Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Склонности и интересы в выборе профессии. (дополнение)

Поиск

Каждый может научиться многим и разным делам, но не всем сразу. Поэтому и приходится делать выбор. Творить, бороться, стро­ить, искать можно только на определенном трудовом пути, среди оп­ределенных людей. Исторически складывается так, что разные тру­довые пути требуют от человека определенных личных качеств, оп­ределенных интересов и склонностей.

Так, например, хороший слесарь-ремонтник - это тот, кого тянет к технике, кто хорошо "держит в уме" ясные представления о дета­лях, узлах, механизмах, машинах, инструментах. И не только "дер­жит, но и мысленно оперирует ими.

Продавец, педагог, организатор производства должны отличать­ся особым интересом к людям, их поведению, нуждам. Люди этих профессий должны быть общительными и сдержанными.

Для бухгалтера, экономиста мир документов, цифр, вычислений выступает как полный живого интереса. Здесь нужна способность к сосредоточенной работе в одиночку, точность, аккуратность, способ­ность ясно представлять, что кроется за сухими колонками цифр, до­кументальными записями, нужна особая наблюдательность к тонко­стям оформления документов.

Маляр по художественной отделке стен увлечен миром красок, линий, форм. Он делает росписи зданий, помещений. Ему нужны хо­роший художественный вкус и умелые руки.

В 14-18 лет у человека уже имеется немало способностей, за­метно отличающих его от сверстников. Например, у тебя в каких-то делах меньше опыта, знаний, а в каких-то больше, в каких-то делах, занятиях ты менее успешен, быстрее устаешь или начинаешь нерв­ничать, а в других за тобой не угонишься, и, главное, ты ими занима­ешься с удовольствием, не замечая времени и усталости. Все это результаты твоего индивидуального развития, твоих интересов и склонностей.

Интерес - избирательная направленность человека к явлениям действительности, проявляющаяся в его положительной эмоцио­нальной реакции и умственной активности. Иными словами: ИНТЕ­РЕС - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛО­ВЕКА.

Интересы могут носить временный, эпизодический и устойчивый характер.

Временные, эпизодические интересы могут угасать, например, с окончанием интересного урока, с уходом "интересного" учителя и т.д. Устойчивые интересы характеризуются тем, что часто для своего удовлетворения требуют преодоления определенных трудностей, но при этом не угасают. Например, кто-то интересуется физикой, и, в частности хочет узнать о состоянии физической науки за рубежом из зарубежных специальных журналов, книг, т.е. ему необходимо зна­ние иностранного языка. И хотя это связано с определенными труд­ностями, человек преодолевает их.

Интересы, которые носят устойчивый, стержневой характер, мо­гут вырастать, переходить в соответствующую склонность. Напри­мер, многие школьники явно предпочитают определенные предметы и учебные занятия, стремятся выйти за рамки учебных заданий, по­читать дополнительную литературу, проявляют личную инициативу в овладении знаниями. Такие признаки устойчивого интереса сближа­ют его со склонностью.

СКЛОННОСТЬ - ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОПРЕДЕЛЕН­НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Результат любой работы зависит от степени интереса к ней. На­пример, один ученик ходит в школу, потому что его заставляет роди­тели, а другой потому, что у него есть интерес к содержанию про­граммного материала, познанию новых открытий в науке, литературе и т.д.

Результат учения у этих двух ребят тоже различный. Ваше мнение: у кого он лучше и почему?

Интересы делятся на виды

По содержанию: По предмету: По объему: По времени действия:

- технические; - общественно-политические. - широкие; - устойчивые;

- музыкальные; - педагогические; - узкие. – неустойчивые.

- спортивные; - сельскохозяйственные;

- художественные;

О склонности говорят, когда работа нравится человеку, когда человек испытывает влечение к ней. Деятельность может нравиться приносимой ею пользой, тем, какое общественное признание она не­сёт. Более того, деятельность сама по себе может становиться при­тягательной. Деятельность, обусловленная склонностью, может быть отнюдь не легкой, и тогда человек проявляет волю, настойчивость, готовность пожертвовать чем-то ради успеха деятельности.

Склонность имеет следующие признаки и проявления:

- длительное и устойчивое стремление человека к определен­ной деятельности;

- успешность выполнения этой деятельности;

- стремление к творчеству и творческий характер деятельно­сти;

- проявление устойчивого интереса к определенной области знаний;

- стремление к постоянному накоплению этих знаний.

Если эта деятельность связана с какой-либо профессией, то эти склонности будут называться профессиональными.

Возникновение интереса — накопление отвечающих интересу знаний, умений — развитие соответствующих способностей — ус­пешность в соответствующей деятельности — развитие склонности к ней — эмоциональная привлекательность деятельности — подчи­нение всех поступков и помыслов личности данной склонности — призвание.

Разобрать с учащимися, пользуясь данной схемой, несколько примеров перерастания интереса к спорту, к музыке, к рисованию, к фотографии, к математике и т.д. в склонности и, в конечном итоге, в призвание.

ВОПРОС: Какое отличие интересов и склонностей?

ОТВЕТ: Интерес - хочу знать, т.е. стремление к познанию.

Склонность - хочу делать, т.е. стремление к практической дея­тельности.

В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, спо­собные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на меди­цинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго - это скучная обязанность. Для первого каждый новый больной - близкий человек, которому надо помочь, для второго толь­ко нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй - разбитый и сердитый, он долго не мо­жет отдохнуть. Нет необходимости доказывать, что первый врач при­несет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник.

Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего, изучайте профессии. Существует более 40 тыс. профессий. Для ознакомления возьмите более близкие - те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного. Вот примерная программа изучения профессии:

1) место и значение данной профессии в народном хозяйстве страны, района; потребность в людях этой профессии;

2) основное содержание деятельности работников данной профессии, применение техники, связь с людьми других профессий;

3) требования, которые предъявляет данная профессия к че­ловеку: какими способностями, знаниями, умениями и навыками, чертами характера должен обладать специалист;

4) что дает эта профессия для духовного и физического разви­тия человека;

5) где и как овладеть этой профессией;

6) спросите честно самого себя: "Чем меня привлекает данная профессия?".

Возможно ответы: творчество в работе, интерес к делу, работа в коллективе, романтика профессии, значение ее для народного хо­зяйства, возможность трудоустроиться, высокая зарплата. Человек растет в соответствии с целью, выше цель - большего достигнешь. Не соблазняйтесь материальными выгодами от профессии. Творче­ство - вот что достойно человека. Недаром М. Горький писал, что работа только тогда и может доставлять истинное наслаждение, ко­гда она становится творчеством.

Не обманывайтесь и внешней стороной профессии. У некоторых ребят сложилось представление об отдельных профессиях как о лег­ких и романтичных. О профессиях врача, летчика они судят по успе­хам, операциям, открытиям, виртуозным полетам, которые видели в кино или о которых читали.

Будничный, чаще всего тяжелый труд людей этой профессии им неизвестен. Некоторых просто привлекает модное слово, и тогда де­ло доходит до смешного: "Хочу стать кинематографом"; "Где нужно учится, чтобы стать дальтоником"; "Мы с подругой твердо решили стать интуристами"; "Решил всю жизнь сниматься в многосерийных кинокомедиях. Скажите, с кем поговорить?"; "Решила уехать из по­селка. Хочу стать горным инженером. Я не виновата, что родилась далеко от гор". Это строки из писем ребят в газеты.

Не разделяйте профессии на модные и не модные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии космонав­та, физика, кибернетика, врача, учителя, инженера. Ко вторым -профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефо­нистки, почтальона. Это предрассудок, и его надо преодолеть. Неко­торые выпускники школ считают позорным для себя работать в сфе­ре обслуживания. А ведь, честно говоря, в наше время трудно уста­новить грань сферы обслуживания. Разве только почтальон обслу­живает врача? А сам врач в больнице кого обслуживает?

В книге Е. Пермяка "Кем быть?" рассказывается о том, как один известный артист на примерке костюма спросил своего школьного товарища - портного:

- Володя, скажи по совести, доволен ли ты своим портновским делом?

- Вполне, - ответил тот.

- А тебя не унижает, что ты шьешь, что тебе приходиться при­мерять на меня? Все-таки, что не говори, носить костюм куда прият­нее, чем его шить...

На это портной ответил своему школьному товарищу-артисту:

- Вася, а тебя не унижает, что приходиться надевать забавные парики, наряжаться в невесть какую одежду, говорить не своим голо­сом, разыгрывать разных прощелыг и смешить меня, когда я сижу в театре? Не унижает ли тебя то, что тебе приходится развлекать ме­ня? Ну, не стесняйся, скажи!

Артист обнял своего товарища и сказал:

- Прости меня, Володя, за то, что я задал тебе такой подлый вопрос. - Потом, помолчав, добавил.- Каждый из нас друг для друга –

артист и портной.

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные. Многие, например, думают, что профессия слесаря не требует особого напряжения ума. А при ближайшем зна­комстве с этой профессией оказывается, что 70% рабочего времени у слесаря-ремонтника приходится на умственный труд. А возьмите механизатора широкого профиля в сельском хозяйстве - разве ему не надо знать основ агротехники, зоотехники, не говоря уже просто о механике?

К современному рабочему предъявляют такие требования, как умение выполнять необходимые расчеты, читать чертежи, вносить предложения по усовершенствованию техники, технологии и органи­зации труда. Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше тру­диться. Недаром еще В.Г Белинский писал, что честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного стихотворца.

В наше время "модными" становятся профессии, необходимые для общественного развития: механизатор, строитель, станочник, продавец, связист и т.п.

Изучите свои способности и возможности. Разные профессии требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Ко­нечно, если человек стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует его задаткам, темпераменту и способно­стям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответст­вие. Но выбор профессии по способностям облегчает овладение мастерством. Каждая профессия требует нового комплекса качеств. Так, квалифицированный продавец должен обладать общительно­стью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетиче­ским вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (осо­бенно зрительной), выдержкой, тактом, способностью принимать бы­стрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нереши­тельность и излишняя застенчивость помешают стать отличным ра­ботником прилавка.

Телефонистка, например, должна обладать другими качествами: хорошим зрением и слухом, надежными голосовыми связками, чет­кой дикцией, а также выдержкой и вежливостью и т.д.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.009 с.)