Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздробленность (середина IX-XIII вв. )Содержание книги Поиск на нашем сайте
Задания на знание дат.
1. Племенные союзы склавинов и антов, о которых писал Прокопий Кесарийский, образовались к: 1. I-II в. до н.э.; 2. I-II в.; 3. V-VI в.; 4. IX-X в.
2. К какому времени относится зарождение государственности у восточных славян: 1. X-XI вв.; 2. XI-XII вв.; 3. IX-X вв.; 4. VI-VII вв.?
3. Объединение Киева и Новгорода Олегом произошло в: 1. 988 г.; 2. 1017 г.; 3. 882 г.; 4. 1132 г.
4. К какому веку относится легендарное призвание новгородским старейшиной Гостомыслом на княжение варяга Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора: 1. VI в.; 2. VIII в.; 3. IX в.; 4. XI в.?
5. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и ответьте на вопрос. «...Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим на синий Дон. ...Что мне шумит, что мне звенит издалека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы...» В каком веке происходили события, описанные в произведении: 1. IX; 2. XV; 3. XII; 4. X?
6. К какому веку относится первое упоминание о Москве: 1. IX; 2. XII; 3. XIV; 4. X?
7. Период феодальной раздробленности на Руси начинается: 1. в XII веке; 2. в XIII веке; 3. в XI веке; 4. в IX веке.
8. Какая битва произошла в 1223 году: 1. новгородцев с суздальцами; 2. Романа Мстиславовича с поляками; 3. на реке Калке; 4. Ледовое побоище?
9. В какой период формируется первый свод законов Древней Руси «Русская правда»: 1. середина IX в.; 2. начало X в.; 3. середина XI – начало XII вв.; 4. начало XIII в.?
10. К монголо-татарскому нашествию на Русь относятся даты: 1. 862-882 гг.; 2. 980-1015 гг.; 3. 1157-1174 гг.; 4. 1237-1240 гг.?
Задания на знание фактов. 1. К какой языковой группе народов принадлежат славяне: 1. индоевропейской; 2. картвельской; 3. уральской; 4. алтайской?
2. Согласно «Повести временных лет», Рюрик во второй половине IX в. правил в: 1. Новгороде; 2. Киеве; 3. Смоленске; 4. Владимире.
3. Какое литературное произведение было создано в XII в.: 1. «Домострой»; 2. «Апостол»;
3. «Поучение детям»; 4. «Задонщина»?
4. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке: 1. Калке; 2. Воже; 3. Угре; 4. Неве.
5. Кому из князей принадлежат следующие слова: «Всего походов было 83 больших, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать...»: 1. Ярославу Мудрому; 2. Игорю Святославичу; 3. Юрию Долгорукому; 4. Владимиру Мономаху?
6. Первым московским князем был: 1. Даниил Александрович; 2. Всеволод Большое Гнездо; 3. Андрей Боголюбский; 4. Александр Невский.
7. Войска Александра Невского разгромили в Ледовом побоище рыцарей: 1. Тевтонского ордена; 2. Ливонского ордена; 3. шведских рыцарей; 4. Литовского княжества.
8. Назовите город, прозванный монголами «злым», поскольку, несмотря на население всего в тысячу человек, 7 недель выдерживал осаду армии хана Батыя: 1. Новгород; 2. Козельск; 3. Торжок; 4. Киев.
9. Какая форма правления установилась в XII веке в Великом Новгороде: 1. авторитарное княжеское правление; 2. деспотическая монархия; 3. сословно-представительная монархия; 4. боярская республика?
Задания на знание понятий 1. Первая русская летопись называлась: 1. «Повесть временных лет»; 2. «Слово о погибели Русской земли»; 3. «Слово о полку Игореве»; 4. «Задонщина».
2. Родовые владения бояр на Руси назывались: 1. вотчинами; 2. уделами; 3. уездами; 4. слободами.
3. Какой торговый путь проходил по территории, населенной восточными славянами: 1. Великий шелковый путь; 2. «Торговый путь Геродота»; 3. «Из варяг в греки»; 4. Млечный путь?
4. Сельская община в древней Руси, связанная круговой порукой, именовалась: 1. миром; 2. сходом; 3. вервью; 4. обществом
5. Племенное собрание у восточных славян, избирающее князя и совет старейшин, получило название: 1. апелла; 2. агора; 3. вече; 4. мирской сход.
6. Во главе администрации Новгорода был, избираемый вечевым городским собранием «доколе он будет угоден народу»: 1. князь; 2. тысяцкий; 3. посадник; 4. староста.
7. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопрос. «...Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности». Как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой: 1. полюдье; 2. повоз; 3. оброк; 4. подушная подать?
8. Зависимого крестьянина, обязанного участвовать по призыву князей в военных походах, в Древней Руси именовали: 1. стрельцом; 2. смердом; 3. дворянином; 4. казаком.
9. Золотоордынские чиновники, собиравшие дань с русских земель, именовались: 1. нукерами; 2. баскаками; 3. нойонами; 4. туменами.
Задания на установление причинно-следственных связей
1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится: 1. крещение Руси; 2. принятие «Русской Правды»; 3. Великое переселение народов; 4. необходимость отпора внешним врагам.
2. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани – уроков, погостов, повоза вместо полюдья – было результатом: 1. деятельности княгини Ольги; 2. принятия «Русской Правды»; 3. принятия «Устава» Владимира Мономаха; 4. походов князя Святослава.
3. Одним из последствий принятия Русью христианства стало: 1. укрепление контактов с хазарским правящим домом; 2. заимствование культурных традиций Византии; 3. попадание Руси в политическую зависимость от Рима; 4. полное искоренение языческих обрядов и верований.
4. Одной из черт эпохи раздробленности является: 1. прекращение межкняжеских распрей; 2. развитие торгового пути «из варяг в греки»; 3. усиление киевского престола; 4. укрепление позиций местных князей.
Задания на установление соответствия
1. Соотнесите события (явления) и имена:
2. Соотнесите богов славянского языческого пантеона и их «сферы влияния»:
3. Соотнесите термины и определения:
6. Задание для работы с документом Прочитайте текст и выполните задания 1-3. Из «Слова о полку Игореве» «...Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины? А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим...» Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веснами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославовича! Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!» 1. Какое историческое событие легло в основу «Слова...»? К какому времени относится это событие? 2. Что послужило автору «Слова...» поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чем он упрекает князей Игоря и Всеволода? 3. В чем суть призыва автора ко всем князьям? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задание с развернутым ответом Назовите основные черты единства Руси, сохранявшиеся и в период раздробленности. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________________
ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА – МОСКОВСКАЯ РУСЬ (XIV – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА)
Задания на знание дат 1. О событиях какого года повествуют события летописи: «А царь Тохтамыш пришел со всей силой под град и подступил ко граду со всех сторон, стрелял: сыпались же стрелы – как дождь. А горожане против татар стреляли и камни бросали, варили воду в котлах и лили на татар, а другие стреляли, пустив в дело тюфяки. Взят же был град и огнем попален, а люди иссечены, а иные пленены, а иные сгорели, а иные задохнулись; и такое не только в Москве произошло...»: 1. 1327 г.; 2. 1382 г.; 3. 1425 г.; 4. 1480 г.?
2. Какое событие произошло в 1382 г.: 1. строительство белокаменных стен московского Кремля; 2. Куликовская битва; 3. разорение Москвы Тохтамышем; 4. начало Феодальной войны.
3. Княжение Ивана III, государя всея Руси, относится к: 1. XII-XIII вв.; 2. XIV в.; 3. XV-XVI вв.; 4. XVI в.
4. Монголо-татарское иго закончилось в: 1. 1380 г.; 2. 1480 г.; 3. 1280 г.; 4. 1580 г.
5. Творчество великого русского художника Андрея Рублева приходится на: 1. конец XIV – начало XV в.; 2. конец XIII – начало XIV в.; 3. середину – вторую половину XV в.; 4. конец XV – начало XVI в.
6. Присоединение Новгорода к Московскому государству произошло в: 1. 1495 г.; 2. 1376 г.; 3. 1552 г.; 4. 1478 г.
7. Куликовская битва, завершившаяся разгромом русскими ратями войска правителя Орды Мамая, произошла в: 1. 1240 г.; 2. 1380 г.; 3. 1382 г.; 4. 1480 г.
8. Принятие «Судебника» Ивана III: 1. 1470 г.; 2. 1380 г.; 3. 1497 г.; 4. 1550 г.
9. Так называемое «стояние на Угре» произошло в: 1. 1480 г.; 2. 1494 г.; 3. 1260 г.; 4. 1223 г.
Задания на знание фактов. 1. Прочтите отрывок из сочинения Н. М. Карамзина и ответьте на вопрос. «Несмотря на коварство, употребленное князем к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних...» О ком идет речь в приведенном отрывке: 1. Иване Калите; 2. Иване Грозном; 3. Андрее Боголюбском; 4. Ярославе Мудром.
2. Утверждение позиции Москвы как ведущего центра в борьбе за восстановление независимости русских земель от ордынского ига связано с: 1. битвой на Шелони; 2. Куликовской битвой; 3. Флорентийской унией; 4. битвой на Калке.
3. Судебник 1497 г.: 1. установил право выхода крестьян в Юрьев день; 2. упразднил белые слободы в городах; 3. ввел деление страны на уезды, станы, волости; 4. закрепил опричную систему.
4. Прозвище московского князя Ивана Даниловича – «Калита» – означало: 1. медный сосуд; 2. денежный мешок; 3. золотая монета; 4. скупой человек.
5. Князь Дмитрий Иванович Московский испросил благословение на борьбу с ханом Мамаем у: 1. митрополита Алексия; 2. Серапиона Владимирского;
3. Сергия Радонежского; 4. Иосифа Волоцкого.
6. Какое произведение рассказывает о Куликовской битве: 1. «Слово о полку Игореве»; 2. Хронограф; 3. «Житие митрополита Петра»; 4. «Задонщина»?
7. Монголо-татарское иго над Русью было окончательно ликвидировано в правление: 1. Василия Темного; 2. Ивана III; 3. Ивана Грозного; 4. Бориса Годунова.
Задания на знание понятий 1. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название: 1. Юрьев день; 2. «заповедные лета»; 3. «урочные лета»; 4. отходничество.
2. Как называлась новая форма крупного землевладения, сложившаяся в период восстановления русской земли после ордынского нашествия в XIV-XV веках: 1. уделом; 2. вервью; 3. поместьем; 4. вотчиной.
3. Ханская грамота, дающая право на Великое княжение, называлась: 1. булла; 2. указ; 3. ярлык; 4. купон.
4. Центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями, носила название: 1. кремль; 2. посад; 3. донжон; 4. засека.
5. Государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. 1. Синяя Орда; 2. Великая Орда;
3. Белая Орда; 4. Золотая Орда.
6. Категория населения русских княжеств, по правовому положению близкая к рабам: 1. холопы; 2. смерды; 3. херувимы; 4. баскаки.
7. Историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны: 1. Великая Степь; 2. Золотая Орда; 3. Дикое Поле; 4. Окраина.
8. Высшая государственная должность в Новгороде в XII-XV вв. и Пскове в XIV – начале XVI вв.: 1. посадник; 2. тысяцкий; 3. великий князь; 4. стольник.
9. Система распределения служебных мест в Русском государстве. Она складывалась с XIV-XV вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг: 1. «табель о рангах»; 2. разряд; 3. местничество; 4. пожалование.
Задания на установление причинно-следственных связей 1. Причина возвышения в XIV веке Московского княжества: 1. выгодное географическое положение; 2. введение единой для всей Руси монеты; 3. начало использования железных орудий труда; 4. поддержка новгородцев.
2. Исход борьбы между Москвой и Тверью за общерусское первенство решился в пользу Москвы, так как: 1. московские князья оказались более ловкими и дальновидными политиками; 2. территория Московского княжества в отличие от Тверского была хорошо защищена от нападений; 3. Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде; 4. Тверь была ослаблена борьбой с Великим княжеством Литовским.
3. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она способствовала (укажите лишнее): 1. падению ордынского ига; 2. росту авторитета Москвы; 3. установлению контактов Руси с Западной Европой; 4. распаду Золотой Орды.
4. Последствие принятия Иваном III Судебника в 1497 г.: 1. установление правила перехода крестьян в Юрьев день; 2. установление бессрочного сыска беглых крестьян; 3. освобождение крестьян и горожан от налогов; 4. учреждение Земского собора.
5. Главный итог правления Василия III: 1. завершение политического и территориального объединения русских земель; 2. завоевание Россией выхода к Балтийскому морю; 3. оформление в России сословно-представительной монархии; 4. принятие первого свода законов единого государства – Судебника.
Задания на установление соответствия
1. Соотнесите земли и главные города:
2. Установите соответствие между именами современников:
3 Установите соответствие между понятиями и их определениями:
Задание для работы с документом Прочитайте текст и выполните задания. Из сочинения историка Н. М. Карамзина. «...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории... Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе. Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности... Хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней... Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды... сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня... Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские... Что оставил миру Александр Македонский? – Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном». 1. С каким важнейшим процессом в истории российской и европейской государственности совпало княжение Ивана III? 2. Почему Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности? 3. Какие события имел в виду историк, говоря о сокрушении вольности новгородской и гибели царства Батыева? 4. Какие качества Ивана III как личности и государственного деятеля особенно ценит историк? В чем видит историк главные заслуги великого князя?
________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задание с развернутым ответом Охарактеризуйте русскую средневековую бытовую культуру. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.0 (0.014 с.) |