Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструктивное решение храмов Древней Греции.

Поиск

Самым простым и, очевидно, одним из самых ранних типов был так называемый антовый храм. Состоит «храм в антах» из прямоугольного в плане святилища — целлы (наос) без каких бы то ни было проемов с боков и сзади. Передний фасад целлы представляет собой углубление — лоджию, отделенную от основной ее части стеной с центральным проемом. Лоджия носит название «пронаос». По сторонам она ограничена срезами боковых стен, которые и называются антами. Между антами, по переднему фронту целлы, ставились две колонны (отсюда название «дистиль», то есть двоеколонный храм). Завершался антовый храм, как и все другие храмы, антаблементом. Передний и задний его фасады увенчивались фронтонами. Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен в какой-то мере с антовым храмом. Различие в том, что простиль имеет на главном фасаде не две, а четыре колонны, причем портик выдвинут вперед и боковые колонны прикрывают анты. Третий тип храма — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах. Амфипростиль — сравнительно часто встречающийся тип храма. Следующим видом храма является периптер. Главное в нем — целла, со всех сторон окруженная колоннами-портиками — птероном. В отличие от амфипростиля, колонны здесь не с двух, а с четырех сторон. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн. Шестиколонный периптер называется гексастильным периптером. Количество колонн на боковых фасадах по отношению к архитектуре классического периода определяется формулой 2п+1, где п — количество колонн на переднем фасаде. Для гексастильного периптера, следовательно, количество колонн на боковых фасадах будет составлять 13, для октостильного (восьмиколонного) — 17. Целла в периптере состоит из трех частей — передней (пронаоса), собственно целлы (наоса) и третьей части, примыкающей к заднему фасаду и по размерам равной пронаосу — опистодома. Опистодом отделен от наоса глухой стеной и доступ в него возможен только с заднего фасада. В описто-доме обычно содержались реликвии, приносимые в дар божеству, в честь которого воздвигался храм. Периптер был основным видом сооружения в дорической архитектуре. В ионическом зодчестве ведущую роль играл так называемый дип-тер — своеобразная разновидность периптера, в котором целла имеет на боковых фасадах не один, а два ряда колонн.

Ордерная система. Основные элементы ордера.

Элементы ордерной системы: цокольная часть трехступенчатая (стилобат); колонна (база, ствол, капитель); антаблемент (состоит из архитрава (балка), фриза и карниза) – перекрывающая часть сооружения; фронтон треугольной формы, образованный двумя скатами крыш. Сложились 2 основных ордера - дорический (простота и мужественность форм) и ионический (легкость стройность, изящество, относительно большая декоративность).

Дорический ордер. Основание – стереобат. Несущие опоры – колонны. Несущие несомую конструкцию – антаблемент. Ствол сужается к верху и увенчан капителью. Квадратная плита капители (абака) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин). Антаблемент делится на три части: нижнюю часть представляет несущая балка – архитрав. На нее опирались концы поперечных балок. Эта горизонтальная полоса нашла отражение и в антаблементе каменного ордера в средней полосе фриза, в котором чередуются плиты с вертикальными врезами – триглифами и промежутки – метопы, иногда украшенные барельефом. Верхняя часть антаблемента – карниз. Обработка колонн, вертикальными желобами – каннелюрами. Утонение ствола кверху – энтазис (имеет форму упругой кривой линии). Скульптурные вставки допускались только в полосе фриза, а архитрав всегда оставался гладким. Ионический ордер. Колонна имеет профилированную базу и капитель со спиралеобразными волютами. Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей – иоников. Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы – фасции. Фриз не имел триглифов. Карниз украшался узкой полоской из иоников, завершался четвертным валом. Выступающая прямоугольная плита поддерживалась профилем в виде каблучка.

Акрополь и его застройка.

Афинский акрополь — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Размеры ее около 300 метров по длине, 130 (максимально) но ширине, уровень верхней площадки над морем — 156 м. Подъем на верхнюю площадку — с узкой западной стороны, обращенной к морю. Впервые поселение на верхней площадке Акрополя возникло еще в догреческие времена. В VII — VI веках до н. э. здесь уже существовали храмы, разрушенные позже персами. В отличие от более раннего времени, теперь, в V веке до н. э.. было решено создать единый, взаимосвязанный ансамбль. Первое сооружение, которое встречает поднимающихся на Акрополь — входные «ворота» — Пропилеи (архитектор Мнесикл; 440 — 432 гг. до н. э.), к которым вела тропа, развертывавшаяся серпантином по склону скалы. Основная часть Пропилеи состояла из двухколонных портиков, завершавшихся фронтонами — западного и располагавшегося за ним восточного. Оба портика — дорические, но внутри их, с двух сторон центрального прохода,— ионические колонны. Таким образом, в этом сооружении впервые применены два ордера — дорический снаружи, ионический внутри. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны пинакотеки (картинная галерея) и библиотеки. Вследствие этого Пропилеи приобрели асимметричный характер. Впечатление асимметрии усиливается наличием на правой стороне ската холма, завершенного Пропилеями, небольшого (высота колонн — 4,065 м) храмика — амфипростиля, посвященного Нике Аптерос — Бескрылой Победе. Это необычайно гармоничное сооружение (архитектор Калликрат; 449— 421 гг. до н. э.), изящное, тонко проработанное во всех деталях, поставлено на пиргосе — выступе скалы, обработанной подпорной стенкой. Пройдя Пропилеи, поднявшись на Акрополь, видишь перед собой несколько правее, в отдалении, главный храм — Парфенон, посвященный богине Афине — покровительнице города Афины (архитекторы Иктин и Калликрат; 447 —432 гг. до н. э.); перед ним, чуть левее, возвышалась гигантская бронзовая статуя Афины Промахос (Афины Воительницы), созданная Фидием, а за ней виднелся второй по размеру храм — Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 421—407 гг. до н. э.), посвященный Афине Полиаде и Посейдону, двум главным божествам Афин. Его название связано с именем древнейшего легендарного царя и героя Афин — Эрехтея. Ансамбль Афинского акрополя асимметричен. В чем причина этого? Изучение ансамбля, знакомство с его историей, сопоставление с другими ансамблями Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и по-своему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип — гармоническое равновесие масс и второй — восприятие архитектуры в процессе постепенного, «динамического» ее обхода.

12. Эрехтейон, его планировочное и конструктивное решение.

Эрехтейон – последняя по времени постройка акрополя 421 – 406 гг. до н. э. Он расположен рядом с Парфеноном. Имеет значительно меньшие размеры, но более сложную структуру. Имеет два основных разноуровневых входа, с восточной и с северной стороны. Целла объединяет два храма – храм Афине (северная часть) и храм Посейдона (западная часть). Со стороны входов поставлены портики ионического ордера. На западе сильно поднята ионическая колоннада, устроенная в плоскости стены. Стена, обращенная к Парфенону, имеет портик, в котором вместо колонн – статуи девушек (кариатиды). Система сложных подходов, лестниц и связанных с культовым ритуалом двориков примыкала к зданию.

13. Пропилеи, их назначение, планировочное и конструктивное решение.

В ансамбле афинского акрополя большое значение имеет комплекс сооружений, создающих вход на акрополь – Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э.). Построен по проекту архитектора Мнесикла. Главные элементы – два крупных дорических портика – западный и восточный (высота колонн 8,81 и 8,57 м), между которыми в закрытой части сооружения установлены два ряда ионических колонн. Отсюда в обрамлении ионических колонн впервые виделась статуя Афины. Сочетание противопоставленных друг другу форм – вертикали статуи Афины, цельного объема Парфенона, расчлененной композиции Эрехтейона и относительно плоского дорического фасада Пропилеи – явилось основой гармонического объединения зданий в единый ансамбль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.009 с.)