Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типометрическая система Дидо↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Типометрическая система Дидо · Основы современной типометрической системы измерений были заложены ещё в середине XVIII в. французским типографом Пьером Фурнье. Немного позднее Франсуа Амбруаз Дидо доработал его типометрию. Основные единицы измерения в типометрической системе измерений Дидо: · 1 пункт (п.) - 1/72 французского дюйма, равного примерно 27,06 мм (1 п. = 0,376 мм). Пункт Дидо ещё называют европейским пунктом; · 1 цицеро (циц.) - 12 пунктов (~4,51 мм); · 1 квадрат (кв.) - 4 цицеро, или 48 пунктов (~18,04 мм). · В традиционной российской полиграфии в этих единицах указываются размеры формата полосы набора, шрифта (кегль), интерлиньяжа, спусков, отбивок, втяжек и пр. · Также в полиграфии используется метрическая система измерений. Формат печатного листа, обрезной формат и поля указываются в сантиметрах и миллиметрах. Англо-американская типометрия (типометрия Adobe) · С развитием настольных издательских систем российские издатели столкнулись с проблемой: все полиграфисты привыкли работать с системой Дидо, а программы вёрстки используют англо-американскую типометрическую систему измерений, аналогичную системе Дидо, но в ней за основу взят английский дюйм (25,4 мм), соответственно, пункт равняется 0,353 мм, а 1 пика (аналог цицеро) — примерно 4,24 мм. · Верстальщики перешли на сочетание англо-американской и метрической систем. Но российские стандарты (ГОСТы, ОСТы и СанПиНы) используют типометрию Дидо, а значит, размеры могут быть выставлены неверно, и издание перестанет соответствовать гигиеническим требованиям. Это особенно важно при издании детской и учебной литературы. Например, задано набрать учебник 11-м кеглем, но если в программе поставить 11 п. (англо-американских), то относительно системы Дидо это будет 10,33 п. (см. табл. 1). · В Adobe Indesign, Adobe FrameMaker, Corel Ventura фигурируют как европейский, так и англо-американский пункты. Когда к изданию предъявляются строгие требования гигиенических норм (например, кегль не ниже указанного в СанПиНе), рекомендуется использовать первый — Didot (did.), в остальных случаях — Points (pt.), т. к. современные издатели уже настолько к нему привыкли, что 10 did. может им показаться слишком крупным для 10-го кегля.
Чем отличается кегль от высоты прописного знака. · Кегль, Кегель - В металлическом наборе – размер литеры по вертикали, включающий высоту буквы (очка) и заплечики. Высота кегельной площадки, выраженная в типографских пунктах. Почти все кегли имели собственные названия (нонпарель, перл, бриллиант и др.). В цифровом шрифте кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Приблизительно соответствует росту строчного знака, плюс величина верхних выносных элементов, плюс величина нижних выносных элементов, плюс еще некая величина (заплечико), необходимая для того, чтобы выносные элементы смежных строк не слипались. · Высота прописных знаков · Расстояние от линии шрифта до верхней линии прописных, то есть высота прописных букв без учета свисаний и диакритики. Чем отличается курсив от наклонного шрифта. · Курсив (Italic) · Наклонный шрифт, отличающийся от прямого начертания более рукописной формой строчных букв. Прописные знаки наклонные. Английское название Italic указывает на то, что впервые подобный шрифт появился в 1501 г. в Италии, в типографии Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447–1515) в Венеции. Он был нарезан болонским гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450–1518) на основе рукописных курсивов папской канцелярии и не имел прописных. Как правило, сейчас применяется вместе с прямым начертанием как выделительное, хотя Альд Мануций заказывал курсив как самостоятельный шрифт с большей ёмкостью, чем прямая антиква. Стал рассматриваться как выделительное начертание (с применением наклонных прописных) уже в середине XVI в. · Наклонный шрифт (Oblique, Slanted) · В отличие от курсива представляет собой механически или программно наклоненный шрифт и не отличается строением букв от прямого начертания. Не путать с курсивом. Что такое капитель и область применения капительного Начертания.
Нежелательно набирать капителью длинные (больше двух-трёх слов) фразы и предложения: это ухудшает читаемость текста. С капителью применяются, как правило, минускульные цифры. Специальные шрифты Кроме указанных выше шрифтов, имеются и другие, специальные, используемые для различных целей: Шрифты, буквы которых выполнены с просветом между контурными линиями (в некоторых шрифтах просветы делаются только в основных штрихах букв). Шрифты, буквы которых так или иначе связаны друг с другом: соединены штрихами, заходят одна на другую или объединяются общим контуром. Шрифты, благодаря своему рисунку производящие впечатление объемных. Шрифты, буквы которых украшены (расцвечены, иллюминированы) различными графическими средствами: штриховкой, заливкой, дополнительными штрихами, оттенениямй, декоративными элементами и т.д. Возникновение кириллицы. До IX века о сколько-нибудь распространённой и упорядоченной славянской письменности сведений нет. Есть гипотеза о существовании «древнерусской (шире — докириллической) письменности», предшествовавшей общеславянской письменности — прототипа Глаголицы или Кириллицы. Прямая ссылка на докириллическую письменность содержится у Черноризца Храбра в его Сказаниях о письменах…: «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи.» Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. Долгое время дискуссионным оставался вопрос, была ли это кириллица (и в таком случае глаголицу считают тайнописью, появившейся после запрещения кириллицы) или глаголица — азбуки, различающиеся почти исключительно начертанием. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, согласно которой глаголица первична, а кириллица вторична (в кириллице глаголические буквы заменены на известные греческие). Появление кириллицы, основывающейся на греческом уставном (торжественном) письме — унциале, связывают с деятельностью болгарской школы книжников (после Кирилла и Мефодия Благодаря их предыдущей деятельности азбука получила широкое распространение в южнославянских землях, что привело в 885 году к запрещению её использования в церковной службе римским папой, боровшимся с результатами миссии Константина-Кирилла и Мефодия. Старославянский язык, будучи языком церкви на Руси, испытывал на себе влияние древнерусского языка. Это был старославянский язык русской редакции, так как включал в себя элементы живой восточнославянской речи. Первоначально кириллицей пользовались часть южных славян, восточные славяне, а также румыны. Тем временем их алфавиты несколько разошлись друг от друга, хотя начертание букв и принципы орфографии оставались в целом едиными. Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв, вероятно, частью содержит более поздние буквы (ы, оу, йотированные). Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец. К ним были добавлены 19 букв для обозначения звуков, специфических для славянского языка и отсутствующих в греческом. До реформы Петра I строчных букв в азбуке кириллицы не было, весь текст писали заглавными. Некоторые буквы кириллицы, отсутствующие в греческом алфавите, по очертаниям близки к глаголическим. Ц и Ш внешне схожи с некоторыми буквами ряда алфавитов того времени (арамейское письмо, эфиопское письмо, коптское письмо, еврейское письмо, брахми) и установить однозначно источник заимствования не представляется возможным. Б по очертаниям схожа с В, Щ с Ш. Принципы создания диграфов в кириллице (Ы из ЪІ, ОУ, йотированные буквы) в общем следуют за глаголическими. Буквы кириллицы используются для записи чисел в точности по греческой системе. Вместо пары совсем архаических знаков — сампи и стигма, — которые даже в классический 24-буквенный греческий алфавит не входят, приспособлены другие славянские буквы — Ц (900) и S (6); впоследствии и третий такой знак, коппа, первоначально использовавшийся в кириллице для обозначения 90, был вытеснен буквой Ч. Некоторые буквы, отсутствующие в греческом алфавите (например, Б, Ж), не имеют числового значения. Это отличает кириллицу от глаголицы, где числовые значения не соответствовали греческим и эти буквы не пропускались. Буквы кириллицы имеют собственные названия, по различным нарицательным славянским именам, которые с них начинаются, или прямо взятые из греческого (кси, пси); этимология ряда названий спорна. Чтение букв могло различаться в зависимости от диалекта. Буквы Ж, Ш, Ц обозначали в древности мягкие согласные (а не твёрдые, как в современном русском); буквы Ѧ и Ѫ первоначально обозначали носовые (назализованные) гласные. Во многих шрифтах присутствуют вышедшие из употребления буквы кириллицы; в церковных книгах используется предназначенный специально для них шрифт Ирмологион. За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква — «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой. Последняя крупная реформа русской письменности была проведена в 1917—1918 г. (см. Реформа русской орфографии 1918 года), в результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.
23. Что называется очком литеры.
ОЧКО ЛИТЕРЫ ШРИФТА — печатающие элементы литеры, дающие оттиск изображения буквы или знака выпуклое изображение буквы или иного знака на типографской литере. Очко литеры выбирается с помощью скользящих элементов.
Типографская ли́тера — прямоугольный металлический брусок из гартового сплава сурьмы, свинца и олова, а иногда и 1 % меди в определённом процентном соотношении с преобладанием свинца. Литера выполнялась также из дерева или пластмассы (пластмассовые литеры не нашли широкого применения). На верхнем торце каждого бруска находится рельефное зеркальное изображение (чаще всего одной, реже нескольких — лигатура или логотип) буквы, знака или элемента украшения. Очко́ — верхняя торцовая часть головки литеры или печатающих элементов наборной формы, стереотипа. Представляет собой зеркальное изображение буквы или знака; в общем смысле — изображение любого печатающего знака текстовой формы на бумаге.
24. Отличие основных штрихов от соединительных. · Основным штрихом называется главный, доминирующий штрих, составляющих основу знака. Он может быть как вертикальным, так и наклонным. Как правило, основной штрих толще соединительного, за исключением случаев, когда визуально все линии шрифта одинаковы. · Соединительный штрих, по-английски hairline, в шрифтах антиквенного типа в несколько раз тоньше основного. · Его можно увидеть в прописных «А», «Д», «У», а также строчных «м», «х», «и». В шрифтах брускового типа соединительные штрихи практически не отличаются от основных. · От соединительного штриха отличается горизонтальный (bar). Соединительный штрих может быть горизонтальным, вертикальным и диагональным, в отличие от горизонтального, чье название говорит само за себя. Он встречается в прописных «А», «Н», «F» и т. д. · Перекладиной (crossbar) хочется назвать горизонтальный штрих (как, например, в «А»), однако английский термин вносит коррективы: cross означает «крест», и он четко просматривается в строчных «f», «t>, а также в букве «ять» — «Ь» и других редких знаках. · В треугольных формах основным или нисходящим штрихом считается идущий сверху-слева вниз-направо, а соединительным или восходящим — идущий снизу-слева вверх- направо. В штрихах, образующих округлые формы, самая толстая часть называется наплывом и приравнивается по визуальной массе к основному штриху. Все эти элементы букв обусловлены техникой писания ширококонечным пером. Соотношение между толщинами основных и соединительных штрихов называется степенью контрастности и характерно для каждого начертания, а также для гарнитуры в целом.
· Основные штрихи букв обычно завершаются засечками, которые имеют различные окончания.
· По наклону основных штрихов различают шрифты: прямые, с вертикальными основными штрихами, курсивные, характеризующиеся отклонением основных штрихов от вертикального положения и тем, что рисунок строчных букв (например, а, ч, д, т и др.) в некоторой степени напоминает буквы, написанные от руки. Наклонные шрифты повторяют рисунок всех знаков прямого шрифта, но основные штрихи наклонены обычно вправо или влево, что встречается реже.
Типометрическая система Дидо · Основы современной типометрической системы измерений были заложены ещё в середине XVIII в. французским типографом Пьером Фурнье. Немного позднее Франсуа Амбруаз Дидо доработал его типометрию. Основные единицы измерения в типометрической системе измерений Дидо: · 1 пункт (п.) - 1/72 французского дюйма, равного примерно 27,06 мм (1 п. = 0,376 мм). Пункт Дидо ещё называют европейским пунктом; · 1 цицеро (циц.) - 12 пунктов (~4,51 мм); · 1 квадрат (кв.) - 4 цицеро, или 48 пунктов (~18,04 мм). · В традиционной российской полиграфии в этих единицах указываются размеры формата полосы набора, шрифта (кегль), интерлиньяжа, спусков, отбивок, втяжек и пр. · Также в полиграфии используется метрическая система измерений. Формат печатного листа, обрезной формат и поля указываются в сантиметрах и миллиметрах. Англо-американская типометрия (типометрия Adobe) · С развитием настольных издательских систем российские издатели столкнулись с проблемой: все полиграфисты привыкли работать с системой Дидо, а программы вёрстки используют англо-американскую типометрическую систему измерений, аналогичную системе Дидо, но в ней за основу взят английский дюйм (25,4 мм), соответственно, пункт равняется 0,353 мм, а 1 пика (аналог цицеро) — примерно 4,24 мм. · Верстальщики перешли на сочетание англо-американской и метрической систем. Но российские стандарты (ГОСТы, ОСТы и СанПиНы) используют типометрию Дидо, а значит, размеры могут быть выставлены неверно, и издание перестанет соответствовать гигиеническим требованиям. Это особенно важно при издании детской и учебной литературы. Например, задано набрать учебник 11-м кеглем, но если в программе поставить 11 п. (англо-американских), то относительно системы Дидо это будет 10,33 п. (см. табл. 1). · В Adobe Indesign, Adobe FrameMaker, Corel Ventura фигурируют как европейский, так и англо-американский пункты. Когда к изданию предъявляются строгие требования гигиенических норм (например, кегль не ниже указанного в СанПиНе), рекомендуется использовать первый — Didot (did.), в остальных случаях — Points (pt.), т. к. современные издатели уже настолько к нему привыкли, что 10 did. может им показаться слишком крупным для 10-го кегля.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.011 с.) |