Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Модальности: каналы приема и переработки информации и их роль в обеспечении учебного успехаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия, через несколько модальностей. Модальность – это предпочитаемый канал приёма информации, предпочитаемый способ переработки и выдачи информации: глазами – визуальный канал приема информации (визуальная модальность), ушами – аудиальный канал (аудиальная модальность), и через ощущения и прикосновение к объекту, несущему интересующую нас информацию, – кинестетический канал (кинестетическая модальность). дигитал или дискрет (Ведущего канала нет. Восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен). Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс взаимодействия с окружающими. Одними из первых, кто заговорил о взаимосвязи типа восприятия и успешности обучения, были основоположники нейролингвистического программирования Р.Бэндлер и Д.Гриндер (1985).. Каждый индивид, по их мнению, обладая всеми тремя модальностями восприятия, на самом деле использует с максимальной нагрузкой лишь одну - ведущую. Эта модальность, которую индивид использует чаще других, называется основной модальностью, или ведущим каналом восприятия. Это не значит, что он не может пользоваться другими каналами восприятия. Но в этом случае ему потребуется приложить дополнительные усилия, которые замедляют процесс усвоения учебной информации. В процессе обучения это может привести к пробелам в знаниях и умениях, что еще раз подчеркивает важность и значимость соответствия модальности восприятия при обучении различным школьным дисциплинам. Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.Почему важно знать, к какой категории относится каждый ребенок?
Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя. К примеру, педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию. Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности. Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д. Как можно распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
Особенности модальности у учащихся школьного возраста 1. Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). 2. Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз. 3. Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. 4. Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске. 1. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. 2. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может позвонить по телефону и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. 3. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. При выполнении ребенком домашнего задания рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...). Результаты наблюдения за учащимися А) во время урока: Выраженный визуал — ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т. д. Выраженный аудиал — часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет. Выраженный кинестетик — чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что — какая разница...». Однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обычно много проблем, однако, из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие творческие личности.
Б) во время перемены 1. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. 2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". 3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. Разумеется, любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Визуалы · ключевые слова: видеть, показывать, обозревать, наблюдать, смотреть, ярко, туманно…; · наблюдательны; ориентированы на внешний вид; · не отвлекаются на шум; · в чтении успешны; · хорошо запоминают образы (хорошая зрительная память); · движения резкие и порывистые; · Дыхание быстрое, активная жестикуляция; · обладают высоким голосом; · глаза часто мигают; прищуриваются, хмурят брови; · во время молчания губы сжаты; · в разговоре большая дистанция с собеседником, не смотрят в глаза Учитель-визуал · говорит быстро; · использует визуальные указатели; · на уроке часто смотрит вверх; · охватывает большой объём содержания материала; · большое внимание уделяет обратной связи с учениками; · использует наглядные методы обучения; · внимателен к цвету и стилю одежды; · рабочее место хорошо организовано; · в общении демократичен; · отдаёт предпочтение индивидуальному подходу в обучении. Слайд 11. Аудиалы · ключевые слова: слушать, звучать, настраивать, оглушить, скрипеть, звенеть… · разговаривают сами с собой; · легко отвлекаются на шум; · говорят ритмично, легко повторяют услышанное; · разговорчивы, любят дискуссии, споры, размышления; · шевелят губами, проговаривая слова при чтении; · при общении руки сложены на груди, мало жестикулируют; · В разговоре средняя дистанция; · дышат полной грудью. Учитель-аудиал · говорит ритмично; · на уроке смотрит поверх голов учащихся на противоположную от него стену; · любит дискуссии и чтение вслух на уроке; · может отвлекаться от темы урока; · использует аудиозаписи; · мало внимания обращает на внешний вид; · рабочее место не организовано; · часто авторитарен. Слайд 12. Кинестетики · ключевые слова: чувствовать, ощущать,касаться, вздох, потеплело, похолодало… · при чтении водит пальцем; · слаб в деталях; · лаконичен; · используют слова, преувеличивающие описываемые события; · запоминают посредством мышечной памяти; · обладают хорошей координацией движений; · дыхание глубокое, ритмичное; · говорит медленно, соотносит слова с ощущениями; · скупая жестикуляция; · часто наклоняются вперёд; · при общении стоят близко, касаясь людей. Учитель-кинестетик · говорит медленно; · на уроке часто смотрит вниз и влево; · использует жестикуляцию; · вовлекает учеников в игры, проекты; · даёт задания группам; · использует демонстрационные методы; · предпочитает комфортную, спортивную одежду; · организует несколько рабочих мест в классе; · сторонник дифференцированного обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.62 (0.014 с.) |