Искусство палеолита ( Древнего каменного века, 35–10 тыс. Лет до Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство палеолита ( Древнего каменного века, 35–10 тыс. Лет до Н. Э. )



Виды жив.:

-монументальная (-декоративная)

-станковая

-миниатюрная

Монументальная - связана с арх. Нельзя перемещать.

К этому относится:

❖ мозаика - наборная живопись. Изначально создавалась из цветных камней, затем из стекла+полудрагоценные камни. Затем заменялось смальтой (стекло с металлом).

❖ фреска - живопись по сырой шпатлевке. Получалась неяркая палитра, использовались натуральные красители.

Альсеко (итл. “по-сухому”), живопись по сухой шпатлевке. не долговечна.

Фреска с восковыми красками - энкаустика.

❖ витраж - выполняется из цветного стекла, либо тонких пластин камня - алебастра; рассчитан на сквозное освещение. Получил широкое распространение в средние века в эпоху готики.

❖ мозаики из майоликовых плит

Станковая - может быть использована на мольберте. Можно перемещать. Лаконичная и обобщенная. Основа: холст, картон, доска, бумага, шелк. Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные (темпера - основа яйцо) и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил, тушь (на Дальнем Востоке).

Стадии работ в жив.

1) детальный рисунок кистью на грунте. Используются полупрозрачные краски, 1-2 тона

2) основной слой - подмалёвок. Задается основная форма.

3) Лессировка - прозрачные слои, с помощью кот. создаются блеск и придается завершенный вид работе.

Миниатюрная - размером от 2 до 15 см. Чаще всего создаются портреты. Миниатюрные изображения со всеми тонкостями. Основа - картон, бумага, слоновая кость, металл (исп. керамические краски).

 

 

Иллюстрации.

Жанр - то что изображено.

Стиль - как изображено.

1) исторический + культовый (религиозный)

2) батальный

3) мифологический

4) портретный (- камерный(в полный рост в комнате); - поясной)

5) Бытовой

6) натюрморт

7) пейзаж

8) марина (морской пейзаж)

9) анималистический

4. Графика. Общая характеристика.

Популярность приобрела в эпоху Возрождения. Основа - линии, точки и светотень. Исп. мат.: акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.

Графика подразделяется на рисунок и печатную графику.

Виды графики:

❏ монументальную - связана с арх. (плакат)

❏ станковую - выполняемую “на станке” (гравюра, эстамп, лубок);

❏ декоративную(-прикладную) (книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете).

Формы рисунков:

- кроки

- эскизы

- этюды (нат.)

Основные виды печати:

- Высокая: гравюра на дереве (обрезная и торцовая); линогравюра (гравюра на линолеуме); гравюра на картоне (разновидность эстампа).

- Глубокая: резцовая гравюра, карандашная манера

- Плоская: литография

- Трафаретную печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

лубок - вид станковой графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества (впервые в Китае). Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. Исп. мат - дерево, медь

Гравюра -вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками. Оттиски гравюры получают с «досок» (так именуются и металлические печатные формы), цветной гравюре — с нескольких досок. Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением.

Осн. виды:

Офорт - разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами.

Эстамп - гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником.

- Литография- вид эстампа, способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Основа - камень.

Ксилография - гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге. Возникла и получила распространение на Дальнем Востоке.

Процесс -литографский камень закрепляется в станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к не протравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

5. Скульптура. Общая характеристика.

главное объем, ритм линий и масс, моделирование света и тени, мера соот.частичного и целого, пропорции.

Скульп. предшествовали - пластика и ваяние.

Пластика - это лепка из пластичного материала, также отливка в металл. Исп. материалы: воск, пластилин, глина.

Ваяние - это работа с твердыми материалами - камень, дерево.

Виды скульп.:

❏ рельефная

- углубленная

- контурная

- низкая

барельеф (выпуклый рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма)

горильеф (выпуклый рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма)

❏ круглая

- бюст

- статуя

- скульп. группа

- монумент

Стадии работ в скульп.

1) рисунок

2) гипс

Исп. материалы:

● глина

Обожженная глина - терракота. Доп.слой - глазурь,водостойк.

- майолика, люстр (пигмент для росписи керамических изделий поверх обожжённой глазури, который после обжига проявляется на поверхности в виде металлического или перламутрового отблеска), фарфор

● гипс (вспомогательный материал)

● дерево

● слоновая кость

● камень

● металл (бронза)

6. Искусство палеолита и мезолита.

АРХ. Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.Существенным нововведением явилось отделение гробницы от заупокойного храма.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном(Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды), с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком (крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны), построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль (большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.), а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху.

Полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Её храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

После прихода к власти Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому до наших дней не сохранились.

СКУЛЬП. Искусство Нового царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.

Скульптурный портрет Хатшепсут предстает в виде бога Осириса с бородой и короной. Лицо статуи окрашено в красный цвет. Этот цвет использовался только на мужских статуях. Предполагается, что голову украшала двойная корона Белая Верхнего и Красная Нижнего Египта.

В искусстве Нового царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

ГРОБНИЦА НАХТА

Нахт был писцом и астрономом при Тутмосе IV. В первой комнате нечто вроде маленького музея. Здесь можно увидеть росписи со сценами полевых работ, охоты на уток в зарослях папируса, а также с людьми, топчущими босыми ногами виноград в чане.

Искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам.

11. Амарнский период и гробница Тутанхамона.

А.п. обозначают время правления в Древнем Египте фараонов Эхнатона. Аменхотеп IV принимает новое имя – Эхнатон (“Действенный дух Атона”). Он покидает столицу страны Фивы и в среднем течении Нила основывает новую – Ахетатон, “Горизонт Атона”, на месте которого находится современная деревушка Телль-эль-Амарна (отсюда и название исторического периода). Вскоре Эхнатон возводит почитание Атона в ранг государственной религии, запрещая культы всех остальных богов.

Резкое своеобразие искусства времени Эхнатона явилось закономерным следствием его реформ. Оно было тесно связано с новым, несравненно более реалистическим по своему существу мировоззрением. Изменилась не только форма памятников. Не менее разительно изменилось и их содержание. Так, в амарнском искусстве впервые появились изображения египетского царя в повседневной жизни. Впервые всюду вместе с фараоном изображена его семья.

Искусство амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном.

Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела.

Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос

Бюст Нефиртити. Основа выполнена из известняка и покрыта гипсо-ангидритовой смесью, окрашенной в шесть цветов. Левая глазница является пустой. Скульптура представляет собой идеализированное изображение царицы, её лицо абсолютно симметрично.

Алтарь из Карнака. Рельеф изображает семью Эхнатона: его самого, его супругу царицу Нефертити и их дочерей — на фоне божественного солнечного диска.

Тутанхамон —Тутанхатон (прав. Тут-анах-Йати, «Живое подобие Атона») изменил имя и стал отныне именоваться Тутанхамон (прав. Тут-анах-Амана, «Живое подобие Амона»), фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, правивший приблизительно в 1332—1323 годах до н. э.он возвратился к культу прежних богов и вернул жрецам Амона все их права и достояние.Восстановив культ Амона и всех прочих старых богов, Тутанхамон культ Атона гонениям не подвергал.

Тутанхамон знаменит тем, что его гробница в «Долине царей» возле Фив оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней. Успокоение фараон нашёл не в величественной пирамиде, а в довольно скромном склепе. К тому же сам склеп через некоторое время был окончательно погребён под горами строительного мусора, когда рядом возводили гробницу Рамсеса VI. Но благодаря именно этому печальному факту захоронение Тутанхамона не подверглось нападению расхитителей гробниц. В ней, среди погребальных принадлежностей и утвари, было обнаружено множество замечательных произведений искусства той эпохи — тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности.Фараон лежал в роскошном золотом гробу, который весил 1170 килограммов. Его тело было покрыто 140 золотыми предметами и украшениями, самым прекрасным из которых была массивная погребальная маска, искусно сработанная из золота и лазурита.

Алебастровая ваза В передней комнате, у ее западной стены, была обнаружена группа однотипных ваз, вырезанных из алебастра. Они представляют собой удлиненные сосуды с высоким горлом, от которых в две стороны отходят ажурные плоскости, с одной стороны представляющие сложный рисунок из лилий, а с другой - из цветов папируса, что символизировало объединение южного и северного Египта. Края боковых плоскостей вазы, зазубрены, что связывает их со знаком "время".

 

 

12. Архитектура и изобразительное искусство Двуречья (Шумеры, Аккад, старовавилонский период)

Одна из самых древних цивилизаций Востока сложилась в дельте Тигра и Евфрата.Основные объекты их строительной деятельности - ирригационные сооружения и укрепленные города.

Шумерское искус.

Наиболее выдающиеся произведения различных видов искусства были предназначены для прославления божеств, для совершения религиозных ритуалов, жертвоприношений и тому подобного.

● Роспись керамики - наиболее древние из сохранившихся образцов искусства шумеров. При этом присутствуют как и древние мотивы (геометрические фигуры, орнамент, символические изображения живых существ), так и первые «изобразительные рассказы», которые с помощью более совершенных в техническом отношении рисунков рассказывают определённые сюжеты;

● глиптика - специфически месопотамский вид искусства, резьба на печатях цилиндрической формы. По всей поверхности цилиндра наносилось рельефное изображение, которое при наложении на поверхность сырой глины оставляло чёткий отпечаток.

● металлопластика, ювелирное искусство - оценить этот вид шумерского искусства можно в первую очередь по погребальному инвентарю. Шумеры устраивали из погребений своего рода «походный запас» - по их верованиям, в загробной жизни людям могли понадобиться вещи из реальной жизни, поэтому в могилы царей и знатных людей помещали множество ювелирных украшений.

● скульптура - первыми доступными образцами являются небольшие каменные статуэтки, имевшие, скорее всего, посвятительный магический характер и поэтому изображавшие фигуры богов весьма символически и условно.

Группа статуй и статуэток из Эшнунны из храма Аб-У (Бадад, Иракский музей) – при разнице в размерах и деталях костюма видно, что они все принадлежат к одному типу.

СКУЛ. шум.

Скульптура в Шумере не развилась так интенсивно, как архитектура. Заданий заупокойного культа, связанных с необходимостью передавать портретное сходство, как в Египте, здесь не существовало. Небольшие культовые посвятительные статуи, не предназначенные для определённого места в храме или гробнице, изображали человека в позе молящегося.

Найденная в Уруке мраморная женская голова (Багдад, Иракский музей). Плоско срезанная сзади, она была прикреплена когда-то к стене храма, являясь частью горельефной фигуры. Лицо богини с огромными широко раскрытыми глазами и сросшимися над переносицей бровями (глаза и брови инкрустированы) отличается большой выразительностью. Общая пластическая трактовка крупными объёмами, чёткая и уверенная, создаёт ощущение подлинной монументальности. На голове когда-то был прикреплен убор из золота.

В скульптурных изображениях животных много наблюденных движений. Таковы, например, объёмные фигуры львов и быка на сосудах из желтого песчаника (Багдад, Иракский музей; Лондон, Британский музей), вырезанные из камня фигурки лежащего бычка, телёнка, барана, каменный сосуд в форме вепря (Багдад, Иракский музей).

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

Дур-Шаррукин (аккад. Крепость Саргона) — ассирийцы одними из первых стали использовать в архитектуре городов принципы возведения военных лагерей. Ассирийский военный лагерь имел в плане прямоугольную или округлую форму. Композиционным центром его являлось возвышение, на котором был разбит царский шатер.

Прежде всего была сооружена из сырца терраса и крепостная стена города и дворца. Нижняя часть стены была облицована огромными обтесанными блоками камня. У противоположного, юго-западного угла города находилась вторая высокая терраса с цитаделью, внутри которой стояли храм бога Набу и малый дворец. Помещения этого дворца расписаны фресками.По сторонам входов во дворец были установлены гигантские статуи крылатых быков. Такие быки (иногда львы) с человеческими головами — шеду, помещались по сторонам арочных проемов почти во всех ассирийских дворцах. В IX — первой половине VIII в. до н. э. они изображались пятиногими — своеобразная передача движения: входивший во дворец сначала видел две передние ноги спокойно стоящего животного. Пришелец делал шаг вперед, направляясь во внутренние покои, и чудовище тоже делало шаг ему навстречу: теперь он видел животное в профиль; одной передней ноги не было видно, но зато появлялась пятая — шагающая нога, которая и создавала иллюзию движения статуи. Во внутренних помещениях дворца были открыты остатки панели, сложенной из разноцветных поливных изразцов с изображениями священных предметов (плуг, птица, дерево и т. п.), и следы стенных росписей.

Нововавилонское искус.

Вися́чие сады́ Семирами́ды — одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения — Висячие сады Амитис (по другим источникам — Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон.

Ворота Иштар (дорога процессий)— восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов.

Ахеменидский Иран.

Искусство Ахеменидов, как и в Ассирии призванное прославлять земного владыку, носило придворный характер, что особенно сильно было выражено н зодчестве.

Дворцовая архитектура, грандиозная и величественная, блещущая красочной декорацией из изразцовых плит и позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и величие империи. По сравнению с зодчеством других стран Передней Азии отличительной конструктивной особенностью древнеперсидской архитектуры было широкое применение камня в строительстве и употребление отдельно стоящей колонны.

Наиболее древние памятники в Пасаргадах (древнейшей столице Кира) и в Накш-и-Рустеме являются редкими для Персии произведениями культовой архитектуры. Гробница Кира (около 530 г. до н.э.) в Пасаргадах стояла в глубине двора, окруженного деревянной колоннадой. Сложенное из больших каменных блоков прямоугольное сооружение возвышается на пьедестале из 6 ступеней.

Великолепие убранства ападаны в Персеполе и в Сузах во многом зависело от колонн, форма которых является образцом оригинального творчества персидских зодчих. Высокая и стройная колонна состоит из базы в виде четырехугольного куба или колоколообразной формы, очень высокого каннелированного ствола и капители. Последняя выполнена в виде двух протом — каменных быков с позолоченными рогами и ушами — и соединяется со стволом прямоугольной связующей частью, заканчивающейся двойными волютами.

14. Периодизация искусства Эгейского мира и Древней Греции.

1.Шумер (кон. 5 – нач. 3-го тыс. до н. э.);

2.Шумеро-Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. до н. э.);

3.Старовавилонское царство (20–17 вв. до н. э.);

4.Ассирия (14—7 вв. до н. э),

5.Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.).

 

15. Искусство и архитектура Минойской цивилизации

Минойская цивилизация (Термин «минойский» создал Артуром Эвансом в честь мифического «царя» Миноса.)- эгейская цивилизация бронзового века, которая возникла на острове Крит и процветала в 2700-1450 гг. до н.э.

Периодизация - Додворцовый период; Раннедворцовый период; Новодворцовый период; Последворцовый период (В Кноссе - Финальный дворцовый период)

ИСК. Минойцы главным образом были купцами, занимающееся внешней торговлей. С 1700 года до н.э. их культура показывает высокую степень организации.

 

Фреска из Кносского дворца с изображением женщин

 

 

Минойцы торговали шафраном, о чём свидетельствуют незначительные остатки известной фрески с изображением собирателей шафрана в Санторини.

Фреска - Игры с Быком (Кносский бык, Кносский дворец). Вероятно изображён спорт или ритуал "бычьих прыжков";краснокожая фигура мужчина и две светлокожие фигуры женщин.

В тайнике дворца под полом Эванс нашел фаянсовые статуэтки, позже названные «Богинями со змеями». Полностью сохранилась одна – заклинательница змей, держащая в руках змею.

КЕРАМИКА. У истоков древнегреческой вазописи стояла вазопись о.Крит. Керамика минойской культуры с разнообразным декором, дошедшая до наших дней, является уникальным памятником той эпохи. Сосуды, украшенные орнаментом в виде пятен или полос дают представление о достижениях в керамическом искусстве. Великолепная минойская керамика стиля «камарес» (2000—1700 гг. до н. э..) соответствует древнему дворцовому периоду.Стиль получил такое название по названию пещеры, где были найдены эти образцы. Новый дворцовый период знаменит «критским натурализмом»- первоклассной керамикой, обильно украшенной рисунками животных и цветов, пейзажами.

С 1650-х годов до н. э. в росписи сосудов появляется новый стиль-морской. Керамические вазы украшают изображения моллюсков, раковин, рыб и осьминогов. Рисунки обитателей подводного мира выполнены в темных тонах на светлом фоне.

 

АРХ.

Кносский дворец.

В 1900 году, под руководством англичанина Артура Эванса, начались раскопки на острове Крит. Они велись почти тридцать лет, в результате которых, Эванс раскопал Кносский дворец. Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Это целый ряд различных построек, сгруппированных вокруг внутреннего двора размером 50×50 метров. Расположены постройки на нескольких уровнях, и соединены между собой коридорами и лестницами, некоторые из которых идут под землю. В Кносском дворце было очень много потайных ходов, длинных запутанных коридоров, разнообразных лестниц, и разного рода наземных и подземных сооружений.

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор. Стены дворца нередко украшал орнамент - чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности.

Дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э.В 1380 году до н.э., в Кноссе вспыхнул пожар, который и уничтожил Лабиринт. На этом закончилась 600-летнее процветание минойской цивилизации. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

 

16. Искусство Микенской (Ахейской) Греции. (16-11 вв до н.э.) Троя. (осн. ок 3000 г до н.э.) Раскопки Г. Шлимана.(с 1900 г)

ИСК. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из шахтовых гробниц в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах шахтовых гробниц, похоронные маски, некоторая посуда из захоронений, как кубок Нестора). Искусство 1500—1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе).

АРХ. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки ( из каменных глыб весом до 12 т) и планировкой в двух уровнях: нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя.В архитектуре жилищ складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраза древнегреческого храма в антах.

Троя (Илион)— древнее укреплённое поселение в Малой Азии у побережья Эгейского моря. АРХ. Археологи нашли остатки домов и обширного дворца, и теперь еще поражающего своей грандиозностью. Дворец был многоэтажным, нижние этажи, лишенные окон, освещались с помощью узких двориков — световых колодцев, прорезавших все здание сверху донизу. Все помещения группировались вокруг огромного центрального двора, вымощенного каменными плитами. Жилые и парадные комнаты дворца были украшены росписями, отражающими жизнь его обитателей. На стенах длинного коридора изображено торжественное шествие данников, несущих дары правителю. В одной из комнат — общество нарядно одетых мужчин и женщин, любующихся каким-то зрелищем. ИСК.Троянцы хорошо владели искусством обработки металлов: при раскопках Трои было найдено несколько кладов с массивными золотыми, серебряными и бронзовыми сосудами, с ювелирными украшениями тонкой работы.

Троя много раз разрушалась землетрясениями и вновь отстраивалась. В XIII в. до н. э. город был захвачен ахейцами, — греческим племенем, населявшим материковую Грецию, и сожжен.

На фрески похожи росписи глиняных ваз, в изготовлении которых критские мастера достигли большого мастерства. Делали они и каменные сосуды с рельефами, изображающими борьбу или игры с быками.

ГЕНРИХ ШЛИМАН. Шлиман прокапывает прямо посреди холма Гиссарлык огромный ров глубиной в 15 метров, полностью игнорируя верхние слои заселения. В 1870 году он ее нашел. Научное сообщество не приняло открытие археолога-самоучки всерьез, многие насмехались над уверенностью Шлимана в том, следуя поэмам Гомера, он раскопал именно Трою.

Докопавшись до основания холма, Шлиман понимает, что друг над другом лежат руины не одного, а сразу нескольких древних городов. Когда во втором слое снизу он находит остатки массивных крепостных стен и следы пожара, археологу-самоучке все становится ясно: это, конечно же, может быть только дворец Приама, царя Трои, а следы разрушений, как он уверен, прямо указывают на успешное нападение героев-ахейцев, скрывшихся в знаменитом троянском коне.

"Клад Приама"

Наконец, 31 мая 1973 года Шлиман находит то, что считает решающим подтверждением своей теории: огромный клад, более 8000 предметов, в том числе и из драгоценных металлов. Он нелегально вывез драгоценности из Османской империи, без доли смущения надевал древние драгоценности на свою молодую жену-гречанку, которая позировала для европейской прессы.

 

Однако его последующие находки уже в Микенах невозможно было игнорировать: здесь он обнаружил захоронения древних людей, в которых было огромное количество уникальных артефактов – от золотых посмертных масок на некоторых из умерших до оружия с изображением животных.

Шлиман был уверен, что нашел останки Агамемнона и его воинов. Кроме того, Шлиман в своих записях воссоздал градостроительную схему древних Микен, описал уникальный способ возведения городской стены и ту самую циклопическую кладку. Благодаря написанным по итогам раскопок работам весь мир узнал об уникальных Львиных воротах города Микены.

 

Львиные ворота. Своё название получили от барельефа с изображением львов, помещённого над ними. Стойкие симметричные формы и обобщения.

Сотни лет назад человек, входивший в греческие Микены, столбенел при виде главных городских ворот: на него сверху смотрели два огромных льва, символизируя мощь и отвагу жителей.

Золотая посмертная маска Агамемнона

Но самый известный факт о Микенах состоит в том, что именно здесь жил великий греческий герой Агамемнон, предводитель всего эллинского войска в войне с Троей.

В «Илиаде» Гомер называл жителей Микены ахейцами – храбрым и отчаянным народом, сыгравшим главную роль в Троянской войне.

Трагична судьба Агамемнона: после возвращения с победой в родной город он был убит своей женой Клименестрой и ее любовником Эгисфом.

Сокровищница Атрея или Гробница Атрея, устаревшее название — Гробница Агамемнона — условное наименование крупной подкурганной гробницы ульевого типа («толос»- круглое в плане сооружение (святилище, гробница)) в Микенах на холме Панагица, сооружённой около 1250 года до н. э.

 

17. Архитектура Древней Греции. Ордерная система. Основные типы храмовой архитектуры.

Главной архитектурной задачей у греков было строительство храмов. Если верить Павсанию (древнегреческий писатель и географ II века, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады»), первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня.

Греческий храм представлял собой здание, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте из нескольких ступенях, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную крышу. Одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6)колонны, слегка отступив вглубь здания, оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получалось что-то в роде крыльца и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище, где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов.

Главное внутреннее помещение храма греки называли наос.

Герооны, т. е. святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям.

 

Ордерная система

Ордер - тип архитектурной композиции, является воплощением стоечно-балочной системы, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.

Капитель - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны

Триглиф - представляют собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами.

Метопа - каменные или керамические плиты, заполняющих промежутки между двумя триглифами.

 

 

Абака - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полу-колонны, пилястры и имеющая простую четырёхугольную форму.

 

Эхин - часть капители, расположенная под абакой и являющаяся переходом от ствола колонны к абаке.

 

 

Волюты -(итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре

 

Каннелюра - вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны.

 

Стилобат — верхняя поверхность ступенчатого цоколя(стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада.

 

 

Дорический стиль

Ионический Ордер.

Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, изящество и относительная декоративность.

Ионическая капитель в основе включает те же два основных элемента, что и дорическая — эхин и абаку, но они здесь сложно декоративно обработаны. Абака имеет по обеим сторонам спиральные волюты.

Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.134 с.)