Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итого: до выхода на зачет или экзамен – до 70 баллов (максимально)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ШКАЛА ОЦЕНОК ЭКЗАМЕНА
«отлично» - до 30 баллов «хорошо» - до 20 баллов «удовлетворительно» - до 15 баллов
Итоговое количество складывается из баллов, накопленных в течение семестра и баллов, полученных на экзамене (зачете) В течение семестра максимальное количество баллов – 70 Экзамен -30 В итоге 100 б.
Итоговая оценка (ставится в зачетку и в ведомость) 100 -85 баллов – «отлично» 84-70 баллов – «хорошо» 69-55 баллов – «удовлетворительно» Менее 55 баллов – «неудовлетворительно»
7. Рекомендации к самостоятельной работе студентов Приступая к самостоятельному анализу форм музыкальных произведений, студентам необходимо изучить лекционный материал по данной теме, законспектировать дополнительный материал по указанным педагогом учебным пособиям. Примеры для анализа – см. Приложение. Качественному анализу музыки способствует прослушивание и проигрывание произведения. В помощь по самостоятельной работе студентов по темам курса даются примерные планы анализа композиций (структурного анализа) музыкальных форм, а также примерные планы целостных анализов музыкальных форм. Изучая тему «период», следует обратить внимание на то, что основными разновидностями не исчерпываются формы изложения тем в музыке. Необходимо учесть большое разнообразие типов периодов в вокальной музыке (строфические периоды), в джазовой музыке (блюзовые периоды, джазовый стандарт). В классификации периодов большое значение имеют тематические, структурные, масштабные, ладогармонические факторы. Примерный план анализа композиций периода. 1. Указать границы периоды (самостоятельное произведение или часть более крупного); 2. Тип периода. Указать: а) тематическое строение; б) ладотональное строение; в) структуру; г) масштабно-тематическое строение. 3. Указать каденционные обороты; 4. дать схему периода: буквами обозначаются предложения, цифрами количество тактов; внизу – указание тонального плана. Пример: начальный период из пьесы «Июль» Чайковского. Вступление а а₁ 2т 4т 6т (расширение за счет секвенции)
Примерный план целостного анализа периода. 1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора; 2. Форма периода (см. пункты 1, 2, 3 из анализа композиции периода); 3. Характер тематизма (в вокальной музыке указать содержание текста); 4. Образное содержание произведения; 5. Особенности мелодики, музыкально-выразительные средства; характер мотива, стопа; 6. Оформление кульминации, её местоположение, подчеркивание её гармоническими, мелодическими, ритмическими средствами; 7. Характерные приемы изложения, фактура; 8. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок; 9. Возможные интерпретации; 10. Эстетическая оценка произведения.
При изучении темы «простые и сложные двухчастные и трехчастные формы» необходимо обратить внимание на песенный характер тематизма, на общую драматургию формы. Затруднения могут возникнуть при определении форм хоровой и вокальной музыки, где часто форма подчиняется стихотворному тексту и возникают строфические разделы, структуры. Особые разновидности простых и сложных форм часто возникают в инструментальной музыке и характерны для стилистики джаза.
Примерный план анализа композиции двух-трехчастных простых и сложных форм. 1. Определение формы; 2. Границы данной формы; 3. Тональный план по частям; 4. Структура каждой части (см. пункт 2 и 3 из анализа композиции периода); 5. Схема произведения (см. пункт из анализа композиции периода № 4).
Примерный план целостного анализа двух-трехчастных простых и сложных форм. 1.Место данного произведения в творчестве композитора; 2. Жанр произведения, его характер - если программное, указать литературные образы, содержание текста, сценическую ситуацию; 3. Темы произведения (характер, жанровые связи, музыкально-выразительные средства); 4. Взаимодействие и развитие образов в произведении; 5. Анализ формы произведения (по разделам или по частям); 6. Указать функции частей в форме, тональный план – особенно средних, развивающихся частей; 7. Схема произведения и каждой его части; 8. См. аналогичный пункт из анализа периода; 9. См. аналогичный пункт из анализа периода; 10. См. аналогичный пункт из анализа периода; 11. См. аналогичный пункт из анализа периода.
Изучая тему «вариации», студентам необходимо четко ориентироваться в музыкально-стилистическом анализе, исторических закономерностях данной формы. В процессе анализа необходимо обращать внимание на вариационные и циклические закономерности формы, принципы объединения по фактурным, жанровым признакам, арочным связям. Отсюда возникновение разнообразных переходных и модулирующих форм.
Примерный план анализа композиции формы вариаций. 1. Определение формы; 2. Границы данной формы (самостоятельное произведение или часть более крупного); 3. Схема формы вариаций. Пример: Песня Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Эти вариации относятся к типу строгих (на мелодию остинато). Песня представляет собой пять куплетов с кодой (т.е. тема + 4 вариации + кода). По своей структуре тема построена как пара периодичностей, что характерно для народно-песенного тематизма (аа вв)
Схема вариаций:
Вст. 1 куплет 4 т. а а в в 5т 3т 5т 3т 5т 8т (отыгрыш) (отыгрыш) (отыгрыш)
фа-минор фа-минор фа-минор фа-минор ре-минор заключение – 4 т - фа-минор 2 куплет – 1 вариация вст. а₁ а₁ в₁ в₁ 4т 5т 5т 5т 8т заключение -3 т 3 куплет – 2 вариация вст. а₂ а₂ в₂ в₂ вз 4т 5т 5т 5т 8т 8т заключение - 3 т 4 куплет – 3 вариация вст. а₃ а₃ в₃ в₃ вз 4т 5т 5т 5т 8т 8т заключение -3 т
5 куплет – 4 вариация вст. а₄ а₄ в₄ в₄ 4т 5т 5т 5т 8т заключение – 3 т Кода 6т фа-минор
Примерный план целостного анализа формы вариаций 1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора; 2. Определение типа вариаций; 3. Схема, формы вариаций (см. пункт № 3 из анализа композиции формы вариаций); 4. Образное содержание произведения (если вокальное, указать содержание текста, сценическую ситуацию); 5. Характер основной темы; её музыкально-выразительные особенности, жанровые, связи; 6. Характерные черты каждой из вариаций (проследить изменение приемов изложения: фактуры, мелодических, гармонических, ритмических, темповых, структурных элементов темы); 7. Указать принципы объединения данного цикла вариаций; 8. Образования и смысловая кульминация данного произведения; 9. Расшифровать исполнительские нюансы, авторские ремарки; 10. Дать возможные интерпретации данного произведения; 11. Эстетическая оценка произведения.
При изучение темы «рондо» и рондообразных форм следует учитывать исторические этапы развития этой формы, постепенным «высвобождением» от классических тематических, ладотональных, структурных, темповых закономерностей: превращения формы рондо в своеобразную балладную композицию, В сочетании принципов рондо с диалектическим принципом развития в сонатном аллегро образуется синтетическая форма с преимуществом элементов сонатной формы.
Примерный план анализа композиции сонатной формы (рондо-сонаты) 1. Определение формы (указать разновидность сонатной формы); 2. Границы данной формы в целом и по разделам (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода); 3. Схема каждого из разделов сонатной формы. Пример: Моцарт, соната № 9, 1 часть.
Экспозиция Г.П. Св.П. а + а₁ 4т. + 4т 1 раздел 2 раздел 3 раздел период повт. 4 т. 2 т. 4 т. строения (разви- (модули- (предык- вающий) рующий) товый) к ля-мажору (в наложении) ре-мажор
П.П. 3 П. в + в₁ 1 элемент 2 элемент заключение период повт. с + с д + д +д + д строения 4т. + 4т. 2т. + 2т. 2т. + 2т. + 2т. + 3т. 2т
ля-мажор ля-мажор ля-мажор
Разработка 1 раздел – 16 тактов (секвенция на материале П.П.) 4т. + 4т.; 2т. + 2т; 1т. + 1т.; 2т. ми ре си соль соль У ст. к минор мажор минор мажор мажор си минору
2 раздел – 19 тактов (использован материал З.П.) 3 П. секвенция: (11 тт) 11 т = соль ре ми ре соль ре мажор мажор минор мажор мажор мажор 1т 1т 1т 1т 1т 1т
ре си ми мажор минор минор 1т 1т 3т
3 раздел – предыкт (использован материал 3 раздела Св.П.) = 4т к ре-мажору Реприза (зеркальная)
П.П. 3П. Г.П. кода в + в₁ 1 эл. 4т а + а₁ 8т 4т + 5т 2 эл. 4т + 5т 4т + 4т (материал главной темы)
Примерный план целостного анализа сонатной формы (рондо-сонаты)
1. Время создания данного произведения; 2. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора; 3. Образное содержание произведения, его главная идея; Центральный раздел анализа 4. Определение формы произведения (её разновидность), её местоположение в цикле; 5. Схема сонатной формы (см. пункт № 3 из анализа композиции сонатной формы); 6. Указать разделы сонатной формы; 7. Характер главных тем; их соотношение. Музыкально-выразительные средства в главных темах и их жанровых связях; 8. Драматургия всех разделов сонатной формы: а) функция вступления и его значение; б) особенности экспозиции; в) роль разработки; строение разделов; приемы развития: тематические, тонально-гармонические; оформление кульминации в разработке; г) особенности репризы; её роль; указать изменения в репризе: структурные, тональные; д) функция коды и её значение. Выводы: 1. Особенности данной формы связи с содержанием; 2. Основные задачи исполнительской трактовки произведения. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок; 3. Значение данного произведения в творчестве композитора в связи с его стилем, особенностью жанра 4. Эстетическая оценка произведения.
Изучая циклические формы: полифонические, сюитные, сонатно-симфонические циклы, крупные формы вокально-инструментальной музыки, студентам следует учитывать важнейшие признаки данных форм: взаимодействие и взаимодополнение средств музыкальной выразительности; расчлененность и создание единства; контрастность и репризность. Отсюда – синтетический характер и относительная «свобода» формообразования.
Примерный план анализа композиции оперной сцены (пролога, финала) 1. Определение формы. 2. Границы данной формы в целом и по частям. 3. Схема каждого из разделов. Пример: финал 1 действия оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова (рондообразная форма: А-В-А-С-А-Д-А)
«А» – соло Купавы (двухчастная форма) вст. а + а₁ развитие в 2т. (секвенции) 4т + 5т 14т (развивающая) «В» – эпизод; соло Мизгиря (трехчастная форма с серединой развивающего типа) с + развитие. + С 7 т 6т + 5 т фа-минор
«А» – динамизация рефрена (хор с сопровождением); разработочного характера. вст. а₂ развивающего типа. 3т 4т + 4т + 4т уст. к соль-бемоль мажору
«С» – второй эпизод; ариозо Мизгиря (сквозная трехчастная форма) д развитие а₃ 7т 11т 12т соль- (неуст) уст.к фа-минору бемоль мажор
«А» – рефрен в наложении с эпизодом «С» а₃ 12т уст.к фа-минору
«Д» –третий эпизод, соло Купавы
1 раздел 2 раздел 4т + 4т + 4т 4т + 6т уст.к уст.к (период повт. строения) фа-минору ля-минору
«А» – свободное построение, три раздела 1 раздел 2 раздел фугато (трехчастная форма с серединой 8т контрастного типа) уст.к е ф е фа-минору 7т 8т 15т соло Леля си-минор
3 раздел – кода на материале рефрена (14 т) Примерный план целостного анализа оперной сцены (пролога, финала) 1. Место данного произведения в творчестве композитора. 2. Границы данной сцены. 3. Значение данной сцены в драматургии всего произведения. 4. Круг тем, образов данной сцены (о характере, музыкально-выразительных средствах каждой темы). 5. Схема каждого из разделов сцены. 6. Форма сцены в целом; указать функции разделов. 7. Образная драматургия сцены; развитие основных тем, их динамизация. 8. Оформление кульминации; её местоположение. 9. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок. 10. Возможные интерпретации. 11. Эстетическая оценка произведения.
Литература: Основная литература: 1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.1/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003. 2. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.2/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003. 3. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. 4. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002
Дополнительная литература: 1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л.: Музыка, 1971. 2. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 3. Владыкина-Бачинская В. Музыкальный стиль русских хоровых песен. М.: Музыка, 1976. 4. Задерацкий И. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1991. 5. Козлов П., Степанов А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1970. 6. Кулаковский Л. Песня, её язык, структуры, судьбы. М.: Сов.композитор, 1972 7. Лаврентьев И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. 8. Лобанов М. Музыкальный стиль и жанр. М.: Музыка, 1990. 9. МазельА. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. 10. Мазель А., Цукерман В. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. 11. Музыкальная фольклористика. Выпуск 1. М.: Музыка, 1973. 12. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 13. Ручьевская И. Функции музыкальной темы. М.: Музыка, 1977. 14. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М.:Музыка, 1958. 15. Тюлин Ю. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1974. 16. Тюлин Ю. Строение музыкальной речи. М.: Музыка, 1969. 17. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. М.: Музыка, 1983. 18. Холопова В.Н. Мелодика. М.: Музыка, 1984. 19. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Простые формы. М.: Музыка, 1980. 20. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. М.: Музыка, 1984. 21. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1987. 22. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Рондо. М.: Музыка, 1988.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА»
1. Типы периодов, определение, структура, строение, масштабы 2. Применение периодов в музыке 3. Простые двухчастные формы, их разновидности 4. Простые трехчастные формы, их разновидности 5. Применение простых форм в музыке 6. Сложная трехчастная форма, определение, разновидности. Сложная трехчастная форма с трио 7. Сложная трехчастная форма, определение, разновидности. Сложная трехчастная форма с эпизодом 8. Вариации, определение, разновидности. Вариации на неизменный бас и неизменную мелодию 9. Вариации, определение, разновидности. Орнаментальные и свободные вариации 10. Рондо, его разновидности. Характеристика старинного рондо 11. Рондо, его разновидности. Характеристика рондо классического типа 12. Рондо, его разновидности. Характеристика послебетховенского рондо 13. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение экспозиции, особенности тематического и тонального развития 14. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение разработки и репризы. 15. Рондо-соната, определение, разновидности, строение разделов 16. Циклические формы, определение, разновидности. Характеристика старинной сюиты. 17. Циклические формы, определение, разновидности. Характеристика классической сюиты и сюиты ХХ века. 18. Циклические формы, определение, разновидности. Сонатно-симфонический цикл, строение частей, тональный план 19. Циклические формы, определение, разновидности. Характеристика циклов: прелюдия и фуга, вокальный цикл, цикл инструментальных Миниатюр 20. Крупные формы вокально-симфонической музыки. Общая характеристика опер, кантат, ораторий. Строение, характерные особенности жанра.
8.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Лекционные и практические еженедельные занятия предусматривают следующие устные и письменные формы работы: 1. Проверка записей лекций в тетради 2. Проверка самостоятельно законспектированных дополнительных разделов к темам курса 3. Проверка самостоятельно выполненного анализа произведения в виде домашней работы (по темам курса) 4. Проверка самостоятельной работы по анализу произведения в классе 5. Опрос по теоретическим разделам курса (устно)
Рубежный контроль в середине семестров проводится в классе по тестам, которые включают устные и письменные задания по темам курса. Каждый тест содержит два задания: - одно – по анализу композиции, структуры произведения (по схеме) - другое – по целостному анализу произведения.
Итоговой формой контроля является экзамен по курсу анализа музыкальных произведений (в VIII семестре).
Экзаменационные требования по анализу музыкальных произведений для студентов 4 курса-(УШ семестр)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.218 (0.013 с.) |