потенциальной опасностиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Является основным постулатом БЖД как научной дисциплины: Любая человеческая деятельность потенциально опасна, поскольку эта опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Согласно этой аксиоме все действия человека и все составляющие компоненты среды обитания, в т.ч. и новые технические средства и технологии кроме положительных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. Причем техногенные опасности воздействуют на человека, на природную сферу и на всю техносферу одновременно. И если действия вредных факторов можно иногда полностью исключить, то действия опасных факторов исключить принципиально невозможно. Опасность как таковую можно и нужно стремится уменьшить, но при этом следует помнить, что полностью ее исключить, сделать абсолютно безопасным производство, да и любую человеческую деятельность нельзя.
Эргономические аспекты бжд, виды совместимости в системе “человек - машина”. Закономерности взаимодействия человека с производственными системами в условии среды обитания изучает наука эргономика, основная цель которой состоит в приспособлении элементов труда к психофизиологическим возможностям человека для обеспечения наиболее эффективной и безопасной работы при минимальных затратах его биологических ресурсов. Выделяют 5 видов совместимости в системе “Человек-машина”: 1. информационная 2. биофизическая 3. энергетическая 4. пространственно-антропометрическая 5. технико-эстетическая
Информационная. В сложных системах оператор может контролировать объекты управления через показания приборов, экранов и различных сигналов. Все эти устройства называются средствами отображения информации. При необходимости оператор пользуется рычагами, кнопками, ручками, выключателями и другими средствами управления, в совокупности образующими сенсорное поле. Средства отображения информации и сенсомоторные устройства – это и есть информационная модель машины или комплекса, через нее оператор осуществляет управление системы. Задача эргономики состоит в том, чтобы обеспечить создание такой информационной модели, которая отражала бы в данный момент, все необходимые характеристики машины и позволяла оператору безошибочно принимать и передавать информацию, не перегружая ее внимание и память, т.е. информационная модель должна соответствовать психофизиологическим возможностям человека.
Биофизическая. Предусматривает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние оператора. Предельное значение для многих факторов окружающей среды установлены законодательно, но они не всегда связаны с функциональной задачей оператора, поэтому при разработке машин появляется необходимость специального исследования параметров шума, вибрации, освещенности, воздушной среды и так далее.
Энергетическая совместимость. Силовые и энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие сенсомоторных устройств (рычагов, кнопок, выключателей) могут потребоваться очень большие и чрезвычайно малые усилия. В первом случае человек будет уставать, во втором случае возможно снижение точности работы системы (т.к. оператор не чувствует сопротивления рычагов). Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями оператора в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движения.
Пространственно-антропометрическая. Предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения оператора в процессе работы. При решении этой задачи определяют объем рабочего места, зоны досягаемости для конечности оператора, расстояние от оператора до приборного пульта и др. Необходимо создавать для каждого работника необходимые условия труда, конструируя предметы и средства труда с учетом антропометрических показателей (рост, размер тела, форма тела и его отдельных частей).
Технико-эстетическая совместимость Заключается в обеспечении удовлетворения человека от общения с машиной и от процесса труда. Большую роль в решении задач оптимизации человека, производственной среды и среды обитания, обеспечение безопасности функционирования играет составная часть эргономики – техническая эстетика. Основной ее задачей является разработка и создание красивых и вместе с тем рациональных форм приборов, механизмов, машин и технологического оборудования, для обеспечения наибольшего удобства их эксплуатации подбор соответствующих цветовых оформлений оборудования и рабочих помещений, для решения многочисленных задач эргономика привлекает художников-конструкторов и дизайнеров.
Человек как элемент системы “человек – среда обитания”. Основные характеристики анализаторов человека
Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи своих анализаторов (характеристики анализаторов человека необходимо учитывать при создании безопасных систем). Любой анализатор состоит из рецептора, проводящих нервных путей и мозгового конца. Рецептор превращает энергию раздражителя в нервный процесс. Проводящие пути передают нервные импульсы в кору головного мозга. Мозговой конец анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре головного мозга элементов. Рассеянные элементы обеспечивают нервные связи между различными анализаторами. Между рецепторами и мозговым концом существует двусторонняя связь, которая обеспечивает саморегуляцию анализатора. Особенностью анализатора человека является их парность, что обеспечивает высокую надежность их работы за счет частичного дублирования сигналов. Основной характеристикой анализатора является чувствительность, не всякий раздражитель, воздействующий на анализатор вызывает ощущения, чтобы оно возникало интенсивность раздражителя должно достичь некоторой определенной величины, с увеличением интенсивности раздражителя наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее по интенсивности некоторый предел вызывает боль и нарушает деятельность анализатора. Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора. Минимальную величину принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности, а максимальную верхним. Минимальная разность между интенсивностями двух раздражителей, которая вызывает едва заметное различие ощущений называется дифференциальных порогом или порогом различения. Психофизическими опытами установлено, что величина ощущений изменяется медленнее чем сила раздражителей. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера выражается формулой: E= K*lgJ +C Е- интенсивность ощущения J – интенсивность раздражителя C, К – константы определяемой данной со стороны системой
Время проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущений называют латентным периодом. Величина латентного периода в секундах для различных анализаторов:
Зрительный анализатор 80% всей информации человек получает в результате реакции на визуальное раздражение. Приспособление глаза к различению объекта осуществляется за счет 3 процессов:
Оптический анализатор (сетчатка) включает 2 типа рецепторов:
Колбочки обеспечивают дневное зрение, палочки ночное. Изображение вызванное световым сигналом сохраняется на сетчатке глаза в течение некоторого времени, несмотря на исчезновение сигнала. Инерция зрения обусловливает стробоскопический эффект. Цветовое зрение является важным фактором на рабочих местах. Различные заболевания зрения или центральной нервной системы могут приводить к цветовой слепоте (человек воспринимает все цвета как серый). Цветовое зрение обладает способностью меняться под влиянием принимаемых лекарственных средств и других химических веществ. отклонения: - дальтонизм (человек не различает отдельные цвета, обычно красный и зеленый) - куриная слепота (человек с наступление темноты теряет зрение) Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естественной защитой (ресницы, веки, слезная жидкость содержит фермент лизоцин, который растворяет микробы). Слуховой анализатор Звуковые сигналы доставляют человеку значительную часть информации. Они могут служить для передачи сигналов опасности. Основные параметры звуковых волн: - уровень интенсивности (дБ) - частота (Гц) Которые субъективно в слуховых ощущениях воспринимаются как громкость и высота. По частоте область слуховых ощущений простирается от 16 до 20000 Гц (меньше 16 Гц – инфразвук, более 20 000 Гц – ультразвук). Величина порога слышимости зависит от частоты ощущаемых звуков. Верхняя граница – порог болевого ощущения, который в меньшей степени зависит от частоты и лежит в пределах 130-140 дБ. Соотношение уровня интенсивности и частоты определяет ощущение громкости звука. В реальных условиях человек воспринимает звуковые сигналы на определенном акустическом фоне, при этом фон может маскировать полезный сигнал.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.008 с.) |