Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление охраной труда в организациях и на предприятиях

Поиск

Одной из основных причин высокого уровня травматизма на производстве является низкая эффективность, несовершенство системы управления безопасности труда. Под управлением безопасности труда принято понимать действия руководящих работников организаций (работодатель, административно-управленческий аппарат), направленных на создание и сохранение безопасных и безвредных условий труда. Основная цель – это предупреждение аварий, ЧС, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

 

Система управления охраной труда (СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

 

Субъектом (органом) управления является руководство предприятия и структурных подразделений (работодатель, должностные лица) имеющие четкое распределение функциональных обязанностей. Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в производственных цехах, участках и предприятии в целом. Система управления ОТ является составной частью производства в целом.

 

Управление охраной труда (ОТ) обеспечивается выполнением следующих функций: всякое управление начинается со сбора информации о существующих и создании органов управления, разработка программы и структуры СУОП.

 

Создание органов управления:

 

При создании СУОП необходимо:

- определить перечень законов и других нормативно-правовых актов, содержащих государственно-нормативные требования ОТ;

- определить политику организации в области ОТ;

- определить цели и задачи в области ОТ и установить приоритеты;

- разработать организационную схему и программу для реализации политики и достижения ее целей к выполнению поставленных задач.

Органы управления безопасностью труда организуются на предприятии в соответствии со структурой, состоящей из подразделений (цехов, участков, служб, отделов и т.д.). Возглавлять управление безопасности труда на предприятии и нести ответственность за ее состояние (в соответствии с должностной инструкцией) рекомендуется работодателю.

 

Организация работы по управлению ОТ:

 

Организация работы по реализации требований СУОТ включает в себя:

- распределение обязанностей между руководящими работниками;

- установление задач и функциональных связей подразделений;

- выполнение задач по ОТ отражается в положениях о службах и подразделениях, а конкретизируется в должностных инструкциях руководящих работников и должностных обязанностях инженерно-технического персонала и служащих;

- разработку перечней наиболее травмоопасных нарушений для объектов работ, инструкций по ОТ порядка допуска к работам повышенной опасности; создание служб по ОТ или ведение должности специалиста по ОТ, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области; создание на предприятии комитетов или комиссий по ОТ;

- организация и координация работ по ОТ возложена на отдел по ОТ.

 

Планирование работ по охране труда:

 

Планирование работ по ОТ – это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и ОТ. Планирование работ по ОТ на предприятии подразделяется на: перспективное, текущее, оперативное. Основой для разработки планов по ОТ являются рекомендации, утвержденные постановлением Министерства РФ №11 от 27 февраля 1999 года. Годовой план включает в себя следующие разделы:

- повышение квалификации кадров;

- проверка знаний по ОТ, инженерно-технических работников, рабочих и служащих;

- мероприятия по нормализации и улучшению санитарно-гигиенических условий труда;

- мероприятия по лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работников предприятия;

- механизация и автоматизация тяжелых, опасных и трудоемких работ;

- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;

- аттестация рабочих мест;

- планы и графики тренировочных действий персонала в аварийных и чрезвычайных ситуациях;

- комплексные проверки состояния ОТ в подразделениях и службах.

 

Текущие планы по ОТ составляются руководителем подразделения в соответствии со спецификой работ и решаемых задач по ОТ в данном подразделении. Соглашение по ОТ – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей и являющийся приложением к коллективному договору. Включает в себя следующие разделы:

- режимы труда и отдыха;

- обучение и подготовка работников;

- улучшение условий труда.

 

Контроль за состоянием ОТ:

 

Нельзя воздействовать на управляемый объект, не зная к каким результатам приводит это воздействие. Контролю подлежат:

- состояние рабочих мест в соответствии их требований к ОТ;

- соблюдение законодательства о труде;

- выполнение требований нормативных документов по ОТ;

- выполнение работ по реализации задач управления ОТ;

- своевременность и правильность расследования нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение приказов, распоряжений и предписаний по ОТ;

 

Учет, анализ и оценка состояния ОТ;

 

Учет, анализ и оценка состояния ОТ направлены на поддержку и осуществление других функций управления и принятие управленческих решений. Учет – это регистрация и систематизация в установленной форме и порядке данных, характеризующих состояние ОТ. В качестве аналитических данных, характеризующих состояние ОТ должны использоваться:

- материалы расследования о несчастных случаях и профессиональных заболеваний;

- акты расследований аварий и пожаров;

- материалы, предписания органов надзора и проверок состояния условий труда на объектах работ и подразделениях;

- данные аттестации рабочих мест.

При анализе работ по ОТ используются:

- планы работ по ОТ и отчеты об их выполнении;

- журналы инструктажа по ОТ;

- протоколы совещаний по ОТ;

- графики планово-предупредительных ремонтов и испытания оборудования.

 

Стимулирование работ по повышению безопасности и ОТ:

 

На предприятиях должна быть разработана и согласована с профсоюзами, трудовыми коллективами и доведена до сведения всех работающих система морального и материального стимулирования за полное выполнение структурными подразделениями требований ОТ (премии, доплаты, надбавки за выполнение плановых показателей и отсутствие травматизма и нарушений требований по ОТ). Кроме того четко определяются меры наказаний за нарушение требований безопасности (депремирование, штрафы, дисциплинарные взыскания).

 

В методологическом решении управление ОТ на предприятии осуществляется в двух последовательных этапах: анализ условий труда; разработка по результатам анализа мероприятий или предложений по улучшению условий труда и снижению производственного травматизма.

 

Работодатель несет полную ответственность за обеспечение требований ОТ.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.006 с.)