Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О природе и свойствах минералов

Поиск

И ПРЕЖДЕ ВСЕГО КАМНЕЙ

 

Исследуем теперь тела подчиненные. А поскольку они делятся на минералы, растения и животных, мы начнем изучать природу и свойства минералов. Минералы делят-


1 О понятии квинтэссенции — см. примеч. на стр. 100.

 

ся на камни и металлы. Эти последние образуются по тем же законам и вследствие тех же количественных отноше­ний, что и другие творения, исключая то, что является их особенностью, возникающей в результате большего чис­ла операций и превращений (трансмутаций), чем [состав] элементов или тел сверхнебесных, так как состав их мате­рии [в отличие от последних] есть многоформность.

Итак, материя, составляющая камни, по природе вполне подчиненная, грубая и нечистая и обладает большей или меньшей землистостью, согласно степени очистки камня. Как говорит Аристотель в своей книге «О метеорах» (ко­торую некоторые приписывают Авиценне)1, камень образо­ван не чистой землей; это, скорее, земля водянистая, по­скольку мы видим некоторые камни, образующиеся в реках, и то, как соль извлекается выпариванием из соленой воды. Эта вода, обладающая сильной землистостью, сгущается 1 в окаменелую форму от жара солнца или огня.

Итак, материей, составляющей камни, является земли­стая вода; действующим принципом: жар или холод, ко­торые сгущают воду и извлекают камнеподобную эссен-


1 Это касается четвертой книги «Метеорологики», где, собственно, и идет речь о всех этих предметах. В разбираемых примерах и термино­логии виден скорее бытописатель, чем философ. Все это придает четвер­той книге «Метеорологики» настолько своеобразный колорит, что мно­гие исследователи высказывали сомнение в принадлежности ее Арис­тотелю. Тем не менее современный шведский исследователь Дюринг, предложивший назвать четвертую книгу «Метеорологики» «Химичес- ким трактатом Аристотеля», в блестящем анализе доказал ее принад- лежность великому Философу. В ней и в самом деле, с точки зрения со- временной нам классификации наук, речь идет о физико-химических процессах.

Что же касается терминологии, то Аристотель сам оговаривается, что прибегает в этой книге к «кухонным» терминам из-за отсутствия соот­ветствующих научных.

 

цию. Это строение камней обнаружено на примере жи­вотных и растений, которые имеют свойства камней и са­ми производят камни, что заслуживает особенного рас­смотрения1.

Некоторые из этих камней находятся, на самом деле, сгущенными в животных действием жара и иногда облада­ют некоторыми более энергическими свойствами, чем те, которые не происходят от животных и образованы обыкно­венным путем. Другие камни образованы самой природой с помощью свойств других минералов. Ибо, говорит Ари­стотель, обычно достигают смеси двух различных вод, во­ды, называемой Молоком Девственницы2, и той, что сгу­щают из нее самой в камень. Для этого, говорит он, смеши­вают растворенную в уксусе окись свинца с раствором соли щелочи, и хотя обе эти жидкости являются светлыми, если их соединяют, они образуют густую и белую, как молоко, во­ду. Пропитанные этой жидкостью тела, каковые желают изменить в камни, сгустятся немедленно. В самом деле, если известь серебра или другое подобное тело полито этой водой и подвергнуто затем легкому огню, оно сгустится. Итак, Молоко Девственницы обладает истинным свойст­вом превращать извести камней. То же самое видим мы, как в крови, яйцах, мозге или волосах и других частях жи­вотных образуются камни силы действия и способностей удивительных. Если берут, например, кровь человека и


1 Здесь речь, как и у Аристотеля, скорее всего, идет о минеральных кристаллах, а не о камнях.

2 В трактате Аристотеля, естественно, ни о каком Молоке Девствен­ницы речи нет. Соответственно, намек Фомы на авторство Авиценны, возможно, не случаен.

 

оставляют ее гнить в теплом навозе1, а после этого помеща­ют в алембик, она дистиллируется (перегоняется) в белую, подобную молоку, воду. Затем увеличивают огонь, и она перегоняется в нечто вроде масла. Наконец, очищают оса­док (faeces), который остается в алембике, и он становится белым как снег. Его смешивают с маслом, которое описано выше, и тогда образуется камень, прозрачный и красный, силы действия и способностей удивительных, который останавливает кровотечение и который исцеляет большое число немощей. То же самое мы извлекали из растений сле­дующим способом: мы жгли растения в печи прокалива­ния2, затем превращали эту известь в воду, перегоняли и сгущали ее; она после этого превращалась в камень, облада­ющий более или менее сильными свойствами, соответствен­но свойствам и различиям используемых растений. Некото­рые производят искусственные камни, каковые на поверку оказываются более качественными по всем показателям, чем камни натуральные, ибо таким же способом делают ис­кусственные гиацинты3, которые не отличаются от гиацин­тов естественных, так же как и сапфиры.

Говорят, что материя всех драгоценных камней суть кристалл, который является водой, имеющей очень мало


1 Навоз представлял собой род естественного «огня». Альберт Be- линий в «Книжице об алхимии» «добавляет»: «Заметь себе, что навоз следует часто подновлять» (Возникновение и развитие химии с древней- ших времен до XVII века. М., 1980. С. 379). Во времена Парацельса колбы с гомункулусами также помещали в лошадиный навоз, дабы соз­дать постоянную температуру естественного животного тепла, необходи­мого для созревания плода.

2 Таким образом в Средние века добывался поташ (К2СО2), карбо­нат калия.

3 Гиацинт — разновидность циркона.

 

землистости и сгущенной под воздействием сильного хо­лода. Размельчают кристалл на мраморе; пропитывают его крепкой водой (азотная кислота) и, активно растворяя, по­вторяют несколько раз, высушивая и размельчая снова для увлажнения с растворением до тех пор, пока смесь не об­разует совсем однородное тело; затем его помещают в теп­лый навоз, где оно превращается через некоторое время в воду; ее перегоняют, пока она не станет светлой и не воз-гонится по частям. Затем берут другую жидкость, крас­ную, сделанную из прокаленного красного купороса (вит-риоль) и урины детей. Эти две жидкости смешивают и пе­регоняют тем же способом большое число раз, следуя необходимым весам и пропорциям; помещают их в навоз с тем, чтобы они смешались более глубоко, и затем сгуща­ют их химически (in Kymia) на медленном огне, получая в результате камень, во всем подобный гиацинту. Когда же хотят сделать сапфир, вторая жидкость образуется уриной и ляпис-лазурью вместо красного витриоля, и также по­ступают в других случаях, согласно различию цветов; во­да, используемая перед этим, должна быть, естественно, той же природы, что и камень, который хотят получить. Итак, принципом действия являются жар или холод, и жар должен быть мягким, холод же — очень интенсив­ным, именно они вытянут из материи форму камня, ко­торый был лишь в потенции, как бы погребенным (sepul-tam) в толще воды. Можно различить в камнях, как и во всех вещах, три признака, а именно: субстанцию, свой­ство и действие. Мы можем судить об их свойствах по их скрытым действиям и по последствиям, которые они про­изводят, как мы судим о действиях природы и тел сверх­небесных.

Итак, несомненно, что камни обладают некоторыми осо­бенностями и скрытыми свойствами тел сверхнебесных и что они участвуют в их составе; это не означает напрямую того, что они составлены из той же самой субстанции, что и звез­ды, но всецело подтверждает то, что они обладают сублими­рованными свойствами четырех элементов, поскольку неко­торые камни участвуют в составлении звезд или тел сверхне­бесных, как я уже касался этого в нескольких словах, говоря об этих телах. Выделив из нескольких тел четыре элемента, я эти элементы очистил и таким образом очищенные соединил; и тогда я получил камень, силой действия и природой столь удивительный, что четыре элемента, грубые и подчиненные нашей сфере, не имели никакого действия на него.

Именно об этой операции Гермоген (Отец, как называ­ет его Аристотель; он был трижды величайшим в филосо­фии и знал все науки так же хорошо в их сущности, как и в их применении), так вот, говорю я, именно об этом пи­сал Гермоген: «Это было для меня наибольшим счастьем — видеть пятую сущность (quinta essentia), лишенную качеств подчиненных элементов».

Итак, представляется очевидным, что некоторые камни имеют некоторое отношение к упомянутой квинтэссенции, что удостоверено и выявлено опытами нашего искусства.

 

 

Глава третья

О СТРОЕНИИ И СУЩНОСТИ

МЕТАЛЛОВ

Металлы созданы природой каждый сообразно со стро­ением планеты, которая ему соответствует, и творец дол­жен действовать так же. Итак, существуют семь металлов, которые участвуют каждый в своей планете, а именно: зо­лото, которое происходит от Солнца и носит его имя; сере­бро — от Луны; железо — от Марса; живое серебро — от Меркурия1; олово — от Юпитера; свинец — от Са­турна; медь и бронза — от Венеры. Эти металлы прини­мают в других местах имена соответствующих планет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.193 (0.007 с.)