Мемориальные сооружения первобытнообщинного строя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мемориальные сооружения первобытнообщинного строя.



Мемориальные сооружения первобытнообщинного строя.

Начало строительной деятельности относится к эпохе палеолита и связано с первым опытом человека по сооружению жилища с помощью примитивных каменных орудий. В районах, где было дерево, обычно сооружались землянки, перекрытые прутьями и ветками, а также отдельно стоящие шалаши двускатной или конической формы. Жилища из дерева приобрело крупного прямоугольного по форме здания, стены которого представляли собой плетень из прутьев по столбам-брёвнам. В неолитический период были здания, опирающиеся на деревянные сваи, которые возводились обычно над реками и озерами в заболоченной местности (дом на сваях).

Мегалистические сооружения.

Постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных опор. Назначение сооружений связано с религиозными обрядами. Менгиры – вертикально поставленные камни, достигающие иногда очень больших размеров. Это памятники или монументы, ставившиеся в одиночку или группами. Иногда менгиры встречаются в сочетании с дольменами – сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Дольмены служили погребальными камерами и надгробными памятниками. Менгиры достигали 20м высоты и 300 т веса. Дольмены – около 2 м в длину и около 1,5 м в высоту. Кромлехи – круг диаметром 30 м из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри – два кольца из небольших камней, а между ними – попарно поставленные высокие блоки с плитами, организующие центр пространства. Срубные постройки – Курганы – прообраз жилых срубных домов. Сначала в яме сооружался мощный сруб с деревянным полом, внутри вторая камера для погребения. Перекрывались камеры накатами бревен с покрытием берестой. Засыпка землей образовывала курганный холм.

Виды первых поселений.

Поселения: неукреплённые (стоянки и селища); укреплённые (городища). Большие дома длинной до 30 м и площадью 150 м2 располагались двумя концентрическими кругами: по внешнему кругу диаметром 170 м размещались большие дома, по внутреннему – малые. Это поселение – одно из ранних примеров регулярной организации жилого комплекса с учетом особенностей жизни общины и оборонительных функций. Наряду с мемориальными постройками появился новый тип арх. Сооружений – каменные и деревянные крепости. Циклопические крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных камнем, но изобилующих лесами, распространились поселения – городища, укреплённые бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами. Первоначально крепости имели одну оборонительную стену, позже внутри крепости могла возводиться стена вокруг цитадели – местопребывания вождя общины и родовой знати.

Эволюция в строительстве пирамид.

Сооружение пирамид представляло собой очень сложную техническую задачу, которая выполнялась трудом тысяч рабов. Массив пирамиды возводился из грубо околотых камней или кирпича на растворе, внешняя часть – из отесанных квадров и плит уступами насухо. Сначала возводилась внешняя часть, а затем заполнялась внутренняя часть пирамиды. Уступы служили промежуточными площадками, необходимыми для подъема и складирования материалов. Окончательная облицовка пирамиды каменными шлифованными плитами становилась завершающим этапом. Простейшее погребальное сооружение – мастаба. По форме близка к усеченной пирамиде и состоявшая из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Затем появилась форма ступенчатой пирамиды. Пирамида этого типа – пирамида Джосера, высота 60 м, основание 109,2х123 м. Ломаная пирамида в Дахшуре. Она имеет два входа. Царь Снофру умер неожиданно и угол наклона граней пирамиды был резко изменен с 54 градусов 31 минуты до 43 градусов 21 минуты, чтобы быстро закончить работу. Крупнейший комплекс пирамид некрополь в Гизе. Основа некрополя составляют три пирамиды: Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса самая большая, высота 147 м, основание квадрата 233 м. Пирамида Хефрена на 8 м ниже, а пирамида Микерина почти в двое ниже Хефрена. В ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных заупокойных храмов, многочисленные мастаба, сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м. Пирамида Хеопса – каменный массив, сложенный из крупных блоков желтого известняка, с небольшим погребальным помещением, к которому подводит высокий наклонный коридор, перекрытый блоками напуском. Облицована белым камнем, а основание – гранитом. Размер блоков уменьшается к верху пирамиды (в основании высота блоков 1,5 м, у вершины – 55 см).

6. Конструктивное и планировочное решение Египетских храмов.

Возводятся крупнейшие храмовые комплексы храм Амона в Карнаке и храм Амона в Луксоре. Формирование типа храма шло на основе традиций заупокойных храмов эпохи Древнего и Среднего царств. Композиция эта подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств. Основными элементами храмового комплекса были подводящая к храму обрамленная с двух сторон статуями сфинксов монументальная аллея; массивная стена с порталом входа – пилон, образующий фасад храма; окруженный изнутри колоннами двор – перистиль; закрытое помещение с рядами колонн – гипостильный зал, освещение которого обычно осуществлялось за счет перепада высот среднего и более низких боковых рядов колонн; сравнительно небольшое затемненное помещение для жрецов. Важнейшее средство выразительности – стена и ордер. Эффект стены, покрытой изображениями, выполненными глубоко врезанными линиями, усиливался помещенными перед ней статуями сидящего фараона и обелисками. Монументальные ордерные формы господствовали за пилоном, во внутренних пространствах храма.

Эволюция храмового строительства Древней Греции.

Древние греки считали, что внутренние помещения храма принадлежат богам, даже во время собраний верующие не имели права заходить внутрь строения. Практически во всех храмах внутренние пространства делились на три нефны. В центральной нефне помещалась статуя, символизирующая бога. В то время как внешне строение казалось огромным, внутренние помещения были маленькими, таким образом, мастерам удавалось подчеркнуть величие божественной статуи. В больших древнегреческих храмах зачастую устраивалось помещение, выполняющее роль сокровищницы. Иногда греческие мастера отступали от прямоугольных форм и выстраивали круглые храмы, к примеру, круглые периптеры. В большинстве все храмы группировались в одном месте и ограждались, образовывая таким образом целые комплексы. Попасть на их территорию можно было только через монументальные входные ворота. После того как оканчивалось строительства храмы постоянно пополнялись новыми жертвенными алтарями скульптурами. Подобные храмовые комплексы можно встретить на территории Приена, Олимпии, Дельфы, Афин и прочих древнегреческих городов. Акрополь – храмовый комплекс, который входит в число наиболее великих сооружений Древней Греции. Строился он во времена Перикла, и занимались его возведением лучшие мастера той эпохи. Этот комплекс занял центральное место Афин. Акрополь отличался от большинства других храмовых комплексов вольным расположением отдельных строений. Каждый посетитель подходил к нему не как было принято по центру, а с боку. Самым великим достижением древнегреческих архитекторов и строителей стал Парфенон, исполнены в дорическом стиле. Он располагался за небольшим храмом Ники-Аптерос и входными пропилеями, сделанными из мрамора.

Акрополь и его застройка.

Афинский акрополь — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Размеры ее около 300 метров по длине, 130 (максимально) но ширине, уровень верхней площадки над морем — 156 м. Подъем на верхнюю площадку — с узкой западной стороны, обращенной к морю. Впервые поселение на верхней площадке Акрополя возникло еще в догреческие времена. В VII — VI веках до н. э. здесь уже существовали храмы, разрушенные позже персами. В отличие от более раннего времени, теперь, в V веке до н. э.. было решено создать единый, взаимосвязанный ансамбль. Первое сооружение, которое встречает поднимающихся на Акрополь — входные «ворота» — Пропилеи (архитектор Мнесикл; 440 — 432 гг. до н. э.), к которым вела тропа, развертывавшаяся серпантином по склону скалы. Основная часть Пропилеи состояла из двухколонных портиков, завершавшихся фронтонами — западного и располагавшегося за ним восточного. Оба портика — дорические, но внутри их, с двух сторон центрального прохода,— ионические колонны. Таким образом, в этом сооружении впервые применены два ордера — дорический снаружи, ионический внутри. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны пинакотеки (картинная галерея) и библиотеки. Вследствие этого Пропилеи приобрели асимметричный характер. Впечатление асимметрии усиливается наличием на правой стороне ската холма, завершенного Пропилеями, небольшого (высота колонн — 4,065 м) храмика — амфипростиля, посвященного Нике Аптерос — Бескрылой Победе. Это необычайно гармоничное сооружение (архитектор Калликрат; 449— 421 гг. до н. э.), изящное, тонко проработанное во всех деталях, поставлено на пиргосе — выступе скалы, обработанной подпорной стенкой. Пройдя Пропилеи, поднявшись на Акрополь, видишь перед собой несколько правее, в отдалении, главный храм — Парфенон, посвященный богине Афине — покровительнице города Афины (архитекторы Иктин и Калликрат; 447 —432 гг. до н. э.); перед ним, чуть левее, возвышалась гигантская бронзовая статуя Афины Промахос (Афины Воительницы), созданная Фидием, а за ней виднелся второй по размеру храм — Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 421—407 гг. до н. э.), посвященный Афине Полиаде и Посейдону, двум главным божествам Афин. Его название связано с именем древнейшего легендарного царя и героя Афин — Эрехтея. Ансамбль Афинского акрополя асимметричен. В чем причина этого? Изучение ансамбля, знакомство с его историей, сопоставление с другими ансамблями Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и по-своему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип — гармоническое равновесие масс и второй — восприятие архитектуры в процессе постепенного, «динамического» ее обхода.

12. Эрехтейон, его планировочное и конструктивное решение.

Эрехтейон – последняя по времени постройка акрополя 421 – 406 гг. до н. э. Он расположен рядом с Парфеноном. Имеет значительно меньшие размеры, но более сложную структуру. Имеет два основных разноуровневых входа, с восточной и с северной стороны. Целла объединяет два храма – храм Афине (северная часть) и храм Посейдона (западная часть). Со стороны входов поставлены портики ионического ордера. На западе сильно поднята ионическая колоннада, устроенная в плоскости стены. Стена, обращенная к Парфенону, имеет портик, в котором вместо колонн – статуи девушек (кариатиды). Система сложных подходов, лестниц и связанных с культовым ритуалом двориков примыкала к зданию.

13. Пропилеи, их назначение, планировочное и конструктивное решение.

В ансамбле афинского акрополя большое значение имеет комплекс сооружений, создающих вход на акрополь – Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э.). Построен по проекту архитектора Мнесикла. Главные элементы – два крупных дорических портика – западный и восточный (высота колонн 8,81 и 8,57 м), между которыми в закрытой части сооружения установлены два ряда ионических колонн. Отсюда в обрамлении ионических колонн впервые виделась статуя Афины. Сочетание противопоставленных друг другу форм – вертикали статуи Афины, цельного объема Парфенона, расчлененной композиции Эрехтейона и относительно плоского дорического фасада Пропилеи – явилось основой гармонического объединения зданий в единый ансамбль.

Базилика и ее эволюция.

Важное место в строительстве занимали крытые залы — базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства — нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен. Трехнефная базилика Константина (312 г.) — одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Распор крестовых сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над боковыми нефами наружу. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания. В IV в. с принятием Римом христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий—базиликальные церкви. Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.

Мемориальные сооружения первобытнообщинного строя.

Начало строительной деятельности относится к эпохе палеолита и связано с первым опытом человека по сооружению жилища с помощью примитивных каменных орудий. В районах, где было дерево, обычно сооружались землянки, перекрытые прутьями и ветками, а также отдельно стоящие шалаши двускатной или конической формы. Жилища из дерева приобрело крупного прямоугольного по форме здания, стены которого представляли собой плетень из прутьев по столбам-брёвнам. В неолитический период были здания, опирающиеся на деревянные сваи, которые возводились обычно над реками и озерами в заболоченной местности (дом на сваях).

Мегалистические сооружения.

Постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных опор. Назначение сооружений связано с религиозными обрядами. Менгиры – вертикально поставленные камни, достигающие иногда очень больших размеров. Это памятники или монументы, ставившиеся в одиночку или группами. Иногда менгиры встречаются в сочетании с дольменами – сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Дольмены служили погребальными камерами и надгробными памятниками. Менгиры достигали 20м высоты и 300 т веса. Дольмены – около 2 м в длину и около 1,5 м в высоту. Кромлехи – круг диаметром 30 м из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри – два кольца из небольших камней, а между ними – попарно поставленные высокие блоки с плитами, организующие центр пространства. Срубные постройки – Курганы – прообраз жилых срубных домов. Сначала в яме сооружался мощный сруб с деревянным полом, внутри вторая камера для погребения. Перекрывались камеры накатами бревен с покрытием берестой. Засыпка землей образовывала курганный холм.

Виды первых поселений.

Поселения: неукреплённые (стоянки и селища); укреплённые (городища). Большие дома длинной до 30 м и площадью 150 м2 располагались двумя концентрическими кругами: по внешнему кругу диаметром 170 м размещались большие дома, по внутреннему – малые. Это поселение – одно из ранних примеров регулярной организации жилого комплекса с учетом особенностей жизни общины и оборонительных функций. Наряду с мемориальными постройками появился новый тип арх. Сооружений – каменные и деревянные крепости. Циклопические крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных камнем, но изобилующих лесами, распространились поселения – городища, укреплённые бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами. Первоначально крепости имели одну оборонительную стену, позже внутри крепости могла возводиться стена вокруг цитадели – местопребывания вождя общины и родовой знати.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.018 с.)