О способе оперирования духом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О способе оперирования духом



Существует способ оперирования духом, и, кстати го­воря, существуют четыре вида духа2, названные так, по-

 

1 Вероятно, Разес.

2 Латинское spiritus — дух, дыхание, дуновение — до введения ван Гельмонтом понятия «газ» употреблялось также для обозначения третьего агрегатного состояния вещества и для обозначения летучих спиртов. На­пример, согласно Роджеру Бэкону, было семь духов, которые так же, как и металлы, соотносились с семью планетами. Это ртуть, сера, полусерни­стая ртуть, живая сера, орпимент, аурипигмент и реальгар. Живая сера — это сера органических веществ, отличающаяся от серы минеральной.

Судя по тому, что пишет в своем трактате Фома, под spiritus им пони­малось некое качество качеств. Например, для воды это будут не те каче­ства, которые определяют ее как влажную, текучую и т. д., и не водность сама по себе, а некое главное качество, которое лишь в определенных усло­виях проявляется как вода; в других же условиях оно проявляется как воз­дух или как огонь и т. п. Это и есть, по его терминологии, элемент, входя­щий в состав тел сверхнебесных и в то же время определяющий вещь эле­ментарную. Выделением таких элементов в чистом виде, по мнению Фомы, и должен заниматься алхимик.

 

скольку они восходят к огню и участвуют в природе четы­рех элементов, а именно: Сера, которая обладает приро­дой огня, соль аммония, Меркурий, который обладает свойствами воды и который называется еще беглым слу­гой (servus fugitivus), и Аурипигмент, или мышьяк, ко­торый обладает духом земли. Некоторые оперировали посредством одного из этих духов, возгоняя его и превра­щая в воду; затем, если его бросали на медь, происходила трансмутация. Кто-то пользовался двумя из этих духов; кто-то — тремя и кто-то, наконец, — всеми четырьмя. И вот этот метод: после возгонки каждого их этих духов в отдельности большое число раз до того, как они будут зафиксированы, а затем перегонки раствора в крепкой во­де и энергичной пропитки раствора, объединяют их все; перегоняют и сгущают снова все вместе и получают белый как кристалл камень, который, будучи брошен малым ко­личеством на какой-нибудь металл, изменяет его в истин­ную Луну. Обычно говорят, что этот камень составлен из четырех элементов очень высокой степени очистки. Дру­гие верят, что он составлен из духа, единого с телами; но я не верю, что этот метод будет истинным, и верю, что он никому не известен, чего и Авиценна коснулся в несколь­ких словах в своем «Послании»1.

Я испытаю его, когда буду иметь необходимые место и время.

 

 

Глава восьмая

О ПРИГОТОВЛЕНИИ

ФЕРМЕНТОВ САТУРНА

И ДРУГИХ МЕТАЛЛОВ

 

Итак, возьми две части Сатурна (свинец), если ты хо­чешь исполнить Творение Солнца, или добрых две час­ти Юпитера (олово) для Творения Луны. Добавь третью часть ртути, с тем чтобы образовать амальгаму, которая бу­дет вроде очень хрупкого камня, который ты тщательно раздробишь на мраморе, пропитав очень крепким уксусом и водой с растворенной в ней наилучшим образом приго­товленной обычной солью, пропитывая ее и высушивая раз за разом до тех пор, пока субстанция не впитает макси­мально воду; тогда пропитай этот слиток водой квасцов с тем, чтобы получить мягкое тесто, которое ты растворишь в воде. Ты перегонишь затем этот раствор три или четыре раза, сгустишь его и получишь камень, который превратит Юпитер в Луну.


1 См. трактат Фомы «Об искусстве алхимии», гл.II.

 

Глава девятая

О ПРОЦЕССЕ РЕДУКЦИИ ЮПИТЕРА,

ИЛИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ,

О ТВОРЕНИИ СОЛНЦА

 

Для Творения Солнца возьми хорошо очищенную вит-риоль, красную и хорошо прокаленную, и раствори ее в дет­ской урине. Ты перегони ее всю и возобновляй это столь­ко раз, сколько будет необходимо для того, чтобы получить очень красную воду. Тогда ты смешаешь эту воду с выше­описанной водой перед сгущением; ты поместишь оба эти тела в печь на несколько дней, чтобы они лучше перемеша­лись, и ты их перегонишь и сгустишь вместе. Ты получишь тогда красный, подобный гиацинту камень, одна часть ко­торого, будучи брошенной на семь частей Меркурия или хо­рошо очищенного Сатурна, превратит его в золото высшей

пробы.

Находят в других книгах множество других операций не­ясных и бесконечных числом, которые не могут не ввести людей в заблуждение и о каковых говорить излишне. А я излагаю столь научно совсем не из скупости, но чтобы утвердить удивительные действия природы и искать их при­чины, не только общие, но специальные и непосредствен­ные, не только привходящие (акцидентальные), но и сущ­ностные; я это исследовал подробно, так же как и отделение элементов тел.

Этот труд есть истинно верный и совершенный, но он требует столько работы, а я так страдаю от несовершенст­ва моего тела, что даже не буду и пытаться без настоятель­ной необходимости. Того, что я сказал здесь о минералах, более чем достаточно.

 

 

ОБ ИСКУССТВЕ АЛХИМИИ

Посвящается Брату Рейнальду

 

Глава I

 

Уступая твоим усердным просьбам, дражайший брат мой, я вознамерился написать этот краткий трактат, содержащий в восьми главах достоверные, простые и действенные прави­ла для нашей работы, а также секрет истинных тинктур (цве­тов). Но прежде я обращаюсь к тебе с тремя советами.

Первый: не уделяй много внимания словам современных и древних философов, трактующих эту науку, так как слож­ность алхимии заключается не только в понимании, но и в экспериментальной демонстрации; и философы, стремя­щиеся поймать истину научную лишь через рассуждения, почти всегда говорят метафорически.

Второй: никогда не придавай большого значения ни многочисленности вещей, ни смеси форм разнородных суб­станций, так как природа производит только подобное; и хотя лошадь и осел произведут мула, это будет все же бо­лее совершенным порождением, чем что-либо кем-то слу­чайно произведенное непременно из нескольких субстан­ций (вещей).

Третий: не будь нескромным, но следи за своими словами и, как благоразумный сын, не мечи бисер перед свиньями1.


1 В связи с этим любопытен следующий пассаж из главы третьей трак­тата Парацельса «Руководство по изготовлению и применению философ­ского камня»: «Мне остается пояснить причину неясности, на которую многие укажут в моих писаниях. Дело в том, что не следует метать бисер перед свиньями и привешивать длинный хвост козе, коли Природа ей от­казала в нем». (Перевод А.В. Трояновского. См. журнал «Изида», № 8, 1911. А также: Парацелъс. Магический архидокс. М.: Сфера, 1997).

 

Всегда держи в уме ту цель, ради которой предпринял свой труд. Будь уверен, если ты постоянно будешь иметь перед своими глазами эти правила, что были даны мне Аль­бертом Великим, тебе никогда не придется попрошайничать у королей и вельмож, напротив, короли и вельможи будут воздавать тебе честь. Ты будешь почитаем более всех коро­лей и прелатов, служащих этому искусству, так как не толь­ко поможешь им в их нуждах, но еще и поможешь в нуждах всем нищим, и то, что ты дашь, останется в веках точно так же, как молитва. Сохрани же эти правила в глубине твоего сердца под тройной несокрушимой печатью, ибо, тогда как в моей другой книге, предназначенной для всех, я говорил как философ, здесь, доверяя твоей сдержанности, я раскрыл секреты более сокровенные.

 

Глава II

ОБ ОПЕРАЦИИ

 

Как учил Авиценна в своем «Послании к королю Асса», мы стремимся к достижению истинной субстанции по­средством нескольких глубинных закреплений субстан­ции, помещенной в огонь, постоянно поддерживаемый и подпитываемый, а также проникающий и входящий и окрашивающий меркурий (ртуть) и другие тела; это тинктура (краска) совершенно истинная, имеющая надле­жащий вес и превосходящая своим совершенством все со­кровища мира.

Для изготовления этой субстанции, как говорит Ави­ценна, надо иметь терпение, время и необходимые инст­рументы.

Терпение, поскольку, согласно Геберу, поспешность есть дело дьявола; поэтому тот, кто не имеет терпения, должен

отложить всю работу.

Время, поскольку во всяком естественном действии, происходящем в нашем искусстве, способ и сроки опреде­лены неукоснительно.

Необходимые же инструменты не столь многочислен­ны, как увидим в дальнейшем, потому что наш труд заклю­чается в одной вещи, одном сосуде, одном пути и одной ра­боте (in una re, uno vase, una via et una operatione), как учил

Гермес.

Лекарство обычно получают слиянием нескольких эле­ментов; но материя должна быть одной природы, за исклю­чением фермента белого или красного цвета.

Весь Труд совершенно естествен; достаточно лишь на­блюдать различные цвета, которые будут проявляться с те­чением времени.

В первый день надо встать очень рано утром и посмот­реть, не цветет ли виноград и не преобразуется ли он в голо­ву ворона; далее он окрашивается в различные цвета, из ко­торых нужно отметить интенсивно белый, потому что это и есть именно то, чего мы ждем и что открывает нашего ко­роля, то есть эликсир или простую пудру, имеющую столь­ко же имен, сколько вещей в мире.

Но, говоря кратко, наша материя или магнезия есть жи­вое серебро, приготовленное с уриной двенадцатилетнего ребенка1, только-только испускающейся, а не хранившей­ся для Великого труда. Это обычно называют Испанской


1 У Альберта Великого в «Книжице об алхимии» говорится, что брать нужно мочу мальчиков. Человеческая моча являлась для алхими­ков источником соли хлористого аммония (нашатыря, NH4Cl).

 

Землей или сурьмой; nota bene, я не называю ее обычным Меркурием, которым пользуются некоторые софисты и ко­торый приносит посредственный результат, несмотря на возможные великие издержки; и если тебе приятно работать с ним, ты, несомненно, достигнешь истины, но только после бесконечных варок и вывариваний. Следуй лучше за благо­словенным Альбертом Великим и работай, господин мой, с минеральным живым серебром, так как в нем одном сек­рет Труда. Далее ты сделаешь соединение двух тинктур, бе­лой и красной, происходящих из двух совершенных метал­лов, которые только дают совершенную тинктуру; меркурий передает эту тинктуру лишь после того, как он установлен; поэтому лишь смешанные без остатка они проникают друг в друга наиболее глубоко.

 

 

Глава III

О СОСТАВЛЕНИИ МЕРКУРИЯ

И О ЕГО ОТДЕЛЕНИИ

 

Несмотря на то что наш труд завершается посредством одного нашего меркурия, необходим тем не менее фермент красного или белого цвета; тогда он легко смешивается с Солнцем и Луной, так как оба эти тела активно участвуют в его природе, а также являются более совершенными, чем другие. Смысл в том, что эти тела более совершенны, по­тому что содержат больше меркурия. Таким образом, со­держащие его более, чем другие, Луна и Солнце соединяют­ся с красным и с белым и фиксируются в огне, потому что это есть один меркурий, являющийся совершенным Тру­дом; в нем мы находим все то, чего нам недостает для нашего труда, благодаря чему мы не имеем необходимости добавлять что-либо еще.

Солнце и Луна не являются инородными ему, потому что они сведены с самого начала Труда в их первую мате­рию, то есть меркурий; они берут от него свой исток. Неко­торые стремятся завершить Труд посредством одного мер-курия или простой магнезии, промывая их в очень крепком уксусе, прожаривая их в масле, сублимируя (возгоняя), об­жигая, кальцинируя (прокаливая), дистиллируя (перего­няя), извлекая их квинтэссенцию, подвергая их пытке рас­членением и бесконечному числу других казней, веруя, что эти действия приведут их к богатству, и, наконец, достига­ют убогих результатов.

Но поверь мне, сын мой, вся наша тайна состоит лишь в порядке распределения огня и в умелом направлении Труда.

Мы сами мало что делаем с вещью, это свойство хорошо управляемого огня производит наш труд, без этого мы не имели бы ни Великой работы, ни великих затрат; так как я полагаю, что если наш камень был взят в его первоначаль­ном состоянии, то есть первой Водой, или Молоком Дев­ственницы, или хорошо растворенным Хвостом дракона, то он кальцинируется, сублимируется, дистиллируется, ре­дуцируется, моется, сам коагулируется (осаждается) и бла­годаря свойству огня хорошо компонуется в едином сосуде без какого бы то ни было другого руководящего действия. Узнай же, сын мой, что философы метафорически говорили о руководстве действиями, и ты будешь уверен в очищении нашего меркурия; я обучу тебя простому приготовлению. Возьми же минерального меркурия, или Земли Испанской, или сурьмы, или Земли черной (все это одна и та же вещь), которая не была еще использована в каком-либо другом опыте. Возьми ее двадцать пять фунтов или немно­гим более и пропусти через льняную, очень плотную ткань, и это есть истинная стирка1 (lotio vera). Хорошо посмотри после этого действия, не осталось ли в ткани какого мусора или шлака, так как тогда меркурий не может быть исполь­зован в нашем труде. Если ничего не появилось, ты можешь считать его совершенным. Nota bene, нет нужды ничего до­бавлять к этому меркурию, и труд, таким образом, может быть завершен.

 

 

Глава IV

О СПОСОБЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

АМАЛЬГАМЫ

Поскольку наш труд исполняется с помощью одного меркурия, без добавления какой-либо другой инородной ма­терии, я опишу способ изготовления амальгамы (смеси) кратко. Так как это очень плохо понято многими философа­ми, которые верят, что труд может быть совершен с помо­щью одного меркурия, не соединенного с его сестрой или его подругой (compar ejus). Я же говорю тебе с уверенностью, что ты должен работать с меркурием, объединенным с его подругой, без добавления какой-либо инородной материи


1 Здесь слово «стирка» — это не только «кухонный» термин, упо­требленный из-за отсутствия соответствующей научной терминологии. Судя по контексту, оно уже во времена Фомы означало для алхимиков нечто большее, нежели простое занятие прачек. В следующем веке дру­гим алхимиком, Н. Фламелем, процессу смывания алхимической грязи была посвящена целая «Книга прачек». (См.: Фламель Никола. Алхи­мия. СПб.: Азбука; Петербургское востоковедение, 2001).

 

к меркурию, и знай, что золото и серебро не инородны меркурию, но, напротив, участвуют более в его природе, чем все другие тела. Поэтому, сведенных к их первоначальной природе, их называют сестрами или подругами меркурия, так как из их смешения и их фиксации получается Молоко Девственницы. Если ты ясно понял это и если ты не будешь добавлять ничего инородного к меркурию, ты добьешься ис­полнения своих желаний.

 

 

Глава V



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.024 с.)