Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История происхождения фонетического письма. Первые алфавиты

Поиск

· АЛФАВИТ, система письма, основанная на более или менее строгом следовании так называемому фонетическому принципу, в соответствии с которым один символ (одна буква) соответствует одному звуку некоторого языка. Сегодня это самый распространенный в мире принцип письма. Фактически совершенно не использует никакого алфавита лишь один язык, правда, самый крупный по числу говорящих на нем как на родном, – китайский.

· Сегодня в мире представлены многие десятки отдельных алфавитов и слоговых азбук, также следующих фонетическому принципу. Как и латинский алфавит, используемый для английского языка, большинство алфавитов насчитывают от 20 до 30 букв, хотя некоторые, например адаптация латинского алфавита к гавайскому языку, насчитывают всего лишь 12 букв, а другие содержат 50 и более знаков. Во многих алфавитах для передачи некоторых звуков используются модификации букв при помощи спецальных диакритических помет, а также сочетания двух и более знаков (например, немецкое tsch для передачи фонемы [č], присутствующей, в частности, в самоназвании немецкого языка – Deutsch).

· Появлению алфавита предшествовало несколько этапов в развитии способов письменной фиксации речи. Традиционно в истории письма среди доалфавитных систем выделялись письменности пиктографические (рисуночные) – изображения конкретных объектов, их же и обозначающие, и идеографические, передающие некоторые отвлеченные смыслы (идеи), чаще всего через изображение ассоциированных с этими смыслами конкретных объектов. Идеографические письменности также назывались иероглифическими – по названию египетской письменности. После работ американского историка и теоретика письма И.Гельба получила распространение несколько иная периодизация, различающая этапы (1) не-письма (рисунков, не связанных с означаемым условной связью), (2) пред-, или протописьменности, использующей идеографический принцип, который было предложено переименовать в семасиографический (записывающий значение), и (3) собственно письменности, использующей фонографический (записывающий звук) принцип. При этом к числу собственно письменностей Гельб предложил относить не только две основные разновидности алфавитного письма – слоговое и буквенное, – но и так называемое словесно-слоговое (логографическо-силлабическое) письмо, к которому реально как раз и относятся практически все исторически зафиксированные виды иероглифических письменностей. Знаки таких письменностей, согласно Гельбу, считаются обозначающими не идеи, а слова, в связи с чем они были названы логограммами (или логографами). Практически во всех засвидетельствованных в истории иероглифических системах письменности кроме логограмм имелись знаки, использовавшиеся для записи частей слова, обычно слогов, т.е. силлабограммы, а также так называемые детерминативы для обозначения того, к какой категории относится то или иное слово.

· В пользу такой трактовки имеются серьезные аргументы (основной из них – это то обстоятелсьтво, что практически во всех известных логографических письменностях имелась возможность «ребусного» использования знаков, при котором звучание обозначаемого логограммой слова отделяется от его значения и выступает как самостоятельная сущность), однако она не отменяет факт существования даже в современных системах письменной коммуникации подлинных идеограмм (типа знаков «» или *, имеющих названия, но не имеющих общепринятого чтения и не обозначающих никакого слова).

· Логограммы были важным вкладом в прогресс письма. Привлекая внимание к звучанию, а не к прямому рисуночному изображению, они сделали возможной запись таких языковых единиц, которые нелегко заменить рисунками, – местоимений, предлогов, приставок, суффиксов. Но в этой системе были свои трудности. Во-первых, читатель не всегда мог сказать, предназначался ли данный рисунок для обозначения того, что он изображал, или для записи соответствующего звучания. (Например, что означало бы в английском изображение пчелы – англ. существительное bee 'пчела', глагол be 'быть', или первый слог слова believe 'верить'?) Во-вторых, число отдельных символов в логографической системе письма огромно. Например, в китайском письме их несколько тысяч. В-третьих, для рисуночных символов требовалась большая и неудободостижимая точность изображения. Решению этой проблемы в некоторой степени помогали сознательные договоренности об очертаниях символов.

· Наконец письмо было видоизменено так, чтобы оно выражало только звуки, без какой-либо примеси рисунков или других непосредственных изобразительных символов. Записанные звучания иногда представляли собой слоги, и в этом случае такая система письма называлась силлабарий. В большинстве случаев эти звучания были элементарными звуками языка – такими, которые служат для отличения слов друг от друга. Пример двух таких элементарных звуков английского языка – это p и b. Эти элементарные звуковые единицы называются фонемами, а системы письма, основанные на принципе однозначного соответствия между письменным символом и фонемой, называются алфавитами.

· Алфавиты и силлабарии гораздо более эффективны, нежели логографические системы. Число символов в них много меньше, и выучить такую систему письма гораздо легче. Английский язык, имеющий в большинстве диалектов около 33 фонем, требует в идеале 33 символа.

· Алфавитные и силлабические системы редко появляются в чистом виде. Например, во множество алфавитов входят логограммы типа +, -, &, цифры 1, 2, 3 и т.п. Другие языки используют такие же символы с теми же значениями, но с иными звучаниями; с этим, кстати, связана дискуссия о том, следует ли считать их логограммами или же все-таки идеограммами типа упомянутых выше знаков, не имеющих чтения вообще

· Принято считать, что все алфавиты мира, а также все известные нам алфавиты, существовавшие в прошлом, произошли из некоторой единой системы письма – протосемитской, созданной в нескольких различных вариантах в сирийско-палестинском (западносемитском) регионе в первой половине II тысячелетия до н.э.; эти варианты, взятые в совокупности, часто называют западносемитским письмом.

· Традиционно считалось, что создатели этих вариантов и были изобретателями алфавита. Ряд исследователей, отстаивают ту точку зрения, что эти виды письменности на самом деле носили слоговой характер (первый настоящий алфавит был создан древними греками). Российский историк и лингвист И.М.Дьяконов называл западносемитское письмо квазиалфавитным.

· Из протосемитского письма развились две ветви – южносемитское письмо, называемое также аравийским, единственно уцелевшим потомком которого в настоящее время является амхарский шрифт, принятый в Эфиопии, и северносемитское письмо – предшественник всех остальных известных алфавитов. Северносемитское письмо дало начало двум ветвям – ханаанейской и арамейской, называемым так по именам древних семитских народов. Ханаанейская ветвь включает финикийское письмо, а также так называемое староеврейское. Из ханаанейской же ветви несколько позже развилась греческая ветвь, давшая начало всем современным европейским алфавитам. Арамейская ветвь дала начало алфавитам Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, включая арабский, еврейский и деванагари – основной (но далеко не единственный) алфавит современной Индии.

· Никаких памятников протосемитского шрифта до наших дней не дошло, однако его существование предположительно восстанавливается на основании сходств между различными северносемитскими и южносемитскими системами письма конца II тысячелетия и начала I тысячелетия до н.э. Эти сходства слишком тесны и глубоки, чтобы быть случайными; лучше всего они объясняются существованием некоторого единого шрифта, из которого они произошли.

· Корни этого предполагаемого протосемитского шрифта не вполне известны. Семитские шрифты, предшествующие концу II тысячелетия до н.э., изучены недостаточно. Археологические материалы фрагментарны и рассеяны, подробности неясны. Годы начиная примерно с 1800 до н.э. и кончая 1300 до н.э. были периодом экспериментирования в сфере письма. Постоянно обнаруживаются все новые и новые разновидности семитского письма, как алфавитные, так и неалфавитные. Многие из них относятся к неизвестным типам, и каждое такое открытие заставляет переоценивать существовавшие ранее теории. Происхождение алфавита усматривалось то в египетских иероглифах, то в вавилонской клинописи, то в линейных шрифтах, использовавшихся минойцами на острове Крит, то в многочисленных других системах письма, применявшихся в древности на Ближнем Востоке.

· В 1929 на раскопках в Рас-Шамре в Северной Сирии, на месте древнего города Угарита, археологи нашли тысячи глиняных табличек с надписями, сделанными в неизвестной системе письма. Письменные знаки строились из клиновидных значков, известных из вавилонской клинописи, однако в ходе дешифровки этой системы выяснилось, что она является алфавитной и фиксирует один из семитских языков. Шесть букв нового алфавита весьма сильно напоминали семитские буквы. Так как угаритские тексты относятся преимущественно к 14 в. до н.э., то они являются доказательством как того факта, что в это время уже существовал семитский алфавит, так и древности его фиксированного порядка.

· В 1904 и 1905 на полуострове Синай были обнаружены надписи, содержащие достаточно мало символов, чтобы быть алфавитными. Это палеосинайское или протосинайское письмо похоже, с одной стороны, на рисуночные очертания египетской иероглифики, а с другой стороны – на семитские шрифты. Синайские шрифты датируются промежутком между 1850 и 1500 до н.э.

· В различных частях Палестины были найдены и другие надписи, распадающиеся на несколько групп, хронологически разбросанные между 18 и 10 вв. до н.э.; они собирательно называются древнеханаанейскими, протоханаанейскими или протопалестинскими.

· Некоторые специалисты чувствуют, что сейчас уже возможно провести линию родства, нисходящую от египетской иероглифики к палеосинайскому и протоханаанейскому письму и надписям эль-Хадра, а далее – к первому хорошо известному северносемитскому буквенному письму, финикийскому. Независимо от того, станет ли эта концепция происхождения и ранней эволюции алфавита общепринятой, похоже, что в этом процессе свою роль сыграла какая-то более ранняя система письма типа египетской.

· Египетское письмо действительно использовало наряду с логографами и другие символы, обозначавшие звуки. Некоторые из этих символов даже соответствовали фонемам и, таким образом, строго следовали алфавитному принципу. Если и впрямь египетская иероглифика некоторым образом послужила моделью раннесемитского письма, то гений изобретателя этого письма состоял в том, что он увидел громадное преимущество, лежащее в системе, состоящей исключительно из обозначений отдельных звуков.

· Фонети́ческое письмо́ — вид письма, в котором графический знак (графема) привязан к определённому звучанию.

 

· Различают:

 

· слоговый (силлабический) — каждый письменный знак обозначает определённый слог. Различают:

· собственно слоговое письмо — слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками (например, японская кана);

· абугида — такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо)

· консонантный (квазиалфавитный) — на письме обозначаются только согласные. При своём развитии такие системы письма, как правило, обогащаются системами огласовок, в которых с помощью диакритических или дополнительных знаков можно обозначать гласные

· Консонантно-вокалическое письмо — буквы обозначают как гласные, так и согласные; на письме в целом соблюдается соответствие «одна графема (письменный знак) есть одна фонема».

 

· Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами. Кодировка аудиальной информации в графическую — письмо. Декодировка в звуки — чтение.

 

· Поскольку звучащая речь представляет собой произносимую последовательность, то и фонетическое письмо — последовательное выписывание знаков алфавита, поставленных в соответствие звучанию конкретного отрезка речи.

· Финики́йская пи́сьменность — одна из первых зафиксированных в истории человечества систем фонетического письма. Появилась около XV века до н. э. и стала родоначальницей большинства современных алфавитных и некоторых других систем письма.

· Использовала консонантный принцип, то есть для записи слов использовались только согласные звуки, а значение гласных оставлялось на понимание читателя. Текст записывался справа налево.

· Финикийское письмо является одной из первых алфавитных письменностей в мире, однако именно финикийская письменность дала начало нескольким ветвям алфавитных письменностей, и, на сегодняшний день, практически все алфавитные письменности мира (за исключением японской каны и корейского письма) имеют корни именно в финикийском письме. Другие письменности, имеющие алфавитную структуру не прижились.

Возникновение кириллицы.

До IX века о сколько-нибудь распространённой и упорядоченной славянской письменности сведений нет. Есть гипотеза о существовании «древнерусской (шире — докириллической) письменности», предшествовавшей общеславянской письменности — прототипа Глаголицы или Кириллицы. Прямая ссылка на докириллическую письменность содержится у Черноризца Храбра в его Сказаниях о письменах…: «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи.»

Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. Долгое время дискуссионным оставался вопрос, была ли это кириллица (и в таком случае глаголицу считают тайнописью, появившейся после запрещения кириллицы) или глаголица — азбуки, различающиеся почти исключительно начертанием. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, согласно которой глаголица первична, а кириллица вторична (в кириллице глаголические буквы заменены на известные греческие).

Появление кириллицы, основывающейся на греческом уставном (торжественном) письме — унциале, связывают с деятельностью болгарской школы книжников (после Кирилла и Мефодия Благодаря их предыдущей деятельности азбука получила широкое распространение в южнославянских землях, что привело в 885 году к запрещению её использования в церковной службе римским папой, боровшимся с результатами миссии Константина-Кирилла и Мефодия.

Старославянский язык, будучи языком церкви на Руси, испытывал на себе влияние древнерусского языка. Это был старославянский язык русской редакции, так как включал в себя элементы живой восточнославянской речи.

Первоначально кириллицей пользовались часть южных славян, восточные славяне, а также румыны. Тем временем их алфавиты несколько разошлись друг от друга, хотя начертание букв и принципы орфографии оставались в целом едиными.

Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв, вероятно, частью содержит более поздние буквы (ы, оу, йотированные). Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец. К ним были добавлены 19 букв для обозначения звуков, специфических для славянского языка и отсутствующих в греческом. До реформы Петра I строчных букв в азбуке кириллицы не было, весь текст писали заглавными. Некоторые буквы кириллицы, отсутствующие в греческом алфавите, по очертаниям близки к глаголическим. Ц и Ш внешне схожи с некоторыми буквами ряда алфавитов того времени (арамейское письмо, эфиопское письмо, коптское письмо, еврейское письмо, брахми) и установить однозначно источник заимствования не представляется возможным. Б по очертаниям схожа с В, Щ с Ш. Принципы создания диграфов в кириллице (Ы из ЪІ, ОУ, йотированные буквы) в общем следуют за глаголическими.

Буквы кириллицы используются для записи чисел в точности по греческой системе. Вместо пары совсем архаических знаков — сампи и стигма, — которые даже в классический 24-буквенный греческий алфавит не входят, приспособлены другие славянские буквы — Ц (900) и S (6); впоследствии и третий такой знак, коппа, первоначально использовавшийся в кириллице для обозначения 90, был вытеснен буквой Ч. Некоторые буквы, отсутствующие в греческом алфавите (например, Б, Ж), не имеют числового значения. Это отличает кириллицу от глаголицы, где числовые значения не соответствовали греческим и эти буквы не пропускались.

Буквы кириллицы имеют собственные названия, по различным нарицательным славянским именам, которые с них начинаются, или прямо взятые из греческого (кси, пси); этимология ряда названий спорна.

Чтение букв могло различаться в зависимости от диалекта. Буквы Ж, Ш, Ц обозначали в древности мягкие согласные (а не твёрдые, как в современном русском); буквы Ѧ и Ѫ первоначально обозначали носовые (назализованные) гласные.

Во многих шрифтах присутствуют вышедшие из употребления буквы кириллицы; в церковных книгах используется предназначенный специально для них шрифт Ирмологион.

За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква — «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой. Последняя крупная реформа русской письменности была проведена в 1917—1918 г. (см. Реформа русской орфографии 1918 года), в результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.

 

23. Что называется очком литеры.

 

ОЧКО ЛИТЕРЫ ШРИФТАпечатающие элементы литеры, дающие оттиск изображения буквы или знака выпуклое изображение буквы или иного знака на типографской литере. Очко литеры выбирается с помощью скользящих элементов.

 

Типографская ли́тера — прямоугольный металлический брусок из гартового сплава сурьмы, свинца и олова, а иногда и 1 % меди в определённом процентном соотношении с преобладанием свинца. Литера выполнялась также из дерева или пластмассы (пластмассовые литеры не нашли широкого применения). На верхнем торце каждого бруска находится рельефное зеркальное изображение (чаще всего одной, реже нескольких — лигатура или логотип) буквы, знака или элемента украшения.

Очко́ — верхняя торцовая часть головки литеры или печатающих элементов наборной формы, стереотипа. Представляет собой зеркальное изображение буквы или знака; в общем смысле — изображение любого печатающего знака текстовой формы на бумаге.

 

24. Отличие основных штрихов от соединительных.

· Основным штрихом называется главный, доминирующий штрих, составляющих основу знака. Он может быть как вертикальным, так и наклонным. Как правило, основной штрих толще соединительного, за исключением случаев, когда визуально все линии шрифта одинаковы.

· Соединительный штрих, по-английски hairline, в шрифтах антиквенного типа в несколько раз тоньше основного.

· Его можно увидеть в прописных «А», «Д», «У», а также строчных «м», «х», «и». В шрифтах брускового типа соединительные штрихи практически не отличаются от основных.

· От соединительного штриха отличается горизонтальный (bar). Соединительный штрих может быть горизонтальным, вертикальным и диагональным, в отличие от горизонтального, чье название говорит само за себя. Он встречается в прописных «А», «Н», «F» и т. д.

· Перекладиной (crossbar) хочется назвать горизонтальный штрих (как, например, в «А»), однако английский термин вносит коррективы: cross означает «крест», и он четко просматривается в строчных «f», «t>, а также в букве «ять» — «Ь» и других редких знаках.

· В треугольных формах основным или нисходящим штрихом считается идущий сверху-слева вниз-направо, а соединительным или восходящим — идущий снизу-слева вверх- направо. В штрихах, образующих округлые формы, самая толстая часть называется наплывом и приравнивается по визуальной массе к основному штриху. Все эти элементы букв обусловлены техникой писания ширококонечным пером. Соотношение между толщинами основных и соединительных штрихов называется степенью контрастности и характерно для каждого начертания, а также для гарнитуры в целом.

 

· Основные штрихи букв обычно завершаются засечками, которые имеют различные окончания.

 

· По наклону основных штрихов различают шрифты: прямые, с вертикальными основными штрихами, курсивные, характеризующиеся отклонением основных штрихов от вертикального положения и тем, что рисунок строчных букв (например, а, ч, д, т и др.) в некоторой степени напоминает буквы, написанные от руки. Наклонные шрифты повторяют рисунок всех знаков прямого шрифта, но основные штрихи наклонены обычно вправо или влево, что встречается реже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.011 с.)