Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общегос финансы и их структура.

Поиск

Гос финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части нац богатства, связанные с формированием фин ресурсов в распоряжении гос-ва и его предприятий и использованием гос средств на затраты по расширению производства, удовлетворение соц-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Ключевую роль в финансовой системе Республики Беларусь играют общегос финансы: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также гос кредит и гос консолидированный резервный фонд.

Главным звеном финансовой системы является гос бюджет, который представляет собой основной финансовый план государства, определяющий источники формирования его доходов и направления их на общегосударственные нужды.

Гос целевые бюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хозяйственных субъектов. Они предназначены для финансирования определенных гос нужд, отраженных в названиях фондов. Аккумулируемые денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в определенной степени снять нагрузку с бюджета.

Отдельным звеном финансовой системы является гос кредит, кот отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Гос консолидированный резервный фонд обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Данный фонд состоит из общегос-го и региональных гос резервных фондов. Общегос резервный фонд создается за счет средств республиканского бюджета, а региональный – за счет средств местных бюджетов. Гос консолидированный резервный фонд используется для восполнения потерь, наносимых чрезвычайными событиями, катастрофами, авариями. Источником его создания являются средства бюджета.

 

Финансы предприятий и их место в финансовой системе.

Финансы предприятий – специфическая часть денежных отношений, возникающих в процессе пр-ва и реализации продукции, и включающих формирование, распределение и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе.

Финансы предприятий разделяют на 2 группы: финансы предприятий сферы материального пр-ва, финансы предприятий непроизводственной сферы.

В отраслях сферы материального пр-ва возникают различные финансовые отношения:

- с гос-вом – уплата налогов и других обязательных платежей, получение предприятием финансовых ресурсов в виде гос поддержки.

- с потребителями его продукции – образование выручки от реализации продукции.

- с его работниками – оплата труда и предоставление соц пакета.

- с поставщиками мат ценностей – выполнение финансовых обязательств, уплата санкций.

- с банковской системой – получение и погашение кредита, хранение денежных средств на счетах банков.

- со страховыми организациями – формирование и использование страховых фондов.

Принципы организаций финансов предприятий:

  1. принцип прогнозирования и плановость – предусматривает разработку различных по срокам и видам финансовых планов на перспективу.
  2. принцип рентабельности и финансовой устойчивости предприятия – заключается в необходимости полной окупаемости затрат на пр-во и реализацию продукции, получении прибыли.
  3. мат ответственность – выражается в индивидуальной ответственности каждого работника предприятия за сохранность и эффективное исп-ие финансовых ресурсов и имущества.
  4. мат заинтересованность – выражается в стимулировании каждого работника по результатам его труда и коллектива в целом.

Функции финансов предприятий:

- воспроизводственная – выражается через финансовые отношения, связанные с распределением чистого дохода предприятий сферы мат пр-ва и формированием фондов производственного назначения, предназначенных для расширенного пр-ва.

- распределительная – происходит первичное распределение ВВП и их последующее перераспределение.

Условия функционирования финансов предприятий: товарное пр-во и опосредование товарного пр-ва денежными отношениями.

Сущность бюджета государства, его экономическая роль.

Гос бюджет – совокупность экономич отношений по поводу формирования и использования гос централизованного фонда ден средств. Кроме того, гос бюджет можно определить как основной финансовый план гос-ва.

Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на процесс воспроизводства и стимулирования экономич роста.

Очень велика роль бюджета и в социальном плане.

Различают экспансивную (расширительную) бюджетную политику и реструктивную (ограничительную) бюджетную политику. Экспансивная выражается в увеличении гос расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет ускорять экономический рост. Рестрективная означает уменьшение гос расходов и повышение налогов, что позволяет ослабить инфляцию и нормализовать хоз-ую коньюктуру.

Сущность бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денеж средств в руках гос-ва и их использование с целью удовлетворения гос потребностей, а также контроль за своевременностью и полноту финансовых поступлений и эффективностью их использования.

Гос бюджет представляет собой центр звено фин системы. Через гос бюджет образуется и используется общегос централизованный фонд ден средств. С помощью бюджета осуществляется перераспределение части стоимости ВВП и НД на покрытие общегос потребностей. С пом бюджета гос-во мобилизует ден ресусы для организации процесса произв-ва, безвозмездно изымает часть средств предприятий и населения, таким образом создавая общегос фонд ден ресурсов, кот направляется на дальнейшее развитие нар хоз-ва, соц нужды, управление, здравоохр и др цели.

С пом бюджета обеспечивается стоим-ная пропорциональность планов соц-эк развития, поддерживается соответствие между движением мат и фин ресурсов, что позволяет добиться выполнения намеченных плановых задач и повышения эф-ти общ произв-ва.

Утвержденный гос бюджет является законом, обязательным к исполнению на всех уровнях гос власти и хоз управления. А фин органы ведут контроль за его исполнением.

 

Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы.

В понятие бюджетное устройство входят организация и принципы формирования системы бюджетов различных органов гос управления. Взаимоотношения между ними – бюджетные права и бюджетный процесс.

2 типа бюджетных устройств: унитарное, федеративное.

Деление на унитарное или федеративное определяется конституцией страны.

В унитарных гос-вах бюджетное устройство и бюджетная система имеют 2 основных звена – центральный (республиканские) и местные бюджеты. В федеративных гос-вах бюджетная система имеет 3 осн звена центральные, бюджет субъектов федерации, местные. Между центральным и местными бюджетами есть промежуточное звено.

Консолидированный бюджет представляет собой совокупность всех бюджетов страны (РБ).

Принципы организации бюджетной системы: 1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодат. базой и единой бюджетной классификацией. 2,. Полнота достигается включением в них всех налогов, определенных закон-вом РБ, а также иных обязат платежей и поступлений, и в полном размере должны быть осуществлены расходы бюджетов. 3. Реальность означает финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов средств, привлекаемых для покрытия бюджета. 4. Гласность заключается в доведении до граждан ч/з СМИ хода обсуждения и принятия закона о бюджете на опред финн год.. 5. Самостоятельность всех бюджетов т.е самостоятельно получают доходы и расходуют средства в рамках утвержденных цифр.

Бюджетный процесс регламентирован Конституцией РБ, актами президента РБ, законами РБ, бюджетным кодексом и др правовыми актами, деятельностью гос органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. В составлении проекта бюджета в наиб степени участвуют МинФин и его органы на местах, местн органы исполнит власти и отраслевые министерства и ведомства.

Методическое руководство составления проекта бюджета осуществляется МинФином.

Для составления проекта бюджета на очередной год необходимы показатели, кот содержатся в проекте прогноза соц-эк развития страны и проекте осн направлений денежно-кредитной политики.

МинФин представляет составленный проект бюджета совместно с др органами гос управления в СовМин РБ. После этого проект бюджета рассматривается в СовМине, где происходят какие-либо коррективы, затем на заседании СовМина – обсуждение проекта, затем проект попадает в парламент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.120 (0.007 с.)