Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Русь древняя и средневековая↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Электронный учебник в помощь студентам очного отделения 1-го курса по дисциплине «История»
Введение
ИСТОРИЯ ( от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном). Понятие имеет несколько смысловых значений: 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. Предметом изучения истории России является изучение изучение истории русского народа, многочисленных народов, населяющих страну сегодня и ранее. Отечественная история подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Русь древняя и средневековая – первая половина IX - XVI в.в. Россия, Российская империя в эпоху Нового времени – XVII – XVII в.в. Российская империя в эпоху нового времени – XIX в. Россия, СССР, современная Россия в период Новейшего времени – XX - начало XXI в.в. Исторические источники по истории России делят по форме на семь типов: · письменные – летописи (записи происходивших событий, составленные по годам), деловые документы, грамоты, письма, литературные произведения и т.д.; · вещественные (жилища, одежда, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки, картины, книги, рукописи и т.д.);
Эти сведения собираются многими вспомогательными науками: Палеографией – наукой, изучающей внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии; текстологией – дисциплиной, изучающей различных списков, выявляющей их первоначальный вид; археологией – наукой, изучающей историю России по материальным остатком жизни и деятельности людей; антропологией – наукой, воссоздающей по останкам людей облик человека; лингвистики – языкознания; нумизматикой – наукой о монетах; геральдикой – наукой о гербах и др.
Факторы, повлиявшие на историю России 1. Географический: · огромные земельные просторы; · удалённость от морей и океанов; · открытость границ; · милитаризация общества; · необходимость в сильной централизованной власти. 2. Геополитический: · Россия – евразийская страна; · удалённость от центров мировых цивилизаций; · наличие опасных соседей – кочевников; · колонизация страны собственным населением 3. Природно - климатический: · короткое лето, долгая снежная зима, поздняя весна; · богатства леса, рек, озёр; · многообразие почвенных зон. 4. Этнический: · многонациональный состав населения 5.Психологический: · упорство, суровость, доверчивость, доброта, трудолюбие, гостеприимство, храбрость и т.д.
Вопросы и задания для самоконтроля 1.Что означает понятие «история»? 2. Что является предметом изучения истории? 3.Что такое исторические источники? Перечислите источники знаний по Отечественной истории. 4. Какие вспомогательные науки помогают в изучении Отечественной истории? 5. Сравните географическое положение и природу России и таких стран, как Англия, Франция Италия. Каким образом географический фактор влиял на развитие этих стран, и сопоставьте его действие с действием подобного фактора на историю России. 6. Перечислите особенности развития нашей страны.
Раздел I. Русь древняя и средневековая (с древнейших времён до конца XVII века) Тема 1.1. Восточные славяне в древности С VI в. славянские племена расселились по обширным землям Центральной и Восточной Европы. В ходе этого расселения славяне разделились на три ветви – западных, восточных и южных. В IX в. складывается первое государство восточных славян – Русь. Историки называют это государство Древней или Киевской Русью, а восточных славян периода существования Руси – древнерусской народностью.
Доминанты ментальности восточных славян 1. Языческое мировоззрение. 2. Харизматические идеи. 3. Социокультурная толерантность. 4. Прямодушие, честность, гостеприимство, непритязательность. 5. Высокая коммуникабельность.
Этнические факторы формирования древнерусской народности ← балты (население Восточно-Европейской равнины) ← угро-финны (население Восточно-Европейской равнины) ← скифы (VIII в. до н.э. – III в. н.э.) ← готы (III в. н.э.) ← сарматы (III – IV в. н.э.) ← гунны (IV в. н.э.) Восточные славяне ← хазары (IV – V в. н.э.) ← болгары (V – VIII в. н.э.) ← авары (VI – VII в. н.э.) ← венгры (VI – X в н.э.) ← печенеги (VIII – X в. н.э.) ← половцы (IX – XIII в. н.э.)
Восточные славяне заселили лесные и лесостепные зоны по берегам реки Днепр и его притоков, в верховьях Западной Двины, Волги, Оки. Здесь славяне довольно быстро смешались с малочисленными и находившимися на более низкой ступени развития финно-угорскими и балтскими племенами. Славяне издавна вели осёдлый образ жизни, а главным их занятием являлось земледелие. Первоначально у восточных славян преобладало подсечно-огневое земледелие, связанное с совместным трудом всех членов общины и дававшее сравнительно хорошие урожаи. Высокого уровня достигло у ряда племён ремесло, в том числе изготовление изделий из железа. Южные чернозёмные районы среднего Приднепровья и прилегающие к нему области являлись наиболее благоприятными для развития хозяйства. Однако здесь соседями славян были воинственные кочевые племена Северного Причерноморья, которые часто совершали набеги на славян. В VII – VIII в.в. у одного из этих народов – хазар возникло государство – каганат. В зависимость от Хазарского каганата попала южная часть восточных славян. На севере у восточных славян наряду с земледелием, скотоводством и ремеслом существенное значение имели охота (особенно на пушного зверя), бортничество (сбор мёда и воска лесных пчёл), другие промыслы. Социально политической строй Развитие хозяйства вело к переменам в жизни восточных славян. В течение тысячелетий основной ячейкой общества являлась община. Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече – собрании соплеменников. Здесь же избирались вожди (князья) – военные предводители. Совершенствование хозяйства приводит к появлению социального и имущественного неравенства внутри общин и племён. Возрастает значение князей и бояр (близких помощников и советников князей). Вокруг князя объединяются все соплеменники для защиты своих земель и для походов в чужие края с целью обогащения. Племена объединяются в союзы. У восточных славян известно более десяти таких союзов племён: поляне, древляне, дреговичи, волыняне, северяне, кривичи, полочане, радимичи, вятичи, ильменские словене, уличи, тиверцы...
VIII – IX в.в. – период перехода от военной демократии к феодальным отношениям. Военно – дружинная и родоплеменная знать начинают играть определяющее положение в обществе. Феодальные отношения ↓ ↓ Феодалы Крестьяне собственники земли; общинники свободные получали доход с земли и лично зависимые от феодала ренту платили за пользование землёй ренту Основные категории населения в канун зарождения государства у восточных славян 1. Люди, смерды – свободные: а) мужи – наиболее зажиточные: б) «вои» - те, кто имел право и обязанность участвовать в войнах; 2. Неполноправные, бедные, попавшие в зависимость от богатых людей: а) челядь; б) сироты, холопы; в) рабы. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы современные представления о происхождении восточных славян и их взаимодействии с другими народами? Как повлияли природные и климатические условия мест обитания на занятия и быт восточных славян? 3. Что такое язычество? Можно ли на основе анализа верований восточных славян сделать вывод, что основным их занятием было земледелие? 4. Расскажите об управлении восточнославянских племён в канун зарождения государства.
Вопросы для самоконтроля 1. Когда и почему у восточных славян возникло государство? 2. Раскройте основные направления деятельности русских князей. Какие внешнеполитические задачи были решены в результате походов князя Святослава? 3. Какую роль сыграл в истории Древней Руси князь Владимир Святославич? Как происходило крещение Руси? Какое значение имело это событие? 4. В чём своеобразие древнерусской государственности? 5. Каковы основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и его сыновей? Дайте характеристику деятельности князя Владимира Мономаха.
Вопросы для самоконтроля 1. В чём причины распада Руси на отдельные земли и княжества? 2. Сравните развитие Новгородской, галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель в период раздробленности. В деятельности каких правителей Владимиро-Суздальской земли проявились новые политические тенденции? В чём суть этих тенденций? 3. Каковы положительные и отрицательные следствия раздробленности?
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите причине успешных завоевательных походов монголо-татарской армии. 2. Каковы причины попадания Руси под ордынское иго. 3. В чём выражалось иго? 4. Каковы последствия ига для Руси? 5. Почему Русь смогла противостоять натиску с Запада? 6. Составьте исторический портрет Александра Невского как правителя, полководца.
Тема 1.5. Образование единого Российского государства В XIV - начале XV в.в. Первые признаки подъема хозяйства на северо-востоке Руси наметились в конце XIII в. По мере разрушения равенства в ордынском обществе падает военная сила и воинственность Золотой Орды. На Руси создаются условия для восстановления городов и развития сельского хозяйства. Происходит освоение новых территорий. Расширяются торговые и прочные связи между отдельными русскими землями. Главное же, что заставляло различные слои населения поддерживать объединительные тенденции, заключалось в стремлении к освобождению от ордынского ига. Опыт столкновение с Ордой показал, что только подчинение всех сил единому центру может принести успех. Новые политические центры 1. Великое княжество Литовское. При князьях Гедемине и Ольгерде в сферу его влияния не без помощи Орды, стремившемся создать противовес Великому княжению Владимирскому, попали огромные территории, включая Галицко-Волынскую землю, а также Смоленск. Но между преемниками Ольгерда начались усобицы. Поскольку необходимость отражения нападений со стороны Орды в этих землях была не слишком велика, то Великое княжество Литовское до конца своего существования оставалось государством со слабой центральной властью. 2. Северо-Восточная Русь. К началу XIV в. главой её по-прежнему считался великий князь владимирский. Постепенно борьба за великое княжение владимирское переросла в борьбу за первенство в Северо-Восточной Руси. В XIV в. шла острая борьба за первенство между Москвой и Тверью.
Причины возвышения Москвы 1. Старый центр пашенного земледелия. 2. Расположение на перекрёстке торговых дорог. 3. Удалённость от районов постоянных вражеских набегов. 4. Мудрая политика московских князей (политика «лада» с Ордой). 5. Поддержка народом политики московских князей. 6. Превращение Москвы в центр религиозной жизни (с 1326 г.).
Объединение князьями земель вокруг Москвы
Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV – XV в.в.
Этапы объединения Руси
В результате объединения Северо-Восточных русских земель образовалось единое Русское государство, которое с конца XV в. стало называться Россией. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы предпосылки и причины объединения русских земель? 2. Почему борьба за объединение сопровождалась соперничеством между русскими княжествами? 3. В чём причины возвышения Москвы? Каков вклад московских князей Даниила, Юрия Даниловича, Ивана Даниловича (Калиты) и его сыновей в деле объединения Руси вокруг Москвы? 4. В чём состоит историческое значение Куликовской битвы? Дайте историческую оценку личности Дмитрия Донского. 5. Какие внешнеполитические и внутриполитический задачи Московской Руси, России были решены при Василии I, Василии II и Иване III.
Тема 1.6. Россия в XVI в. Вопросы для самоконтроля 1. В чём проявилось укрепление центральной власти при Иване IV? 2. Каковы общие итоги внешней политики Ивана IV? Какие из целей, поставленные в период правления Ивана Грозного были достигнуты, а какие нет? 3. Что такое опричнина? Перечислите её последствия. 4. Дайте историческую характеристику Ивану Грозному.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое Смутное время? 2. Какие цели преследовали различные слои русского общества в годы Смуты? 3. Чем была вызвана иностранная интервенция? 4. Что позволило отстоять независимость России? Дайте характеристику главным деятелям Смутного времени. 5. Каковы итоги Смутного времени?
XVII– XVIII в.в.
Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте особенности государственного управления в годы царствования Михаила Романова. С чем связана существенная роль в то время Земских соборов? 2. Как развивалась экономика России в XVII веке? Какое значение имело присоединение и освоение Сибири? 3. Расскажите о народных выступлениях в царствование Алексея Михайловича. Почему XVII век называют «бунташным»? 4. Какие изменения в государственном управлении произошли при Алексее Михайловиче, Фёдоре Алексеевиче и царевне Софье? 5.Какие события характеризовали жизнь Русской православной церкви? Как изменились взаимоотношения церкви и государства? 6. С кем Россия воевала в XVII веке? Каковы результаты этих войн?
Вопросы для самоконтроля 1. Какие перемены произошли во внутренней жизни России и её международном положении в период правления Петра I? 2. Дайте характеристику Петру I как исторической личности. 3. Каковы характерные черты эпохи дворцовых переворотов? 4. Расскажите об основных событиях внутренней и внешней политики в эпоху дворцовых переворотов. 5. Что такое «просвещённый абсолютизм»? 6. Как развивалась экономика и социальная сфера в годы правления Екатерины II? 7. Назовите причины Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачёва? 8. Каковы достижения внешней политики России второй половины XVIII в.? В чём причины побед русского оружия?
Вопросы для самоконтроля 1. Проекты каких реформ разрабатывались в начале правления Александра I? В чём причины появления этих проектов? С именем какого государственного деятеля связана разработка этих проектов? Что из них было осуществлено, а что нет? 2. Почему Россия оказалась втянутой в европейские войны? В чём причины Отечественной войны 1812 г. и каковы цели заграничных походов русской армии? Почему были сорваны планы Наполеона? Какие внешнеполитические задачи были решены при Александре I? 3. Что характерно для внутренней политики второй половины царствования Александра I? 4. В чём причины появления тайных обществ? Почему восстание декабристов потерпело поражение? Каково его значение? 5. Раскройте основные направления внутренней политики НиколаяI? Каковы были намерения императора и как они были реализованы? 6. Какие войны вела Россия при Николае I? Каковы результаты его внешней политики? Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне? Какие последствия это имело для России? 7. Перечислите основные направления общественной мысли второй четверти XIX века. Вопросы для самоконтроля
1. В чём причины реформ 60-70х г.г. XIX века? Охарактеризуйте основные положения крестьянской реформы. Какие последствия она имела? 2. Какие изменения произошли в результате осуществления земской, городской, судебной реформ, преобразований в области образования? 3. Дайте характеристику Александру II? 4. В чём заключалась суть военной реформы? Какие последствия она имела для общества, для армии? Что явилось проверкой результатов данной реформы? Каковы причины и результаты Русско-турецкой войны 1877 – 1878 г.г.? 5. Какие события и реформы влияли на развитие экономики страны во второй половине XIX века? 6. В чём причины появления революционных организаций в царствование Александра II? Что такое народничество? Какие течения имелись в народничестве? Каковы основные направления деятельности народников? Каковы результаты деятельности народнических организаций? 7. Что такое «контрреформы»? Каковы их цели и результаты? Каково основное содержание политики Александра III в области экономики и финансов?
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику уровня развития, внутренней и внешней политики России на рубеже XIX – XX в.в. 2. Каковы причины первой российской революции 1905-1907 г.г.? С какими событиями связаны основные этапы революции? 3. Какие позиции занимали политические партии в годы революции? 4. Каковы итоги и значение революции 1905-1907 г.г.? 5. Расскажите о зарождении российского парламентаризма. Почему I и II Думы стали одним из центров оппозиции правительству? 5. В чём суть аграрной реформы П.А.Столыпина? Каков её ход и результаты? Почему реформаторам не удалось решить все поставленные задачи? 6. В какие внешнеполитические союзы входила Россия в конце XIX – начале XX в.в.? Почему Россия оказалась втянутой в первую мировую войну? 7. Раскройте причины, характер и цели главных участников Первой мировой войны. 8. Назовите основные театры войны и главные сражения 1914 – 1917 г.г. 9. Что было характерным для внутреннего положения в странах двух воюющих блоков. 10. Расскажите о влиянии революции 1917 г. в России на общий ход Первой мировой войны.
Г.г. Февральская революция Предпосылки революционного кризиса 1917 г. Противоречия объективного характера: · Между городом и деревней · Между центром и окраинами. · Между русскими и инородцами · Между государством и личностью Противоречия, связанные с нерешённостью модернизационных задач: · Сохранение помещичьего землевладения · Незавершённость индустриализации · Формирование национальной элиты · Отсутствие у буржуазии политической власти · Отсутствие мер по социальной адаптации населения к новым реалиям · Отсутствие развитых либеральных и парламентских традиций Противоречия временного характера (связаны с Первой мировой войной): · Неудачи на фронте · Огромные военные расходы · Социальные лишения (разруха, голод, гибель солдат) · Усиление диспропорций в развитии экономики · Резкое усиление враждебной пропаганды со стороны Германии · Нарушение работы транспорта · Усиление критики либералами царского правительства · Прогрессирующий паралич власти · Активизация революционных сил в армии и обществе Характер революции: буржуазно - демократическая
Основные события
Новые органы власти (с 27 февраля 1917 г.) · Петроградский Совет рабочих депутатов (эсеро-меньшевистский состав. Во главе меньшевик Н.Чхеидзе). · Временный комитет Государственной Думы (во главе с М.Родзянко)
1-2 марта 1917 г. – формирование Временного правительства во главе Князем Г.Львовым до созыва Учредительного собрания. Своеобразие революции – Двоевластие. Двоевластие – особая форма правления в России с марта по июль 1917 г., характеризовавшаяся совместным правлением буржуазного Временного правительства и пролетарского Петроградского Совета.
Политические партии России в Февральской революции
Краткая хронология внутриполитической жизни России (апрель – октябрь 1917 г.) Апрель 1917 г. – I кризис Временного правительства. Изменение его состава, включение в правительство умеренных социалистов (эсер В.Чернов, меньшевик И.Церетели). Июль 1917 г. – II кризис Временного правительства. Конец Двоевластия. Новый состав коалиционного правительства (эсеро-меньшевистский во главе с А.Ф.Керенским). Август 1917 г. – попытка контрреволюционных сил во главе с генералом Корниловым Л.Г. установления военной диктатуры. Окончательное падение авторитета правительства. Причины кризисов Временного правительства 1. Бессилие Временного правительства в решении главнейших социально-экономических проблем и политических вопросов (о войне, о земле, о продовольственном снабжении и др.). 2. Усиление радикальных настроений масс (захват помещичьих земель крестьянами, братание солдат на фронтах и др.). 3. Усиление экономического кризиса, ухудшение положения масс, неудачи России в войне Численность политических партий России к осени 1917 г. (тыс. чел.)
Октябрь 1917 г. – взятие большевиками власти в условиях общенационального кризиса в стране. Причины победы большевиков 1. Нарастание социально-экономических проблем. 2. Затягивание созыва Учредительного собрания 3. Падение авторитета Временного правительства после корниловщины. 4. Усиление позиций большевиков после поражения правых радикалов в августе. 5. Нарастание противоречий между либералами и правыми социалистами. 6. Обещания лидеров большевиков решить разом все проблемы общественного развития. 7. Осуществление переворота в Петрограде под флагом ликвидации двоевластия в пользу Советов.
Первые декреты Советской власти II съезд Советов – 26 октября 1917 г.: Декрет о мире: мир без аннексий и контрибуций между воюющими странами. Декрет о земле: конфискация помещичьих, удельных и прочих земель. Национализация земли. Декрет о власти: вся власть Советам. 14 ноября 1917 г. – Декрет о рабочем контроле на производстве. Задача рабочего контроля – надзор за ходом производства и правильным использованием сырья и ресурсов. Декрет о национализации банков. Создан Единый народный банк РСФСР. 2 ноября 1917 г. – Декларация прав народов России. Провозглашалось право народов на самоопределение вплоть до образования собственных государств. Основные направления внутренней политики большевиков Борьба за удержание и укрепление власти 1. Подавление военных сил контрреволюции; 2. Борьба с политической оппозицией, против однородного социалистического правительства. Основное направление внешней политики – прекращение войны и заключение мира. 3 марта 1918 г. – подписание Брестского мира с Германией.
Формирование новой государственности РСФСР (по Конституции 1918 г.)
Всероссийский съезд Советов (высший законодательный орган власти) ↓ Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Действует между съездами. ↓ Совет Народных Комиссаров (СНК) (высший исполнительный орган власти с правом законодательной инициативы)
↓ Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) (борьба с контрреволюцией и саботажем)
Учредительное собрание Дата выборов Учредительного собрания – 12 ноября 1917 г. было подтверждена декретом Совнаркома. Выборы были всеобщими, прямыми, голосование проводилось по партийным спискам. Большевики получили лишь четверть мест. Политическое фиаско потерпели кадеты и партии, близкие к ним. Большинство получили эсеры. Избиратели выбрали социалистический путь развития страны. Они поддержали Советы как орган новой революционной власти, как органы демократии, представлявшие интересы всех социальных групп. 5 – 6 января 1917 г. – созыв и роспуск Учредительного собрания Высшего законодательного органа власти, избранного всеобщим голосованием, не утвердившего политику и декреты большевиков и распущенный при помощи силы. К моменту разгона Учредительного собрания большевики в целом уже утвердились у власти. Блок с левыми эсерами, давшими добро на разгон Учредительного собрания, укрепил позиции большевиков.
Разрыв союза большевиков и левых эсеров Члены ВЦИКа от левых эсеров критиковали В.И.Ленина, сконцентрировавшего необъятную власть в руках СНК., требовали усиления контроля со стороны ВЦИКа.
К июню 1918 г.разногласия между партиями достигли наибольшей степени. На съезде партии левых эсеров М.Спиридонова призвала к восстанию против большевиков. Были сформированы боевые дружины. Следуя партийным указаниям, Я.Блюмкин и Н.Андреев 6 июля убили германского посла В.Мирбаха. Это стало сигналом для мятежа в Москве. Силами Латышской дивизии большевикам удалось 8 июля восстание подавить. События 6 июля способствовали формированию в стране однопартийного политического режима. Период утверждения большевиков у власти в течение 1917 – весны 1918 г.г. был ознаменован переменами в большевистской партии, изменением её места в обществе. Из революционной силы, главным лозунгом которой было свержение существующих порядков, партия превратилась в ядро правительственной и административной машины. Она руководила всеми звеньями политической системы общества: советами, общественными и государственными организациями. За счёт устранения политических оппонентов (эсеров, меньшевиков, левых эсеров, а ранее, - кадетов) партия большевиков обеспечила себе монополию во власти.
1. Гражданская война и интервенция (1917 – 1922 г.г.) Основные причины Гражданской войны 1. Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 г. 2. Октябрьской переворот 1917 г. Взятие власти партией большевиков. 3. Экономическая и антирелигиозная политика Советской власти. 4. Социальный конфликт в деревне: захват помещичьих земель крестьянами и передел земли после Октября 1917 г. 5. Попытки белых правительств, помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок. Цели иностранной интервенции в России 1. Подавление революции. 2. Максимальное ослабление России. 3. Территориальный раздел бывшей Российской империи. 4. Борьба за возвращение вложенных капиталов в экономику России.
Основные этапы Гражданской войны
Причины победы красных в Гражданской войне Социальная и идейная разнородность Белого движения. Использование большевиками возможностей мощного государственного аппарата, способного проводить массовые мобилизации и репрессии. Продуманное идеологическое обеспечение военных кампаний. Поддержка значительной частью населения лозунгов и политики большевиков. Отсутствие массовой поддержки населением белых. Центральное положение РСФСР, что позволяло с успехом использовать промышленную базу страны и маневрировать резервами. Нескоординированность действий белых армий, интервентов.
«Военный коммунизм» (1918 – 1921 г.г.) - социаль
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.72 (0.02 с.) |