Вопрос 3. Формирование сети приказных архивов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Формирование сети приказных архивов



3. Создание в XVI в. системы приказов — учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными ре­гионами России, — привело к формированию сети центральных, приказных, архивов. В приказном делопроизводстве и соответ­ственно архивохранении выделяются следующие разновидности документов:

· столп, список — подлинный документ, текст которого полно­стью умещается на одном листе и не требует продолжения на других листах;

· столбец - склейка из ряда столпов, продолжающих по содержа­нию друг друга, возможная ширина 15-17 см, длина до конца документа (Соборное Уложение 1649 года) - 309 м, на лицевой стороне - текст документа, на оборотной - рукоприкладство всех помянутых в документе лиц, относящиеся к документу пометы и надписи, скрепы составов столбца;

· тетрадьнесколько столпов, сшитых в единый корешок;

· книганесколько тетрадей, сшитых в единый корешок;

· грамотаособо важный правительственный или частный доку­мент, преимущественно на одном листе.

Первоначально архивные дела хранились в приказах вместе с текущим делопроизводством, затем перешли к отдельному хра­нению архивов. После пожара 1626 г. приказные архивы распо­лагались в специально оборудованных помещениях в здании приказов в Кремле. Документы поступали из приказов в еди­ное хранилище и размещались в сундуках, ящиках, коробках, шкафах по отдельным приказам. Отдельно хранили документы руководящего и справочного характера общеприказного зна­чения. На особо ценные заводились копийные книги. Оригина­лы документов хранились в архиве. Копии использовались в те­кущей работе. На архивные дела составлялись описи. В них ука­зывались место хранения документа, его род, содержание, в ряде случаев помещались его аннотация, дата, физическое состояние. Научно-справочный аппарат был представлен азбуками, азбуками по алфавиту, главами — внутренними описями дел.

Наиболее ценные документы хранились в архивах Поместного, Разрядного и Посольского приказов. Они отражали имуществен­но-хозяйственные, служебные дела российского феодального общества, а также внешние сношения России. В архиве По­сольского приказа откладывались также дела, связанные с жизнедеятельностью Государева двора, государевы родословцы и титулярники.

Развитие местных архивов связано с развитием местного управ­ления.

На местах архивы вели земские дьяки. В уездных губных избах откладывались судебные дела.

В земских избах сохранялись дела, связанные с местным управлением. Документы находились в ларях. На них заводи­лись описи. Наиболее ценными были разметные книги, отра­жавшие хозяйственное развитие мест, и уставные грамоты на­местников и волостелей.

В XVI—XVII в. особо выделяются архивы церквей и монасты­рей. В них хранились преимущественно хозяйственные доку менты, определявшие, прежде всего, земельные владения церкви. Другой разновидностью были документы религиозного содержания. Светские феодалы использовали церковно-монастырские храни­лища для хранения своих особо ценных, служилых и хозяйствен­ных документов. Документы описывались, систематизировались по рукописям, разновидностям, содержанию, времени происхожде­ния. На них составлялись копийные книги.

Развитие архивов способствовало развитию архивной техники. Хранение осуществлялось в рамках делопроизводства дьяками и подьячими:

· в специально защищенных помещениях;

· под контролем органов власти в центре и на местах;

· по принципу происхождения в соответствии со структурой фон-дообразователей;

Пожар Москвы 1626 г. явился рубежом в развитии архивного дела в России. В ходе пожара было утрачено множество доку­ментов, собранных до 1626 г. Соборное Уложение 1649 г. делит документы на допожарные и послепожарные (имеется в виду по­жар 1626 г.).

ВОПРОС 4. ВЛИЯНИЕ РЕФОРМ ПЕТРА I НА АРХИВНОЕ ДЕЛО

1. Реформы Петра I, проводившиеся в первой четверти XVIII в., которые привели к реорганизации органов власти и местного управления, модернизации жизни общества, затронули и ар­хивное дело. Задачи создания новых ведомственных архивов и систематизации архивов ликвидированных учреждений предо­пределили направление развития архивного дела в петровский и постпетровский периоды.

В 1704 г. был образован Кабинет Петра Iканцелярия и архив при ней, куда вошли личные документы Петра I и его сподвиж­ников. Кабинет Петра I:

· в 1727 г. превратился в архив-коллекцию;

· в 1741 г. вошел в состав Кабинета Елизаветы Петровны;

· в 1768 г. историк М.М. Щербатов разобрал его для Екатерины II;

· впоследствии вошел в состав МАМИД;

· сейчас находится в РГАДА.

В 1712 г. после образования Сената были сформированы Се­натские архивы: в Москве — исторический, в Петербурге — те­кущий. По мере развития в них концентрировались важнейшие политические документы. В Петербургский Сенатский архив вошли фонды таких центральных учреждений, как Кабинет министров, Конференция при Высочайшем Дворе и др. В Мо­сковский Сенатский архив вошли фонды ликвидированных учреждений XVI—XVIII в.в. Впоследствии сенатские архивы были включены в Петербургский Исторический архив и МАМИД. Сейчас они находятся в Российском государствен­ном историческом архиве в Петербурге и в РГАДА.

В 1718 г. началось формирование коллегий вместо приказов. При коллегиях были созданы собственные архивы, важнейшими из которых были:

· финансовый — при Ревизион-коллегии;

· судебный — при Юстиц-коллегии;

· хозяйственный — при Вотчинной коллегии и Эконом-коллегии.

В 1720 г. был создан архив Коллегии иностранных дел, который включил документы Посольского приказа и текущего делопроизводства. В 1724 г. на его основе сформировался Московский архив Коллегии иностранных дел — Генеральный архив старых государственных делпервый исторический архив России. Его документы отделились от делопроизводства, приобрели обще­государственное историческое значение. В их основе лежали документы Посольского приказа XVI—XVII веков и Коллегии иностранных дел, отражающие внешнюю и внутреннюю поли­тику России, историю царской семьи.

Документы, в зависимости от тематики, распределялись по ар­хивам коллегий:

· финансовые документы направлялись в архив Ревизион-коллегии;

· судебные — в архив Юстиц-коллегии;

· хозяйственные — в архивы Вотчинной коллегия и Эконом-коллегии.

Ко второй половине XVIII в. относятся описания дел архива А.Ф. Малиновского и Н.Н. Бантыш-Каменского. В них докумен­ты были классифицированы по номинальному признаку (книги, дела, грамоты, трактаты), а внутри номиналов — по хронологии.

Ко второй половине XVIII в. относится образование специали­зированных исторических архивов.

В 1763 г. создан Разрядно-Сенатский архив, объединивший до­кументы ликвидированной Московской конторы Сената и Разрядного приказа. Он располагался в Присутственных местах в Кремле, а комплектовался за счет документов ликвидирован­ных учреждений XVI—XVIII веков, таких, как, Московская и Петербургская печатные конторы, Раскольничья контора, Ге-рольдмейстерская контора, Сибирский приказ. В его основе лежит родословия дворянских родов России. Документы раз­бирались, систематизировались, на них составлялись описи.

В 1768 г. был создан Межевой архив, объединивший докумен­ты по межеванию России. Состоял он при Московской меже­вой канцелярии. Его основа — документы Межевой экспеди­ции и Межевого департамента. Располагался архив в Присут­ственных местах в Кремле. Архив делился на чертежное и кан­целярское отделения. В чертежном находились планы с меже­выми книгами, уездные планы, атласы, экономические приме­чания, алфавиты или реестры всех планов, в канцелярском — текущая документация. Документы систематизировались по территориальному признаку: по губерниям и уездам России. Хранились в шкафах с указанием мест происхождения. Основ­ным научно-справочным аппаратом были географические и именные алфавиты.

В 1780—1782 гг. были созданы Петербургский и Московский го­сударственные архивы старых дел, в которых хранились доку­менты ликвидированных коллегий, их контор и канцелярий. Данные архивы подчинялись Сенату. Архив хранил до 7 млн. дел 89 ликвидированных учреждений. К концу XVIII в. начал­ся разбор документов, их систематизация и описание. Описи составлялись на востребуемые чаще всего документы. В 1787 г. ар­хив разместился в шкафах в специально оборудованном поме­щении в Кремлевском дворце. Учитывая объем хранившихся документов, часть их была законсервирована.

В 1786 г. на основе документов Поместного и Вотчинного приказов был образован Поместно-Вотчинный архив, объеди­нивший поземельные владельческие документы, отражавшие помещичье землевладение и землепользование XVI—XVIII в.в. Размещался он в здании Присутственных мест в Кремле. Основ­ным видом научно-справочного аппарата архива были именные и географические алфавиты.

В XVIII в. изменилась и система местных архивов. Архивы хранились при губернских и провинциальных канцеляриях, земских уездных комиссариатах, городских ратушах (органах, образованных в соответствии с новым административно-террито­риальным делением). Архивы использовались как место хране­ния не только исторических, но и текущих хозяйственных до­кументов.

В XVIII в. изменяется организация архивного дела. Архивы от­деляются от делопроизводства, становятся самостоятельны­ми.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.012 с.)