Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы древнегреческих городов.

Поиск

Греческие города отличались четким делением на общественные и частные. Центром города помимо святилища была агора – городская площадь. Выделяются здания управления полисом – пританей и здание собраний – булевтерий. Мемориальные памятники, портики и пропилеи служили украшением площадей. Строились в городах стадионы и гимнасии, театры, музеи, выставочные залы. В эпоху эллинизма возникает необходимость в самостоятельных общественных центрах (административные, торговые, культовые, зрелищно-спортивные). Единая площадь часто распадается на ряд перистильных площадей при отдельных общественных и культовых зданиях. Жилище греков представляло собой замкнутый блок из нескольких помещений, сгруппированных вокруг открытого дворика. С северной стороны дворика устраивалась лоджия – пастада. На его основе развивается перистильный дом.

В нем в место пастады окруженный со всех сторон галереями прямоугольный дворик – перистиль, увеличивается число помещений. Жилые дома объединялись в кварталы. Разделялись кварталы тесными улицами. Наряду со свободной планировкой города (Афины) в классический период в градостроительстве внедряется основанная на прямоугольной сетке регулярная «гипподамова система» планировки. Она стала господствующей в эллинистический период. Прямоугольная сетка улиц получала строго геометрическую трассировку при любом рельефе местности. Выделялись и делались более широкими одна или две главные улицы, на пересечении которых часто располагался общественный центр. Города обносились крепостными стенами из сырцового кирпича и камня с боевыми башнями и укрепленными воротами. Жилые кварталы снабжались водой. Имелась и канализация со сточными каналами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть с выложенными камнем мостовыми. В эпоху эллинизма преобразования связанные с завоеваниями Македонского предшествовали изменению в архитектуре зданий и комплексов. В общественных комплексах преобладают светские здания, обновляются залы собраний, театры, спортивные сооружения, рынки. Появляются новые типы зданий – дворцы монархов, библиотеки, монументальные алтари и гробницы, инженерные сооружения. Ордер теряет черты строгости и общности. Величественная дорика уступает место утонченной ионике. Усиливается тенденция декоративности. В детали ордеров проникают мотивы восточных стилей.

15. Термы, их планировочное и конструктивное решение.

Римские термы1 — сложные комплек­сы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различ­ных занятий, связанных с отдыхом и развле­чениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для соб­раний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из хо­лодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содер­жащее в центре бассейн горячей воды. Рас­положенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса. Все залы и комнаты обогревались теп­лым воздухом, поступавшим по специаль­ным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий. В Риме было построено 11 крупных им­ператорских терм и около 800 небольших частных терм. Наиболее известны термы Каракаллы (206—216 гг., рис. 25) и тер­мы Диоклетиана (306 г.). Главное здание терм порою достигало огромных размеров (термы Каракаллы— 216x120 м). Окру­женное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (термы Каракаллы — 363x535 м). Технической основой появления столь грандиозных сооружений явился накоплен­ный опыт в создании смелых конструктив­ных форм — сводов и куполов из бетона (табл. IV, 8). В термах эти формы простран­ственно взаимодействуют друг с другом, образуя сложную структуру. Уменьшив до минимума «инертную» массу конструк­ций, зодчие экономно и целесообразно распределяли усилия. Придавая конструк­циям различную форму, они максималь­но использовали возможности взаимного погашения горизонтальных усилий самими сводами. Так, перекрытие центрального зала обычно представляло собой три смежных крестовых свода пролетом до 25 м, опиравшихся на поперечные устои, между которыми были перекинуты цилиндрические своды. Большие и малые залы, соединяясь в анфилады, создавали сложный интерьер, поражавший блеском и роскошью отделки, обилием света и воздуха. Важное значение в интерьере придавалось декоративно трактованным ордерным элементам и членениям. С помощью ордера и пластической разработки поверхностей сводов создавался зрительный эффект легкости конструкции, подчеркивалась идея пространственности интерьера. Один из центральных залов терм час-го делался круглой формы с купольным покрытием. Его размеры достигали больших величин: диаметр кальдария терм Каракаллы — 34 м. Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей.

16. Театры, их планировочное и конструктивное решение.

Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме, II в. до н. э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.). Колизей (75—80 гг. н. э.) — крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вели три узких лесенки в несколько ступеней - по ним поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Фоном служила задняя стена балагана с занавеской. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя. Так играли довольно долго, в том числе и комедии Плавта. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителей. Римский театр был окаймлен роскошным портиком, к которому примыкала КУРИЯ - зал заседаний сената. Здание стало единым по высоте - трехэтажным. Амфитеатр выравнивали по высоте со сценой. Появилась единый пестрый парусиновый купол, защищающий зрителей от дождя и палящего солнца. Сцена была покрыта монументальным потолком. ПРОСЦЕНИУМ имел люки и подъемники. Охлаждал зрителей в театре водопровод. Театр в Риме имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами.

17.Спортивные сооружения, их планировочное и конструктивное решение.

Например. Колизей (75—80 гг. н. э.) — крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний (рис. 24, табл. IV, 13, табл. V, 2). Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 1 56x188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру. Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров; в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук. С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал — травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона, как в сводах, так и в радиальных стенах. «Каркасная» структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов (табл. IV, 13). Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца. Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной. Вместе с тем фасады несколько сухи, пропорции тяжеловесны. Применение ордерной аркады внесло в композицию тектоническую двойственность: многоярусная, завершенная в себе ордерная система служит здесь исключительно декоративно-пластическим целям, создавая лишь иллюзорное впечатление ордерной каркасности здания, зрительно облегчающей его массив.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.01 с.)