Анализ издержек оао «символ» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ издержек оао «символ»



   

 

Основная функция предпринимателя - анализ издержек производства, т.е. затраты на производство продукта. Это важнейший инструмент при выработке ценовой политики предприятия. Целесообразно проводить сбор и анализ такой информации ежемесячно. Вести полный учет и анализ издержек – значит располагать полной информацией для управления предприятием.[12, с. 58]

Как анализировать сложившийся на предприятии уровень издержек производства?

Во-первых, следует подсчитать все затраты на производство продукта по различным видам (материалы, сырье, энергия и т.д.), включая накладные расходы и потери от простоев.

Во-вторых, необходимо сравнить полученные данные об имеющемся уровне издержек с нормативными. Это позволяет выявить потери, а значит, определить «слабые» стороны предприятия, с тем чтобы избежать подобных просчетов в будущем и внести необходимые коррективы в производственную программу.

В-третьих, стоит сравнить свои издержки на предприятии с издержками основных конкурентов. Их может быть два или три. Это позволит выявить конкурентоспособность предприятия, определить имеющиеся резервы для снижения издержек.

Если при сравнении с конкурентами выявляется их превосходство по каким-то группам затрат, то стоит применить меры по их снижению, где это возможно.

Основным видом деятельности ОАО «Символ» является производство дверей. Постараемся сделать сравнительный анализ результатов деятельности за два периода времени. Цена 1 двери 800 руб. Занесем некоторые данные в таблицу:

Таблица 1

Основные показатели деятельности ОАО «Символ»

Показатели Единица измерения 2007 год 2008 год Отклонение
Выручка от производства продукции руб. 1 000 000 1 120 000 120 000
Себестоимость на производство продукции руб. 450 500 600 000 149 500
Прибыль руб. 549 500 520 000 29 500
Среднемесячная численность рабочих чел.      
Объем выпуска продукции (двери) шт.      

 

Тогда выручку от производства продукции получаем, умножая объем выпуска продукции на цену:

TR=P * Q,

где TR - выручка;

P - цена единицы продукции;

Q - количество единицы продукции.

Прибыль фирмы можно найти путем вычитания себестоимости на производство продукции из выручки от производства продукции:

П=TR - TC,

где П - прибыль;

TR - выручка;

TC - себестоимость.

Открытую цену можно рассчитать по формуле:

P=TR/Q,

где P - цена единицы продукции;

TR - выручка;

Q - количество единицы продукции.

Так мы получаем 1 000 000/1250=800 (руб.)

Себестоимость 1 двери мы рассчитываем 450 500/1250=360,4 (руб.)

Теперь имеются все данные, необходимые для анализа.

Данные представленные в таблице 1 показали, что в 2008 г. на 120 000 руб. увеличилась выручка от производства продукции, себестоимость увеличилась на 149 500 руб., прибыль уменьшилась на 29 500 руб.

Стоит рассчитать коэффициенты изменения всех показателей. Так мы можем отследить динамику изменения всех показателей компании.

Коэффициент изменения выручки от производства продукции:

Коэфф. TR=(TR1 - TR2) / TR2,

где Коэфф. TR - коэффициент изменения выручки от производства продукции;

TR1 - выручка за текущий год;

TR2 - выручка за прошлый год.

Коэффициент характеризует приращение объема продаж текущего периода по отношении к предыдущему. Данный коэффициент имеет смысл сравнивать с темпом роста рынка в целом (отрасли). Он составит (1 120 000 - 1 000 000) / 1 000 000=0,12 или 12 %.

Коэффициент изменения себестоимости:

Коэфф. TC=(TC1 - TC2) / TC2,

где Коэфф. TC - коэффициент изменения себестоимости;

TC1 - издержки за текущий год;

TC2 - издержки за прошлый год.

Коэффициент характеризует приращение себестоимости текущего периода по отношению к прошлому. Он составит (600 000 - 450 500) / 450 500=0,3 или 30 %.

Результаты сравнительного анализа используют для достижения «идеального» состояния издержек. Практический опыт сокращения издержек показывает, что лучших результатов добиваются не при полной минимизации издержек, а при их оптимизации, когда реальное снижение издержек составляет 80-90% максимально возможно. Реализация оставшихся 10% потенциальной экономии требует настолько больших затрат, что оказывается экономически невыгодной.

 

Анализ прибыли ОАО «Символ»

 

Каждое предприятие в начале своей деятельности задается вопросом "Следует ли производить?". Ответ же на данный вопрос гласит, что следует осуществлять производство, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, но такой, чтобы он не превышал постоянные издержки.[7, c. 76]

По таблице с данными видно, что за отчетный год показатели прибыли уменьшились. Это может объясняться тем, что численность персонала увеличилось, в результате чего увеличилась себестоимость продукции, что в итоге привело к снижению прибыли.

Проанализируем прибыль. Для начала необходимо рассчитать максимальную прибыль. Эта прибыль достигается, когда разница между валовым доходом и валовыми издержки является наибольшей. Судя по данным, максимальная прибыль за текущий год составляет 520 000 руб. при затратах на издержки 600 000 руб. и выручки от производства продукции 1 200 000 руб.

Стоит отметить, что валовые издержки возрастают с ростом производства, так как увеличение продукции требует большего количества ресурсов.[5, с. 165]

При анализе прибыли также следует определить такой показатель, как маржинальный доход.

МД=TR - VC,

где МД - маржинальный доход от реализации продукции;

TR - выручка от реализации продукции;

VC - переменные издержки.

В нашем случае переменные издержки за текущий год составляют 350 000 руб., тогда как за прошедший 300 000. Зная эти данные можно рассчитать маржинальный доход, который составит МД=1 120 000 - 350 000=770 000, а за прошедший год МД=1 000 000 - 300 000=700 000. МД за текущий год на 70 000 руб. больше, чем за прошедший.

Мы знаем, что предприятие получит прибыль только в том случае, когда постоянные затраты будут возмещены за счет выручки от реализации определенного объема произведенной продукции. Этой выручки должно быть достаточно для возмещения переменных затрат и образования прибыли. Анализ здесь позволяет установить, за счет каких именно затрат (постоянных или переменных), входящих в себестоимость реализованной продукции, изменяется прибыль.

После того как мы вычислили маржинальный доход нам следует рассчитать эффект операционного рычага. Он характеризуется соотношением:

ЭОР=МД / П,

где ЭОР - эффект операционного рычага;

МД - маржинальный доход;

П - прибыль от реализации продукции.

Эффект операционного рычага показывает увеличение прибыли в связи с изменением выручки от реализации продукции. При помощи операционного рычага можно оценить степень влияния выручки от реализации продукции на прибыль. Чем больше величина операционного рычага, тем более значительное увеличение прибыли обеспечивает каждый процент прироста выручки от реализации продукции. За текущий год ЭОР составит 770 000 / 520 000=1,48. Это означает, что каждый процент прироста выручки от реализации продукции обеспечивает увеличение прибыли. За прошедший год этот показатель составил 700 000 / 549 500=1,27. ЭОР текущего года на 0,21 больше прошедшего. Это означает, что за текущий год процент прироста выручки увеличился.

Не стоит забывать, что для предприятия важна не только сама величина прибыли, но и какие для получения данной суммы были задействованы ресурсы, какой объем работ был выполнен и какие были понесены при этом расходы. Сопоставление прибыли с затратами осуществляется с помощью коэффициентов рентабельности.[18, с. 340]

Необходимо рассчитать сколько приходится экономической прибыли в расчете на единицу затрат на производство продукции. Показателем этого является рентабельность производства. Она рассчитывается, как

R=П / Себ,

где П - экономическая прибыль компании;

Себ - себестоимость проданных товаров.

За текущий год R=520 000 / 600 000=0,87, а за прошедший R=549 500 / 450 500=1,22. Рентабельность производства за текущий год меньше, чем за прошедший на 0,35.

Отношение прибыли от продаж к валовому доходу является рентабельностью продаж и отражает эффективность торговой деятельности и рассчитывается так:

R=П / TR,

где П - прибыль от продаж;

TR - выручка (валовой доход) от продажи товаров.

Показатель рентабельности продаж за текущий год составит R=520 000 / 1 120 000=0,46, а за прошедший 0,55. Это означает, эффективность торговой деятельности за прошедший год лучше на 0,09, чем за текущий. Предприятию стоит провести мероприятия по увеличению эффективности торговой деятельности.

Полную картину эффективности производства можно получить, лишь сравнивая с показателями прошлого периода или с результатами деятельности конкурентных предприятий. Мы провели сравнительный анализ и нам необходимо улучшить несколько показателей, чтобы фирма работала более эффективно и могла получать больше прибыли.

 

Выводы по второй главе

Во второй главе мы привели пример гипотетической компании, рассмотрели основные показатели, сделали выводы, проанализировали издержки и прибыль. Выяснили, что для анализа издержек необходимо сравнивать свои результаты и результаты конкурентов, а для анализа прибыли существует два метода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.166.76 (0.013 с.)