Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Религии в современном миреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Религия и государство. Исторические типы взаимоотношений церкви, верующих и государства. Теократия и светская власть. Государственная церковь. Режим отделения церкви от государства. Секуляризация (от эпохи Просвещения к нашему времени). Богословское развитие. Основные направления и богословские школы. “Теология освобождения”, “Теология революции”, “Теология политики”. Религия в потребительском обществе. Теория “гражданской религии”. Христианская Церковь в системе международных отношений. Социальные доктрины католичества, православия и протестантизма. Современный диалог и положение Церквей. Всемирный Совет Церквей. Проблема экуменизма. Основные тенденции эволюции религии в современном мире. Современные нетрадиционные формы религии и эзотерических учений, их социальные корни и функции. Новые религиозные движения и культы: определения, классификации. Транснациональные религиозные структуры Интерконфессиональные религиозные образования. Религиозные образования восточного происхождения. Культы западнохристианской ориентации. Эсхатологические и экологические движения. Культы, использующие квазинаучную лексику. Новые религиозные образования отечественного происхождения. Проблема тоталитарных деструктивных сект. Конфликты и проблема "тоталитарных культов", подходы к ее решению в России и странах Запада. Религия и политика. Фундаментализм и экстремизм. Межконфессиональный диалог – часть диалога культур.
Тема 15. Религиозная культура современной России История взаимоотношений религии, церкви и государства в России. Место религии и церкви в СССР. Положение религии в современном российском обществе. Действующее законодательство РФ о религии и церкви. Религиозная ситуация в современной России: факторы и тенденции ее изменений. Религии и религиозные организации в современной России. Межконфессиональные отношения в РФ. Православие, католицизм, протестантизм, принципы сосуществования. Взаимодействие традиционных религий. Проблема нетрадиционных культов в жизни современного российского общества. Основные представители нетрадиционных религий в современной России. Роль религии и церкви в определении путей социально-культурного развития России. Заключение. Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)
(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
(заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
IV. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
V.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольные работы по дисциплине учебным планом не предусмотрены.. VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература Основная литература 1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., Изд-во «ПРИОР»,1998. Васильев В.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.,: «Книжный дом “Университет”», 2000. 2. Гараджа В.И. Социология религии. М.,1996. 3. История религии / А.Ельчанинов, В.Эрн, П. Флоренский, С.Булгаков. – М.,: Центр “Руник”, 1991. 4. Васильев Л.С. История религий Востока. М.,1988. 5. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М.,1995. 6. Древние цивилизации. М.,1989. 7. История религий в России / Под ред. Н. А. Трофимчука. М., 2001. 8. Лекции по истории религии. Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 9. Мифологический словарь. М.,1991. 10. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы.- СПБ.: Изд-во «Искусство-СПБ».2002. 11. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М.,1997. 12. Радугин А. А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М., Изд-во Центр,2004. 13. Религии мира. Учебное пособие./ Под ред. М., Шахнович. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. 14. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь минимум по религиоведению / Под. ред. И.Н. Яблокова. М.,: Гардарики, 2002. 15. Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М.,1993. 16. Религиозные традиции мира. В 2 т. М.,1996. 17. Токарев С.А. Религия и история народов мира. М.,1986. 18. Токарев С.А. Словарь религий, обрядов и верований. Спб.,1997. Основные источники 1. Библия. Синодальный перевод. Любое издание. 2. Бхагавадгита/ Пер. В.С. Семенцова. М.,1999. 3. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. Любое издание. 4. Лао Цзы. Дао-Дэ цзин. М.,1990. 5. Тора. М., 1993. 6. Упанишады. В 3-х т./ Пер. А.Я.Сыркина. М., 1991.
Дополнительная литература по всему курсу 1. Бердяев Н.А. О значении человека. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.,1993. 2. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.,1994. 3. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. 4. Иллюстрированная история религий в 2-х т. М.,1993. 5. Иллюстрированная история религий. / Под. ред. Д. П. Шантеппи де ля Соссей. В 2 т. - М.,. 1992. 6. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М, 1993. Т. 1, 2. 7. Искусство и религия. М.,1982. 8. Классика мирового религиоведения. М.,1996. 9. Крывелев И.А. История религии. Очерки в 2 Т. М.,1988. 10. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.,1992. 11. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. М.,1993. 12. Мень А. История религий в 2 кн. Кн.2: Пути христианства: Учеб. пособие. /Сост. Г.Д. Сахаров и др. М.,: Форум – Инфра – М., 1998. 13. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.,: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). 14. Наука, религия, гуманизм. М.,1996. 15. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. Сумерки богов. М.,1989. 16. Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. М.,: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга,2001. 17. Религиозные традиции мира. Т. 1, 2. М., 1996. 18. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.,1992. 19. Словарь символов. М.,1994. 20. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные труды. М.: "Восточная литература" РАН, 1997. 21. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986 22. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб, Алетейя, 2000. 23. Шестов Л.Н. Избранные сочинения. М.,1993. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., АСТ, Олимп, 1998. 24. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т.. 2-е изд. М., Критерион, 2002.
Энциклопедическая литература Будда. Конфуций. Магомет. М.: Словарь Ф. Павленкова, 2000 (репринт). Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М., 1998. Иллюстрированная история религии в 2-х тт.М., 1992. Религии мира. Белфакс, 1994 и др. Фишер М.П. Живые религии. М.: Международный фонд образования; Республика, 1997.
Дополнительная литература по темам 1.Происхождение и исторические формы религии Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.,1994. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.,1992. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.,1990. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.,1986. Элиаде М., Священное и мирское. М.,1994.
2. Национальные религии: индуизм, иудаизм, религии Китая и Японии Альбедиль М.,Ф. Зеркало традиций. Человек в духовных традициях Востока. - СПб., «Азбука-классика»; «Петербургское востоковедение»,2003. Альбедиль М.,Ф. Индуизм,- СПб.: «Петербургское востоковедение»,2000. Барац А. Лики Торы. М.,1995. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.,1985. Индийская философия. Тексты. М.,1981. Индуизм, Джайнизм, Сикхизм, Словарь. М.,1996. Конфуций. Изречения. М.,1994. Кон-Шербок Д., Кон-Шербок А. Иудаизм и христианство. Словарь. М.,1995. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.,1983. Ольденбург С.Ф. Основы индийской культуры// Культура Индии. М.: Наука, 1991. С. 20-40. Светлов Г.Е. Путь богов: синто в истории Японии. М.,1985. Торчинов Е.А. Даосизм. - СПб., 1993.
3. Буддизм Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ, Агентство ЭкоАрт, 1992. Буддизм: Словарь. М.,1992. Буланже П.А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение/ Сост. С.В. Игошина. М.,: Искусство, 1995. Дзен-буддизм. Бишкек, 1993. Ольденбург С.Ф. Буддизм и массовые культы // Основы индийской культуры. М.: Наука, 1991. С. 20-40. Островская Е.А. Тибетский буддизм, СПб.: «Петербургское востоковедение»,2002. Щербатской Ф.И Философское учение буддизма // Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып.4. М.: Наука. 1989. С.224-238.
4. Христианство. Направления в христианстве. Библия. Книги Ветхого и Нового завета. М.,1993. Апокрифы древних христиан. М.,1989. Библейская энциклопедия. М.,1991. Булгаков С.Н. Православие. М.,1991. Карташов А.В. Вселенские соборы. М.,1994. Карташов А.В. Очерки из истории русской церкви. М., 1993. Т. 1, 2 Колесникова В.С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. Кураев А. Традиции. Догмат. Обряд. М.,1995. Очерки истории западного протестантизма. М.,1995. Православие: Словарь. М.,1989. Православная энциклопедия. - Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Тт. 0, 1, 2, 3, 4, 5… М., 2000-2004, … Православие: вехи истории. М.,1989. Протестантизм: Словарь. М., 1990. Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. Флоренский П. Иконостас. М.,ООО «Изд-во АСТ», 2003. Христианство. Энциклопедический словарь /по ред. С.С.Аверинцева. В 3-х тт. М., 1993. 5. Ислам Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М.,1986. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., «Азбука-классика»; «Петербургское востоковедение», 2003. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.,1986. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: Изд-во УДН, 1987. Гл.1 "Религия, право, философия". С.7-33. 6. Религия в современном мире. Свободомыслие и свобода совести Анонимные атеистические трактаты. Бич веры. Мысли Спинозы. О трех обманщиках. М.,1969. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М., 1984. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М., 1999. Баркер А.. Новые религиозные движения: Практическое введение. СПб., 1997. Быченко Т.. Молодые буддисты Карма Кагью в Санкт-Петербурге //Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999. С.87 - 102. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.273 - 292. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 3. С. 76-82. Гайдуков А.. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999. С.24 - 50. Герцен А.И. Об атеизме, религии и церкви. М.,1976. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. М.,1995. Ч. 1, 2. Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. Красноярск, 1999. История и теория атеизма. М.,1987. Локальные и синкретические культы. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М.,1985. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.,: Аспект Пресс, 1996.
6.2. Ресурсы Интернета Ассоциация буддизм в Интернете. - http://buddism.org.ru Восточное полушарие - Академическое востоковедение. -http://polusharie.com. Геокультура: религиозные миры России. - См. Русский архипелаг. http://www.archipelag.ru/temy/gkult-duh.html. История религий. - http://hoaxer.lantel.ru/religions/history/index.html Ислам в России.- http://muslim.by.ru Католическая Церковь в СПБ: история и современность. -http://www.catholic.spb.ru.. Мир религий. http://www.religio.ru/404.html Мир Православия - популярная энциклопедия. -http://www.orthodoxworld.ru. Мифологическая энциклопедия. - http://myfhology.narod.ru/contens.html Народы и религии мира.-http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга. -http://www.pimen.ru Религия и СМИ.- http://www.religarer.ru Философия. Ру: электронная библиотека философии и религии.- http://filosofia/literature/index.shtml Человек. Научно-популярный журнал Института человека РАН. Освещается широкий круг гуманитарных проблем, в том числе в области религиоведения и антропологии. Имеются ссылки на электронные библиотеки.- http://www.techno.ru/vivovoco/VV/ journal/w_men_w.htm.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение основ религиоведения - важнейшая часть гуманитарного образования. Религиоведение научная дисциплина, изучающая феномен религиозного сознания в его общих и конкретно-исторических проявлениях. Предметом религиоведения, таким образом, является религия как составная часть культуры. Религиоведение изучает религию в реальном социальном контексте, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека; изучает, как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей, каковы социальные и психологические предпосылки человека в религии. Знания, полученные студентами должны способствовать самостоятельному выбору студентами мировоззренческой позиции, формированию культурных ориентаций и установок, т.о. обеспечить ориентацию обучения на гуманитарные потребности личности. Осваивая эту дисциплину, студент приобретает навыки ведения мировоззренческого диалога, овладевает искусством понимания других людей, чей образ мысли является иным. Это поможет ему избежать догматизма и авторитаризма, с одной стороны, релятивизма и нигилизма- с другой. Религиоведение своими средствами способствует реализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая информацию о правовых нормах по этому вопросу, оно способствует становлению гражданских качеств личности, дает ориентацию и в определенных социально-политических процессах.
Рекомендации по эффективному восприятию Лекционного материала В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В связи с этим остановимся на некоторых методических рекомендациях по “эффективному слушанию”. От умения слушать во многом зависит эффективность делового и личного общения людей. Слышать и слушать — не одно и то же. Слышание (простое чувствование звука) фактически является лишь первым шагом в законченном процессе слушания, который включает в себя: · слушание слов; · понимание языка лектора, значения отдельных слов; · правильное выделение в речи говорящего законченных выражений; · понимание смысла предложений и фраз; · оценку сказанного, включая отделение фактов от мнений. Чтобы успешно слушать и понимать, необходимо непрерывное постоянное усилие для поддержания должного внимания к словам говорящего. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные положения предлагаемого материала. Поддержать непрерывное внимание к лектору для многих оказывается нелегким делом по целому ряду причин: а) отключение внимания. Отвлечь наше внимание может все, что действует необычно или раздражает, например, наружность лектора, его голос или особенности произношения; б) высокая скорость умственной деятельности. По данным психологов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего; в) антипатия к чужим мыслям. Мы всегда больше ценим свои мысли, и для нас обычно приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой; г) избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. И в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет фиксированное внимание на чем-то одном. д) потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую потребность ответить. Если это с нами происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием “разгромных” комментариев, с которыми мы хотим выступить, в лучшем случае — по окончании речи говорящего, обычно же — сразу, перебивая и ни с кем, и ни с чем не считаясь. Из сказанного, по всей видимости, ясно, что слушать эффективно для большинства из нас является весьма трудной задачей. Но она становится еще более сложной в результате воздействия помех, которые могут возникнуть между лектором, говорящим и аудиторией. 1. Физические помехи. Они разнообразны, но их можно сгруппировать по характеру воздействия и результатов: а) температура в комнате. Если в помещении жарко или холодно, то мысли слушающих будут заняты главным образом этим неудобством, а не тем, что говорит лектор; б) шум (постоянный или спорадического характера, от случая к случаю, время от времени) отвлекает внимание аудитории; в) неожиданное действие. Опоздание студента или его уход во время лекции всегда отвлекает внимание всей аудитории; г) усталость. Студент, испытывающий физическую усталость, обычно не в состоянии внимательно относиться к словам лектора. Его голова, как правило, в этом случае больше занята своим состоянием, нежели тем, что говорит преподаватель. 2. Умственные помехи: а) безразличие. Тема или некоторые из ее аспектов могут оказаться малоинтересными для некоторых студентов или для всей аудитории; б) предубеждение. Студент, имеющий предубеждение к теме лекции или к какой-то ее части, может либо полностью отключить свое внимание от того, о чем говорит преподаватель, либо вместо того, чтобы слушать с познавательной целью, будет следить за недостатками лектора; в) озабоченность. Когда студент озабочен своими личными проблемами, ему, естественно, трудно сосредоточиться на восприятии материала лектора, так как его мысли постоянно возвращаются к этим проблемам; г) реакция на слова с эмоциональной окраской. Многие непроизвольно реагируют на определенные слова, ассоциирующиеся с неприятностями или несчастьем. Например, такие слова, как “увольнение”, “штраф”, “убытки”, “банкротство”, и им подобные могут вызвать нежелательную эмоциональную реакцию. Когда кто-то слышит такого рода слова, то возникает опасность появления у него раздражения или злости, которые могут отвлечь слушателя от сути лекционного выступления; д) напряжение. Если материал труден для понимания или излагается непоследовательно и путано, то это, как правило, вызывает ненужное умственное напряжение аудитории и затрудняет усвоение преподносимого материала. У определенной части обучающихся выработались и укоренились отрицательные привычки, затрудняющие установление контакта с преподавателем. Вот наиболее распространенные из них: а) повышенное внимание к недостаткам в наружности, голосе, речи лектора и его манерах; б) слушание лектора, не глядя на него (обычно хорошие лекторы свою речь подкрепляют выразительными жестами и богатой мимикой; студент или другой слушающий, который не смотрит на такого выступающего, получает неполную информацию); в) активная реакция на незначительные отвлекающие моменты, например, шарканье ногами, кашель, чихание и т.д.; г) поспешная оценка темы лектора и вывод о том, что в лекции не будет ничего нового или ценного; д) поспешное заключение о том, что положения лектора неправильны или не заслуживают внимания; здесь необходимо предоставить лектору или другому выступающему возможность обосновать их; е) поспешный отказ от усилий слушать лектора (чаще всего бывает, когда материал труден или преподносится непоследовательно); ж) отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие отрицательные эмоции или ассоциации; з) показное внимание в случаях, когда на самом деле голова отвлечена личными заботами; и) детальное конспектирование; оно оставляет для слушания слишком мало времени (конспектируя лекцию, студент не может сосредоточить полностью свое внимание на том, что говорит преподаватель). Каждый студент должен разделять ответственность за эффект общения с преподавателем. Лектор отвечает за эффективность своей лекции, а аудитория — за эффективность слушания. Во всяком случае, так должно быть. Чтобы научиться эффективно слушать, нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к лектору. Основная проблема — это не поддаться соблазну отвлечься и не давать воли собственным мыслям. Для этого необходимо постоянным усилием поддерживать свой “настрой” на одной волне с лектором. Решение этой задачи облегчается, когда выработаны положительные устойчивые привычки и точно соблюдается план слушания. Положительные устойчивые привычки выражаются в следующем: а) активная поза студента всегда помогает сосредоточить внимание. Правильный выбор вертикальной посадки помогает лучше сосредоточиться. Наоборот, когда расслабляется тело, тогда то же самое происходит с мозгом. Стоит только расслабиться физически, как оказывается трудно не расслабиться и умственно; б) сосредоточенный взгляд на лектора. Лектора легче слушать и сохранять внимание, наблюдая за ним. Если смотреть в сторону или на кого-либо, то появляется опасность, что наши мысли будут следовать за нашими глазами; в) устойчивая сосредоточенность. Во время речи легко отвлечься по различным причинам. Более того, можно отвлечься, даже какое-то время не осознавая этого. Чтобы сосредоточиться, нужно уметь воздержаться от всякого рода “игр”, например, созерцание предметов, находящихся на столе, нежелательно перебрасываться взглядами, читать любую литературу и т.д. В качестве существенной методической рекомендации для улучшения процесса слушания лекций может выступать план слушания лекции (или любого другого выступления). Основные его моменты заключаются в следующем. 2. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, “далее”, “итак”, “таким образом”, “следовательно” и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. Вообще любой выступающий, лектор делает паузы (например, чтобы просмотреть свои записи, подойти к наглядным пособиям, выпить воды и т.д.). Эти небольшие паузы лучше использовать для анализа и обобщения того, что преподаватель сказал, чем давать волю своим собственным мыслям и витать в облаках. 3. Опережение речи лектора. Если речь лектора представляет интерес, то появляется естественное стремление предугадать ход мысли, следующее ее положение. С каждым случаем совпадения мысли лектора и слушающего его студента улучшается усвоение и запоминание отдельных положений лекции. Однако даже при несовпадении такого рода мыслительной деятельности уровень запоминания и последующего усвоения лекционного материала со стороны студента тем не менее повышается, поскольку происходит умственная работа, сравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего. Принцип сравнения или противопоставления (контраста) широко известен в обучении. Следовательно, опережение речи лектора является не только одним из средств “настройки на волну” слушаемой лекции, но и достаточно эффективным средством ее запоминания, усвоения. 4. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление. Слушателю не стоит преувеличивать собственные возможности, ограничиваясь лишь прослушиванием лекции. Лекцию необходимо конспектировать, стараясь уловить логику изложения и принципиальные положения темы. Но не следует, вместе с тем, стараться зафиксировать текст дословно. Самые важные моменты лектор выделит интонацией и неоднократным повторением. С разрешения лектора допускается в отведенное им время задавать вопросы по теме в устной или письменной форме. С изучения конспекта лекций начинается самостоятельная работа слушателя, в том числе – подготовка к семинарскому занятию.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.016 с.) |