Количественная школа науки управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количественная школа науки управления



Ключевая характеристика науки управления - замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Толчком к развитию школы послужило появление компьютеров.

В дальнейшем в этой школе сформировалось самостоятельное научное направление - теория управленческих решений. В настоящее время исследования в области данной теории направлено на разработку:

1. Методов математического моделирования процессов выработки решений в коллективах.

2. Алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений теории игр.

3. Количественные, прикладные и абстрактные математические модели экономических явлений.

Ключевой характеристикой этой школы является

а) замена совестных рассуждений моделями, параметрами и количественными значениями. Это все дает возможность применять ЭВМ к обработке этих данных.

б) процессный подход к менеджменту. Процесс - это определенная совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов, которые чаще всего выступают в виде продуктов и услуг. Управление рассматривается как процесс, т.к. работа по достижению цели с помощью других людей - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Управленческие функции также являются процессами.

в) системный подход к менеджменту. Система - это некоторая целостность состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существуют: - закрытая система имеющая жесткие фиксированные границы и действия, не зависимо от среды окружающей системы; открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Модель организации как открытая система: организация имеет входы - поступающие из внешней среды информация - капитал, человеческие ресурсы, материалы. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в свои выходы (продукцию, услуги). Если система управления эффект, то входе в процесса преобразования образуется добавленная стоимость входов. В результате появляется прибыль увеличения доли на рынке, увеличение объема продаж и т.д.

г) ситуационный подход к менеджменту. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективных.

Процессный подход. Один из ранних подходов к управлению, применяемый и в настоящее время. В нем функции управления рассматриваются не отдельно, а как взаимосвязанные между собой. Таких функций управления несколько: планирование, организация, распорядительство, мотивация, координация, контроль, коммуникация, исследование, принятие решений, подбор кадров, заключение сделок и т. д. Такой подход базируется на основных положениях административной школы управления, признающей необходимость разделения труда, власти и ответственности, дисциплины, единоначалия, иерархии и т. д.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Функции процесса управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля

Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации явл-ся системами.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Модель организации как открытой системы: Входы: организация получает из окр. среды инфу, капитал, чел. ресурсы и материалы. Выходы: преобразованная продукция или услуги. Алгоритм системного подхода.

1.Постановка проблемы: - Постановка задачи; - Определение объекта исследования; - Формирование целей; - Задание критериев и ограничений

2.Разделение системы и внешней среды: -Определение границ исследования системы;-Первичная структуризация системы;- Подразделение общей системы на систему и внешнюю среду;-Выделение составных частей среды;

Ситуационный подход. Данная концепция разработана в конце 60-х гг. Это способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Ситуационный подход не отвергает прежних достижений управленческой науки. Конкретные условия и ситуации требуют от менеджера творческого применения тех или иных подходов в менеджменте, так как одни и те же действия в различных условиях могут дать прямо противоположные результаты. Ситуационный подход предполагает знание средств профессионального управления, их сильных и слабых сторон. Менеджер должен правильно оценивать ситуации и принимать конкретные меры для эффективного управления. Таким образом, это не набор каких-то конкретных мер, а скорее способ мышления, охватывающий организационные проблемы и методы их решения.

Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:

обнаружение (контроль) проблемы;

сбор информации о ситуации;

анализ информации о ситуации;

диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;

определение целей управления ситуацией при решении проблемы;

разработка критерия оценки эффективности решения;

генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;

прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;

верификация и оценка вариантов решений;

принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений

Выводы:

1. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.

2. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

3. Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.

Концепция Рациональная бюрократия. Это завершающая концепция классической школы менеджмента. Модель рациональной бюрократии в управлении включает положения из рационалистического и процессного подходов, но более развитые под влиянием совершенствования военного производства в годы перед Первой мировой войной. В эту концепцию входят положения: о необходимости глубокого разделения труда по функциональному признаку, строгая иерархия, четко очерченные права и обязанности на базе принятых норм и правил, формальный подход к работникам без учета их личных качеств, конкурсная система подбора сотрудников и сложная бюрократическая система их продвижения по службе и увольнения.

Внешняя среда организации

В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей.

Внешняя среда организации – источник поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации.

При этом одни компоненты внешней среды могут предоставлять возможности для развития, а другие – быть источником угроз.

В состав внешней среды включают:


экономическую,

политическую,

правовую,

политическую,

технологическую,

социальную,

экологическую,

культурную и др. составляющие.


Выделяют относительно автономные части внешней среды – макроокружение и непосредственное окружение.

Макроокружение – часть внешней среды, общей для всех организаций, включающая глобальный, международный и национальный уровни.

Экономический компонент определяет общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции. Показатели: величина валового внутреннего продукта, темпы инфляции, уровень безработицы., влияющие на колебание спроса на продукцию, уровень цен, прибыльность предприятий, инвестиционную политику.

Политический компонент определяет направления и темпы общественного развития, доминирующую идеологию, внешнюю и внутреннюю экономическую политику государства.

Правовой компонент посредством законодательства устанавливает допустимые нормы деловых взаимоотношений (права, обязанности, ответственность организаций и пр.).

Социальный компонент отражает общественные процессы и тенденции общественного развития, непосредственным образом влияющие на деятельность организации (общественные ценности, традиции, этические нормы, отношение людей к труду, вкусы и поведение потребителей).

Технологический компонент представляет собой уровень научного и технологического прогресса

Непосредственное окружение организации – деловая среда.

К деловой среде относится все, что, находясь за пределами организации, непосредственно взаимодействует с ней, оказывая прямое влияние как на организацию в целом, так и на отдельные ее элементы. И сама организация оказывает влияние на содержание и характер этого взаимодействия, принимая непосредственное участие в формировании деловой среды.

Потребители – непосредственные покупатели производимой организацией продукции (работ, услуг).

Поставщики – организации и физические лица, поставляющие организации необходимые ресурсы (сырье, материалы, энергию).

Конкуренты – предприятия, реализующие на одном рынке однородный товар (работы, услуги).

Инфраструктура – часть деловой среды, которая снабжает организацию необходимыми для ее нормального функционирования финансовыми, трудовыми, информационными и др. услугами.

Органы власти – разнообразные органы государственного и муниципального управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.015 с.)