Тема 4. Современные нетрадиционные культы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Современные нетрадиционные культы



Феномен нетрадиционной религиозности в условиях духовного кризиса современного общества. Типология нетрадиционных религий.

 

Соединение христианства и элементов восточных религий в вероучении и культе «неохристианских церквей» (Церковь Объединения и др.).

Неоориенталистские культы как модернизированные и вестернизированные варианты индуизма и буддизма (Общество Сознания Кришны и др.). Сайентологические религии как сочетание науки и мифов, психотерапии и магии (Церковь сайентологии и др.). Синтез древней магии и антихристианских идей в современном оккультизме (спиритизм, сатанизм и др.).

 

Тема 5. Свобода совести как общечеловеческая ценность

Веротерпимость, свобода совести, свободомыслие как социальные феномены. Процессы секуляризации и обновления религии в современном обществе. Типология верующих. Российское законодательство о свободе совести (Конституция РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»).

 

Литература к модулю

 

Обязательная литература

1.Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001. (Далее: Основы религиоведения) С. 63-65 (гл. III).

1. Радугин А. А. Введение в религиоведение. Учебник. – М.: Центр,1997. (Далее: Радугин). С. 27-45.

Дополнительная литература

1. Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ в. – М., 1993.

2. Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.

3. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.219-234, 376-390.

5. Введение в буддизм. – СПб.: Лань, 1999.

6. Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т.2. С. 82-108.

7.Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская

энциклопедия, 1999.

8.Религиозные традиции мира. В 2 т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 2. С. 267-340, 366-371.

9.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. Гл. 22.

10.Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

Контрольные вопросы

Тема 1

1. В чем суть учения Буддизма?

2. Какие основные направления в буддизме Вы знаете?

3. Что такое сансара?

 

Тема 2

1.Какие основные направления в христианстве Вы знаете?

2. Что такое филиокве?

3. Какие автокефальные церкви в православии Вы знаете?

Тема 3

1.Кто основатель ислама?

2. В чем отличие суннизма от шиизма?

3. Назовите основные столпы веры в исламе.

 

Тема

1. На базе каких культов появились нетрадиционные религии современности?

2. В чем суть нетрадиционных культов?

3. Где можно искать истоки сатанизма?

 

Тема 5

1.В чем отличие свободы совести от атеизма?

2. Назовите основные принципы светского государства,

3. Когда был утвержден Закон РФ «О свободе совести и религиозных образованиях»?

 

Проектное задание

 

Тема 1

1.Напишите реферат о возникновении мировых религий.

2.Ответьте на вопрос – в чем отличие буддизма от дальневосточных и ближневосточных культов?

3. Напишите эссе на тему: «Буддизм в России».

Тема 2

1.Подготовьте выступление на тему: «Происхождение христианства».

2. Напишите реферат на тему: «Расколы в христианстве».

3. Объясните, в чем суть протестантизма.

Тема 3

1.Напишите реферат на тему:»Секты в исламе».

2.Объясните, почему для мусульман «Черный камень» в Каабе является святыней.

3.Подготовьте реферат по теме:» Основные догматы в исламе».

Тема 4

 

1. Объясните, что является причиной возникновения нетрадиционных культов?

2. Напишите реферат по сатанизму.

3. Подготовьте сообщение по учению Сен Мен Муна.

 

Тема 5

1. Объясните, что означает свобода совести.

2. Напишите эссе по вопросу о светских и несветских государствах.

3.Подготовьте выступление на тему:» Закон РФ о свободе совести и религиозных объединениях».

 

Тест рубежного контроля

 

Тема 1

1. Нирвана – это…

а) Абсолютный покой, ничто,

б) судьба,

в) любовь,

г) Бог.

2. Ламаизм – это…

а) направление в буддизме,

б) Козел, проживающий в горах,

в) наличие символических действий,

г) пищевые запреты.

3, Карма – это…

а) судьба,

б) молитва,

в) невидимый мир,

г) направление в буддизме.

Тема 2

1. Христианство возникло в…

а) 1 в. до н. э.,

б) 4 в. Н.э.,

в) середина первого тысячелетия до н.э.,

г) 1 в. н.э.

2. Что является источником вероучения христиан?

а) Ветхий Завет,

б) Талмуд,

в) Новый Завет,

г) Авеста.

3. Кто является мессией в христианстве?

а) Моисей,

в) Авраам,

г) Иисус Христос,

д) Адам.

Тема 3

1. Что такое намаз?

а) пост,

б) молитва,

в) милостыня,

г) омовение.

2. Что означает шахсей-вахсей?

а) шиитский праздник,

б) мусульманский догмат,

в) столп веры,

г) молитва.

3. Время возникновения ислама?

а) 1в.н.э.,

б) 7в.н.э.,

в) 5в.до н.э.,

г) 9 в.н.э.

 

Тема 4

1. Какие культы относятся к числу новых религиозных движений в России?

а) баптизм, адвентизм, пятидесятничество…,

б) Богородичный центр, Церковь Последнего Завета, Великое Белое Братство…,

в) вишнуизм, шиваизм,

г) ламаизм, махаяна, хинаяна.

2. Какие культы относятся к неоориенталистским культам:

а) Церковь объединения, Дети Бога, Церковь Тела Христова,

б) Общество Сознания Кришны, Тихоокеанский дзен-буддийский центр, Миссия Божественного света Махарай Джи, Трансцедентальная медитация…
в) новая магия, спиритизм,

г) Общество Аэтариус, Церковь сайенталогии.

3. Когда возникли нетрадиционные культы?

а) 19 век,

б) 18 век,

в) 20 век,

г) 21век.

 

Тема 5

1. Когда утвержден Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

а) 1917г.,

б) 1997г.,

в) 2001г.,

г) 2007.

2. Разрешено ли иностранным организациям открывать на территории РФ свои представительства?

а) да,

б) совместно с отечественными организациями,

в) нет.

3. Свобода совести – это…

а) свобода выбора религии и отказ от нее, выбор атеизма,

б) свобода выбора вероисповедания,

в) свобода выбора атеизма,

г) свобода выбора религии и запрет атеизма.

 

Ключ к тестовым заданиям

Тема 1. 1 (а), 2 (а), 3 (а).

Тема 2. 1 (г), 2 (в), 3 (г).

Тема 3. 1 (б), 2 (а), 3 (б).

Тема 4. 1 (б), 2 (б), 3 (в).

Тема 5. 1 (б), 2 (а), 3 (а).

 

Заключение

Содержание

В заключении подводятся итоги курса. Философский анализ религии выявляет ее социальную роль. Проделан анализ истории и теории религии. Исследованы богословские интерпретации религии. Показана практическая значимость курса и возможность использовать полученные знания в при написании курсовых, дипломных работ, рефератов и т.д. Делаются практические рекомендации на основе изучения религии.

 

Литература к заключению

1. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001. (Далее: Основы религиоведения) С. 63-65 (гл. III).

2. Радугин А. А. Введение в религиоведение. Учебник. – М.: Центр,1997. (Далее: Радугин). С. 27-45.

 

Дополнительная литература к заключению

 

1. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.).

2. Гараджа В.И. Религиоведение. – М.: Аспект –Пресс, 1995.

Контрольные вопросы к заключению

1. Какова практическая значимость курса «Религиоведение»?

2. Какие практические рекомендации на основе изучения проблем религиоведения?

3. Каково Ваше представление о религии?

Проектное задание к заключению

 

1. Представьте на обсуждение Ваш проект о религии как социальном явлении.

2. Напишите эссе на тему:» Проблема возникновения религии».

3. Объясните, как лично Вы будете общаться с верующими различных конфессий?

 

 

вопросы к ЗАчЕтУ

1. Сущность религии и её определение в различных мировоззренческих системах.

2. Детерминация религии. Социальные основы, гносеологические предпосылки и психологические факторы религии.

3. Структура современной религии.

4. Религиозное сознание и его уровни.

5. Религиозный культ. Обряды и традиции в структуре религии.

6. Религиозные потребности и социальные функции религии.

7. Религиозная вера: ее место в религиозном комплексе, отличие от веры нерелигиозной.

8. Религиозные организации и религиозные отношения.

9. Проблема происхождения религии.

10. Основные формы первобытной религии и их проявление в современных религиях.

11. Магия и ее виды.

12. Тотемизм и фетишизм как ранние формы религии.

13. Славянское язычество и его отголоски в современности.

14. Религия в Древнем Египте и Древней Месопотамии.

15. Религия в Древней Греции и Древнем Риме.

16. Национальные религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм).

17. Национальные религии Индии

18. Зороастризм.

19. Иудаизм.

20. Буддизм: происхождение, вероучение, культ, основные направления.

21. Особенности чань-буддизма.

22. Специфика тибетского буддизма.

23. Христианство: социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки.

24. Становление христианской церкви, идейная и организационная борьба в раннем христианстве.

25. Католицизм: вероучение, культ и организация.

26. Православие: особенности вероучения и культа. Православие в современном мире.

27. Русская православная церковь: история и современность.

28. Древние восточные («нехалкидонские») церкви.

29. Реформация и ранний протестантизм.

30. Основные течения позднего протестантантизма.

31. Ислам: происхождение, вероучение, культ.

32. Основные направления и география ислама. Ислам в России.

33. Нетрадиционные религии современности. Причины их возникновения и распространения в обществе.

34. Секуляризация и особенности свободомыслия в современном мире.

35. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» как юридическая гарантия функционирования религии.

36. Религия в современном диалоге культур и цивилизаций.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Аниматизм – представление о безличной силе, действующей в природе, оживотворяющей её и оказывающей влияние на жизнь людей.

Анимизм – вера в души и духов.

Атеизм - система взглядов, отвергающих религиозные представле-ния и религию в целом.

Благо - положительная ценность для человека.

Бог - иллюзорный образ, наделённый сверхъестественными образами.

Ваххабизм - религиозно-политическое течение в исламе, возникшее

в конце 18 в. в Аравии.

Вера - система религиозных взглядов; специфическое отношение к действительным и воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств.

Генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что признавая существование многих богов данное племя или объединение племен, считало непосредственно покровителем лишь

одного из них и поклонялось исключительно ему.

Деизм - философско-религиозное учение, по которому бог есть без-личная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешива-ющаяся в развитие природы и общества.

Монофизитство - богословско-догматическое направление в Христи-анстве, возникшее в Византии в 5в. Основателем его считают конс-тантинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу

присуща одна природа – божественная и человеческая, как утверждали представители офиц. церк. ортодоксии.

Филиокве – сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589году добавление к христианскому символу веры. Добавление заключалось в утверждении, что святой дух исходит и от бога-отца и от бога-сына.

Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства, уста-новленное папой Григорием VII (1073-1085).

Экзегетика – раздел богословия, занимающийся трактовкой и толко-ванием смысла и содержания библии.

Яхве, Ягве – имя древнееврейского бога.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

ОсновнЫЕ учебникИ

1. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001.

2. Радугин А. А. Введение в религиоведение. – М.: Центр,1997.

 

Дополнительная литература

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, 1989.

2. Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ в. – М., 1993.

3. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. – М.: МГУ, 1984.

4. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. – М.: ИФРАН, 1984.

5. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1985.

6. Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.

7. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992.

8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: Наука, 1993.

9. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

10. Введение в буддизм. – СПб.: Лань, 1999.

11. Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

12. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. – М.: Наука, 1986.

13. Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. – М.: Наука, 1986.

14. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М.: Знание, 1985.

15. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. – М.: Наука, 1977.

16. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. – Киев: СИНТО, 1993.

17. Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992.

18. Ислам. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

19. Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

20. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. – М.: Мысль, 1984.

21. Карташов А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

22. Католицизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

23. Керимов. Г.М. Ислам: происхождение, история и современность. – М.: Знание, 1984.

24. Керимов. Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978.

25. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. – М.: Наука, 16.

26. Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.

27. Массэ А. Ислам: Очерк истории. – М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963.

28. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.: Советская Россия, 1985.

29. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

30. Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

31. Никольский Н.М. История русской церкви. – Минск: Беларусь, 1990.

32. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, М., 1980.

33. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М.: Гранд, ФАИР-ПРЕСС, 1999.

34. Православие. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

35. Протестантизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.

36. Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

37. Религия сикхов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

38. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988.

39. Савельев В. И. Свобода совести: история и теория. – М.: Высшая школа, 1991.

40. Светлов Г.Е. Путь богов. (Синто в Японии.) – М.: Мысль, 1985.

41. Тальберг Н. История христианской церкви. – М.: Интербук; Нью-Йорк: Астра, 1991.

42. Телушкин, Й., раби. Еврейский мир. М., Иерусалим: Лехаим, 1998.

43. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990.

44. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986.

45. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

46. Торчинов Е.А. Даосизм. – СПб.: Лань, 1998.

47. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 142-160, 215-241.

48. Фрэзер. Дж. Золотая ветвь. – М.: Наука, 1986.

49. Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. – М.: Наука, 1980.

50. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М.: Наука, 1988.

51. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.112 с.)