Появляются и первые многофигурные композиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Появляются и первые многофигурные композиции.



В Шумере сложился и своеобразный тип культовой постройки - зиккурат (сооружение символизировало вселенную) — многоступенчатое культовое сооружение. Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид.

 

Искусство Аккада (гос-во, тер. сорв. Ирака) (24 - 23 вв. до н.э.)

В отличие от храмов Южного Двуречья зиккурат не занимал центрального положения в храмовом комплексе.

Великий зиккурат в Уре (в.20м)— наиболее сохранившийся храмовый комплекс. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами. Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом. Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами.

Черный - подземный мир, красный - мир видимых живых существ,белый - небесный мир. Голубой - храм на вершине.

В искусстве Аккадского царства (24 - 23 вв. до н.э.) получили развитие реалистические тенденции. Хорошо моделированы руки, ноги, плечи, пропорции тела — гораздо правильнее, чем в древних шумерийских изображениях.

Одним из лучших произведений этого времени является победная стела царя Нарамсина. Стела Нарамсина высотой 2 м выполнена из красного песчаника. Она повествует о победе Нарамсина над горными племенами. Новым качеством и важным стилистическим отличием этой стелы от более ранних памятников являются единство и ясность композиции

старовавилонский период

Стела с Законами Хаммурапи. (в.2м) Основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной черной диоритовой стеле. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя.

13. Архитектура и изобразительное искусство Ассирии, Нововавилонского периода и Ахеменидского Ирана.

В первом тысячелетии до н. э. Месопотамию захватывают ассирийцы, возникает Ассирийская империя (VIII—VII вв. до н. э.)

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

Дур-Шаррукин (аккад. Крепость Саргона) — ассирийцы одними из первых стали использовать в архитектуре городов принципы возведения военных лагерей. Ассирийский военный лагерь имел в плане прямоугольную или округлую форму. Композиционным центром его являлось возвышение, на котором был разбит царский шатер.

Прежде всего была сооружена из сырца терраса и крепостная стена города и дворца. Нижняя часть стены была облицована огромными обтесанными блоками камня. У противоположного, юго-западного угла города находилась вторая высокая терраса с цитаделью, внутри которой стояли храм бога Набу и малый дворец. Помещения этого дворца расписаны фресками.По сторонам входов во дворец были установлены гигантские статуи крылатых быков. Такие быки (иногда львы) с человеческими головами — шеду, помещались по сторонам арочных проемов почти во всех ассирийских дворцах. В IX — первой половине VIII в. до н. э. они изображались пятиногими — своеобразная передача движения: входивший во дворец сначала видел две передние ноги спокойно стоящего животного. Пришелец делал шаг вперед, направляясь во внутренние покои, и чудовище тоже делало шаг ему навстречу: теперь он видел животное в профиль; одной передней ноги не было видно, но зато появлялась пятая — шагающая нога, которая и создавала иллюзию движения статуи. Во внутренних помещениях дворца были открыты остатки панели, сложенной из разноцветных поливных изразцов с изображениями священных предметов (плуг, птица, дерево и т. п.), и следы стенных росписей.

Нововавилонское искус.

Вися́чие сады́ Семирами́ды — одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения — Висячие сады Амитис (по другим источникам — Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон.

Ворота Иштар (дорога процессий)— восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов.

Ахеменидский Иран.

Искусство Ахеменидов, как и в Ассирии призванное прославлять земного владыку, носило придворный характер, что особенно сильно было выражено н зодчестве.

Дворцовая архитектура, грандиозная и величественная, блещущая красочной декорацией из изразцовых плит и позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и величие империи. По сравнению с зодчеством других стран Передней Азии отличительной конструктивной особенностью древнеперсидской архитектуры было широкое применение камня в строительстве и употребление отдельно стоящей колонны.

Наиболее древние памятники в Пасаргадах (древнейшей столице Кира) и в Накш-и-Рустеме являются редкими для Персии произведениями культовой архитектуры. Гробница Кира (около 530 г. до н.э.) в Пасаргадах стояла в глубине двора, окруженного деревянной колоннадой. Сложенное из больших каменных блоков прямоугольное сооружение возвышается на пьедестале из 6 ступеней.

Великолепие убранства ападаны в Персеполе и в Сузах во многом зависело от колонн, форма которых является образцом оригинального творчества персидских зодчих. Высокая и стройная колонна состоит из базы в виде четырехугольного куба или колоколообразной формы, очень высокого каннелированного ствола и капители. Последняя выполнена в виде двух протом — каменных быков с позолоченными рогами и ушами — и соединяется со стволом прямоугольной связующей частью, заканчивающейся двойными волютами.

14. Периодизация искусства Эгейского мира и Древней Греции.

1.Шумер (кон. 5 – нач. 3-го тыс. до н. э.);

2.Шумеро-Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. до н. э.);

3.Старовавилонское царство (20–17 вв. до н. э.);

4.Ассирия (14—7 вв. до н. э),

5.Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.).

 

15. Искусство и архитектура Минойской цивилизации

Минойская цивилизация (Термин «минойский» создал Артуром Эвансом в честь мифического «царя» Миноса.)- эгейская цивилизация бронзового века, которая возникла на острове Крит и процветала в 2700-1450 гг. до н.э.

Периодизация - Додворцовый период; Раннедворцовый период; Новодворцовый период; Последворцовый период (В Кноссе - Финальный дворцовый период)

ИСК. Минойцы главным образом были купцами, занимающееся внешней торговлей. С 1700 года до н.э. их культура показывает высокую степень организации.

 

Фреска из Кносского дворца с изображением женщин

 

 

Минойцы торговали шафраном, о чём свидетельствуют незначительные остатки известной фрески с изображением собирателей шафрана в Санторини.

Фреска - Игры с Быком (Кносский бык, Кносский дворец). Вероятно изображён спорт или ритуал "бычьих прыжков";краснокожая фигура мужчина и две светлокожие фигуры женщин.

В тайнике дворца под полом Эванс нашел фаянсовые статуэтки, позже названные «Богинями со змеями». Полностью сохранилась одна – заклинательница змей, держащая в руках змею.

КЕРАМИКА. У истоков древнегреческой вазописи стояла вазопись о.Крит. Керамика минойской культуры с разнообразным декором, дошедшая до наших дней, является уникальным памятником той эпохи. Сосуды, украшенные орнаментом в виде пятен или полос дают представление о достижениях в керамическом искусстве. Великолепная минойская керамика стиля «камарес» (2000—1700 гг. до н. э..) соответствует древнему дворцовому периоду.Стиль получил такое название по названию пещеры, где были найдены эти образцы. Новый дворцовый период знаменит «критским натурализмом»- первоклассной керамикой, обильно украшенной рисунками животных и цветов, пейзажами.

С 1650-х годов до н. э. в росписи сосудов появляется новый стиль-морской. Керамические вазы украшают изображения моллюсков, раковин, рыб и осьминогов. Рисунки обитателей подводного мира выполнены в темных тонах на светлом фоне.

 

АРХ.

Кносский дворец.

В 1900 году, под руководством англичанина Артура Эванса, начались раскопки на острове Крит. Они велись почти тридцать лет, в результате которых, Эванс раскопал Кносский дворец. Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Это целый ряд различных построек, сгруппированных вокруг внутреннего двора размером 50×50 метров. Расположены постройки на нескольких уровнях, и соединены между собой коридорами и лестницами, некоторые из которых идут под землю. В Кносском дворце было очень много потайных ходов, длинных запутанных коридоров, разнообразных лестниц, и разного рода наземных и подземных сооружений.

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор. Стены дворца нередко украшал орнамент - чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности.

Дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э.В 1380 году до н.э., в Кноссе вспыхнул пожар, который и уничтожил Лабиринт. На этом закончилась 600-летнее процветание минойской цивилизации. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

 

16. Искусство Микенской (Ахейской) Греции. (16-11 вв до н.э.) Троя. (осн. ок 3000 г до н.э.) Раскопки Г. Шлимана.(с 1900 г)

ИСК. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из шахтовых гробниц в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах шахтовых гробниц, похоронные маски, некоторая посуда из захоронений, как кубок Нестора). Искусство 1500—1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе).

АРХ. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки ( из каменных глыб весом до 12 т) и планировкой в двух уровнях: нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя.В архитектуре жилищ складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраза древнегреческого храма в антах.

Троя (Илион)— древнее укреплённое поселение в Малой Азии у побережья Эгейского моря. АРХ. Археологи нашли остатки домов и обширного дворца, и теперь еще поражающего своей грандиозностью. Дворец был многоэтажным, нижние этажи, лишенные окон, освещались с помощью узких двориков — световых колодцев, прорезавших все здание сверху донизу. Все помещения группировались вокруг огромного центрального двора, вымощенного каменными плитами. Жилые и парадные комнаты дворца были украшены росписями, отражающими жизнь его обитателей. На стенах длинного коридора изображено торжественное шествие данников, несущих дары правителю. В одной из комнат — общество нарядно одетых мужчин и женщин, любующихся каким-то зрелищем. ИСК.Троянцы хорошо владели искусством обработки металлов: при раскопках Трои было найдено несколько кладов с массивными золотыми, серебряными и бронзовыми сосудами, с ювелирными украшениями тонкой работы.

Троя много раз разрушалась землетрясениями и вновь отстраивалась. В XIII в. до н. э. город был захвачен ахейцами, — греческим племенем, населявшим материковую Грецию, и сожжен.

На фрески похожи росписи глиняных ваз, в изготовлении которых критские мастера достигли большого мастерства. Делали они и каменные сосуды с рельефами, изображающими борьбу или игры с быками.

ГЕНРИХ ШЛИМАН. Шлиман прокапывает прямо посреди холма Гиссарлык огромный ров глубиной в 15 метров, полностью игнорируя верхние слои заселения. В 1870 году он ее нашел. Научное сообщество не приняло открытие археолога-самоучки всерьез, многие насмехались над уверенностью Шлимана в том, следуя поэмам Гомера, он раскопал именно Трою.

Докопавшись до основания холма, Шлиман понимает, что друг над другом лежат руины не одного, а сразу нескольких древних городов. Когда во втором слое снизу он находит остатки массивных крепостных стен и следы пожара, археологу-самоучке все становится ясно: это, конечно же, может быть только дворец Приама, царя Трои, а следы разрушений, как он уверен, прямо указывают на успешное нападение героев-ахейцев, скрывшихся в знаменитом троянском коне.

"Клад Приама"

Наконец, 31 мая 1973 года Шлиман находит то, что считает решающим подтверждением своей теории: огромный клад, более 8000 предметов, в том числе и из драгоценных металлов. Он нелегально вывез драгоценности из Османской империи, без доли смущения надевал древние драгоценности на свою молодую жену-гречанку, которая позировала для европейской прессы.

 

Однако его последующие находки уже в Микенах невозможно было игнорировать: здесь он обнаружил захоронения древних людей, в которых было огромное количество уникальных артефактов – от золотых посмертных масок на некоторых из умерших до оружия с изображением животных.

Шлиман был уверен, что нашел останки Агамемнона и его воинов. Кроме того, Шлиман в своих записях воссоздал градостроительную схему древних Микен, описал уникальный способ возведения городской стены и ту самую циклопическую кладку. Благодаря написанным по итогам раскопок работам весь мир узнал об уникальных Львиных воротах города Микены.

 

Львиные ворота. Своё название получили от барельефа с изображением львов, помещённого над ними. Стойкие симметричные формы и обобщения.

Сотни лет назад человек, входивший в греческие Микены, столбенел при виде главных городских ворот: на него сверху смотрели два огромных льва, символизируя мощь и отвагу жителей.

Золотая посмертная маска Агамемнона

Но самый известный факт о Микенах состоит в том, что именно здесь жил великий греческий герой Агамемнон, предводитель всего эллинского войска в войне с Троей.

В «Илиаде» Гомер называл жителей Микены ахейцами – храбрым и отчаянным народом, сыгравшим главную роль в Троянской войне.

Трагична судьба Агамемнона: после возвращения с победой в родной город он был убит своей женой Клименестрой и ее любовником Эгисфом.

Сокровищница Атрея или Гробница Атрея, устаревшее название — Гробница Агамемнона — условное наименование крупной подкурганной гробницы ульевого типа («толос»- круглое в плане сооружение (святилище, гробница)) в Микенах на холме Панагица, сооружённой около 1250 года до н. э.

 

17. Архитектура Древней Греции. Ордерная система. Основные типы храмовой архитектуры.

Главной архитектурной задачей у греков было строительство храмов. Если верить Павсанию (древнегреческий писатель и географ II века, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады»), первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня.

Греческий храм представлял собой здание, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте из нескольких ступенях, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную крышу. Одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6)колонны, слегка отступив вглубь здания, оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получалось что-то в роде крыльца и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище, где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов.

Главное внутреннее помещение храма греки называли наос.

Герооны, т. е. святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям.

 

Ордерная система

Ордер - тип архитектурной композиции, является воплощением стоечно-балочной системы, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.

Капитель - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны

Триглиф - представляют собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами.

Метопа - каменные или керамические плиты, заполняющих промежутки между двумя триглифами.

 

 

Абака - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полу-колонны, пилястры и имеющая простую четырёхугольную форму.

 

Эхин - часть капители, расположенная под абакой и являющаяся переходом от ствола колонны к абаке.

 

 

Волюты -(итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре

 

Каннелюра - вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны.

 

Стилобат — верхняя поверхность ступенчатого цоколя(стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада.

 

 

Дорический стиль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.235.24 (0.088 с.)