Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школьный этап Всероссийского детского экологического↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Школьный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2013» Направление «Общественно-гуманитарные науки» Секция «Педагогика» Исследовательская работа
Автор: Тихонов Данила, г.р., Козловский район, г. Козловка, МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №2», 8 класс Руководители: Семина Т.А., учитель биологии и химии, Никитина К.О., педагог-психолог Козловка Год Содержание 1. Ведение 2. Цель и задачи исследования 3. Методы и материалы 4. Глава 1: Модальности: каналы приема и переработки информации и их роль в обеспечении учебного успеха 1.1 Особенности модальности у учащихся школьного возраста 1.2 Результаты наблюдения за учащимися 5. Глава 2: Результаты экспериментальной работы 2.1. Диагностика модальности у учащихся 6-х классов и интерпретация результатов 2.2 Взаимосвязь использования ведущего каналов приема и переработки информации учащимися и их результативности обучения 6. Выводы 7. Использованная литература 8. Приложения
Введение В нашей школе 6 класс самый большой по количеству учащихся и насчитывает 29 человек. Работа в таком коллективе имеет свои трудности. Начиная с 5 класса, появилась проблема снижения дисциплины и успеваемости учащихся. Мы решили выяснить, почему это произошло. Проблема успеваемости школьников неоднократно поднимается специалистами, изучающими индивидуальные особенности психического и физического развития ребенка с позиций разных наук. Именно учет индивидуальных особенностей учащихся является важной составляющей в успешной организации учебного процесса. В настоящее время обозначают существует ряд причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы определенной частью учащихся. Актуальность выбранной темы связана с необходимостью изучения успеваемости учащихся с учетом их индивидуального стиля учебной деятельности. Особое внимание представляет анализ ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации как ресурса учебного успеха ученика.
Проблема: ухудшение дисциплины и усвоение учебного материала учащимися 6 класса.Изучив поведение учащихся в разных ситуациях, мы выдвинули гипотезу: как успеваемость и поведение учащихся зависит от восприятия, переработки и хранения информации. Цель работы: установление причин ухудшения дисциплины и успеваемости учащихся в зависимости от ведущего канала восприятия Задачи: 1. Провести диагностику для установления ведущего типа восприятия. 2. Установить связь между успеваемостью и типом восприятия. 3. Установить связь между типом восприятия педагога и его способностью влиять на класс. 4. Выработать практические рекомендации для работы с классным коллективом.
Объект исследования: успеваемость и дисциплина обучающихся 6 класса. Предмет изучения: изучение ведущего канала восприятия (модальности) и его влияние на успеваемость и дисциплину школьников.
Методы материалы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; психодиагностика; метод изучения документов, метод экспертных оценок, статистическая обработка данных исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты наблюдения за учащимися А) во время урока: Выраженный визуал — ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т. д. Выраженный аудиал — часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет. Выраженный кинестетик — чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что — какая разница...». Однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обычно много проблем, однако, из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие творческие личности.
Б) во время перемены 1. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. 2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". 3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. Разумеется, любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Визуалы · ключевые слова: видеть, показывать, обозревать, наблюдать, смотреть, ярко, туманно…; · наблюдательны; ориентированы на внешний вид; · не отвлекаются на шум; · в чтении успешны; · хорошо запоминают образы (хорошая зрительная память); · движения резкие и порывистые; · Дыхание быстрое, активная жестикуляция; · обладают высоким голосом; · глаза часто мигают; прищуриваются, хмурят брови; · во время молчания губы сжаты; · в разговоре большая дистанция с собеседником, не смотрят в глаза Учитель-визуал · говорит быстро; · использует визуальные указатели; · на уроке часто смотрит вверх; · охватывает большой объём содержания материала; · большое внимание уделяет обратной связи с учениками; · использует наглядные методы обучения; · внимателен к цвету и стилю одежды; · рабочее место хорошо организовано; · в общении демократичен; · отдаёт предпочтение индивидуальному подходу в обучении. Слайд 11. Аудиалы · ключевые слова: слушать, звучать, настраивать, оглушить, скрипеть, звенеть… · разговаривают сами с собой; · легко отвлекаются на шум; · говорят ритмично, легко повторяют услышанное; · разговорчивы, любят дискуссии, споры, размышления; · шевелят губами, проговаривая слова при чтении; · при общении руки сложены на груди, мало жестикулируют; · В разговоре средняя дистанция; · дышат полной грудью. Учитель-аудиал · говорит ритмично; · на уроке смотрит поверх голов учащихся на противоположную от него стену; · любит дискуссии и чтение вслух на уроке; · может отвлекаться от темы урока; · использует аудиозаписи; · мало внимания обращает на внешний вид; · рабочее место не организовано; · часто авторитарен. Слайд 12. Кинестетики · ключевые слова: чувствовать, ощущать,касаться, вздох, потеплело, похолодало… · при чтении водит пальцем; · слаб в деталях; · лаконичен; · используют слова, преувеличивающие описываемые события; · запоминают посредством мышечной памяти; · обладают хорошей координацией движений; · дыхание глубокое, ритмичное; · говорит медленно, соотносит слова с ощущениями; · скупая жестикуляция; · часто наклоняются вперёд; · при общении стоят близко, касаясь людей. Учитель-кинестетик · говорит медленно; · на уроке часто смотрит вниз и влево; · использует жестикуляцию; · вовлекает учеников в игры, проекты; · даёт задания группам; · использует демонстрационные методы; · предпочитает комфортную, спортивную одежду; · организует несколько рабочих мест в классе; · сторонник дифференцированного обучения.
Заключение
Результаты настоящего исследования показали, что в процессе интеллектуальной деятельности у каждого ребенка задействованы все три системы: визуальная, аудиальная и кинестетическая, но в различной степени, причем эта степень обусловлена индивидуальными особенностями испытуемого. Наш эксперимент подтвердил тот факт, что в начальную школу учащиеся поступают преимущественно как кинестетические создания. Они овладевают учебной деятельностью, прикасаясь, собирая и разбирая. С пятого класса большую часть информации учащиеся получают на слух. Ученики, которые не адаптировались к этому методу, попадают в разряд проблемных, для которых необходима коррекционная работа. Результаты эксперимента, проведенного с учащимися 6-го класса МБОУ «СОШ №2» подтвердили выдвигаемую в начале исследования гипотезу, которая состояла в том, что учебный успех учащихся класса и использование ими одного из каналов приема и переработки информации имеет определенную зависимость. В ходе эксперимента была выявлена взаимосвязь между модальностью и успеваемостью школьников, а именно: аудиальная модальность характерна для ударников и учащихся, которые учатся на «3» и «4». Визуальная модальность характерна для хорошистов и отличников. Троечники и неуспевающие по тем или иным предметам, как правило, кинестетики. Учителям необходимо учитывать модальность каждого учащегося по восприятию и переработке информации, «транслировать» информацию по различным сенсорным каналам, используя индивидуальный подход и различные методы обучения: и словесные, и наглядные, и практические. Когда информация совпадает с ведущей модальностью, ученики справляются и хорошо запоминают определенную часть урока. Когда же учитель переключается с ведущей модальности на другую, ученик вынужден «транслировать» информацию на другой канал. Рекомендации Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот, тетрадь. Поэтому излагать ее следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки и т.д.). Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал. Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав что-то сделать, например, кинестетик может сто раз посмотреть, как правильно пишется слово, но не запомнить, но пару раз записать его самому и усвоить правильное написание. Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты. Вполне естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к той или иной категории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые так же необходимо развивать. Ведь от того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребенка общаться!
При обучении визуалов: · использовать: – слова (описывающие цвет, форму, размер, местоположение), · схемы, таблицы; · выделять цветом важнейшие пункты или аспекты содержания; · записывать действия; · читать текст учебника самостоятельно; · сравнение образов и обращение к прошлому; · чтение по ролям; · свободное выражение своих мыслей; · хорошее освещение. При обучении аудиалов: · использовать вариации голоса (громкость, паузы, высота); · использование лингафонной системы; · обстановка тишины; · рассказывать; · чтение стихов; · ответы хором; · анализ звуков; · предпочтительны счёт и письмо; · хорошо осваивают иностранные языки. При обучении кинестетиков: · использовать жесты, прикосновения; · медленно излагать материал; · предлагать задания, связанные с практической деятельностью; · отбивать ритм стихов рукой или ногой; · иногда стоять во время урока или отвечать сидя; · сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения. Школьный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2013»
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.013 с.) |