Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная антимонопольная политикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Главной областью влияния государства на деятельность фирмы является отраслевая политика правительства, которая выражается в виде проведения антимонопольной политики: стимулирования предпринимательства, развития конкурентных начал, регулирования или дерегулирования отдельных отраслей промышленности. Основные методы антимонопольной политики:1.прямой метод включает меры, устраняющие, ограничивающие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке; 2.косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике. Рассмотрим подробнее концепции, определяющие основные цели антимонопольной политики государства: 1.Стремление к экономической эффективности. Согласно данной концепции, конкуренция (или любая другая эффективная рыночная структура) не есть благо само по себе, но лишь способ достижения экономической эффективности общества с учётом производственной эффективности, аллокации ресурсов (оптимальности распределения ресурсов) и динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция рассматривается как средство создания среды, благоприятной для снижения издержек производства, создания новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического прогресса и инноваций. При выработке отраслевой конкурентной политики от государства требуется учёт краткосрочных и долгосрочных последствий его воздействия на экономику. 2.Оптимизация поведения экономических агентов. Данная цель исходит из того, что поиски конкуренции - это процесс, а не результат. То есть не следует опираться на застывшие структуры рынка для увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам использовать свою частную информацию и организовывать дело для получения прибыли и обеспечения собственного роста - позволяет им самостоятельно оптимизировать свое поведение. Очевидно, что глобальное долгосрочное равновесие в экономике не может быть достигнуто с помощью государства, так как рынки находятся в процессе постоянной эволюции. Причинами несовершенства рынков являются: наличие частной информации (которой располагают только фирмы), внешние шоки (воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать) и отдельные непредвиденные инновации (которые могут изменить направления развития производства самым непредсказуемым образом). Отраслевая политика должна только создавать условия, благоприятные для конкуренции: свобода входа/выхода с рынка, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами, что в конечном счете и приведет фирмы к оптимальному, с точки зрения экономики в целом, поведению. 43.Причины ограниченности информации Информационные проблемы экономики являются то областью экономической теории, которая получила наибольш развитие в последнее десятилетие. Информация стала одним важных видов экономических ресурсов. Функционирование рын ков в решающей степени зависит от того, насколько экономиче ские агенты владеют этим ресурсом, т.е. информацией о рынке условиях сделки, товаре и т.д. Сложность заключается в том, каждому участнику доступны лишь ограниченные источники получения и объем информации. Наиболее значимая первая статья, посвященная этой проблем^ и написанная Ф. Хайеком1, вышла в 1945 г. Ф. Хайек заинтересд вался проблемой предоставления информации системой цен и ее влиянием на поведение экономических агентов. Немного поздней к экономике информации обратился Дж. Стиглер2, попытавшийся проанализировать одну важную проблему информации — установление рыночной цены в своей работе 1961 г. Затем было опубликовано известное исследование Дж. Акерлофа, посвященноё неблагоприятному отбору3. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ Экономическая информация производится путем взаимодействия экономических агентов. Действия каждой стороны модифицируют функцию спроса или функцию предложения. Равновесная цена рынка изменяется, рождая, в свою очередь, новую информацию относительно основных потребительских свойств товара. Как только действие произошло, информация, которую оно генерировало, распространяется далее по рынку. И уже невозможно аннулировать эту информацию даже путем противодействия, которое только добавит новую информацию. Кроме того, информация системы цен, если она одна и та же для всех, не будет получена всеми агентами одинаковым способом. И особенно важно, что реакция экономических агентов на эту информацию неизвестна. Имеется в ввду информация о поведении в будущем. В итоге из неизвестности результатов поведения фирмы, которому она может решить следовать, может возникнуть ограниченность информации. Если фирма выбирает какую-либо стратегию действий, результат будет зависеть от стратегических решений конкурентов. Однако она не может оценить стратегию, которую выберет конкурент, из-за ограниченности информации. Если экономические агенты не располагают одинаковой информацией о состоянии продукта, равновесие между предложением и спросом нестабильно. Вообще это равновесие в условиях ограниченности информации может определяться как неоптимальное, неэффективное, или как провал рынка. Иными словами, предоставляемая системой цен информация менее эффективна, но в течение длительного периода времени она способствует использованию метода проб и ошибок. Особый тип ограниченности информации — ее асимметрия, т.е. такая ситуация, когда одни экономические агенты информированы лучше других. В основе этого явления лежит целый ряд причин, среди которых можно отметить следующие: * степень точности и надежности информации из разных источников различна. Кроме того, информация имеет свойство устаревать и терять свою актуальность. Получение информации влечет за собой определенные расходы. В связи с этим потребителю невыгодно искать или получать информацию, если предельные издержки на ее получение превышают предельные выгоды от ее применения; •способности к восприятию и использованию информации с целью принятия решений ограничены, что объясняет стремление получить и выделить наиболее важную информацию, что непросто. Процесс обработки информации также требует определенных издержек. В связи с этим разумный экономический агент будет обрабатывать информацию до тех пор, пока предельные издержки на ее обработку не сравняются с предельными выгодами от нее. Такое поведение называется ограниченной рациональностью; •корректное использование информации. Необходимо обла дать или определенными знаниями, или соответствующий инструментами и уметь их применять для правильной оцен и использования полученной информации. В связи с эт] представляется важным четко определить, что конкретно огра ничивает информацию о качестве товаров на рынке, о струк туре цен. 44.Ограниченность информации на рынке кредитов. Проблемы асимметричной информации существуют не только на товарных рынках. Не меньшее влияние асимметрия информации оказывает на развитие рынков факторов производства. Рассмотрим проявление неполноты и асимметрии информациина рынке кредитов. Спрос на заемные средства определяется уровнем эффективности инвестиционных проектов фирмы. Чем выше показатели эффективности инвестиционного проекта, тем выше максимальная ставка процента, которую в состоянии уплатить фирма. Собственно эта максимальная ставка процента (reservation interest rate) равна внутренней норме доходности (internal rate of return) - такой ставке дисконтирования, при которой чистая текущая ценность инвестиционного проекта (разность между текущей ценностью потока чистой выручки и текущей ценностью инвестиционных затрат) равна нулю. Если ранжировать инвестиционные проекты по убыванию внутренней нормы доходности, равновесной ставкой процента будет та, при которой кредитом воспользуются фирмы, имеющие инвестиционные проекты с внутренней нормой доходности, большей или равной ставке банковского процента. Использование заемных средств под процент, превышающий внутреннюю норму доходности, приносит фирме убытки. Равновесие на рынке кредитов, при котором заемными средствами пользуются только те проекты, внутренняя норма доходности которых больше либо равна ставке банковского процента, является Парето- эффективным. Простая модель равновесия на рынке кредитов существенно изменится, если мы предположим, что: • существует асимметрия информации об уровне внутренней нормы доходности инвестиционного проекта между кредитором и заемщиком; • осуществление инвестиционного проекта и связанные с ним риски находятся вне контроля кредитора; • при выборе инвестиционного проекта кредитор и заемщик в силу институциональных условий демонстрируют разное отношение к риску. Если асимметричная информация о качестве на товарном рынке наносила ущерб интересам производителей товаров высокого качества (новая фирма должна нести невозвратные потери, чтобы сигнализировать покупателю о качестве своего товара), асимметрия информации о кредитном риске на рынке кредитов наносит ущерб интересам заемщиков с низким уровнем кредитного риска. Следовательно, для новой фирмы асимметричная информация о кредитном риске создает барьеры входа на рынок. Чем сильнее проблема асимметрии информации на рынке кредитов, тем выше барьеры входа на рынок, тем больше преимущества уже действующих в отрасли фирм по сравнению с их потенциальными конкурентами, тем при прочих равных условиях выше потенциал монопольной власти. Упомянутые нами контроль над осуществлением инвестиционного проекта и кредитная история смягчают проблему асимметричной информации об уровне кредитного риска. Но одновременно на рынке существуют факторы, усугубляющие эту проблему. К ним относится прежде всего проблема противоречивости интересов собственников и менеджеров (см. главу 1). Мы предполагали в нашем примере, что фирма не заинтересована в использовании кредитов по ставке процента, превышающей внутреннюю норму доходности. Это верно в том случае, если принимающие решениеоб использовании кредита агенты несут полную ответственность за результаты осуществления проекта. Следовательно, они не заинтересованы в предоставлении банку неверной информации об уровне кредитных рисков. Но для фирмы с разделенными собственностью и управлением это может быть неверно. Различия и противоречивость интересов собственников и менеджеров проявляется, в частности, в том, что менеджеры могут быть заинтересованы в использовании кредитов под ставку процента, не соответствующую уровню эффективности деятельности фирмы. В этом случае поиск кредита может сопровождаться предоставлением неверной информации о характеристиках инвестиционного проекта. Проблема асимметричной информации возникает в новой форме - банк сталкивается с двумя типами заемщиков - добросовестными и недобросовестными, - и не может с полной достоверностью утверждать, к какому типу относится конкретная фирма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.007 с.) |