ТОП 10:

Признак - Разобщенность людей джахилии в поклонении и в религии.




Сказал шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб (да смилуется над ним Всевышний Аллах):
Они, т.е. люди джахилии, были разрознены в своей религии, как сказал Всевышний:

﴿كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ﴾


«Каждая из сект радуется тому, что имеет». (Сура ар-Рум, аят 32)
Точно также они были разрознены в их мирской жизни, и считали что это и есть правильно, а Аллах установил единство в религии, сказав:

﴿شَرَعَ لَكُمْ مِنْ الدِّينِ مَا وَصَّى بِهِ نُوحًا وَالَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَمَا وَصَّيْنَا بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى وَعِيسَى أَنْ أَقِيمُوا الدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُوا فِيهِ﴾


«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: "Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее"». (Сура аш-Шура, аят 13)
А также:

﴿الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا لَسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ﴾


«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты». (Сура аль-Ан’ам, аят 159)
И запретил нам Всевышний Аллах уподобляться им, сказав:

﴿وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَهُمْ الْبَيِّنَاتُ﴾


«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения».(Сура али Имран, аят 105)
И также запретил нам Всывышний Аллах раскол в мирской жизни, сказав:

﴿ وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا﴾


«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». (Сура али Имран, аят 103)

Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Это второй вопрос, в котором возразил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) людям джахилийи. Люди джахилийи были разрознены, как в религии, так и в мирской жизни. Их качествами были раскол и разногласие, как об этом сказал Всевышний Аллах:

﴿وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ ﴾


«Не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет». (Сура ар-Рум, аяты 31-32)
Это качество людей джахилийи: иудеев, христиан и идолопоклонников. У каждого была своя религия, к которой он призывал. Христиане призывали к христианству, а иудеи к иудаизму, причем и те, и другие считали друг друга неверными. Всевышний Аллах сказал об этом:

﴿َوَقَالَتِ الْيَهُودُ لَيْسَتِ النَّصَارَى عَلَىَ شَيْءٍ وَقَالَتِ النَّصَارَى لَيْسَتِ الْيَهُودُ عَلَى شَيْءٍ وَهُمْ يَتْلُونَ الْكِتَابَ كَذَلِكَ قَالَ الَّذِينَ لاَ يَعْلَمُونَ مِثْلَ قَوْلِهِمْ ﴾


«Иудеи сказали: "Христиане не следуют прямым путем". А христиане сказали: "Иудеи не следуют прямым путем". Все они читают Писание, но слова невежественных людей похожи на их слова». (Сура аль-Бакара, аят 113)
То есть их слова похожи на слова многобожников. У многобожников не было никакого Писания, но они также называли друг друга неверными. Всевышний Аллах сказал:

﴿فَاللّهُ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فِيمَا كَانُواْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ﴾


«В День воскресения Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях». (Сура аль-Бакара, аят 113)
Всевышний Аллах разъяснит в Судный День кто на истине, а кто на лжи, и каждому будет воздано в соответствии с его делами. Религия Всевышнего Аллаха - она одна. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾


«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Сура аз-Зарийат, аят 56)
А также:

﴿يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾


«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы устрашитесь». (Сура аль-Бакара, аят 21)
Религия Всевышнего Аллаха едина для всех людей - для иудеев, христиан, идолопоклонников, арабов и неарабов. Это поклонение Ему Одному без придания сотоварищей. Но люди джахилийи раскололи свою религию и у каждой группы появилась своя религия, которая отличалась от другой. Иудеи разногласили между собой, также и христиане разногласили между собой, и у них это осталось до сегодняшнего дня.
Также и арабы-идолопоклонники были разрознены в своем поклонении. Некоторые из них поклонялись солнцу, другие поклонялись луне, третьи - идолам, четвертые - ангелам, были и такие, которые поклонялись святым и праведникам, а также были те, кто поклонялся камням и деревьям.
Таково было положение людей джахилийи из числа людей Писания и тех, кому не было даровано Писаний. Их не объединяла одна религия. Они были расколоты на партии /хизб/ и Всевышний Аллах сказал об этом:

﴿كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ ﴾


«Каждая из сект радуется тому, что имеет». (Сура ар-Рум, аят 32)
Это на самом деле наказание и искушение, когда человек радуется той лжи, которой придерживается. А на самом деле, должно быть наоборот. Человек должен бояться заблуждения и отклонения от прямого пути, должен бояться гибели, а эти наоборот радовались:

﴿كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ ﴾


«Каждая из сект радуется тому, что имеет». (Сура ар-Рум, аят 32)
Они не смотрят на свои убеждения, не задумываются это истина или ложь. Самое главное для них - это то, что они на религии своих отцов, своих дедов, своего народа и своих близких. Их не волнует это правильно или неправильно. Это действительно наказание, так как человек радуется лжи и довольствуется ею.
Это признак людей джахилийи и Всевышний Аллах запретил нам это. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا ﴾


«Не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами». (Сура ар-Рум, аят 31-32)
А также:

﴿إِنَّ الَّذِينَ فَرَّقُواْ دِينَهُمْ وَكَانُواْ شِيَعًا لَّسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ إِنَّمَا أَمْرُهُمْ إِلَى اللّهِ ثُمَّ يُنَبِّئُهُم بِمَا كَانُواْ يَفْعَلُونَ ﴾


«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали». (Сура аль-Ан’ам, аят 159)
А также:

﴿شَرَعَ لَكُمْ مِنْ الدِّينِ مَا وَصَّى بِهِ نُوحًا وَالَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَمَا وَصَّيْنَا بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى وَعِيسَى أَنْ أَقِيمُوا الدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُوا فِيهِ﴾


«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: "Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее"». (Сура аш-Шура, аят 13)
Это то, что установил Всевышний Аллах. Необходимо соблюдать ту религию, которая была заповедана Нуху, Ибрахиму, Мусе, Исе и Мухаммаду (саляЛлаху уа салляма ’алейхим аджма’ин). Это религия всех пророков, но упомянуты только эти пять пророков, потому что они лучшие из посланников и они обладатели твердой решимости. Всевышний Аллах взял завет со всех посланников, но особенно взял завет с этих пяти. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَإِذْ أَخَذْنَا مِنَ النَّبِيِّينَ مِيثَاقَهُمْ وَمِنكَ وَمِن نُّوحٍ وَإِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ وَأَخَذْنَا مِنْهُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا ﴾


«Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям. Мы заключили с ними суровый завет». (Сура аль-Ахзаб, аят 7)
У всех посланников одна религия - это поклонение одному Всевышнему Аллаху, не придавая Ему ничего в сотоварищи. Эта религия не приемлет разногласий и расколов. Невозможно такое, что у каждого будет своя религия. Религия одна для всех творений, как сказал Аллах:

﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾


«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Сура аз-Зарийат, аят 56)
Для всех джиннов и людей только одна религия, а это религия таухида. Аллах разъяснил эту религию через посланников. Всевышний Аллах ниспослал Писания и отправил посланников, и сказал: «Вот это религия! Вот так нужно поклоняться!» Поклонение устанавливается только Аллахом /таукъифия/. Люди не имеют права устанавливать себе религию. Это только право Всевышнего Аллаха. Поэтому Всевышний Аллах говорит:

﴿أَمْ لَهُمْ شُرَكَاء شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ ﴾


«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (Сура аш-Шура, аят 21)
Это порицание от Всевышнего Аллаха. Религия - это то, что Он установил в Писаниях и то, что передал людям через посланников. А миссия посланников - это донесение того, что Аллах установил для Своих рабов. Сами посланники поклоняются Аллаху только так, как Он установил.
Всевышний Аллах сказал:

﴿وَلاَ تَكُونُواْ كَالَّذِينَ تَفَرَّقُواْ وَاخْتَلَفُواْ مِن بَعْدِ مَا جَاءهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَأُوْلَئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴾


«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения». (Сура али Имран, аят 105)
Это запрет уподобляться людям джахилийи, которые раскололи свою религию и впали в противоречия. Они раскололись не по причине невежества, а по причине своих страстей. Они оставили Писания и последовали за страстью. Всевышний Аллах не оставил людей без доводов, Он ниспослал Писания и отправил посланников. Всевышний Аллах говорит:

﴿فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَن تَبِعَ هُدَايَ فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ وَالَّذِينَ كَفَرواْ وَكَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا أُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ﴾


«Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно». (Сура аль-Бакара, аяты 38-39)
Всевышний Аллах не оставил людей просто так. Он низвел на землю Адама (мир ему) и не оставил людей без религии и без пророка. Всевышний Аллах все время посылал Своих посланников, устанавливая Свою религию, вплоть до последнего посланника (мир ему и благословение Аллаха). Шариат Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) будет до Судного Дня. Он основывается на Коране и Сунне. Не было такой эпохи, в которой не было бы религии Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَإِن مِّنْ أُمَّةٍ إِلَّا خلَا فِيهَا نَذِيرٌ﴾


«И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель». (Сура Фатыр, аят 24)
А также:

﴿رُّسُلاً مُّبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ لِئَلاَّ يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ ﴾


«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха». (Сура ан-Ниса, аят 165)
А также:

﴿أَن تَقُولُواْ مَا جَاءنَا مِن بَشِيرٍ وَلاَ نَذِيرٍ فَقَدْ جَاءكُم بَشِيرٌ وَنَذِيرٌ﴾


«Дабы вы не говорили: "К нам не приходил добрый вестник и предостерегающий увещеватель". Добрый вестник и предостерегающий увещеватель уже явился к вам». (Сура аль-Маида, аят 19)
Всевышний Аллах предъявил довод творениям. Но люди джахилийи противостояли тому, с чем приходили посланники, из-за своего упрямства и следования страстям. Особенно иудеи и христиане, которые знали. Поэтому они названы людьми Писания и это, как порицание для них. То есть они люди Писания, люди знания, но несмотря на это они возразили приказу Аллаха и последовали за своими страстями. Всевышний Аллах запретил нашей умме следовать по пути джахилийи. Он приказал крепко схватиться за религию, ниспосланную Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), схватиться за тот путь, по которому шли сподвижники и праведные халифы. Это та религия, за которую нам обязательно держаться, вплоть до Судного Дня. А если возникают разногласия в чем-то, необходимо вернуться к Корану и Сунне. Всевышний Аллах говорит:

﴿فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ﴾


«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день». (Сура ан-Ниса, аят 59)
Конечно люди впадают в разногласия, но Всевышний Аллах приказал вернуться к Корану и Сунне, если мы разногласим и не знаем, кто прав. Если Коран и Сунна свидетельствуют о чем-то, что это истина, то мы берем это. А если наоборот, значит оставляем это, потому что цель верующего - это следование за истиной. Нельзя преследовать такие цели, как победа в споре, возвеличивание предков или шейхов. Не подобает это мусульманину. Милость Аллаха для нас - это Коран и Сунна. Он оставил среди нас то, что поможет нам разрешить споры и вернуться к истине. Поэтому Он сказал:

﴿وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ ﴾


«Крепко держитесь за вервь Аллаха». (Сура али Имран, аят 103)
Речь идет о Книге Аллаха. И дальше Аллах говорит:

﴿ وَلاَ تَفَرَّقُواْ وَاذْكُرُواْ نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَىَ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا ﴾


«И не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее». (Сура али Имран, аят 103)
То есть они были на религии джахилийи, а Аллах спас их, дав им Ислам и Коран. Благодарите же Аллаха! Писание Аллаха - это Его вервь, протянутая нам. Кто схватится за нее, тот спасется, а кто упустит ее, тот погибнет.
Это рассказ Аллаха о том, на чем стояли люди джахилийи. Он сказал:

﴿فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ ﴾


«Они внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет». (Сура ар-Рум, аят 32)
Всевышний Аллах запретил нам уподобляться им. А затем Он приказал нам держаться за Книгу, потому что в ней защита от разногласий и гибели. Нет другого спасения, кроме как схватиться за Книгу Аллаха и за сунну Его пророка (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому Аллах говорит:

﴿ وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا﴾


«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». (Сура али Имран, аят 103)
А люди джахилийи были разрознены в своей религии, как об этом сказал Всевышний:

﴿كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ ﴾


«Каждая из сект радуется тому, что имеет». (Сура ар-Рум, аят 32)
Также они были разделены и в мирской жизни. Потому что правило гласит: «Кто теряет религию, тот теряет и мирскую жизнь». Каждое племя считали для себя дозволенным кровь и имущество другого племени.
Таково было положение арабов до прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они потеряли религию и потому лишились мирской жизни. Постоянными спутниками их жизни были страх, тревога и голод. В эпоху джахилийи были постоянные войны. Даже родственные роды сражались друг с другом. Например, Аус и Хазрадж - два мединских племени, которые были родственниками. Можно даже сказать, что они были одним племенем. Но между ними шли войны, которые длились десятки лет. Между ними даже была война, которая длилась сто лет. Эту войну разожгли иудеи. Когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сделал хиджру в Медину, Аллах объединил эти два племени, погас огонь войны и мусульмане стали братьями. Именно об этом идет речь в словах Аллаха:

﴿ وَاذْكُرُواْ نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا ﴾


«Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями». (Сура али Имран, аят 103)
Всевышний Аллах сплотил их сердца на Исламе. Погас огонь войны, которая длилась много лет и пришла в норму их мирская жизнь. Точно также исправилась мирская жизнь других арабских племен после вхождения в Ислам. Их жизнь и имущество были в полной безопасности. Они смогли передвигаться по земле без страха.
Также Всевышний Аллах сказал о людях джахилийи:

﴿الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا لَسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ﴾


«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты». (Сура аль-Ан’ам, аят 159)
Это отречение от тех, которые раскололи свою религию и стали сектами. Потому что шариат требует только одну религию. Люди должны быть единой общиной, сплоченной на одной религии.
Разногласия делятся на два вида:
1 - Разногласие в религии, то есть в вероубеждении и в поклонении.
Конечно же, такие разногласия запрещены и порицаемы. Потому что религия Всевышнего Аллаха, это не место для собственных суждений. Религия устанавливается только Аллахом. Мы обязаны держаться за то, что установил Аллах в религии. Поклонение Аллаху - /таукъифия/, то есть если нет довода на какое-либо дело, необходимо оставить его. От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.
Также он сказал: «Сторонитесь новшеств, поистине, каждое такое деяние – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне!» Насаи, 3/209-210; Абу Дауд, 4607; Ибн Маджах, 42; Тирмизи, 2681.
Поэтому в вопросах поклонения и вероубеждения нет места для разногласий. В этих вопросах мы следуем за текстами Корана и Сунны в понимании сподвижников.
2 - Разногласие в вопросах фикха.
В этих вопросах есть место для /иджтихада/. Разногласие связано с извлечением постановлений /хукм/ из доводов. Однако, если в каком-то вопросе есть единогласное мнение ученых, то не разрешается противоречить этому. Но, если нет единогласного мнения, то не порицается делать /иджтихад/ в таких вопросах. Всевышний Аллах дал каждому ученому свое особое понимание. /Иджтихад/ был во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и это известно, но это не было разногласием в вероубеждении и в религии. Это разногласие в некоторых вопросах фикха. Со времен пророка (мир ему и благословение Аллаха) ученые делали /иджтихад/ и иногда разногласили.
/Иджтихад/ в вопросах фикха делится на два вида:
1 - Если у одной из сторон есть довод /далиль/, то обе стороны обязаны схватиться за этот довод и оставить то мнение, которое не подкреплено доводом. То есть мнения ученых должны подкрепляться доовдом. Если пришел довод, то необходимо взять его и оставить все то, что ему противоречит. Если мнение ученого противоречит доводу, то ученый должен вернуться у истине. Ему нельзя оставаться на своем ошибочном мнении и нам запрещено следовать за ним в этом ошибочном мнении. Именно это говорили имамы: «Сверяйте все наши мнения с Кораном и Сунной».
Сказал имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах): «Если придет хадис от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то примите его! Если придет сообщение от сподвижника, то примите его! А если придет сообщение от тех, кто после них, то мы люди и они люди».
Сказал имам Малик (да смилуется над ним Аллах): «Мнение каждого из нас может быть опровергнуто, кроме того, кто лежит в этой могиле», имея ввиду посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Также он говорил: «Неужели каждый раз, когда придет человек, искуссный в споре, мы будет оставлять то, с чем пришел Джибриль к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха)?» Также он говорил: «Исправить положение конца этой уммы может только то, что исправило положение начала этой уммы». Начало этой уммы исправила Книга Аллаха и сунна посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Сказал имам аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах): «Мусульмане единогласны в том, что если кому-то стала ясна сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он не имеет права оставить ее из-за чьего-либо мнения». А также: «Если мои слова противоречат словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), то отбросьте мое мнение». А также он сказал: «Любой достоверный хадис - это и есть мой мазхаб».
Сказал имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах): «Я удивляюсь людям, которые знают иснад и достоверность (хадиса), а потом следуют за мнением Суфйана! А Всевышний Аллах сказал:

﴿فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ﴾


"Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение /фитна/ или не постигли их мучительные страдания". (Сура ан-Нур, аят 63)
А ты знаешь, что такое искушение /фитна/? Искушение /фитна/ - это ширк. Потому что если человек оставит что-то из слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), то его сердце отклонится и тогла он погибнет».
Таковы слова имамов-муджтахидов. Они совершали /иджтихад/ на основе знания, но никогда не приписывали себе безошибочность. Напротив, они заповедали брать только те их мнения, которые соответствуют доказательствам. Поэтому если ханбалит увидел, что у шафи’ита есть довод, то он должен брать мнение шафи’ита. Если шафи’ит увидел, что у ханафита есть довод, то он должен брать мнение ханафита. Если маликит увидел, что у ханбалита есть довод, то он должен взять мнение ханбалита. Потому что наша цель - это следование за доказательствами. Точно также говорили ибн Теймия, ибн уль-Къайим и Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб: «Посмотрите на мнения ученых и возьмите только те, которые подкреплены доводом». Таков путь ахлю-сунна уаль-джама’а. Но это не значит, что мы не признаем мазхабы. Напротив, мы берем много пользы из мазхабов, но следуем за доводами. Если не знаешь довода, то спроси у ученого. Всевышний Аллах сказал:

﴿ فَاسْأَلُواْ أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ ﴾


«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания». (Сура ан-Нахль, аят 43)

2 - Если ни у одной стороны нет явного довода, то не порицается /иджтихад/. Человек должен взвесить, что ближе к истине и последовать за этим. Последователи четырех имамов братья и они были братьями во все времена.
Также хотелось бы напомнить, что если люди в какой-то местности объединились на мнении, которое не противоречит доводу, то не следует разрушать их единства.

Разъясняет шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх: Люди джахилийи были разрознены в религии и в мирской жизни. Они считали раскол чем-то величественным и почетным. У каждого была своя религия. Одни поклонялись ангелам, другие - праведникам, третьи поклонялись джиннам. Одни из них отрицали воскрешение, другие отрицали послание, а третьи обожествляли Ису (мир ему). Также единства не было и в мирской жизни. Всевышний Аллах установил для нас религию, которая объединяет нас. Он сказал:

﴿ شَرَعَ لَكُمْ مِن الدِّينِ مَا وَصَّى بِهِ نُوحًا وَالَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَمَا وَصَّيْنَا بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى وَعِيسَى أَنْ أَقِيمُوا الدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُوا فِيهِ﴾


«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: "Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее"». (Сура аш-Шура, аят 13)
Сказал шейх уль-Ислам Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб (да смилуется над ним Аллах): «Очень важной основой, к которой призывали пророки, была единая религия, которая призвана объединить всех». Необходимо соблюдать религию верно, объединившись на Единобожии. Единобожие - это то, к чему призывал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Не должно существовать земель многобожия. Не должны мусульмане мириться с ширком, который подрывает саму основу религии. Если люди расколоты в религии, то, нет сомнения в том, что наступит раскол и в мирской жизни. Когда многобожники раскололись в своей религии, то наступил раскол и в мирской жизни. И наоборот, раскол в мирской жизни приводит к расколу в религии. Всевышний Аллах приказал избегать раскола и в религии, и в мирской жизни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Единство - это милость, а раскол - это наказание». См. «Сахих аль-Джами’», 3109 Под единством подразумевается единство в мирской жизни и единство в религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возразил людям джахилийи, которые были расколоты в своей религии. Он сказал им, что должна быть только одна религия. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَهُمْ الْبَيِّنَاتُ﴾


«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения». (Сура али Имран, аят 105)
Всевышний Аллах ниспослал это в качестве обращения к сподвижникам, указывая на то, что иудеи и христиане раскололись более чем на 70 групп. Иудеи раскололись на 71 группу, а христиане на 72. И Всевышний Аллах в этом аяте запретил нам такой раскол. Всевышний Аллах приказывает нам объединиться на таухиде и схватиться за вервь Аллаха. Он запретил нам раскол и приказал держаться за слова таухида.
А в другом аяте Всевышний Аллах говорит:

﴿وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا﴾


«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». (Сура али Имран, аят 103)
Этот аят указывает на единство в мирской жизни. Одни подчиняются одному, вторые - другому, у третьих своя группа. Это и есть раскол! Всевышний Аллах запретил раскалываться на секты. Он сказал:

﴿كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ﴾







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.011 с.)