Прогнозирование рынка методом экономико-математического моделирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование рынка методом экономико-математического моделирования



II. Экономико-математическое моделирование в современных условиях все шире используется не только для описания отдельных сторон экономико-математических, технических явлений, но и для эффективного прогнозирования развития этих явлений в перспективе. Для прогнозирования рынка могут быть использованы различные виды математических моделей, отражающих сложные взаимосвязи его элементов и влияющих на них факторов. Но наиболее простое и часто встречающееся на практике – это линейные уравнения множественной регрессии, имеющие вид:

y= + , где y – прогноз спроса (объем продаж), - факторы рынка, т.е. факторы, формирующие покупательский спрос на данный товар, - параметры уравнения.

Для того, чтобы построить многофакторную модель, пригодную для прогнозирования рынка, необходимо как минимум выполнить следующее:

1) Выявить важнейшие факторы, влияющие на развитие рынка.

2) Определить степень влияния выявленных факторов на результативные показатели рыночного процесса, отобрать наиболее существенные и сильно действующие из них.

3) Разработать математическую форму модели, учитывающую одновременное влияние всех отобранных факторов.

4) Определить состав исходной информации, характеризующей входящие в модель факторы и показатели, характеризующие состояние и динамику рынка.

5) Проводим сбор исходной информации в необходимом для построения модели объеме, и обеспечить ее введение в ЭВМ.

6) Рассчитать параметры модели.

7) Провести оценку модели путем определения величины возможной ошибки прогноза.

Два способа опроса экспертов

III. Метод экспертных оценок. Чаще всего используется 2 способа опроса экспертов:

1) Индивидуальный 2) Метод «Дельфи»

Индивидуальный метод согласования оценок заключается в том, что каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем эти оценки обобщаются в одну. Простейший способ обобщения – это вычисление среднеарифметической. Можно рассчитывать и средневзвешенную оценку, если использовать уровень компетентности в качестве “веса” эксперта. “Вес” эксперта определяется на основе оценок его предыдущей деятельности или с учетом его квалификации, эрудиции, должности и места работы.

, где

- средневзвешенная экспертная оценка

- “вес” каждого эксперта

- мнение каждого эксперта

 

Уровни компетентности можно выражать в баллах, индексах, процентах и т.п. Индивидуальный метод экономичен и наиболее прост с организационной точки зрения, но применение его ограничено из-за недостаточной достоверности получаемых оценок.

Метод “Дельфи” является наиболее популярным и эффективным методом анкетирования экспертов. Он имеет следующие основные особенности:

1) На первом этапе каждый эксперт работает изолированно от других.

2) Опрос экспертов проводится в несколько туров.

3) После каждого прошедшего тура экспертов знакомят с оценками других экспертов и их средним значением. При сохранении анонимности оценок и подробной аргументации их максимального и минимального значения.

Решение о необходимости проведения следующих туров экспертизы и достоверности групповой оценки принимается обычно исходя из показателя согласованности мнения экспертов. В качестве такого показателя используется коэф-т вариации:

 

где - среднеквадратичное отклонение оценок

- оценка эксперта

- среднее значение оценки

- число экспертов

В статистике считается, что если V>40%, то это говорит о большой колеблимости и ненадежности средней величины. При определении степени согласованности мнений экспертов этот предел снижают и обычно считают приемлемым коэф-т вариации, не превышающий 33%. Опыт показал, что действенность и практическая значимость экспертиз в значительности повышается при использовании панели экспертов.

 

Сегментация рынка

Фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью и обеспечивающие потребности внутреннего рынка, имеют возможность применить на практике множество способов повышения своей конкурентоспособности и увеличения своих долей на различных рынках. В любом случае маркетинговой службе фирмы приходиться начинать с анализа своих производственных и технологических возможностей, а также изучение рынка и его сегментации.

Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группы потребителей, продуктов или предприятий, обладающих определенными общими признаками.

Сегментация рынка – это разбивка его на четкие группы покупателей, для которых могут потребоваться отдельные товары или специфические комплексы маркетинга, а также выделение частей рынка, являющихся сферой деятельности фирм-конкурентов. Фирма определяет сегмент рынка и оценивает степень привлекательности каждого из выделенных сегментов. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, зависит успех предприятия в конкурентной борьбе. По укрупненным признакам возможно 3 варианта сегментации:

1) Сегментация рынка по группам потребителей

2) Сегментация рынка по параметрам продукции

3) Сегментация рынка по основным конкурентам

Но наиболее часто применяемым, особенно на внутренних рынках и в наименьшей степени зависимым от специфики деятельности фирмы, т.е. универсальным и обобщающим является 1-й вариант.

 

Варианты охвата рынка

Сегментирование рынка раскрывает перед предпринимателем или маркетинговой службой фирмы возможности различных сегментов рынка, на которых фирме предстоит действовать. После этого необходимо решать:

1) Сколько сегментов рынка следует обхватить

2) Как определить самые выгодные для фирмы сегменты

Эффективные действия фирмы возможны при применении любого из 5-ти известных на практике способов охвата рынка:

1) Сконцентрированность на одном сегменте рынка

2) Специализация продукции

3) Специализация рынка

4) Выборочная специализация

5) Полный охват

Все эти способы можно проиллюстрировать графически. Если P – продукт, M – рынок, то:

- строки, - столбцы.

 

 

     
     
     
     
     
     

1 2 3

 

 

     
     
     

 

     
     
     

4 5

 

Далее фирме предстоит выбрать маркетинговую стратегию и соответствующим образом ее реализовать. В укрупненном виде можно выделить следующие 3 маркетинговые стратегии, направленные на охват рынка:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.023 с.)