Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекарства от артрита и новая жизнь↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пять ритуальных действий благотворно повлияли и на Глэдис Роган, которая в свои 62 года, будучи четырьмя годами младше Нэнси, уже устала от жизни и готовилась увольняться с работы. Артрит коленных суставов был причиной невыносимых болей, усиливавшихся по ночам. Глэдис хромала при ходьбе. Ее кровяное давление, уровень холестерина и сахара в крови были просто ужасающими. У Глэдис совсем не было сил ухаживать за своей старенькой матерью, которой требовалось все больше внимания. Когда ей дали почитать «Древнюю практику тибетских лам», она, даже не раскрыв, отложила книгу. Через несколько месяцев та опять попалась ей на глаза и женщина взяла ее почитать по дороге в манхэттенский магазин. Решив, что хуже не будет, Глэдис приступила к выполнению необычных тибетских упражнений. Спустя семь недель она уже чувствовала себя заново родившимся человеком. «Как-то за ленчем та подруга, что дала мне «Секреты омоложения», отметила, что я вся свечусь, — с гордостью рассказывает Глэдис, — что я выгляжу так, будто помолодела на двадцать лет с момента прошлой нашей встречи. Я выполняла Ритуалы, и мой артрит почти исчез. Раньше для того, чтобы как-то протянуть ночь, я принимала обезболивающие средства и подкладывала под колени подушку. Теперь все изменилось: я нормально сплю и хожу, не обматывая больше колени эластичными бинтами. Давление, уровень сахара и холестерина в крови нормализовались. Никаких лекарств больше не принимаю. Я с трудом во все это верю. Это слишком хорошо для того, чтобы быть правдой, но это правда». Восстановив здоровье, Глэдис все же ушла со своей работы, как и планировала. Но теперь она занята как никогда. Каждый день она ездит в метро через весь город навестить маму и дважды в неделю преподает в местной школе. «Мне кажется, что увольнение с работы открыло передо мной новые горизонты, — говорит Глэдис. — Я делаю все, что мне хочется, и не ощущаю никаких проблем со здоровьем. Теперь я знаю, что человек молод до тех пор, пока он себя таковым ощущает. Своей подруге Мэйбел — той, что снабдила меня «Оком Возрождения», я сказала, что по достижении 90 лет — нынешнего возраста моей матери — я буду в великолепной форме. Между прочим, вам не мешало бы познакомиться и с Мэйбел. Выполняя пять ритуальных действий, в свои 62 года она просто сияет. Она также берет уроки пения. Питер Кэлдер стал нашей настольной книгой. Сила настойчивости 61-летний Джерри Хендерсон из Оукбрука (штат Иллинойс) Два года исправно выполнял упражнения, чувствовал себя прекрасно, но потом расслабился и возвращался к ним лишь иногда. Все его недуги опять напомнили о себе, однако Джерри не связывал это с нарушением регулярности занятий до тех пор, пока товарищ не спросил его, как поправить здоровье. Вспомнив, как помогли ему Пять Ритуалов, Джерри дал своему другу экземпляр книги и сам тоже заодно ее перечитал. С тех пор минуло два года, Джерри точен и пунктуален и выполняет упражнения «как часы». В молодости Джерри серьезно занимался спортом. Он играл в футбол, был хорошим теннисистом, чемпионом колледжа по метанию диска. Но все это не прошло бесследно. Уже в зрелом возрасте ему два раза оперировали плечо, у него были постоянные боли в нижней части спины, левом колене, в ахиллесовом сухожилии правой ноги и в лучезапястном суставе. Когда он переехал в Калифорнию, край вечной молодости и силы, вопрос о том, как сохранить активность, стал как нельзя более актуальным. И теперь, когда стала очевидной эффективность Ритуалов, Джерри уже не прекратит выполнять их. Они являются чем-то вроде ежедневного пробного камня для здоровья. «Эти упражнения оказывают влияние на всю мою жизнь. Я хорошо себя чувствую и я обрел веру, — подводит итог Джерри. — Измерить эффект от ритуальных действий сложно, но в моем случае он просто фантастичен. С того времени как я начал их выполнять, я забыл о своей спине, плече, запястье и ахиллах. В положении лежа я могу выжать 54-килограммовую штангу 20 раз; и еще я заметил, что пять ритуальных действий незаменимы как разминка перед подниманием тяжестей. Четыре-пять раз в неделю я на вполне сносном уровне играю в теннис с сильнейшими теннисистами штата и чувствую, как мое мастерство растет. Я довольно быстро бегаю. Когда сравниваю свои результаты с результатами остальных, понимаю, что это является верным показателем великолепной формы, в которой сейчас нахожусь. Раньше у меня было повышенное кровяное давление, но теперь все в порядке. Недавно я прошел медицинскую страховую комиссию и попал в привилегированную категорию. Доктор сказал, что у меня сердце спортсмена». Джерри считает, что Ритуалы снимают стрессы и телесное напряжение. Если у него случается бессонница, то после десяти минут упражнений он уже расслаблен настолько, что засыпает мгновенно. У Джерри есть опыт прерывания и возобновления занятий, поэтому он имеет право заявить, что «главное — это регулярность. Нужно терпеливо ожидать результатов, и тогда действительно могут случиться чудеса. Но для этого нужно время. Если уж вы решили выполнять ритуальные действия, то не отступайтесь от своего решения и верьте, что они вам помогут, — и они действительно помогут».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Традиции хатха- йоги: как отыскать подходящую группу Линда Джонсен Вы хотите заняться хатха-йогой. Вы слышали, что йога делает тело более гибким, укрепляет его, снимает напряжение, гармонизирует работу внутренних органов, стимулирует деятельность эндокринных желез, и не прочь испробовать все это на себе. Или, быть может, вы раньше уже занимались йогой, но утратили мотивацию для регулярных занятий. Как бы там ни было, но сейчас вы желаете найти ближайший к вам центр йоги. Вы можете, как я когда-то, в замешательстве просматривать длинный перечень объявлений. Помню, с каким трудом я пыталась разобраться в длинном списке групп, одни руководители которых представляли Школу интегральной йоги, другие учителя — кундалини-йогу, третьи практиковали йогу по системе Айенгара. Что означают все эти названия? Может, это разные названия одного понятия, а может, за ними скрываются принципиальные различия, в которых нужно разобраться перед тем, как записаться в какую-то группу? Все это начинало меня слегка беспокоить. Я слышала о таких учителях, которые топчутся по спинам учеников, лежащих в позе крокодила, и, хоть не сомневалась, что где-то есть люди, которым пойдет на пользу такой метод обучения, совсем не была уверена, что принадлежу к их числу. Я желала записаться в такую группу, где чувствовала бы себя уютно: я хотела, чтобы мой учитель и я мыслили примерно в одном направлении, одинаково представляли обоюдный вклад в занятия и то, что будем от них получать. Затем я обнаружила, что за многочисленными именами инструкторов стоит совсем немного течений, которые они представляют. Нужно просто узнать, кто был основателем того направления, от которого выступает конкретный учитель, после чего становится ясно, чему он учит. К примеру, Свами Шива-нанда, мудрец из Ришикеша, много успевший в жизни, оставил после себя десятки книг, касающихся разных аспектов йоги, и по меньшей мере четыре направления хатха-йоги, ставших основными в США. Его учениками были Свами Сатчидананда и Свами Вишнудевананда. Ученик последнего, Йоги Хари, как и самый известный телевизионный наставник Лилиас Фолан, тоже принадлежит к этому направлению. Большое влияние на развитие современной хатха-йоги оказал Кришнамачарья, директор Института йоги, находящегося в королевском дворце в Майсуре. Он был наставником Б.К.С. Айенгара и К. Паттабхи Джойса, который, в свою очередь, обучил еще одного известного телевизионного пропагандиста йоги Ричарда Фримэна. К этой же традиции принадлежит и невероятно популярный в Европе гуру Десикачар. Среди прочих наставников, оказавших большое влияние на интерес к хатхе в нашей стране, можно назвать такие имена, как Парамаханса Йогананда, Свами Рама, Свами Крипалвананда и Йоги Бхайан. Я решила подробно расспросить представителей этих главных течений хатхи о том, что же эти направления из себя представляют. Йога аенгара Б. К. С. Айенгар является одной из центральных фигур в хатха-йоге XX столетия. Впервые появившись в 1974 г. в США, благодаря своему четкому методу работы с асанами и пристальному вниманию к формированию осанки он стал одним из наибольших мировых авторитетов в интересующей нас области. Я спросила Джанет Мак-Леод, в течение пятнадцати лет проводившей занятия в стиле Айенгара, правда ли то, что его система наиболее «спортивная» из существующих ныне. «Группы по своему уровню очень различаются между собой — существуют такие, где проводятся простые восстановительные занятия, и такие, где практикуется «приветствие солнца», — ответила она. — Эта система просто немного динамичнее, чем некоторые другие. Она учитывает внутренние потребности — довольно большое значение мы придаем различным тонкостям. Мы не настаиваем на том, чтобы человек долго находился в асане. Мистер Айенгар даже предостерегает новичков от этого. Вместо этого лучше несколько раз подряд принять позу: тогда новичок не создает себе лишнего напряжения, пытаясь удержать ее. Чтобы заниматься по Айенгару, не нужно быть спортсменом. Айенгар умеет подобрать позы для любого — как для человека, который не в состоянии без посторонней помощи добраться до Института, так и для того, чей уровень подготовки довольно высок. Поначалу мы акцентируем внимание на позах в положении стоя. Это приучает человека соблюдать равновесие и держать прямую осанку. Когда настанет время более сложных поз, его восприимчивость будет уже достаточно тонкой. Чтобы помочь тем, кто не может дотронуться до пола, или выпрямиться, или принять нужную позу, мы используем разного рода подставки, валики, пояса, подстилки. Правильно кружиться трудно, если бедра и колени напряжены, — тогда мы просто поддерживаем человека. Таким образом, недостаточно подготовленные люди могут, не прилагая больших усилий, принять нужную позу и получить от нее максимум пользы. Огромным преимуществом йоги Айенгара является то, что наставники тут имеют высочайшую квалификацию. Курс занятий рассчитан минимум на два года. Большинство же людей двумя годами не ограничиваются, а занимаются четыре, пять лет. Тот курс, который проводится в Сан-Франциско и, возможно, скоро начнется в Нью-Йорке, дает знания по анатомии, физиологии, кинезиологии, философии йоги, а также знакомит с современными техниками учительских тренингов и взаимоотношений ученика и учителя. Тренинги ведутся на профессиональном уровне — почти как в колледже. За более подробной информацией обращайтесь в Институт Йоги Айенгара в Сан-Франциско (тел. 415-753-0909). Крипалвананда Следующим моим собеседником была Деваканья Дж. Парнелл, директор Центра йогической культуры при Центре Крипалу в г. Леноксе (штат Массачусетс). Основателем Крипалу был Ам-рит Десаи, однако жизнь в эту систему вдохнул Крипалвананда, индийский наставник кундалини-йоги, который сначала занимался пранаямой (регуляцией дыхания). Деваканья озадачила меня словами о том, что «большинство поз, заимствованных у индийцев, непригодны для западного человека. Для выполнения поз из кундалини-йоги необходим малый вес тела и длинные конечности. Если этого нет, то становится очень тяжело принимать нужные позы. Крипалу предлагает адаптированный под западный тип тела, темперамента и психологии вариант йоги». Вспомнив, как во время выполнения одной из поз мне позарез понадобилось, чтобы мои руки были сантиметров на 15 длиннее и вдвое сильнее, я с обострившимся вниманием стала прислушиваться к словам Деваканьи. «В изучении йоги Крипалу существует три стадии, — объясняет она. — На первой, сознательной стадии человек учится внимательно следить за своей осанкой, осознавать все нюансы позы, глубоко дышать и согласовывать дыхание с движениями. Позы нужно держать 10 — 20 секунд. Пользу здесь приносит не сила или гибкость, а правильность позы, не борьба с телом, которое ставит ограничители движения, а принятие и уважение его. Вторая стадия (воля и подчинение) предполагает, что человек проведет уже больше времени в той или иной позе. Человек учится направлять свое внимание внутрь и сосредоточиваться на ощущениях (концентрация — дхарана). Когда человек дольше остается в позе, пробуждаются неосознанные страхи и силы противодействия. Не распыляя внимания, пропускайте через сознание крепнущие и изменяющиеся эмоции, устремляйтесь вслед за ними. Когда достигнете порога терпения и столкнетесь с ограничителями, то поймете, каким образом их можно сознательно преодолеть». Это, говорит Деваканья, дает полезный навык того, как в повседневной жизни использовать разные эмоциональные реакции. Третья стадия — это подчинение себя мудрости тела. Позы этой ступени спонтанны, они идут из глубинного телесного знания. Это могут быть традиционные позы или позы совсем вам незнакомые, возникшие как бы сами по себе. «Появившиеся таким образом позы подобны медитации в движении, молитве без слов. Это сама прана (жизненная энергия), ничем не сдерживаемая, порождает движения». Крипалу предлагает группы с разной — слабой, средней и высокой — интенсивностью занятий, в каждой из которых есть еще три описанные выше стадии. Как утверждает Деваканья, во всем этом просматривается компромисс между первоначальной установкой Крипалвананды на работу с праной и особенностями западной психологии. «В теле человека существует тончайший ритмически пульсирующий энергетический поток, который может быть нарушен даже самой незначительной мыслью. Но если вы научитесь сохранять душевное равновесие, то тем самым высвободите огромные запасы праны, которые смогут замедлить процессы старения, укрепить и исправить работу всех систем организма. Таким образом, вы сможете запустить процессы внутреннего исцеления, которые, в свою очередь, помогут вам достичь высших состояний сознания». Центр сообщества Крипалу находится в Леноксе; создана также Ассоциация учителей йоги Крипалу, членами которой являются квалифицированные специалисты, практикующие этот метод. Для получения более подробной информации обращайтесь по тел. 8000-967-3577. Парамаханса Йогананда Йогананда? Немногие из нас связывают с хатха-йогой имя этого высокочтимого наставника из Северной Индии, чья ставшая классикой книга «Автобиография йога»* вот уже полвека побуждает людей к медитации. Курс «Йогические позы для достижения высшего сознания», который ведется в центре «Аняндя» в Неваде (Калифорния), — не что иное, как отголосок его деятельности. Я поговорила с работающей в центре Ананда 18 лет Савит-ри, ныне директором Программы учительских тренингов. Она поведала, что «Йогананда не придавал особого значения хатха-йоге. Во время своих лекций, которые он читал в 1920-х — 1930-х годах, он иногда показывал ученикам некоторые позы, но это не было главным в его учении». Однако один из учеников Йогананды был восхищен упражнениями хатха-йоги, которые демонстрировал учитель, и загорелся желанием развить их в целую систему, состоящую из четырнадцати пунктов. Этот ученик — Дж. Доналд Уолтере, основатель Ананды — запомнил наставления учителя о том, что целью йоги является подготовка человека к самореализации. Система Уолтерса не только представляет Йогические позы во всей их физической многогранности, но и учитывает духовное наполнение каждой из них. Привносит эта система и кое-что новое —например, ментальное подтверждение физического напряжения тела. В данную систему входят также уникальные энергетические упражнения Йогананды. Этот комплекс упражнений Йогананда придумал в 1917г., когда в индийском городе Ранчи открыл первую Школу для мальчиков. Он предлагал ученикам небольшой цикл гимнастических упражнений —и, вместо того чтобы просто прыгать, ученики учились во время движения мысленно направлять энергию в разные части тела.Упражнения эти занимают не больше 15 минут, если знать их на память. Тонко продуманные, они предполагают напряжение и расслабление различных частей организма, циркуляцию по ним сознательно управляемой энергии, а также специальные дыхательные упражнения, сопровождающие процессы напряжения и расслабления. Некоторые из этих упражнений увеличивают частоту пульса, некоторые воздействуют на мозг. Упражнения эти опередили свое время». *«София» готовит к изданию первый полный перевод этой книги. Трудно ли принимать рекомендуемые в Ананде позы? «Нет, эта программа довольно проста, ибо позы эти имеют отношение к медитации, они суть подготовка к ней». Среди преимуществ нашей системы довольно важным является то, что она ориентирована и на духовность; для того, кто развивает не только тело, она окажется настоящей находкой. Другое преимущество в том, что у нас настоящая йоговская община, а не только место, где люди занимаются и слушают лекции. Здесь живут почти 300 человек — и все занимаются медитацией. Вы сможете буквально купаться в духовной атмосфере, постепенно постигая все тонкости этой школы». Записаться на занятия хатха-йогой, а также на одномесячный учительский тренинг Ананды можно в Центре Всепроникающего света в Неваде и в общинах Ананды в Сакраменто, Портленде, Ассизи (Италия). Курс «Йогические позы для достижения высшего сознания» можно прослушать в общине Ананды в Пало-Альто, Сиэтле и Далласе. Телефон для справок: 800-346-5350. Свами рама Свами Рама развеял миф западной науки об ограничениях, существующих в человеческой физиологии, когда в 1970 г. под наблюдением ученых из клиники Меннингера в Топеке (штат Канзас) продемонстрировал, что в состоянии контролировать свою вегетативную нервную систему, — а это, по канонам физиологии, человек сделать не может. Свами Рама, пребывая в ясном сознании, практически полностью остановил свое сердце; от мозга исходили дельта-волны, соответствующие глубокому сну. Этот случай поставил ученых в тупик. Были посрамлены те, кто считал йогов всего лишь кучкой эксцентриков, способных лишь стоять на голове: теперь стало совершенно ясно, что в йоге столько возможностей, что большинство людей на Западе даже предположить не может. Я спросила Ширли Уолтер, возглавляющую Ассоциацию учителей Гималайского института, о том, как отразился эксперимент Свами Рамы 1970-го года на нынешней работе института. «Свами учил, что хатха-йога — это часть длинного пути человека к познанию самого себя. Хатха — не просто набор сложных физических упражнений для спортсменов. Это совершенствование духа посредством тренировки тела. Через телесное сознание мы постигаем сущность тонкой энергии и процесса мышления, затем осознаем, как функционирует нервная система, и становимся необычайно чувствительными к сигналам бессознательного — спящей части нашего мозга. А хатха-йога является подготовкой к такому контролю над собой, она направляет процесс медитации. Для нас не существует безнадежных пациентов. Если приходит слабый, больной человек в плохой физической форме, с негнущимися руками и ногами, мы предлагаем ему целостный цикл упражнений, направленных на то, чтобы раскрепостить суставы, активизировать кровообращение и работу всех желез, отвечающих за состояние здоровья и четкое функционирование систем организма. Регулярное выполнение этих простых упражнений вносит поразительные изменения в самочувствие больного и состояние его здоровья. Желающие могут углубиться в изучение асан. В группах хатха-йоги существует несколько уровней занятий, но, в зависимости от потребностей, одна группа также может быть поделена на несколько подгрупп. Занятия во всех группах для большей эффективности проходят по одному плану, и старшие (наиболее подготовленные) группы объединяются в одну. Во всех группах всегда подчеркивается важность внутренней осознанности и согласованности тела и мозга. Осознанности можно достичь с помощью дыхания — именно оно является мостиком к сознанию и другим тонким материям. По сравнению с другими школами мы уделяем большое внимание дыхательным упражнениям. Наши ученики проходят подробный курс, где учатся работать с дыханием и постигают динамику дыхательного процесса. Большое внимание мы уделяем и технике релаксации. В нашей школе человек вначале практикует асаны для того, чтобы очистить, выпрямить и укрепить свое тело; затем с помощью глубоких систематических релаксаций нужно снять напряжение. Наконец приходит время, когда с помощью дыхания человек изнутри заглядывает в свое сознание и чувства, после чего продолжает движение по 8 ступеням лестницы раджа-йоги. В этом и заключается секрет телесного здоровья. Наша система хатха-йоги рассчитана на то, что человек обретет хорошую форму, но в идеале, на более высоком уровне притязаний, эта система открывает самый безопасный, легкий и надежный путь к тонкому миру, к секретам человеческого тела, психики и души». С йоговскими медитационными программами могут ознакомиться все желающие в любом уголке США. Телефон Гималайского Института: 800-822-4547. Свами Сатчидананда Учение великого мастера Свами Шивананды представляет собой синтез многих направлений йоги. Оно стало известно всему миру благодаря его ученикам, среди которых и такие знаменитые, как Сатчидананда, Чиитананда (бывший президент Общества Божественной жизни) и Вишнудевананда. Свами Сатчидананда стал популярным у родившихся во время «детского бума» американцев, когда в 1962 г. в Вуд стоке занимался деятельностью духовного наставника и целое поколение обучал звуку «Ом». В начале 1970-х его богатое иллюстрациями руководство по интегральной хатха-йоге стало настольной книгой тысяч американских йогов, стремящихся к вершинам развития. Свами Карунанда, возглавляющий йоговскую общину в Бэ-кингеме (штат Вирджиния), поделился соображениями относительно статуса интегральной йоги Сатчидананды в 1990-х годах: «Хатха-йога — это путь, на который ступает большинство людей. Многие сталкиваются с проблемами стрессов, усталости и приходят научиться расслабляться и повысить свой уровень жизненной энергии. В процессе обучения у них пробуждается интерес к основным идеям йоги. Хатха-йога делает здоровым тело, а медитация сосредоточивает, проясняет и успокаивает разум. Все это является великолепной подготовкой к полезной и яркой жизни». Сатчидананда оперирует прилагательными «легкий», «спокойный», «полезный»: тело должно быть легким, разум —спокойным, а жизнь —полезной». «Некоторые школы советуют уделять занятиям хатха-йогой по нескольку часов ежедневно. Мы полагаем, что для хорошей физической формы достаточно получаса хатха-йоги и еще получаса пранаямы и медитации. Хатха-йога — средство, а не цель. У нас мягкий, медитативный метод. Хатха является медитацией для тела, влияющей на нервную и эндокринную системы. Занятия в группах ориентированы на то, чтобы человек в процессе медитации, совершая разные телодвижения, без особого напряжения направлял свое внимание внутрь себя. После сорока минут занятий асанами мы полностью расслабляемся, позволяя энергии свободно циркулировать по телу. Затем следует пранаяма, работа с дыханием. Человек сначала глубоко дышит через рот, потом через нос, тем самым активизируя, а потом уравновешивая и успокаивая энергию в организме. Все это направлено на то, чтобы обеспечить глубокое проникновение внутрь сознания. В конце мы обращаемся к духовному уровню и некоторое время медитируем. В итоге осуществляется выход за пределы и физической, и психической оболочек, туда, где человек обретает истину. Интегральная йога построена на принципе естественного духовного пробуждения силы Кундалини путем постепенного физического и морального очищения. Никаких более сильных методов мы не используем — наш путь нетороплив и безопасен. Целью интегральной йоги является тело, излучающее здоровье и силу, ясный и спокойный разум, острый как бритва ум, железная воля, полное любви и сострадания сердце, яркая жизнь и подлинная самореализация личности», — писал Сат-чидананда 25 лет назад, когда знакомил американцев со своей системой йоги. С тех пор установка не изменилась. За более детальной информацией обращайтесь по тел. 800-858-YOGA. Свами Вишнудевананда Вишнудевананда стал знаменитостью на Западе в 1960 году, когда опубликовал «Иллюстрированную книгу йоги», побудившую тысячи западных йогов овладевать позами, описанными в книге. Руководитель Йоговской общины Шивананды в Вудбурне (штат Нью-Йорк) Шринивасан рассказал, как в наши дни хатха-йога преподается в многочисленных центрах, организованных Свами Вишнудеванандой. «Свами представил Западу хатха-йогу в виде пяти составляющих: надлежащие упражнения (асаны), напрягающие и укрепляющие мускулы и стимулирующие кровообращение; правильное дыхание (пранаяма) для подзарядки и балансировки нервной и тонко организованной дыхательной систем; правильная релаксация (шавасана), нужная для того, чтобы дать остыть мышцам, успокоить дыхание и разум; определенная диета (вегетарианская), развивающая самодисциплину в вопросах питания; позитивное мышление (философия веданты) и медитация (дхиана), отождествление с бессмертной душой. Для начала хатха-йога предлагает действенный метод упорядочивания жизни с целью достижения крепкого здоровья, душевного спокойствия и счастья. Тех, кто захочет пойти дальше, асаны и пранаяма, а также этические дисциплины яма и нияма подготовят к раджа-йоге, йоге самореализации через медитацию и подчинение себе своего сознания. «Занятия хатха-йогой Шивананды четко организованы. В них входят регулярное выполнение дыхательных упражнений, приветствие солнцу (Сурья намаскар), 12 классических йогичес-ких поз и релаксация. В начале и конце каждого занятия звучат мантры и молитвы. Мы поощряем студентов глубже проникаться практикой йоги посредством медитаций, изучения веданты. Все это можно постигать на отдельных курсах или же в наших общинах, где человек окунается в специфическую атмосферу и может изучить все основные йогические дисциплины». Что ожидает новичка, впервые попавшего на занятия хатха-йогой Шивананды? «Хорошо продуманные, гармоничные занятия, которые ведут настоящие специалисты, — занятия эти могут стать как началом пути к новому здоровому образу жизни, так и основой для серьезных тренировок духа», — утверждает Шринивасан. «Мы стараемся, чтобы наши ученики хоть и медленно, но настойчиво продвигались вперед. Новички получают очень серьезную базовую подготовку, и, поскольку у наших учителей йога — это стиль жизни, заинтересованные студенты, пока у них хватает сил и самодисциплины следовать по пути хатха-йоги, могут быть уверены в поддержке наставников». Центр йоги Шивананды устраивает также во всех йоговс-ких общинах четырехнедельные Курсы учительских тренингов. Вишнудевананда и его ученики воспитали более 6 тысяч йогов-наставников. Телефон для справок: 800-783-9642. Йоги Бхайан Рави Сингх, директор нью-йоркского Центра кундалини-йоги, поведал, что этот вид йоги появился в Северной Индии как подспорье для занятых работой отцов семейств, у которых нет возможности несколько часов в день посвящать упражнениям, но которые все же хотят заниматься с большой эффективностью и концентрацией усилий. Первоначально это была закрытая система, рассчитанная на подготовленных учеников. Завесу таинственности приподнял Йоги Бхайан: в 1969 г. он приехал в США и обнародовал это направление йоги; был набран первый учительский курс. «Он считал, что с наступлением Эры Водолея не может быть никаких секретных учений, поэтому и не стал скрывать эту практику». «Кундалини — это биоэнергетическая субстанция бытия, высшая частота праны. Большинство людей используют ее в небольших количествах, достаточных лишь для того, чтобы просто поддерживать существование. Кундалини предлагает реальный способ систематически наращивать уровень этой энергии, постоянно очищать организм. Сюда входит большое число ограничений, основанных на тщательном расчете, поскольку мы имеем дело с нервной и железистой системами. Если правильно выполнять все предписания, то переизбытка энергии не случится. Мы не верим, что энергии может быть слишком много. Большинство жалоб — на состояние внутренней закрепощенности, а отнюдь не открытости. Кундалини — это реализация человеком своего потенциала. И йога ориентирована на то, что это переживание будет положительным. На моих занятиях мы всегда сначала разминаем позвоночник, сгибаясь в пояснице и поворачивая верхнюю часть туловища в стороны. Большое внимание мы уделяем седалищному нерву, и в нашем арсенале много поз на растяжку. Потом следуют упражнения в определенной последовательности. Один день —для печени, на второй день —для раскрытия сердца, на третий — цикл для легких, на четвертый — упражнения, направленные на избавление от страха и гнева. За месяц все органы и чувства оказываются «задействованными». Большую роль в наших занятиях играет тренировка дыхания. Мы много двигаемся. Некоторые не чувствуют никакой пользы от асан, но, когда они начинают двигаться и правильно дышать, результат появляется мгновенно. К дыханию мы подключаем мантры, так что занятие превращается в подвижную медитацию. Очень важна также последовательность упражнений и их сочетаемость: от этого зависит, будет ли результат от всего тренировочного комплекса превосходить результат суммы упражнений, взятых в отдельности друг от друга». Всемирную организацию Йоги Бхайана еще называют организацией трех «С» (сила, счастье, святость). Звоните по тел.310-552-3416, чтобы узнать, какой из филиалов трех «С» находится ближе всего к вам. Жители Нью-Йорка могут обратиться к Рави Сингху (212-475-0212). Как выбрать учителя После того, как я обзвонила множество людей, у меня создалось впечатление, что я лишь слегка коснулась темы о том, какие направления йоги существуют нынче в Соединенных Штатах. Но все же этот короткий обзор поможет вам разобраться, кто есть кто. Если вы озадачены, в какой клуб пойти, позвоните по очереди своим потенциальным учителям и задайте несколько вопросов, чтобы сделать окончательный выбор. Большинство учителей с удовольствием ответят на вопросы и подскажут, куда еще обратиться, если вам не подойдет их группа. Предполагаемому учителю нужно непременно задать такие два вопроса (вопросов может быть, конечно, и больше): 1. «Диплом какой организации Вы имеете?» Конечно, некоторые прекрасные наставники преподают как бы от своего собственного имени, но совсем не помешает поинтересоваться о наличии у учителя диплома. Если наставник не знает, как правильно принять позу и правильно держать ее, или не умеет это объяснить, то ученики могут себе что-то повредить. Диплом же, как правило, предусматривает наличие хотя бы элементарных знаний по анатомии, которые необходимы для обеспечения безопасности занятий. Если вы беременны, если ваши суставы очень плохо сгибаются или у вас еще что-то не в порядке (например, повышенное кровяное давление), сообщите об этом лидеру группы и убедитесь, что он знает, как согласовать все это с занятиями. 2. «Каков Ваш стиль преподавания: мягкий, энергичный или что-то среднее?» Довольно важно знать, какие физические требования будут вам предъявлены. Если вы сейчас в плохой форме или, к примеру, один из позвоночных дисков все время норовит выскочить, то вам, вероятно, будет лучше начать заниматься в группе с мягким, неторопливым режимом работы. Если же вы, наоборот, в великолепной форме и истосковались по быстрым, напряженным, аэробным упражнениям, то и группу себе подбирайте соответствующую. А когда найдете то, что вам нужно, — желаю приятно провести время! Линда Джонсен —автор книг «Дочери богини: святые женщины Индии» и «Живая богиня Индии». Текст перепечатан с разрешения «Йога Интернэшнл» RR 1, Box407, Honesdale, PA 18431, 717-253-4929. «Йога Интернэшнл» ежегодно издает пособия для учителей йоги, которые можно использовать во время занятий. Чтобы получить их бесплатно, звоните по тел. 800-584-6999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Как найти хорошего учителя Сандра Андерсон И так, вы ищете учителя йоги. За последние десятилетия хатха-йога стала такой популярной, что везде, даже в самых маленьких городках, много хороших учителей. Но как среди них найти того, который подходил бы вам? Начните с нескольких минут раздумий: четко сформулируйте, какого результата вы ожидаете от занятий йогой и каким видите своего наставника? У большинства из нас множество целей и ожиданий, причем некоторые из них либо совсем не осознаются, либо, в лучшем случае, с трудом поддаются формулированию. Хорошо, если есть одна-две основные задачи. Так, если вы хотите избавиться от болей в спине или мигреней или исправить искривленный позвоночник, спросите у своих возможных преподавателей, имели ли они уже дело с такими недугами. Если вы хотите снять стресс, то, скорей всего, нужно обратиться к учителю, который большое внимание уделяет дыханию, технике релаксации и медитации. Если же вашими приоритетами являются сила и гибкость, то нужно искать энергично занимающуюся группу, • Не стесняйтесь спрашивать учителей об их квалификации, о том, какую философию они исповедуют и о стиле их преподавания. Хорошие учителя только приветствуют подобные вопросы, а по их ответам вы сразу поймете, интересует вас этот человек или нет. •Выбирайте того, кто сам хорошо тренирован. Хатха-йога ведь изучается не по книгам или видеокассетам. Хорошие учителя, вне зависимости от своего уровня знаний и школы, имеют своего учителя (учителей) и ведут образ жизни сообразно какому-то направлению. Будьте осторожны с теми, что признаются, что они — самоучки. •Посетите занятия в нескольких разных группах у разных учителей и посмотрите, что подходит вам больше всего. Если Вы совсем новичок в хатха-йоге, то может пройти не которое время, прежде чем вы остановите свой выбор на чем-то. Возможно, уже выбрав группу, вы со временем захотите сменить ее, так как ваши требования поменяются. Например, посещая занятия, развивающие силу и гибкость, вы вдруг осознаете, что вас больше привлекает тренинг углубления внутреннего сознания. Хатха-йога результативна и динамична: она поднимает планку занятий и меняется сама по мере роста ваших возможностей. •Будьте практичны при выборе группы. Если нет веских причин битый час ехать в час пик через весь город именно в этот центр, выберите себе другую группу, которая будет больше вам подходить. Так вы получите ту же пользу от упражнений, но вам не придется измышлять способы, как попасть на занятие. •Будьте добры к себе. Йога должна требовать определенных усилий, но она также должна быть и увлекательным занятием. Если чувствуете себя подавленно или не в своей тарелке, просто понаблюдайте за всем. После общения с хорошим учителем у вас появится вдохновение. Вы успокоитесь и обретете внутреннюю гармонию. Вас должно тянуть на те занятия, где вам хорошо, несмотря на то, что там приходится напрягаться как физически, так и морально. Уважайте свои чувства. •И, наконец, последний и, быть может, самый главный вопрос. Чувствуете ли вы к этому учителю уважение? Хотите ли быть таким, как он? Есть ли уверенность, что он или она сможет помочь вам в достижении цели: ведь вы можете обнаружить, что ваши цели на самом деле более глобальны, чем те, с которых вы начинали. Если учитель действительно вам подходит, то каждое занятие будет восприниматься как подарок. И, конечно же, вы не пропустите ни одного урока.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.016 с.) |