Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование у учащихся эстетических представлений↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение. Формирование у учащихся эстетических представлений И развитие их способностей в области искусства. Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка. Это, может быть, единственный вид искусства, где человек может научиться изобразительному и театральному искусству одновременно. Искусство театра кукол совмещает разные виды искусства: куклы это скульптура, декорации, живопись, пьеса – литература. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Поиск и эксперимент должны стать основой существования творческого коллектива. На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Доступность материалов находящихся рядом с нами дают реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов. Кроме того куклы тем хороши, что все они неповторимо индивидуальны и даже уникальны. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой. Но только в театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неоживлённого предмета. Театральная кукла – это неодушевлённый предмет, «оживший» в руках актёра, а «ожить» может практически любой предмет. В театре кукол часто трудно отличить, где кукла – действующее лицо, а где оформление спектакля, декорации, так как в любой момент может задвигаться и заговорить и дерево, и дом, и скамья, на которой только что сидели куклы. В театре кукол сами персонажи (куклы) и декорации (оформление) выдуманы и изготовлены художниками - детьми, поэтому весь спектакль – это «оживающее» по ходу действия изобразительное искусство. Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека была неразрывно связана с народным поэтическим словом. Слово являлось в форме бабушкиной сказки и утешало малыша, сопровождало, скрашивая однообразные действия, трудовой процесс, организуя детские игры, развивало фантазию, воображение, острило ум, формировало чувства, воспитывало патриотизм, оживляя образы народных героев. Вот почему программа построена на использовании устного народного творчества, т. е. на сказках. Программа нацеливает преподавателя в его работе с детьми на освоение народного искусства не только теоретически, но и прежде всего «изнутри» - через включение обучающихся в процесс творчества, через эмоциональную сторону восприятия. В единстве познавательной и практической направленности обучения наиболее полно прослеживаются связи народной культуры. Данная программа воспитывает у учащихся любовь к народным традициям, бережное отношение к природе. И все выше сказанное позволяет утверждать, что образовательная программа «Сказка» отвечает принципам новизны, оригинальности, а так же соответствующей реальным запросам, в любом учреждении. Результат реализации программы заключается в развитии у детей творческих способностей мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. Сказок превеликое множество, но главное помнить о том, что они нужны всем: и взрослым, и детям. Потому что душа без них пуста и никчемна. И не стоит забывать народную мудрость: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Пояснительная записка. С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства школы нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая, пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силы воздействия на эмоциональный мир ребенка. Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры». Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью. Постановка спектакля – результат длительной, большой, кропотливой работы, во время которой участники коллектива познают радость и муки творчества. Занятия в театре кукол - перспективное направление организации творческо-познавательной деятельности детей в учреждении дополнительного образования. Поисковый характер, проводимый в этом направлении, предопределяет предельное разнообразие видов деятельности обучения, предлагаемое детям. У них всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимых для дальнейшего развития их творчества. Становление их мышления и особенно такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, употребление, обобщение, делают возможным усложнение всех видов деятельности: игровой, художественной, познавательной, учебной. На занятиях кружка кукольного театра более целенаправленно осуществляется развитие восприятия детей, в процессе которого они выделяют основные свойства предметов. У детей острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, чувство ритма, необходимых для развития художественно-творческих способностей. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем результативней, тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях работы кружка театра кукол по программе «Сказка».Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить. В процессе формирования творческой деятельности вычленяется три последовательных этапа: 1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте и др. 2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями. 3. Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации. Считается, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний - обобщающим. Причем практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера. Как видим, программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора Цель данной программы: Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Задачи: 1. Формировать интерес к театру кукол. 2. Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения 3. Расширить кругозор исторических, экологических, литературологических знаний учащихся. 4. Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих. 5. Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память. 6. Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.
Итак, образовательная программа «Сказка своими руками» предусматривает трехгодичный курс обучения и рассчитана на детей 7 - 10 лет. Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности.
На вводных занятиях первого года обучения предусматривается поверхностное ознакомление с различными видами кукол, но выполняется творческое конструирование лишь перчаточных кукол и простейших декораций. В группу первого года принимаются все желающие дети, но не более 15 (12 - 15 человек). Творчество театра кукол близко и понятно ребенку, так как кукла или игрушка окружает ребенка с рождения. Практика соответствует возрастным особенностям деятельности ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 час. Большее внимание уделяется коллективным работам, работам в группах, так как дети только начинают познавать мир театра кукол. Дети данного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности, прежде всего, удовлетворял бы их самих, а так же вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью и развития их творчества. Второй год обучения предусматривает ознакомление с тростевыми куклами и их творческим конструированием (с использованием полимерных материалов, капрона и много другого). В группу второго года обучения принимаются дети после первого года обучения. Тестирование, опрос определяют характер деятельности детей этого года обучения, так как он имеет ряд качеств, отличительных от деятельности младшей группы. Процесс обучения направленный на всесторонне развитие личности, также способствует изменению психических особенностей, влияющих на деятельность детей. Формируется коллектив. Постепенно (к концу второго года обучения) от коллективной формы работ дети переходят к индивидуальной работе и творческому поиску. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Третий год обучения предполагает работу с уже сформированным коллективом. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы: 1. Учет возрастных особенностей (контроль за изменением побуждающих мотивов); 2. Направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка (применяя конкретный принцип, выбираю и соответствующий метод); 3. Принцип эмоционально положительного настроя на занятия; 4. Принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка; 5. Принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка («Сам придумал - самостоятельно сделал»); 6. Принцип методической вариативности в деятельности педагога (наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов): · Репродуктивных (воспроизводящих); · Частично-поисковых; · Проблемных; · Эвристических (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения). Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Предлагаемые формы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: · Уроки - соревнования; · Викторины; · Уроки - практикумы; · Коллективное творческое дело с элементами игры; · Практикум по культуре общения; · Творческие мастерские. Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет по работе проходит в форме выставок, конкурсов, выступлений. Содержание Вводное занятие · Знакомство с планами работы и задачами кружка. · Знакомство с куклами разных конструкций. · Инструктаж (вводный, при работе с режущими и колющимися предметами, т.п.) Работа с тканью · Материалы и инструменты. Понятие о тканях. Разнообразие видов ниток по назначению. Демонстрация и сравнение различных инструментов для работы с тканью. Организация рабочего места. · Формирование первичных практических умений и навыков простого шитья. Положение рук, нити, ткани. Специфика резания ткани. Выбор ткани, нитей, игл, наперстка. Определение длины нити, вдевание ее в иголку. Приемы разметки на ткани: бумага в клеточку, карандаш, мел, мыло, копировальная бумага. Понятие «шов», «Стежок», «строчка». · Освоение простейших видов швов. · Первичные представления о традиционном искусстве лоскутного шитья, о разнообразии художественных вещей, созданных народными мастерицами в том числе тряпичные куклы. Работа с бумагой: · Экспериментирование. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование (прямолинейное складывание) - конструирование растительных форм (дерево, куст, цветок), простейших строений (забор, ограда), приемы соединений в бумажных конструкциях (склеивание внахлест и в торец, наружное и внутреннее соединение в замок); · Моделирование (сгибание, складывание, скручивание); · Папье - маше(знакомство с простейшими приемами папье-маше). Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова. · Чтение сказок. · Просмотр сказок (художественных фильмов и мультфильмов). Малые жанры устного народного творчеств а: считалки, песенки, загадки, пословицы и поговорки. Изготовление кукол · Изготовление персонажей спектакля. · Изготовление головы куклы (из ткани, из папье-маше). · Изготовление одежды для куклы. Изготовление декораций · Придумывание и изготовление эскизов декораций. · Изготовление декораций. Музыкальное сопровождение · Подбор и запись музыки. Генеральные репетиции · Постановка и обсуждение спектакля. Прогнозируемые результаты Обучаемые первого года обучения должны знать: · Правила техники безопасности при работе с тканью; · Термины: этюд, импровизация, «грядка», «фартук»; · Технику вождения перчаточными куклами; · Материалы и технологические приемы изготовления перчаточных кукол; · Название инструментов, материалов и принадлежностей. Должны уметь: · Пользоваться материалами и инструментами; · Проявлять наблюдательность, фантазию при создании перчаточных кукол и при выборе материала для их изготовления; · Разыгрывать импровизационные сценки с участием «оживших» предметов и кукол; · Изготавливать перчаточные куклы и простейшие декорации. Второй год обучения, 136ч Второй год обучения является продолжением первого, где дети знакомятся с конструкцией тростевой куклы, осваивают технологию изготовления, вождения, а так же находят материалы для кукол, предоставляемые самой жизнью, из старых, непригодных вещей, которые засоряют нашу природу, нанося тем самым огромный вред. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности учащихся и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами материала расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.
Содержание Вводное занятие · Знакомство с планами работы на год. · Инструктаж. · Повторение техники вождения перчаточных кукол. Работа с капроном · Экологическая направленность · Изготовление кукол с использованием капрона. Изготовление кукол · Изготовление частей тела для кукол. · Изготовление одежды для кукол. · Декоративная работа над куклами. Декорации · Придумывание и зарисовки эскизов. · Изготовление декораций на основе выбранных эскизов. Музыкальное сопровождение · Подбор и запись музыки. Генеральные репетиции Постановка и обсуждение спектаклей. Прогнозируемые результаты
Обучаемые второго года обучения должны знать: · Технику вождения тростевыми куклами; · Элементы изготовления тростевых кукол; · Особенности материалов, применяемых при изготовлении верховых кукол (перчаточных и тростевых) и систему элементарных теоретических основ работы с ними; · Анализируемые на уроках произведения;
Должны уметь: · Создавать эскизы и изготавливать тростевые куклы из различных материалов; · Владеть техникой движения и изготовления тростевых кукол; · Придумывать и применять навыки изготовления декораций; · Подбирать и записывать музыку к спектаклю; · Видеть прекрасное в произведениях.
Третий год обучения, 204ч. Коллектив уже накопил определенные знания, актерские навыки. Выработаны единые позиции, общий художественный подход. На первом и втором годах обучения дети пробовали себя в различных ролях (художников, актеров, драматургов) и этот опыт является основой работы третьего года обучения. Дети создают свои «шедевры» опираясь на полученные знания, умения и навыки.
Содержание Третий год обучения Вводное занятие · Знакомство с планами работы кружка на год. · Инструктаж. · Повторение техники вождения перчаточными и тростевыми куклами. Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова · Чтение · Просмотр фильмов · Обсуждение, анализ Сказки народов мира · Чтение · Просмотр фильмов · Обсуждение, анализ Изготовление декораций · Придумывание и изготовление эскизов · Обсуждение, выбор эскизов и изготовление декораций. Музыкальное сопровождение · Подбор и запись музыки. Генеральные репетиции · Постановка и обсуждение спектаклей. Творческий отчет · Экзаменационные работы выпускников. · Анализ работы кружка за 3 года.
Прогнозируемые результаты Обучаемые третьего года обучения должны знать: · Как выбрать сценарий для спектакля; · Как подобрать музыкальное оформление спектакля; · Различные конструкции кукол, а так же технику их вождения и изготовления; · Разнообразные материалы, которые можно использовать при изготовлении верховых кукол и как с ними работать. · Должны уметь: · Использовать знания, умения и навыки на других предметах (ИЗО, трудовое обучение, литература); · Самостоятельно комбинировать различные приемы работы при создании спектакля; · Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, дидактическим материалом. · Придумывать и создавать куклы, декорации более сложного характера.
Модель выпускника Выпускник должен: · Иметь разносторонние личные качества; · Усвоить содержания образования и развитие способности к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных ситуациях; · Выработать профессиональное самоопределение; · Владеть культурой общения, воспринимать красоту, гармонию на основе литературных произведений (сказок) и восприятия родной природы; · Уметь адаптироваться к жизни в обществе и быть при этом творчески активной личностью.
Оборудование: утюг; магнитофон; гирлянда; телевизор; видеомагнитофон.
Методическое обеспечение программы: фотографии; рисунки; куклы, иллюстрации; видеокассеты; аудиокассеты.
Подготовка к занятию. За каждым учеником закрепляется постоянное рабочее место - с тол или парта. К занятию учащиеся готовятся заранее: приготавливают необходимые инструменты и материалы, повторяют технику безопасности. В конце каждого занятия записывают, что необходимо принести для работы на следующее занятие. По окончанию занятия приводят в порядок свои столы и помещение. Работа над куклой выполняется в следующей последовательности: · Придумывание персонажа; · Составление эскизов и выбор наиболее удачного; · Подбор материала; · Составление выкроек; · Вырезание выкроек, изготовление деталей и их соединение; · Отделка. · Создавать сказки не так - то и легко. Отдельные вредные персонажи так и норовят улизнуть, подставить вместо себя под острые ножницы или иглу руки фантазера. Поэтому нужно заучить все правила техники безопасности. Учителем и наставником является не только педагог, но и учебные пособия. И еще два важных условия реализации программы. Во-первых, необходимо приучить детей к самостоятельности - «Сам придумал, сам сделал» (в тоже время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности). Во-вторых, нужно учить детей бережно обращаться с куклами и декорациями, не отвлекаться, доводить свое дело до конца, не бросать начатую работу. Итогом работы по образовательной программе: · Выступление перед детьми и родителями в течение учебного года; · Творческий отчет.
Практические занятия. Правило 1. Куклу показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Этим создается впечатление, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой чуть ниже грядки. Обычно куклу держат вплотную к краям ширмы, если же куклу отводят в глубину, ее немного поднимают, чтобы ее могли видеть передние зрители. Правило 2. Кукла должна смотреть на того, с кем она говорит в данный момент. Это обязательное требование (Впрочем, оно важное и для общения людей). Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить ее нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят. Правило 3. Разговор кукол должен сопровождаться движениями Когда кукла говорит – она движется, когда молчит- она неподвижна Это правило не всегда может соблюдаться. Так, тростевая кукла, благодаря своим широким жестам, может поддерживать длительный диалог и даже произнести монолог. Исключением является и случай, когда одна кукла стремится догнать другую и обе они что-то кричат. Однако даже тогда, когда кукла, замерев, молчит, она не должна выглядеть мертвой. Поэтому для молчаливой куклы находят позу (или движения и жесты во время пауз в словах), достаточно точно выражающую реакцию на слова партнера. Управление куклами-фигурками не требует специальных навыков. Нужно только не бояться фантазировать, и поставить несложный спектакль будет очень легко. Способы управления куклой. Наденьте куклу на руку и посмотрите, правильно ли сидит голова куклы. Сведите ладошки куклы вместе, они должны быть обращены друг другу. Патронки не должны быть слишком узкими или широкими для ваших пальцев. Если они слишком свободны для вашей руки, вставьте внутрь широкой патронки еще одну, меньшего размера. Осталось проверить, удобен ли для работы чехол куклы. Для этого кисть пуки отклоните вперед и посмотрите, совпадает ли сгиб руки с условной линией талии куклы. Если чехол не мешает движению, не стягивает руку и не слишком свободно болтается вокруг кисти руки, то все в порядке и можно продолжать работу с куклой. Если же возникли какие – либо затруднения, ещё раз хорошо проверьте устройство куклы. Уже говорилось, что устройство куклы и возможность делать какие – либо движения зависят от того, как располагается рука актера внутри. Чаще всего актеры управляют перчаточной куклой двумя способами.
· Первый способ (самый простой). Головой куклы «руководит» указательный палец, а рукам – большой и средние пальцы. Мизинец и безымянный палец пригибают к ладони. При таком расположении пальцев у куклы получается очень подвижная шея, что облегчает наклон головы. Но изменить положение голова кукла может, только повернувшись всем туловищем сразу.
· Второй способ. В этом случае голову надевают на указательный и средний пальцы, большим пальцем управляют одной рукой, безымянным и мизинцем – другой. Шея в данном случае менее гибкая. Зато кукла может вертеть головой во все стороны. Для этого достаточно просто пошевелить пальцами, вложенными в голову.
Третий способ. Голова посажена на указательный и средний палец, руки управляют большим пальцем и мизинцем. Безымянный палец подогнут. В этом случае внешний вид куклы наиболее соответствует человеческой фигуре. Но небольшой недостаток этого способа заключается в том, что подогнутый безымянный палец часто мешает актеру, особенно, если рука мало тренирована.
· Четвертый способ. Рука актера менее скована, если безымянный палец прижат к ладони вместе со средним.
· Пятый способ. Можно сделать и так: надеть на средний голову куклы, а её руки – на большой палец и мизинец. Указательный и безымянный пальцы пригибаются к ладони.
Выбор того или иного способа управления куклой зависит от того, какие движения кукла должна будет делать, и кого она будет изображать. Например, если куклу, изображающую маленького Зайчика, надеть так: голову – на средний палец, а лапки – на безымянный и указательный – и научится быстро перебирать этими пальцами, то Зайчик сможет барабанить лапками.
Иногда управляют сразу несколькими куклами. Для этого на каждый палец надевают отдельную куколку или же всех персонажей прикрепляют к одной перчатке. Во втором случае перчатку с куклами можно быстрее надеть и управлять ими легче. Подобных кукол чаще всего используют в массовых сценах на заднем плане. Костюмы таким куклам делают при помощи аппликации или раскрашивании отдельных частей перчатки.
Упражнение с куклой. Эти упражнения составляют так называемую зарядку для куклы. Эту зарядку полезно повторять перед каждым спектаклем хотя бы 2 – 3 минуты. С какой бы куклой вам не пришлось работать, помните: регулярные тренировки позволят уделить во время репетиций больше внимания выразительности поведения куклы, а не тому, как сделать определенный жест, с точки зрения техники. Перед тем как приступить к зарядке, вспомните, как вы сами ее делаете. Сначала каждое новое упражнение делаете под счет, затем, когда движение станут привычными, продолжайте выполнение по музыку. Так же следует выполнять и зарядку для кукол. Для зарядки вам понадобится ширма. Если ее нет. Достаточно натянуть веревку (между двумя стойками или просто в дверях) на высоте, превышающей ваш рост на 3 – 5 см, и перекинуть через веревку любую ткань. Можно обойтись одной веревкой, без ткани. Для первых тренировок необходим еще один предмет – зеркало. Укрепите его перед ширмой или ширму поставьте перед большим зеркалом. Зеркало нужно для того, чтобы контролировать правильность выполнения движений. Если невозможно воспользоваться зеркалом, можно обойтись и без него. Но следить за положением куклы над ширмой необходимо в любом случае. Вы можете попросить других посмотреть за действиями и поправить вас, когда потребуется. Актеры учатся управлять куклой как левой, так и правой. Во – первых, может так случится, что работать с куклой можно будет только левой рукой. А во – вторых, во время спектакля часто приходится одновременно управлять двумя куклами. Поэтому выполняйте сначала на одной руке, потом на другой, а затем – на обеих сразу. Внимательно следите за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно. Старайтесь делать каждое движение точно, не разделять его на несколько мелких: кукла не должна «трепыхаться». Когда простое движение перестанет вызывать затруднения, переходите к движениям более сложным. Из всех верховых кукол у перчаточных жесты наиболее ограниченны. Но ни гапитная, ни тростевая, ни механическая кукла не могут так обнять друга, так крепко поколотить врага, как это может сделать перчаточная кукла.
Разминка. Начните разминку с самых простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности. Итак, кукла в основном своем положении: на три четверти видна над ширмой, лицо (или мордочка) обращено к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение, на «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.
Наклон головы. Согните указательный палец, на который надета голова куклы. Проделывая это упражнение, следите за тем, чтобы запястье, локоть, большой и указательный пальцы руки оставались в неизменном положении.
Сведение и разведение рук. По счету «раз» соедините большой и средний пальцы, задержите куклу в таком положении последующие три счета, а затем, на «раз», верните ее руки в первоначальное положение.
Наклон туловища. Сгибайте запястье руки вперед, назад, вправо и влево. Следите за тем, чтобы двигалась только верхняя часть туловища куклы, ее руки и голова должны оставаться в первоначальном соотношении.
Приседание. Положение локтя оставьте неизменным, запястье отведите назад, три счета продержите куклу в такой позе, затем верните в исходное положение. Шаг. Это наиболее трудное движение. Чтобы кукла начала ходить, передвигайтесь за ширмой мелкими шажками сами. При этом слегка опускайте и поднимайте локоть (вверх-вниз и ни в коем случае не в сторону) своей руки, на которую надета кукла. Но главное здесь – движение рук. Вытяните руки вперед ладонями внутрь. По счету «раз» поднимите средний палец вверх до отказа, большой же опустите вниз. На счет «три», «четыре» повторите движения. Добиться правдоподобной походки у кукол – дело нелегкое. Поэтому отнеситесь к этому серьезно и хорошо потренируйтесь.
Игра с вещами. Перчаточные куклы легче других берут различные предметы. В спектаклях это особенность очень важна и полезна. Однако упражнение «игра с вещами» - самое трудное для любой куклы. Перчаточная кукла держит предмет обеими руками достаточно крепко и может уверенно с ним обращаться. Но это не значит, что можно обойтись без репетиций. Репетиции необходимы, причем проводить их лучше всего именно с тем предметом, который будет участвовать в спектакле. Для начала научитесь брать легкий предмет, например кубик. Чтобы взять его, наклоните куклу в талии так, чтобы ладошки ее рук оказались за ширмой. Свободной рукой подайте кубик и зажмите его в ладошках куклы. Не забывайте об уровне и не прячьте куклу за ширму целиком. Попробуйте выполнить это упражнение двумя куклами, передавая кубик из рук одной в руки другой. Если в зарядке участвует несколько кукол, то попробуйте передавать кубик по цепочке. Выполняйте движения под счет, затем под музыку в ритме марша. В том случае, если кукла должна взять предмет одной рукой, делают дополнительные приспособления: крючки из проволоки сбоку или снизу предмета; углубление в предмете, в которое кукла может вставить руку, и т.п. С этой же целью к ладошкам куклы прикрепляют кнопки или крючки. Хорошо удерживают предмет, руки с проволочным каркасом. Все перечисленные выше способы требуют усиленных репетиций, иначе во вр
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.014 с.) |