Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий словарь специальных терминовСодержание книги Поиск на нашем сайте
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА — чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайний вариант нормы. АСТЕНИЯ — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемое™, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна. АУТИЗМ — крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающими, в погружении в мир собственных переживаний. АФФЕКТ — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными движениями и изменениями в функциях внутренних органов. ДЕПРЕССИЯ — эффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает подавленность, тоску, отчаяние. ИИТРОВЕРСИЯ — характеристика преимущественной направленности личности, отличающейся фиксацией ее интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которыми признается высшая ценность. Для интровертированных людей характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации. ИПОХОНДРИЯ — состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями. При ипохондрии человек переоценивает степень заболевания и убежден в том, что он страдает тяжелым заболеванием. КОНФОРМНОСТЬ — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с позицией большинства, которую ранее он не разделял. ЭКСТРАВЕРСИЯ — характеристика преимущественной направленности личности, отличающаяся обращенностью на окружающий мир. Экстравертированным людям свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. ФОБИЯ — навязчивые страхи.
«ЧЕРТОВА ДЮЖИНА» (Тест акцентуации характера) А.С. Прутченков, А.А. Сиялов «Эй ты, параноик!!!» (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций детей и педагогической помощи им).- М.: Новая школа, 1994. - 64 с. Сразу подчеркнем, что приводимый ниже тест не имеет цели поставить диагноз какой-либо психической болезни. У любого человека можно определить не одну сотню личностных черт, таких как доброта, принципиальность, целеустремленность и другие, которые особенно не выделяются и проявляются равномерно. Несколько ярких личностных черт составляют рисунок личности. В этом случае мы говорим: «Он человек целеустремленный и очень принципиальный, па него можно положиться в трудной ситуации» или «Он добрый, отзывчивый человек, всегда поможет». Если же у человека выделяется одна из личностных черт, причем очень ярко, заметно, — это так называемая акцентуация характера, или психотип личности. Если же это свойство характера, ярко выраженное в акцентуации личности, мешает человеку жить в обществе или обществу трудно принять этого человека, то в этом случае речь идет о психопатической личности, а если это свойство еще и усиливается с течением времени, то это уже проявление психического заболевания. К.Леонгард отмечал, что «...акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, по обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние». Мы рассматриваем черты характера в рамках обычного рисунка личности и выделяем 13 типов акцентуации, т.е. ярко выраженных характеров - психотипов. Сделайте табличку (см. бланк для ответов). В клетки (1 -104) вписывайте свои ответы - слева направо ряд за рядом. Отвечая на утверждения теста, оценивайте степень своего согласия или несогласия следующими баллами: + 2 - совершенно верно, я, как правило, так и делаю; + 1 - верно, но все же бывают заметные исключения; 0 - трудно сказать; - 1 - не верно, но все же иногда бывают такие ситуации; - 2 - совершенно неверно, это несвойственно для моей обычной жизни. Старайтесь не отвечать «Трудно сказать», отдайте предпочтение одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими привычками, желаниями, поступками. Причем любое из приведенных в тексте утверждений нужно оценивать, исходя из принципа «как правило» и из обычного для вас образа жизни. Ведь мы вес время от времени бываем или веселыми, или раздражительными. Бланк для ответов
Фамилия, имя.
Изготовить необходимое количество бланков можно на обычной пишущей машинке (под копирку, снять ксерокопии) или предложить ребятам перед началом тестирования начертить бланки для ответов по предлагаемому образцу. Тестирование можно проводить как индивидуально, так и с целой группой ребят (или со всем классом) одновременно. При проведении индивидуального тестирования ребенку выдается текст теста, содержащий 104 утверждения, которые он должен внимательно прочитать, оценить, исходя из своего согласия или несогласия, и затем записать соответствующий балл в бланке для ответов. При групповом тестировании также можно раздать тексты теста (если они есть в достаточном количестве). При этом ребят нужно попросить в тексте теста не делать никаких пометок. Допускается и устное тестирование: педагог зачитывает все 104 утверждения вслух (обязательно дважды каждое из них), а ребята сразу оценивают свое отношение соответствующим баллом в бланке для ответов. Ответы и оценки в баллах целесообразно написать на доске. Если у тестируемых возникают вопросы по содержанию утверждений теста, педагог должен разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения. Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно 35-40 мин. Текст теста 1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав. 2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды. 3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило, настроение у меня хорошее. 4. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие. 5. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного. 6. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем. 7. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огорчений и беспокойств возникает плохое самочувствие. 8. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительно-тоскливые сновидения; утро для меня - самое тяжелое время суток. 9. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей. 10. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых. 11. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем, часто бываю раздражителен. 12. Мое настроение легко меняется от незначительных причин. 13. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо. 14. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить. 15. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски. 16. Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным. 17. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь. 18. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось. 19. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей. 20. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях, я чрезмерно чувствителен. 21. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг. 22. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих. 23. Я легко завожу новые знакомства. 24. О своей одежде я мало думаю. 25. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие — без всякой причины с утра угнетен и уныл. 26. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется. 27. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным, даже с друзьями. 28. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения. 29. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рассчитывать все расходы. 30. Мой сон богат яркими сновидениями. 31. Я не могу найти себе друга по душе и страдаю от того, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться подальше. 32. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких. 33. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить. 34. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока. 35. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что о нем говорят люди. 36. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество. 37. В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье; упрекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью. 38. Я люблю одеться так, чтобы было к лицу. 39. Периодами я люблю больше дружеские.компании, периодами избегаю их и ищу одиночества. 40. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев. 41. Измены бы я никогда не простил. 42. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и, тепло отношусь к ним. 43. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду. 44. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам. 45. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях. 46. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы. 47. Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем. 48. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого. 49. Не люблю много раздумывать о своем будущем и тем более заранее рассчитывать все свои расходы. 50. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей. 51. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без денег. 52. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие — они меня тяготят. 53. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам. 54. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой. 55. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы. 56. Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне. 57. Я люблю придумывать новое, вес переиначивать и делать по-своему, не так, как все. 58. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке. 59. Я боюсь одиночества, и, тем не менее, так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве. 60. В одиночестве я чувствую себя спокойнее. 61. Я считаю, что всяким человек не должен отрываться от коллектива. 62. Люблю разнообразие и перемены в жизни. 63. Людское общество меня быстро утомляет и раздражает. 64. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность. 65. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость. 66. Я не боюсь одиночества, свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи. 67. Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расстраиваюсь, когда не хватает денег. 68. Я люблю перемены в жизни —новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг. 69. Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди людей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне. 70. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, по не над моим душевным миром. 71. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих. 72. Я часто боюсь, что меня но ошибке примут за нарушителя законов. 73. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и, прежде всего, я виню самого себя. 74. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим. 75. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться. 76. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык. 77. Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь. 78. Периодами я люблю «задавать топ», быть первым, но периодами мне это надоедает. 79. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту. 80. Предпочитаю раз и навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку. 81. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск. 82. Приключения и риск привлекают меня, если в них мне достается первая роль. 83. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится. 84. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем. 85. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит; неудачи приводят меня в отчаяние. 86. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает. 87. Я охотно следую за авторитетными людьми. 88. Одним Людям я подчиняюсь, другими командую сам. 89. Я охотно слушаю те советы, которые касаются моего здоровья. 90. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию. 91. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным. 92. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет. 93. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным. 94. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти. 95. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной следовали другие. 96. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему. 97. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно. 98. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком. 99. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает. 100. Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей. 101. Мне не хватает усидчивости и терпения. 102. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает; мне не до приключений. 103. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств. 104. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но временами начинаю их бояться и избегать. Расшифровка результатов тестирования осуществляется следующим образом: 1. Подсчитывается сумма баллов в каждой вертикальной колонке, например, сумма баллов, поставленных учеником в клеточках иод № 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92. При определении суммы учитывается знак балла «+» или «-». Сумма баллов любой колонки находится в диапазоне от +16 (если все восемь утверждений оценены тестируемым +2, т. е. совершенно верно) до -1С (если все утверждения оценены -2, т.е. совершенно неверно). 2. Раскодируется наименование зашифрованных в вертикальных колонках типов акцентуации характера. I. (1, 14, 27, 40, 53, СС, 79, 92) - паранойяльный II. (2, 15, 28, 41, 54, 67, 80, 93) - эпилептоидный III. (3, 16, 29, 42, 55, 68, 81, 94) - гипертимный IV. (4, 17, 30, 43, 56, 69, 82, 95) - истероидный V. (5, 18, 31, 44, 57, 70, 83, 96) - шизоидный VI. (6, 19, 32, 45, 58, 71, 84, 97) - психастенический VII. (7, 20, 33, 46, 59, 72, 85,98) - сензитивный VIII. (8, 21, 34, 47, 60, 73, 86, 99) - гипотимный IX. (9, 22, 35, 48, 61, 74, 87, 100) - конформный X. (10, 23, 36, 49, 62, 75, 88, 101) - неустойчивый XI. (11, 24, 37, 50, 63, 76, 89, 102) - астенический XII. (12, 25, 38, 51, 64, 77, 90, 103) - лабильный XIII (13, 26, 39, 52, 65, 78, 91, 104) - циклоидный 3. Определяется степень выраженности каждого из психотипов путем построения графика «Рисунок личности». Приведем пример построения графика на основании расшифровки результатов тестирования одного из подростков. Если кривая не выходит за пределы, ограниченные пунктирными линиями, которые проведены из точек +10 и -10, это значит, что психотип находится в рамках обычного рисунка личности (эти точки приняты специалистами как нормативы). Если кривая выходит за пределы, ограниченные пунктирной линией, проведенной из точки +10, это означает, что какой-то психотип у тестируемого проявляется наиболее ярко. Если же одна или несколько точек находятся за пределами пунктирной линии, проведенной ил точки -10, это означает, что у тестируемого проявляется антитип, т. е. черты, свойственные человеку с противоположным характером. В нашем примере у подростка наиболее ярко проявляются черты гипертима (точка +15, соответствующая психотипу III, находится выше пунктирной линии) и антигипотима (точка -13, соответствующая психотипу VIII, находится ниже пунктирной линии).
Гипертимность. Активный, энергичный, оптимистический, с высоким жизненным тонусом. Окружающий мир воспринимает в радужных красках. Добр, отзывчив, беззаботен. Обладает многосторонними способностями, но из-за неустойчивости внимания и недостаточной выдержки интересны поверхностны. Не терпит стеснения свободы. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный режим, критику в свой адрес. В обычных ситуациях находчив, умеет приспосабливаться к трудностям, бурно переживает неудачи, но они не выбивают его из колеи. К правилам и законам относится легкомысленно, стремиться к рискованным приключениям, новым местам, занятиям, встречам. Рамки морали ему узки. Тяготится одиночеством, в группе добивается лидерства. При общении неразборчив в выборе знакомств, может оказаться в неблагоприятной среде. Приподнятое, радостное настроение лишь изредка омрачается вспышками раздражительности, вызванными противодействием окружающих. Застревание. Длительное время переживает одни и те же чувства, настойчивый, упрямый, противится изменениям, трудно переключается на что-то новое в деятельности. Интересы постоянные и односторонние. Проявляет повышенное самомнение и себялюбие, недовольство не достаточным признанием его достоинства и заслуг. Озабочен своим престижем. Стремится превзойти других, выдвинуться в лидеры. Отличается повышенной чувствительностью к действительным и мнимым несправедливостям, что в сочетании с тенденцией к самоутверждению порождает бдительное отношение к окружающим, склонность к обдумыванию их действий, недоверчив, возможно, злопамятен. Эмотивность. Отличается богатством эмоциональных реакций, изменчивостью настроения, которое часто колеблется по самым незначительным поводам. От настроения зависит и работоспособность, и общительность, и самочувствие. Соответственно настроению окружающий представляется то радужными красками, то серым и безрадостным. Вследствие большой подвижности чувств его влечения, стремления и интересы неустойчивы. В группе претендует на роль лидера. Ищет эмоциональных контактов, стремясь занять положения любимца. Развитая интуиция позволяет почти безошибочно определить отношение к себе окружающих: безразличие, расположение или неприязнь. Ответное отношение возникает незамедлительно и и без попытки ее утаить. Часто неспособен к волевым действием, слабо выражено чувство долга. Педантичность. Отличается чрезмерной, преувеличенной привержностью к определенному порядку. Противится изменениям, плохо переключается на что – либо новое в деятельности. Неуклонно следит принятому образу мыслей, устоявшимся привычкам. Придает большое значение стороне дела и мелочам. Склонен требовать того же от других. Тревожность. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней напряженности. Склонен к неопределенным опасениям, тревожному ожиданию каких – либо неприятностей, несчастий. Проявляет повышенное внимание к отрицательным сигналам. Обеспокоен возможным последствием своих действий, поэтому часто возникают сомнения и колебания при необходимости принять решения. Не удовлетворен своими способностями разрешить трудности и достигать желаемого. Очень высокая тревожность плохо влияет на уровень достижений и может вызвать физические нарушения. Циклотимность. Периоды ровного настроения чередуются с периодами подъема и субдеприссивными фазами, которые характеризуются сниженным, минорным настроением, чувством вялости и утомленности, рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах. Мелкие неудачи и неприятности, которые нередко возникают в этот период из – за падения работоспособности, тяжело переживаются, вызывает уныние. Общение раздражает, компании избегаются. В период жизненного подъема ускоряются мыслительные процессы, появляется оживленность, подвижность, инициативность; идет постоянный поиск источников развлечения. Длительность периодов с возрастом увеличивается. Демонстративность. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремиться постоянно быть в центре внимания,. Это тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, позерстве, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но устойчивы и неглубоки. С целью привлечения к себя внимания способен пустить в ход фантазию, приписывать себе несуществующие качества и необычные действия. В группе претендует на роль лидера или на исключительное положение, пытается возвыситься над окружающими, пуская «пыль в глаза». Увлечения обычно экстравагантные и не требующие упорного труда. Возбудимость. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Отличается постоянной внутренней напряженностью, раздражительностью. Причем интенсивность реакций не соответствует силе раздражителя. Проявляет властность, повышенную требовательность к окружающим, часто не желает считаться с их мнением. Неуживчив, склонен к конфликтам. Характерна чрезмерная сила влечения, неудержимость в их удовлетворении. Дистимность. Испытывает частые и длительные изменения настроения в сторону его снижения, что проявляется в переживаниях, подавленности, тоске, предчувствиях неприятностей или безрадостных явлений. Экзальтированность. Склонен приходить в состояние восторженного по незначительным поводам и под влиянием разочарований падать в отчаяние.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.011 с.) |