ТОП 10:

Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий



Мировые религии, наряду с национально-государственными, охва­тывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продол­жается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающи­мися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновид­ности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла (см. Таблицу 1). По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влия­ния и авторитета традиционных форм религии и появлением значи­тельного числа новых религиозных движений, организаций, куль­тов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями.

Следует отметить некоторую расплывчатость данного терми­на, поскольку все эти так называемые «нетрадиционные религии» обладают характерными признаками традиционных религий. Их не­традиционность проявляется не в какой-то специфике, экстрава­гантности, а в том, что они возникли сравнительно недавно, в новей­шее время и в этом смысле не являются религиозными вероиспове­даниями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в европейской или североамериканской культуре Исследователь этой проблемы Л. Н. Митрохин предложил назвать возникшие в на­шем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические веро­вания», «альтернативные культы», «молодежные религии». Рассмо­трим же их характерные особенности и разновидности.

Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л. Н. Мит­рохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и ре­альности. 2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом». 3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следу­ет им сам. 4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. 5. Используется опре­деленная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. 6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «тех­ника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

Исследователи нетрадиционных религий выделяют следующие их разновидности:

1. Неохристианские объединения — «Цер­ковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христи­анское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя стату­сом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое от­кровение и высшие нравственные предписания.

2. Саентологические (от англ. science — наука) или наукообразные направления. Классический представитель — «Церковь саентологии» Р. Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку раз­личные неисследованные явления природы и психики человека.

3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел — буддийский центр», «Миссия Божественно­го света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими по­тому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуист­ских и буддийских учений.

4. Сатанинские группы — «церковь Сата­ны» — провозглашают себя сознательными носителями зла и анти­подом христианства.

Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы не­сколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохрис­тианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христиан­ские образы и понятия.

Тоталита́рная се́кта — организация, представляющая опасность для жизни и здоровья граждан[1] и зачастую существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельности.Понятие (термин) «тоталитарная секта» используется в криминологии социологии психологии встречается в энциклопедиях[1][19][20], в нормативных правовых актах Российской Федерации и её субъектов

В Европе, где свобода вероисповедания имеет долгую историю и конституционно защищена в большинстве стран, критика религиозных меньшинств зачастую заключалась в том, что они объявлялись не религиями[21], а «культами» и «сектами»[22]. Оба термина использовались почти взаимозаменяемо, причём «секта» (фр. secte, нем. sekte,итал. setta) имеет более негативную окраску в некоторых европейских языках[22]. В английском языке слово «секта» сравнительно нейтрально, поэтому с целью обозначения противопоставления традиционным религиям с XIX века использовалось выражение «реакционная секта» (англ. reactionary sect)[23]. Реакционной сектой Карл Маркс и Фридрих Энгельс в Манифесте Коммунистической партии называли своих оппонентов[24] Это же словосочетание применялось в советской антирелигиозной пропаганде[25], а также в работах исследователей НРД[26] и приговорах суда[27].

Председатель Совета Федерации С. М. Миронов в июне 2006 года отмечал, что понятию «тоталитарные секты» предшествовало понятие «реакционные секты»[28].

Также словосочетание «реакционная секта» употребляется в выступлениях Объединённой комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации[29].

В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых для страны религиозных организаций и групп. За рубежом с таким явлением в 1960-е годы столкнулисьСША, а затем страны Западной Европы. На Западе НРД вначале воспринимались настороженно, но за последние двадцать лет отношение к ним заметно улучшилось[30]. В России религиозные новообразования появлялись и распространялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые неорелигиозные объединения зародились и на российской почве[4].

Словосочетания «тоталитарная секта» (англ. totalitarian sect) и близкое «тоталитарный культ» (англ. totalitarian cult) активно использовались в английском языке с 1930-х годов для описания фашизма[31] и коммунизма[32]. Впервые термин «тотализм» (в отличие от «тоталитаризма» как государственного режима) по отношению к негосударственным идеологическим движениям и организациям, желающим тотального контроля над человеческим поведением и мышлением, был употреблён в книге «Реформа мышления и психология тотализма» (1961)[33] (англ. Thought Reform and the Psychology of Totalism) американским психиатром Р. Д. Лифтоном, исследователем психологических последствий войн и политического насилия. Позже теории Лифтона и Э. Шейна[34] о «тотализме» и «реформировании мышления» («промывании мозгов», «принудительном убеждении») были адаптированы в работах таких психологов, как М. Сингер и С. Хассен для использования по отношению к некоторым религиозным и другим группам. Эти теории о насильственном вмешательстве религиозных групп в психику своих членов впоследствии были признаны большинством учёных псевдонаучными[35][36]. Суды США, после ряда процессов в 1980-х годах, более не принимают их во внимание[37][38].

В 1970-1980-х годах понятие стало использоваться английскими и французскими авторами для описания религиозных движений; введено в обиход в русском языке в православном сектоведении в начале 1990-х годов историком церкви и богословом А. Л. Дворкиным[4]. С тех пор широко применяется в этой дисциплине и в антисектантскойнаучных публикациях[39] для классификации религиозных (прежде всего новых, нетрадиционных), а также иных (коммерческих и др.) групп, организаций и движений самого разного толка[4][40]. В английском языке в религиозном контексте понятие «totalitarian sect» используется в основном как перевод российского понятия при описании религиозной ситуации в России, но также встречается и в том же значении, что и в русском языке[41].

По мнению на 2004 год И. Я. Кантерова, в зарубежном и российском религиоведении понятие «тоталитарная секта» используется редко[19][42]. Поэтому вместо имеющих в некоторых случаях отрицательный оттенок понятий «секта» и «культ» для обозначения «новых религиозных объединений», отличающихся по вероисповеданию от «традиционных религий», был предложено понятие «новое религиозное движение» (НРД), популярность которому обеспечили труды английского социолога Айлин Баркер[4][30][43]. Кроме того, по мнению Кантерова основным недостатком понятия «тоталитарная секта» является отсутствие устойчивых классификационных признаков, что «позволяет причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение»[4][19].

В российском законодательстве не существует какого-либо определения понятий «секта»[44] и «тоталитарная секта»[4][45][46], однако в законодательных актах и судебной практике зафиксировано, что деятельность религиозного объединения может быть запрещена в судебном порядке из-за нанесения ущерба обществу и личности, а государство вправе предусмотреть преграды для недопущения легализации сект, нарушающих права человека и осуществляющих незаконную и преступную деятельность[47][48].







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.004 с.)