Антимонопольная политика в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольная политика в России.



Первый вариант антимонопольного законодательства в России был принят в 1991 году - Закон Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы её преодоления. Впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) - сегодня это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Преобладающее влияние европейской модели государственного регулирования взаимодействия фирм нашло свое выражение в полномочиях и в практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Ими используются, главным образом, административно-организационные методы воздействия на предприятия и структуры рынков, с упором на принцип “контроля за злоупотреблениями”, в отличие от американской системы антитрестовского права, которая строится на принципе “запрещения” монополии и предполагает в основном судебную форму данного процесса. Верховные органы регулирования обеспечивают общие условия функционирования фирмы в экономике с учётом их эффективного взаимодействия. Затем федеральный антимонопольный орган и соответствующие органы на местах (территориальные управления) реализуют общие условия эффективной деятельности фирм внутри отраслей и продуктовых рынков, что в итоге должно приводить к обеспечению эффективности рыночной экономике в целом. Рассмотрим основные характеристики антимонопольного законодательства России в современном виде.Теоретической основой Закона о конкуренции послужил структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью закона предполагается не только противодействовать существующим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка.

51.Промышленная политика содержания направления развития. Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства.

Цель промышленной политики - преимущественно косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.

Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.

Промышленная политика должна решать следующие основные проблемы (по классификации Европейской экономической комиссии):

1) реформы в области нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию);

2) политика в конкретных промышленных секторах (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей);

3) занятость и производительность;

4) инвестиции в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь);

5) инвестиции в нематериальные активы (промышленные исследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики);

6) политика в области конкурентоспособности и конкуренции (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли);

7) международные инвестиции;

8) экологическая политика, промышленная экология;

9) промышленные аспекты энергетической политики;

10) политика регионального развития;

11) промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе;

12) специфические аспекты промышленного развития стран, находящихся на переходном этапе.

Прямое управление государство может осуществлять только в отношении государственного сектора промышленности. А для всей остальной сферы промышленности может быть какое-то рамочное регулирование, связанное, например, с инновационной, инвестиционной, структурной и другими видами промышленной политики. В смешанной экономике государственный и негосударственный сектора промышленности должны работать в одинаковых условиях, то есть по рыночным законам, в одной и той же экономической среде. Понимание этой проблемы и есть суть переосмысления роли государства в переходной экономике.

Главная беда и промышленности, и экономики в целом -очень слабая институциональная основа всех преобразований. Она очень отстала. Многие элементы институциональной базы предыдущей модели развития устарели, в то же время необходимые новые элементы не созданы.

В конечном итоге речь идет о создании институциональной рыночной среды, в которой бы отражались интересы государства и бизнеса с учетом общепромышленных интересов, а также интересов региональных и отраслевых структур.

Возникает потребность в изменении акцентов в экономической и промышленной политике, с тем, чтобы в конечном итоге и государство, и рынок пришли к гармоничному взаимодействию. В настоящее же время создалась такая ситуация, когда они не помогают друг другу, а выступают друг против друга.

Таким образом, у нас пока государство и бизнес выступают не как сообщающиеся сосуды для решения единых задач, а как противники, стремящиеся доказать свое превосходство в реализации своих интересов.

 

52.Измерение степени диверсификации фирмы. До сих пор мы рассматривали продуктовую дифференциацию с точки зрения потребителя - число товарных марок, которые имеются на рынке и доступны покупателям. Теперь встает вопрос, выгодно ли выпускать большое число товарных наименований самой фирме. с точки зрения фирмы, проблема продуктовой дифференциации приобретает вид диверсификации производства.

Диверсификация означает продвижение фирмы в новые взаимосвязанные области производства - расширение продуктовой линии, либо в другие географические рынки - расширение пространственной сферы фирмы. Если диверсификация происходит в не связанные с основным производством сферы деятельности, то она носит название конгломерирования, а сама фирма в таком случае будет называться конгломератом. Как правило, конгломератные расширения деятельности фирм характерны для незрелых становящихся рынков. Наиболее часто встречающимися методами для зрелых рынков являются чистые диверсификационные изменения производства и сбыта фирмы.

Диверсификация ведет к росту числа продуктовых линий, обслуживаемых одной фирмой, либо через внедрение в производство новых товарных марок и новых товаров, либо посредством слияний и поглощений. Возникает вопрос, почему в одних отраслях преобладает первый способ диверсификации, а в других - второй? Исследования показывают, что выбор фирмы связан с фазой жизненного цикла в отрасли. В новой растущей отрасли фирмы оценивают перспективы роста положительно (оптимистически), поэтому они стремятся к увеличению производственных мощностей. По мере роста отрасли и увеличения числа товарных марок, предлагаемых фирмой, прекращается расширение спроса, дополнительное число наименований товара не ведёт к существенному увеличению доли фирмы на рынке, сокращается оптимизм фирм относительно целесообразности внутреннего роста. На фазе зрелости отрасли крупные финансово крепкие фирмы будут диверсифицировать производство путем слияний и поглощений с целью проникновения на другие рынки. Здесь внешняя диверсификация может рассматриваться как способ ухода с рынка или по крайней мере обеспечения гладкой ликвидации неприбыльного дела.

К другим причинам диверсификации как стратегии поведения фирм на рынке можно отнести:

· использование эффекта разнообразия - при выпуске большого числа товаров средние издержки производства одного товара сокращаются;

· возможность применения специальных стратегий ценообразования - например, понижение цены на один товар для вытеснения конкурента может быть компенсировано ростом цен на другие продукты, выпускаемые фирмой;

· фактор снижения риска в результате распределения экономических неопределенностей между большим числом исходов на разных рынках, где действует диверсифицированная фирма. В последнем случае риск сокращается тем больше, чем менее зависимыми друг от друга являются рынки. С другой стороны, чем ближе производимые товары друг к другу, тем больше эффект разнообразия, тем выше барьеры входа на рынок и тем больше потенциальные выгоды диверсификации при применении стратегий перекрёстного субсидирования товаров.

Для измерения степени диверсификации фирмы используют индекс диверсификации, образованный на основе индекса Херфиндаля-Хиршмана:

ФОРМУЛА,

где zi - доля объёма продаж фирмы, приходящаяся на i -й вид деятельности; N - общее число видов деятельности, в которых занята фирма.

Если фирма действует только в одной сфере, то d = 1. Если фирма действует в 10 продуктовых линиях, на каждую из которых приходится 10 % объёма продаж, то индекс диверсификации составляет 10. Слишком большая доля, приходящаяся на один вид деятельности, притом что на другие приходится незначительная часть выпуска, будет приближать индекс к единице.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.01 с.)