ТОП 10:

Чтение книги «Маса'илюль-джахилийа»



МАСА'ИЛЮЛЬ-ДЖАХИЛИЙА

 

بسم الله الرحمن الرحيم

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

شرح مسائل الجاهلية

 

لشيخ الإسلام محمد بن عبد الوهاب - رحمه الله

 

شرحاه

 

فضيلة الشيخ صالح بن فوزان بن عبد الله الفوزان - حفظه الله

 

فضيلة الشيخ صالح بن عبدالعزيز آل الشيخ - حفظه الله

Чтение книги «Маса'илюль-джахилийа»

Шейхуль-Исляма Мухаммада ибн ’Абдуль-Уаххаба (да помилует его Аллах)
с разъяснениями
шейха Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузана (да хранит его Аллах)
шейха Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейха (да хранит его Аллах)

 

Подготовил: Абу Яхъя Крымский

Тема этой книги чрезвычайно важна, потому что некоторые черты эпохи невежества сохранились, по сей день. Есть много людей, призывающих к этим ошибочным верованиям и обычаям, например, вводящих религиозные новшества и потакающих своим желаниям.
Слово “масаиль” здесь обозначает различные аспекты верований, деяний, высказываний, идеологий и обычаев, которых придерживались люди периода невежества.
Слово “джахилийа” обозначает период, предшествовавший появлению Ислама. Это понятие произошло от слова “джахль”, означающего “невежество”, потому что взгляды, которых придерживались люди в тот период либо вообще не опирались на небесное руководство, либо основывались на искаженных представлениях о прежних писаниях. Аллах назвал так тот период, подчеркивая Свое недовольство верованиями, деяниями и принципами этих людей. Он осудил и отверг эти заблуждения в Своем писании.

Признак - Слепое подражание и его вредные последствия.


Их религия, т.е. религия людей джахилии, строилась на принципах. Самым главным из них был принцип слепого подражания. Это было самой большой основой всех неверных, первых и последних, как сказал Всевышний:

﴿وَكَذَلِكَ مَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ فِي قَرْيَةٍ مِّن نَّذِيرٍ إِلَّا قَالَ مُتْرَفُوهَا إِنَّا وَجَدْنَا آبَاءنَا عَلَى أُمَّةٍ وَإِنَّا عَلَى آثَارِهِم مُّقْتَدُونَ ﴾


«Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: "Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам"». (Сура аз-Зухруф, аят 23)
А также:

﴿وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا وَجَدْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا أَوَلَوْ كَانَ الشَّيْطَانُ يَدْعُوهُمْ إِلَى عَذَابِ السَّعِيرِ ﴾


«Когда им говорят: "Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!". - они говорят: "О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы". А если дьявол позовет их к мучениям в Пламени?» (Сура Лукман, аят 21)
И пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, со словами от Аллаха:

﴿قُلْ إِنَّمَا أَعِظُكُم بِوَاحِدَةٍ أَن تَقُومُوا لِلَّهِ مَثْنَى وَفُرَادَى ثُمَّ تَتَفَكَّرُوا مَا بِصَاحِبِكُم مِّن جِنَّةٍ ﴾


«Скажи: "Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. Ваш товарищ не является бесноватым"». (Сура Саба, аят 46)
А также:

﴿اتَّبِعُواْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلاَ تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِ أَوْلِيَاء قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ ﴾


«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (Сура аль-А’раф, аят 3)

Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Люди джахилийи не следовали тому, с чем пришли посланники. Они строили свою религию на определенных принципах, которые сами придумали. Одним из этих принципов было слепое следование /такълид/. Они слепо подражали даже тем, кто вообще не был этого достоин. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَكَذَلِكَ مَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ فِي قَرْيَةٍ مِّن نَّذِيرٍ إِلَّا قَالَ مُتْرَفُوهَا إِنَّا وَجَدْنَا آبَاءنَا عَلَى أُمَّةٍ وَإِنَّا عَلَى آثَارِهِم مُّقْتَدُونَ ﴾


«Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: "Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам"». (Сура аз-Зухруф, аят 23)
Изнеженные роскошью жители - это богатые люди, потому что такие люди зачастую являются людьми зла и они отрицают истину. А напротив, бедные люди зачастую отличаются стеснительностью и принимают истину. И вот люди, изнеженные роскошью, обязательно говорили:

﴿إِنَّا وَجَدْنَا آبَاءنَا عَلَى أُمَّةٍ ﴾


«Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути». (Сура аз-Зухруф, аят 23)
То есть им не нужно то, с чем пришли к ним посланники. Они утверждали, что у них нет нужды в посланниках. Это и есть слепое следование. А слепое следование из дел джахилийи.
Следование за кем-то в добре является хорошим делом. Юсуф (мир ему) сказал:

﴿َاتَّبَعْتُ مِلَّةَ آبَآئِي إِبْرَاهِيمَ وَإِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ مَا كَانَ لَنَا أَن نُّشْرِكَ بِاللّهِ مِن شَيْءٍ ﴾


«Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йакуба. Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха». (Сура Йусуф, аят 38)
Всевышний Аллах также сказал:

﴿ وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ ﴾


«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние». (Сура ат-Тауба, аят 100)
Но людям джахилийи сказал Всевышний Аллах:

﴿وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللّهُ قَالُواْ بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ شَيْئاً وَلاَ يَهْتَدُونَ ﴾


«Когда им говорят: "Следуйте тому, что ниспослал Аллах", - они отвечают: "Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов". А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (Сура аль-Бакара, аят 170)
Тот, кто ничего не разумеет и не следует прямым путем, разве он может быть примером для подражания? Примером для подражания может быть лишь тот, кто разумеет и следует прямым путем. Поэтому слепое подражание из дел джахилийи. Это фанатичная приверженность /та’асуб/. Пример для подражания - это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Затем шейх привел слова Всевышнего Аллаха:

﴿وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا وَجَدْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا أَوَلَوْ كَانَ الشَّيْطَانُ يَدْعُوهُمْ إِلَى عَذَابِ السَّعِيرِ ﴾


«Когда им говорят: "Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!". - они говорят: "О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы". А если дьявол позовет их к мучениям в Пламени?» (Сура Лукман, аят 21)
Последуете за ними в Огонь? Разумный человек никогда не сделает такого.
Затем шейх привел слова Всевышнего Аллаха:

﴿قُلْ إِنَّمَا أَعِظُكُم بِوَاحِدَةٍ أَن تَقُومُوا لِلَّهِ مَثْنَى وَفُرَادَى ثُمَّ تَتَفَكَّرُوا مَا بِصَاحِبِكُم مِّن جِنَّةٍ ﴾


«Скажи: "Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. Ваш товарищ не является бесноватым"». (Сура Саба, аят 46)
А также:

﴿اتَّبِعُواْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلاَ تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِ أَوْلِيَاء قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ ﴾


«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (Сура аль-А’раф, аят 3)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел к ним с этим аятом, а они говорили: «Мы будем крепко держаться религии наших отцов и не подчинимся тебе». Всевышний Аллах призвал их встать группами или по одному и посмотреть на то, к чему их призывают. Если это истина, то вы обязаны за ней следовать. Нет места страстям и ослушанию, необходимо желать только истины. Они говорят, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сумашедший, но это не так. Напротив, он самый разумный, исркенний и знающий среди всех творений. Посмотрите на его разум и на его поведение. Разве так ведут себя безумцы? Всевышний Аллах говорит:

﴿إِنْ هُوَ إِلَّا نَذِيرٌ لَّكُم بَيْنَ يَدَيْ عَذَابٍ شَدِيدٍ ﴾


«Он лишь предостерегает вас перед наступлением тяжких мучений». (Сура Саба, аят 46)
То есть, если вы не уверуете и не последуете за ним, то падет на вас великая кара. А он пришел искренним к вам, он хочет для вас блага и спасения. Он хочет для вас счастья в обоих мирах, а вы считаете его безумным?
Поэтому каждый разумный человек должен объективно анализировать слова людей. Необходимо отличать ошибки от правды, принимать истину и отвергать ложь. Слепое подражание не должно тебя подтолкнуть ко лжи.

 

Признак - Отрицание людьми джахилии истины и признание ими лжи.


Все вышеприведенное строится на правиле: отрицание и утверждение. Они следуют за страстью и за предположениями, и отворачиваются от того, с чем пришли посланники.

Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Все вышеприведенные вопросы, о которых говорил шейх, строились на отрицании и утверждении. Люди джахилийи утверждали то, что отрицал Всевышний Аллах и, наоборот, отрицали то, что утвердил Аллах. Всевышний Аллах отрицает ширк и утверждает таухид, приказывая его соблюдать. А люди джахилийи, наоборот, утвердили ширк и отвергли таухид. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَالَّذِينَ آمَنُوا بِالْبَاطِلِ وَكَفَرُوا بِاللَّهِ أُوْلَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ ﴾


«Те же, которые уверовали в ложь и не уверовали в Аллаха, непременно окажутся в убытке». (Сура аль-’Анкабут, аят 52)
Ведь, на самом деле, вера в ложь отрицается, а они, наоборот, в нее уверовали. На самом деле, вера в Аллаха утверждается, однако они не уверовали в Него.
Это основа джахилийи. Кто придает Аллаху сотоварищей, тот отрицает то, что утвердил Аллах и утверждает то, что Он отрицает. Тоже самое касается тех, кто называют дозволенное запретным, а запретное дозволенным. Тоже самое касается тех, кто враждует с единобожниками и любит многобожников.

 

 

МАСА'ИЛЮЛЬ-ДЖАХИЛИЙА

 

بسم الله الرحمن الرحيم

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

شرح مسائل الجاهلية

 

لشيخ الإسلام محمد بن عبد الوهاب - رحمه الله

 

شرحاه

 

فضيلة الشيخ صالح بن فوزان بن عبد الله الفوزان - حفظه الله

 

فضيلة الشيخ صالح بن عبدالعزيز آل الشيخ - حفظه الله

Чтение книги «Маса'илюль-джахилийа»

Шейхуль-Исляма Мухаммада ибн ’Абдуль-Уаххаба (да помилует его Аллах)
с разъяснениями
шейха Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузана (да хранит его Аллах)
шейха Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейха (да хранит его Аллах)

 

Подготовил: Абу Яхъя Крымский

Тема этой книги чрезвычайно важна, потому что некоторые черты эпохи невежества сохранились, по сей день. Есть много людей, призывающих к этим ошибочным верованиям и обычаям, например, вводящих религиозные новшества и потакающих своим желаниям.
Слово “масаиль” здесь обозначает различные аспекты верований, деяний, высказываний, идеологий и обычаев, которых придерживались люди периода невежества.
Слово “джахилийа” обозначает период, предшествовавший появлению Ислама. Это понятие произошло от слова “джахль”, означающего “невежество”, потому что взгляды, которых придерживались люди в тот период либо вообще не опирались на небесное руководство, либо основывались на искаженных представлениях о прежних писаниях. Аллах назвал так тот период, подчеркивая Свое недовольство верованиями, деяниями и принципами этих людей. Он осудил и отверг эти заблуждения в Своем писании.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.008 с.)