Раздробленность (середина IX-XIII вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздробленность (середина IX-XIII вв. )



Задания на знание дат.

 

1. Племенные союзы склавинов и антов, о которых писал Прокопий Кесарийский, образовались к:


1. I-II в. до н.э.;

2. I-II в.;

3. V-VI в.;

4. IX-X в.


 

2. К какому времени относится зарождение государственности у восточных славян:


1. X-XI вв.;

2. XI-XII вв.;

3. IX-X вв.;

4. VI-VII вв.?


 

3. Объединение Киева и Новгорода Олегом произошло в:


1. 988 г.;

2. 1017 г.;

3. 882 г.;

4. 1132 г.


 

4. К какому веку относится легендарное призвание новгородским

старейшиной Гостомыслом на княжение варяга Рюрика и его братьев

Синеуса и Трувора:


1. VI в.;

2. VIII в.;

3. IX в.;

4. XI в.?


 

5. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и ответьте на вопрос.

«...Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим на синий Дон.

...Что мне шумит, что мне звенит издалека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы...»

В каком веке происходили события, описанные в произведении:


1. IX;

2. XV;

3. XII;

4. X?


 

6. К какому веку относится первое упоминание о Москве:


1. IX;

2. XII;

3. XIV;

4. X?


 

7. Период феодальной раздробленности на Руси начинается:


1. в XII веке;

2. в XIII веке;

3. в XI веке;

4. в IX веке.


 

8. Какая битва произошла в 1223 году:

1. новгородцев с суздальцами;

2. Романа Мстиславовича с поляками;

3. на реке Калке;

4. Ледовое побоище?

 

9. В какой период формируется первый свод законов Древней Руси «Русская правда»:


1. середина IX в.;

2. начало X в.;

3. середина XI – начало XII вв.;

4. начало XIII в.?


 

10. К монголо-татарскому нашествию на Русь относятся даты:


1. 862-882 гг.;

2. 980-1015 гг.;

3. 1157-1174 гг.;

4. 1237-1240 гг.?

 


Задания на знание фактов.

1. К какой языковой группе народов принадлежат славяне:


1. индоевропейской;

2. картвельской;

3. уральской;

4. алтайской?


 

2. Согласно «Повести временных лет», Рюрик во второй половине IX в. правил в:


1. Новгороде;

2. Киеве;

3. Смоленске;

4. Владимире.


 

3. Какое литературное произведение было создано в XII в.:

1. «Домострой»;


2. «Апостол»;

 

3. «Поучение детям»;

4. «Задонщина»?


 

4. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке:


1. Калке;

2. Воже;

3. Угре;

4. Неве.


 

5. Кому из князей принадлежат следующие слова: «Всего походов было 83 больших, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать...»:


1. Ярославу Мудрому;

2. Игорю Святославичу;

3. Юрию Долгорукому;

4. Владимиру Мономаху?


 

6. Первым московским князем был:


1. Даниил Александрович;

2. Всеволод Большое Гнездо;

3. Андрей Боголюбский;

4. Александр Невский.


 

 

7. Войска Александра Невского разгромили в Ледовом побоище рыцарей:


1. Тевтонского ордена;

2. Ливонского ордена;

3. шведских рыцарей;

4. Литовского княжества.


 

8. Назовите город, прозванный монголами «злым», поскольку, несмотря на население всего в тысячу человек, 7 недель выдерживал осаду армии хана Батыя:


1. Новгород;

2. Козельск;

3. Торжок;

4. Киев.


 

9. Какая форма правления установилась в XII веке в Великом Новгороде:

1. авторитарное княжеское правление;

2. деспотическая монархия;

3. сословно-представительная монархия;

4. боярская республика?

 

Задания на знание понятий

1. Первая русская летопись называлась:


1. «Повесть временных лет»;

2. «Слово о погибели Русской земли»;

3. «Слово о полку Игореве»;

4. «Задонщина».


 

2. Родовые владения бояр на Руси назывались:


1. вотчинами;

2. уделами;

3. уездами;

4. слободами.


 

3. Какой торговый путь проходил по территории, населенной восточными славянами:


1. Великий шелковый путь;

2. «Торговый путь Геродота»;

3. «Из варяг в греки»;

4. Млечный путь?


 

4. Сельская община в древней Руси, связанная круговой порукой, именовалась:


1. миром;

2. сходом;

3. вервью;

4. обществом


 

5. Племенное собрание у восточных славян, избирающее князя и совет старейшин, получило название:


1. апелла;

2. агора;

3. вече;

4. мирской сход.

 


6. Во главе администрации Новгорода был, избираемый вечевым городским собранием «доколе он будет угоден народу»:


1. князь;

2. тысяцкий;

3. посадник;

4. староста.


 

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопрос.

«...Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности».

Как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой:


1. полюдье;

2. повоз;

3. оброк;

4. подушная подать?


 

8. Зависимого крестьянина, обязанного участвовать по призыву князей в военных походах, в Древней Руси именовали:


1. стрельцом;

2. смердом;

3. дворянином;

4. казаком.


 

9. Золотоордынские чиновники, собиравшие дань с русских земель, именовались:


1. нукерами;

2. баскаками;

3. нойонами;

4. туменами.


 

Задания на установление причинно-следственных связей

 

1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

1. крещение Руси;

2. принятие «Русской Правды»;

3. Великое переселение народов;

4. необходимость отпора внешним врагам.

 

2. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани – уроков, погостов, повоза вместо полюдья – было результатом:

1. деятельности княгини Ольги;

2. принятия «Русской Правды»;

3. принятия «Устава» Владимира Мономаха;

4. походов князя Святослава.

 

3. Одним из последствий принятия Русью христианства стало:

1. укрепление контактов с хазарским правящим домом;

2. заимствование культурных традиций Византии;

3. попадание Руси в политическую зависимость от Рима;

4. полное искоренение языческих обрядов и верований.

 

4. Одной из черт эпохи раздробленности является:

1. прекращение межкняжеских распрей;

2. развитие торгового пути «из варяг в греки»;

3. усиление киевского престола;

4. укрепление позиций местных князей.

 

Задания на установление соответствия

 

1. Соотнесите события (явления) и имена:

СОБЫТИЕ ИМЯ
1. создание славянской азбуки; . Владимир
2. первые русские святые; . Борис и Глеб;
3. крещение Руси. . Кирилл и Мефодий;

2. Соотнесите богов славянского языческого пантеона и их «сферы влияния»:

БОГ «СФЕРА ВЛИЯНИЯ»
1. Перун; . покровительница земледелия;
2. Макошь; . покровитель князя и дружины;
3. Велес; . старший бог, символ неба.
4. Сварог. . покровитель скотоводов и торговцев;

3. Соотнесите термины и определения:

ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. смерд; . раб, полностью зависимый от хозяина;
2. холоп; . свободный крестьянин-общинник;
3. рядович. . Временно зависимый крестьянин, заключивший договор на определенных условиях.

6. Задание для работы с документом

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Из «Слова о полку Игореве»

«...Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим...»

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веснами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославовича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»

1. Какое историческое событие легло в основу «Слова...»? К какому времени относится это событие?

2. Что послужило автору «Слова...» поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чем он упрекает князей Игоря и Всеволода?

3. В чем суть призыва автора ко всем князьям?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание с развернутым ответом

Назовите основные черты единства Руси, сохранявшиеся и в период раздробленности.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА – МОСКОВСКАЯ РУСЬ (XIV – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА)

 

Задания на знание дат

1. О событиях какого года повествуют события летописи: «А царь Тохтамыш пришел со всей силой под град и подступил ко граду со всех сторон, стрелял: сыпались же стрелы – как дождь. А горожане против татар стреляли и камни бросали, варили воду в котлах и лили на татар, а другие стреляли, пустив в дело тюфяки. Взят же был град и огнем попален, а люди иссечены, а иные пленены, а иные сгорели, а иные задохнулись; и такое не только в Москве произошло...»:


1. 1327 г.;

2. 1382 г.;

3. 1425 г.;

4. 1480 г.?


 

2. Какое событие произошло в 1382 г.:

1. строительство белокаменных стен московского Кремля;

2. Куликовская битва;

3. разорение Москвы Тохтамышем;

4. начало Феодальной войны.

 

3. Княжение Ивана III, государя всея Руси, относится к:


1. XII-XIII вв.;

2. XIV в.;

3. XV-XVI вв.;

4. XVI в.


 

4. Монголо-татарское иго закончилось в:


1. 1380 г.;

2. 1480 г.;

3. 1280 г.;

4. 1580 г.


 

5. Творчество великого русского художника Андрея Рублева приходится на:


1. конец XIV – начало XV в.;

2. конец XIII – начало XIV в.;

3. середину – вторую половину XV в.;

4. конец XV – начало XVI в.


 

6. Присоединение Новгорода к Московскому государству произошло в:


1. 1495 г.;

2. 1376 г.;

3. 1552 г.;

4. 1478 г.


 

7. Куликовская битва, завершившаяся разгромом русскими ратями войска правителя Орды Мамая, произошла в:


1. 1240 г.;

2. 1380 г.;

3. 1382 г.;

4. 1480 г.


 

8. Принятие «Судебника» Ивана III:


1. 1470 г.;

2. 1380 г.;

3. 1497 г.;

4. 1550 г.


 

9. Так называемое «стояние на Угре» произошло в:


1. 1480 г.;

2. 1494 г.;

3. 1260 г.;

4. 1223 г.


 

Задания на знание фактов.

1. Прочтите отрывок из сочинения Н. М. Карамзина и ответьте на вопрос.

«Несмотря на коварство, употребленное князем к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних...»

О ком идет речь в приведенном отрывке:


1. Иване Калите;

2. Иване Грозном;

3. Андрее Боголюбском;

4. Ярославе Мудром.


 

2. Утверждение позиции Москвы как ведущего центра в борьбе за восстановление независимости русских земель от ордынского ига связано с:


1. битвой на Шелони;

2. Куликовской битвой;

3. Флорентийской унией;

4. битвой на Калке.


 

3. Судебник 1497 г.:

1. установил право выхода крестьян в Юрьев день;

2. упразднил белые слободы в городах;

3. ввел деление страны на уезды, станы, волости;

4. закрепил опричную систему.

 

4. Прозвище московского князя Ивана Даниловича – «Калита» – означало:


1. медный сосуд;

2. денежный мешок;

3. золотая монета;

4. скупой человек.


 

5. Князь Дмитрий Иванович Московский испросил благословение на борьбу с ханом Мамаем у:


1. митрополита Алексия;

2. Серапиона Владимирского;

 

3. Сергия Радонежского;

4. Иосифа Волоцкого.

 


6. Какое произведение рассказывает о Куликовской битве:


1. «Слово о полку Игореве»;

2. Хронограф;

3. «Житие митрополита Петра»;

4. «Задонщина»?


 

7. Монголо-татарское иго над Русью было окончательно ликвидировано в правление:


1. Василия Темного;

2. Ивана III;

3. Ивана Грозного;

4. Бориса Годунова.


 

Задания на знание понятий

1. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название:


1. Юрьев день;

2. «заповедные лета»;

3. «урочные лета»;

4. отходничество.


 

2. Как называлась новая форма крупного землевладения, сложившаяся в период восстановления русской земли после ордынского нашествия в XIV-XV веках:


1. уделом;

2. вервью;

3. поместьем;

4. вотчиной.


 

3. Ханская грамота, дающая право на Великое княжение, называлась:


1. булла;

2. указ;

3. ярлык;

4. купон.


 

4. Центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями, носила название:


1. кремль;

2. посад;

3. донжон;

4. засека.


 

5. Государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем.


1. Синяя Орда;

2. Великая Орда;

 

3. Белая Орда;

4. Золотая Орда.

 


6. Категория населения русских княжеств, по правовому положению близкая к рабам:


1. холопы;

2. смерды;

3. херувимы;

4. баскаки.


 

7. Историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны:


1. Великая Степь;

2. Золотая Орда;

3. Дикое Поле;

4. Окраина.


 

8. Высшая государственная должность в Новгороде в XII-XV вв. и Пскове в XIV – начале XVI вв.:


1. посадник;

2. тысяцкий;

3. великий князь;

4. стольник.


 

9. Система распределения служебных мест в Русском государстве. Она складывалась с XIV-XV вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг:


1. «табель о рангах»;

2. разряд;

3. местничество;

4. пожалование.


 

Задания на установление причинно-следственных связей

1. Причина возвышения в XIV веке Московского княжества:

1. выгодное географическое положение;

2. введение единой для всей Руси монеты;

3. начало использования железных орудий труда;

4. поддержка новгородцев.

 

2. Исход борьбы между Москвой и Тверью за общерусское первенство решился в пользу Москвы, так как:

1. московские князья оказались более ловкими и дальновидными политиками;

2. территория Московского княжества в отличие от Тверского была хорошо защищена от нападений;

3. Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде;

4. Тверь была ослаблена борьбой с Великим княжеством Литовским.

 

3. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она способствовала (укажите лишнее):


1. падению ордынского ига;

2. росту авторитета Москвы;

3. установлению контактов Руси с Западной Европой;

4. распаду Золотой Орды.


 

4. Последствие принятия Иваном III Судебника в 1497 г.:

1. установление правила перехода крестьян в Юрьев день;

2. установление бессрочного сыска беглых крестьян;

3. освобождение крестьян и горожан от налогов;

4. учреждение Земского собора.

 

5. Главный итог правления Василия III:

1. завершение политического и территориального объединения русских земель;

2. завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;

3. оформление в России сословно-представительной монархии;

4. принятие первого свода законов единого государства – Судебника.

 

Задания на установление соответствия

 

1. Соотнесите земли и главные города:

ЗЕМЛИ ГЛАВНЫЕ ГОРОДА
1. Северо-Восточная Русь; А) Киев, Галич, Волынь;
2. Юго-Западная Русь; Б) Великий Новгород, Псков;
3. Северо-Западная Русь В) Ростов, Суздаль, Москва, Владимир.

2. Установите соответствие между именами современников:

ИМЯ СОВРЕМЕННИК
1. Андрей Курбский; А) патриарх Никон;
2. Иван III; Б) Александр Пересвет;
3. Иван Калита; В) Марфа Борецкая;
4. Дмитрий Донской Г) хан Узбек;
  Д) Алексей Адашев.

3 Установите соответствие между понятиями и их определениями:

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. «урочные лета»; А) плата за проживание на земле господина;
2. «заповедные лета»; Б) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян;
3. вотчина; В) крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования;
4. пожилое Г) сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день;
  Д) сбор дани.

Задание для работы с документом

Прочитайте текст и выполните задания.

Из сочинения историка Н. М. Карамзина.

«...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории... Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.

Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности... Хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней...

Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды... сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня... Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...

Что оставил миру Александр Македонский? – Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».

1. С каким важнейшим процессом в истории российской и европейской государственности совпало княжение Ивана III?

2. Почему Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности?

3. Какие события имел в виду историк, говоря о сокрушении вольности новгородской и гибели царства Батыева?

4. Какие качества Ивана III как личности и государственного деятеля особенно ценит историк? В чем видит историк главные заслуги великого князя?

 

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание с развернутым ответом

Охарактеризуйте русскую средневековую бытовую культуру.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.246 с.)