Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимые условия эффективности инвестиционных бизнес-проектов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы проект мог быть признан эффективным, необходимо выполнение какого-нибудь из следующих условий: 1.ЧДД > 0. 2. ВНД > Е при условии, что ВНД этого проекта существует. 3.ИД > 1,0. 4. Срок окупаемости с учетом дисконтирования Тд < Т.
При этом если выполнено условие 2, остальные условия также будут выполняться, если же выполнено любое из условий 1, 3, 4, то будут выполнены и другие из этих условий (хотя ВНД проекта может и не существовать). Расчеты показателей эффективности проекта. Все расчеты показателей эффективности рекомендуется выполнять с денежных средств [П(t)] и оттоки или выплаты денежных средств [О(t)] в каждом периоде (t) реализации проекта. Дисконтирование служит для приведения разновременных экономических показателей к какому-либо одному моменту времени; обычно к начальному периоду. Сумма поступлений (II(t)), используемая в процессе расчетов по критериям КЭШ-ФЛО, формируется путем суммирования следующих статей: · Поступления от сбыта продукции (услуг) · Поступления от других видов деятельности · Поступления от реализации активов · Доходы по банковским вкладам Сумма выплат (0(t)), формируется аналогичным образом и включает в себя: · Прямые производственные издержки, кроме амортизации · Затраты на заработную плату · Выплаты на другие виды деятельности · Общие издержки · Налоги · Затраты на приобретение активов · Другие некапитализируемые издержки подготовительного периода · Выплаты % по займам · Банковские вклады Разница между притоком и оттоком денежных средств в каждом периоде (t) называется потоком реальных денег Ф(t) или Кэш Фло (Cash Flow). Значения II(t) и О(t) для каждого месяца делятся на соответствующий коэффициент дисконтирования Емес: , (2.31) где Егод - годовая ставка дисконтирования в %. Продисконтированные П(t) (DПI(t)) и 0(t) (DО(t)) для конкретного периода (месяца) вычисляются по формулам: (2.32) , (2.33) где t - порядковый номер месяца проекта. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле: , (2.34) где DПt - продисконтированные поступления, получаемые на t-ом шаге расчета, DOt - продисконтированные затраты, осуществляемые на том же шаге Т - горизонт расчета (число прогнозов) Эффект достигаемый на t-ом шаге:
(2.35)
Если ЧДД проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта). Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1 - неэффективен. , (2.36) где DIIt - продисконтированные поступления, получаемые на t-ом шаге расчета, DOt - затраты, осуществляемые на том же шаге Т - горизонт расчета (число прогнозов) Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Полученная в процессе расчета ВНД сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на капитал. Она должна быть больше, чем в случае безрискового вложения капитала. Срок окупаемости - минимальный временной интервал, за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иначе, - это период (в месяцах, кв-лах, годах), начиная с которого вложения и затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. Срок окупаемости с учетом дисконтирования рассчитывается при условии выполнения равенства:
(2.36)
Ставка дисконтирования обычно принимается на уровне доходов, которые могут быть получены в результате практически безрискового вложения капитала.
Анализ безубыточности
Бизнес – план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. С этой целью в отечественной практике планирования используется мировой финансовый опыт, позволяющий уже на этапе разработки бизнес – плана определить уровень безубыточности и рентабельности предлагаемого проекта, конкретную номенклатуру оценочных показателей планируемого и реализуемого бизнеса. Анализ безубыточности предполагает: · определение уровня безубыточности, критического объёма производства или, как его называют, порога рентабельности; · построение графика безубыточности (рис. 2.4); · определение запаса финансовой прочности. При проведении анализа безубыточности необходимо все затраты предприятия разделить на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства. Аналитический расчёт уровня безубыточности производится в натуральном и стоимостном выражениях по формулам: · критический объём производства в натуральном выражении (Qкр):
, (2.37)
где FC – постоянные затраты на выпуск продукции (услуги), руб.; P – цена единицы продукции (услуги), руб.; AVC – переменные затраты на единицу продукции (услуги), руб.;
· критический объём производства в стоимостном выражении (Q’ кр): , (2.38)
где а – доля переменных затрат в цене изделия.
, (2.39)
Критический объём производства или уровень безубыточности показывает величину выручки от реализации, при которой предприятие полностью покрывает все свои расходы, не получая прибыли.
Рис. 2.4. Графическое определение точки безубыточности
TR – выручка от реализации продукции (услуги), руб.; TC – совокупные затраты, руб.; Qкр – объём производства в натуральном выражении; Q`кр – объём производства в стоимостном выражении.
Чтобы оценить насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, необходимо рассчитать запас финансовой прочности – процентное отклонение фактической выручки от пороговой по формуле:
, (2.40) где St – запас финансовой прочности, %; TR – фактическая выручка, руб.; – пороговая выручка; , (2.41) где K – коэффициент покрытия; , (2.42) VC – переменные затраты на выпуск продукции (услуги) руб.
Таблица 2.47 Расчёт безубыточности и запаса финансовой прочности
Вопросы для самоконтроля: 1. Опишите порядок изложения материала в разделе бизнес-плана «Финансовый план». 2. Как осуществляется приведение форм финансовой отчетности к требованиям международных стандартов? 3. Раскройте сущность основных методов инфляционно-корректирующей переоценки финансовых отчетов. 4. Перечислите основные показатели финансово-экономического состояния предприятия. Как определяются эти показатели? 5. По каким направлениям выполняется анализ финансового состояния предприятия? 6. Опишите алгоритм получения комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия. 7. Какие методы финансового прогнозирования используются в бизнес-планировании? 8. В чем заключается финансовая оценка проекта? Как определяются критический объем продаж и запас финансовой прочности? 9. Как определяется критический объем продаж и запас финансовой прочности? 10. Обоснуйте необходимость анализа безубыточности для разработки бизнес-планов. 11. Действительно ли постоянные издержки всегда остаются неизменными при изменении объема продаж компании? 12. Дайте определение точки безубыточности. 13. На каких принципах основывается методика расчета эффективности бизнес-проекта? 14. С помощью каких показателей оценивается эффективность бизнес-проекта? 15. Каковы особенности выбора нормы дисконта при определении эффективности участия в проекте? 16. Каковы принципы формирования чистого денежного потока при определении различных видов эффективности бизнес-проекта? 17. Как изменяется значение чистого дисконтированного дохода при увеличении показателя дисконта? 18. Какую экономическую сущность имеет показатель дисконта при определении чистого дисконтированного дохода? 19. Перечислите типичные входные и выходные денежные потоки, которые следует принимать во внимание при расчете чистого дисконтированного дохода бизнес-проекта. 20. Какие подходы используются для учета инфляции в процессе оценки эффективности капитальных вложений? 21. Как происходит учет инфляции при оценке показателя дисконта? 22. Дайте определение внутренней нормы доходности бизнес-проекта. 23. Какие вам известны методы расчета внутренней нормы доходности? 24. Как использовать метод внутренней нормы доходности для сравнительного анализа эффективности капитальных вложений? Риски и гарантии
В рыночных условиях этот раздел особенно важен, и от глубины его проработки в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу. Необходимо учитывать как минимум следующие виды рисков: производственные, коммерческие, финансовые и связанные с форс-мажорными обстоятельствами. Под “риском” принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части доходов в результате осуществления определённой производственной и финансовой деятельности. Назначение анализа риска в бизнес – плане сводится к обоснованию целесообразности и возможной безопасности вложения средств потенциальных инвесторов и, главное, разработке мер по защите от возможных потерь. Содержанием раздела является: 1. описание организационных мер по профилактике рисков. 2. разработка программы страхования от рисков. Теория и практика предусматривают достаточно глубокую классификацию видов рисков в деятельности предприятия, а также методов определения рисков, критериев и оценок рисков, средств и способов снижения степени риска. Классификация рисков может быть основана на различных характеристиках: 1. По роду опасности: - техногенные риски порождены хозяйственной деятельностью человека: аварийные ситуации, загрязнение окружающей среды и т.д. Примером техногенных рисков могут служить огневые риски, связанные с воздействием огня на различные объекты. - природные риски не зависят от деятельности человека. К ним относятся в основном риски стихийных бедствий: землетрясения, наводнения, урагана, тайфуна, удара молнии, извержения вулкана и т.д. - смешанные риски - это события природного характера, инициированные хозяйственной деятельностью человека. Примером может служить оползень, вызванный проведением строительных работ. - риски, связанные с финансовой деятельностью, условно можно причислить к антропогенным. 2. По характеру деятельности: - предпринимательские риски связаны с развертыванием производства и прибылью, а именно: недополучение прибыли в результате простоя производства, банкротство, упущенная выгода, непредвиденные расходы и др. - к финансовым и коммерческим можно отнести риски из области управления финансами и взаимоотношений торговых партнеров в процессе сделки: неисполнение договорных обязательств контрагентом по сделке, невозврат кредита, непредвиденные судебные расходы. - профессиональные риски связаны с исполнением лицами своих профессиональных обязанностей. - к инвестиционным относятся риски, которые возникают при вложении инвесторами средств с целью получения прибыли, например риски изменения доходности ценных бумаг, процентные, валютные, страновые. - среди транспортных рисков, возникающих при транспортировке грузов, различают морские, воздушные и наземные. - промышленные риски характерны для производственной деятельности предприятий: выход из строя оборудования, станков, приборов, сложных технических комплексов, а также повреждения промышленных зданий и сооружений. 3. По природе объектов, которые подвержены риску: - риски нанесения ущерба жизни и здоровью граждан; - имущественные риски, среди которых выделяются риски наступления гражданской ответственности. Приступая к разработке данного раздела бизнес – плана, необходимо разобраться в природе рисков и основных параметров данной экономической категории. Необходимо: 1. Составить исчерпывающий перечень рисков по основным видам. 2. Произвести оценку вероятности наступления риска. 3. Разработать предложения и методы по минимизации рисков.
Основные этапы процесса управления риском (рис. 2.5): - анализ риска; - выбор методов воздействия на риск при оценке их сравнительной эффективности; - принятие решения; - непосредственное воздействие на риск; - контроль и корректировка результатов процесса управления. Рис. 2.5. Схема процесса управления риском
Анализ риска - начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Анализ состоит из выявления рисков и их оценки. При выявлении рисков определяются все риски, присущие предприятию. Сначала риски выявляются и оцениваются, затем выбирается методы воздействия на них при сравнении их эффективности. Далее принимается решение о способах воздействия на риск и оцениваются полученные результаты. Оценка - это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. Формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций, и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера. Выявление и оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Часто анализ идет в двух противоположных направлениях - от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа системы выявляются риски и возможные последствия. Следующий этап - это выбор метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Т.к. каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения, то возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами. Процесс непосредственного воздействия на риск представлен тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска (табл. 2.48). Таблица 2.48 Основные группы методов воздействия на риск
Снижение риска - это уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Обычно оно достигается при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, проведение обучения персонала способам поведения в экстремальных ситуациях и т.д. Сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотрена. Предприятие может создать специальные резервные фонды (фонды самострахования или фонд риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием. К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и др. Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д. Заключительным этапом управления риском являются контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что понимается под риском? 2. Что такое анализ риска? 3. Чем отличаются качественный и количественный анализ рисков? 4. Каковы возможности количественного описания риска? 5. Какие основные виды рисков присущи бизнес-проекту? 6. Раскройте сущность методики количественной оценки рисков. 7. Как производится оценка риска бизнес-проекта с использованием принципа бизнес-планирования — многовариантность 8. Какие сценарии называются пессимистичными и какие — оптимистичными? 9. Раскройте сущность оценки риска бизнес-проекта на основе показателей производственного, финансового и производственно-финансового левериджей. 10. Какие вы можете предложить организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков? 11. В чем состоит программа страхования рисков?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: учебно-методическое пособие/ М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 248 с. 2. Барроу, П. Бизнес-план, который работает [Текст]: пер. с англ. / Пол Барроу. – М.: Альпина Бизнс Букс, 2006. – 288 с. 3. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие/ Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 260 с. 4. Бекетова, О.Н. Бизнес-план: теория и практика [Текст]: учебное пособие для вузов/ О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. – М.: Приор-издат, 2009. – 228 с. 5. Берд, П. Бизнес-план: Пошаговое руководство [Текст]: пер. с англ. Ю. Бушуевой / Поли Берд. – М.: ФАИР-Пресс, 2007. – 304 с. 6. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация [Текст]: учебное пособие. – 5-е изд./ под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 418 с. 7. Бизнес-план. Методические материалы [Текст]: 2-е изд., доп./ под ред. Н.А. Маниловского. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 160 с. 8. Буров, В.П. Бизнес-план фирмы: Теория и практика [Текст]/ В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». – Изд-во «ЭКМОС», 2000. – 176 с. 9. Галенко, В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Галенко, Г.П. Самарина, О.А. Страхова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с. 10. Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия [Текст]: методическое пособие/ В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. - М.: ИНФРА-М, 1997.- 334 с. 11. Любанова, Т.П. Стратегическое планирование на предприятии [Текст]: учебное пособие / Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова. – М.: Издательство «ПРИОР», 2001. – 272 с. 12. Морошкин, В.А. Бизнес-планирование [Текст]: учебное пособие/ В.А. Морошкин, В.П. Буров. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 256 с. 13. Пелих, А.С. Бизнес-план [Текст]/ А.С. Пелих. – М.: Изд-во «Ось-89», 1999. – 96 с. 14. Пивоваров, К.В. Бизнес-планирование [Текст]/ К.В. Пивоваров. – 8-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 164 с. 15. Попов, В.М. Сборник бизнес-планов деловых ситуаций с рекомендациями и комментариями [Текст]: учебное практическое пособие / А.А. Зверев, С.Г. Млодик, под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – 4-е изд. – М.: Кно-Рус, 2003. – 336 с. 16. Романов, А.М. Маркетинг [Текст]: учебное пособие. – М.: Прогресс, 1994. – 325 с. 17. Савельева, Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика [Текст]/ Н.А. Савельева, И.Ю. Бринк. – Ростов н/Д: Фликс, 2007. – 384 с. 18. Сухова, Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия [Текст]: учебное пособие/ Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 160 с. 19. Шевчук, Д.А. Бизнес-планирование [Текст]: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица П.1.1
Оценка отраслевой среды
Продолжение табл. П.1.1
Окончание табл. П.1.1
СОДЕРЖАНИЕ
Пленкина Вера Владимировна Чистякова Галина Александровна Ленкова Ольга Викторовна
Бизнес-планирование
Учебно-практическое пособие
для студентов всех форм обучения специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии й ТЭК»,
Редактор
________________________________________________________________ Издательство «Нефтегазовый университет» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» 625000, Тюмень, ул. Володарского, 38 Отдел оперативной полиграфии издательства «Нефтегазовый университет»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.125 (0.015 с.) |