ТОП 10:

Фильм Мэда Гиббсона «Страсти Христовы»



Фильм Мэла Гиббсона "Страсти Христовы" - своего рода христианские ужасы. Так подробно, со смакованием всех подробностей показано, как терзали Господа нашего. Хоть и немало точек зрения высказано на этот фильм, и трудно добавить ещё что-нибудь новое, тем не менее вдруг на меня нашло - можно ведь создать новый жанр в кинематографе, христианские ужасы, и снимать фильмы о разных великомучениках, растерзанных дикими зверями, сожжёнными заживо, разорванными на части. Будет одновременно и составляющая классического фильма ужасов, способная привлечь широкую зрительскую аудиторию, и проповедь Слова Божьего, которая, возможно, сподвигнет сотни или даже тысячи зрителей впустить в своё зачерствевшее сердце Господа, а верующих - по-новому, с новой, порой неожиданной для них стороны осмыслить подвиги святых, зверски истерзанных и замученных за веру.

 

Маньяк, убивающий младенца, совершает акт самопожертвования, отправляя ребёнка в рай, а сам отправляется в ад?

Во времена, когда Бог устроил всемирный потоп, всё человечество настолько погрязло в грехах, что можно было точно сказать, что из младенцев ничего путного получится не может, они только пополнят и без того огромную армию грешников. А сейчас, если вдруг из младенца мог бы вырасти настоящий христианин, всем сердцем возлюбивший бы Господа и всеми делами и помыслами творивший бы добро - то вряд ли убийца получит путёвку в рай за своё злодеяние. Но с другой стороны, всё на Земле совершается с Божьего попущения. Так что вряд ли из убитого гнусным подонком младенца получился бы достойный человек. Тогда убийца - просто орудие в руках Господа, и он приносит в жертву себя, ибо убийство ещё невинного ребёнка обречёт его на вечные муки. Ещё хочется отметить один момент - не обязательно ребёнок, жертва убийцы, в будущем превратился бы в очередного Чикатило или Горбачёва. Вполне может быть, что из него мог бы вырасти хороший человек. Но Бог дал свободу людям всерьёз, и последствия этой свободы воли тоже могут быть серьёзные - например, изгнание из рая. Если дарованная Богом свобода была бы ограничена, например, никто не смог бы убить или изнасиловать ребёнка, то это была бы не настоящая, а декоративная, только декларируемая свобода, и тогда Вселенная, сотворённая Господом, не могла бы претендовать на совершенство.

Хотя, конечно, не все люди в состоянии оценить степень совершенства творения. Их самомнение и самоуверенность, следствия данной им свободы, постоянно побуждают их считать, что мир мог бы быть и получше – например, в нём не должно всё-таки было бы быть столько страданий, боли и страха, и смерти, как неизбежного конца для всего, что страдает, мучается от боли и испытывает ужас, когда осознаёт всю степень совершенства мира.

 

Смысл жертвы Исаака

На всё воля Божья. Ни у кого не должна дрогнуть рука, как не дрогнула

она у Авраама, когда он готов был принести в жертву Господу своего любимого первородного сына Исаака.

У Бога всё всерьёз, Он создаёт и уничтожает Вселенные, Он даёт жизнь и забирает, и Он, испытывая людей, никогда не опускается до пустых угроз и ни к чему не обязывающих призывов. И если будет к человеку слово от Господа, то он должен будет готов, как Авраам, принести Ему в жертву самое дорогое, что у него есть.

Но убивать детей, в надежде на то, что они, не успев нагрешить, попадут сразу в рай, нельзя, ибо не для того Бог дал им жизнь, чтобы они, не пройдя всех предназначенных им испытаний, сразу же попали в райские кущи. Нет, Бог хочет, чтобы они выросли, испытали все невзгоды, страх, боль, отчаянье, радость, любовь, и только тогда, если будет на то воля Господа, могут они претендовать на вечное блаженство. И люди не должны обманывать ни себя, ни Бога.

 

Бог и Божество у Мейстера Экхарда

Согласно Мейстеру Экхарду, Бог живёт в душе каждого человека, который сможет настолько опустошить свою душу, чтобы Бог мог войти в неё.

Но выше Бога есть Божество, вечное, абсолютное, неизменное Ничто, из которого возникает Всё. И человек может обрести подлинное блаженство, только слившись с Божеством, а для этого он должен отвергнуть Бога, как промежуточный этап в своём восхождении к Божеству.

 

Вечность

Мы и так пребываем все в вечности. Время - лишь одна из человеческих иллюзий, способ его восприятия внешнего мира, наряду с пространством и временем. По воле Господа, человек думает, что живёт в непрерывно текущем времени, приближаясь к смерти. Это не зря, Господь знал, что делал - видя мир как непрерывно меняющийся во времени, человек начинает думать о неизбежности смерти и Суда, и это мобилизует его силы на очищение от грехов и служение Господу.

 

Разочарование в Библии

Когда впервые начинают читать Библию, то обычно полагают, что сейчас передо мной предстанет нечто огромное и великое, что сейчас со страниц этой Книги со ними будет разговаривать сам Бог. Разочарование бывает велико. Прочитав историю непростых взаимоотношений еврейского племенного Бога со своим народом, затем в Новом Завете с удивлением обнаружив, что Бог радикально изменил свою линию поведения по отношению к людям. Но, добравшись до откровения Иоанна, понимают, что Бог всё тот же. Он нисколько не изменился после всех приключений, описанных в Новом Завете.

Вообще говоря, чтение Библии может и из верующего сделать законченного атеиста. Если, читая Библию, не видеть в ней главного – пути к вере народа, отчаянного стремления людей к Богу.

 

Атеизм как вера

Является ли атеизм разновидностью религиозной веры?

Любой мыслящий субъект всегда стоит перед выбором одной из двух возможностей. Первая возможность – в мире не происходит действия каких-либо иррациональных сущностей, миром не управляет какое-то сверхмогущественное существо, сверхразум, в мире нет ничего, что бы не было возможно познать и осмыслить в рациональных терминах, на основе рационального, научного мышления. Вторая возможность – это допустить существование такой над-, или сверх- рациональной сущности, существование того, что обычно называют Богом. Ничего в мире однозначно не указывает на необходимость признать отсутствие Бога или его существование. Кроме того, любой человек, вглядываясь в бездну своей души, анализируя своё видение мира, неизбежно встаёт перед вечными вопросами, составляющими предмет философии. Отношение субъекта и объекта, познаваемость мира, материальное и идеальное, вообще, открыв книгу любого философа, убеждаешься, что он в выборе своей философской концепции, по сути, совершает акт веры. Вот, к примеру, Шопегауэр вводит понятие «представление» как основной категории, с помощью которой можно говорить и об отношении субъекта и объекта, и о характере реальности мира, окружающего человека. Он также верит в свою концепцию «представления», которая не более очевидна, чем концепция Бога, и даже куда более спорна, чем допущение о существовании сверхсущности, Бога.

Так что, атеисты, можете быть спокойны – Бог и вас не обделил способностью верить.

 

Свобода воли

Свобода воли – фундаментальный христианский теологический принцип. Стараниями отцов церкви была создана целостная концепция, связывающая свободу выбора, свободу воли творения и сверхмогущества и всеведенья Бога. Всё просто. Бог наперёд знает, что будет, Он видит мир он начала и до конца, вне времени, и Он знает, согрешит, к примеру, конкретный человек или нет. Но Бог не вмешивается, желая, чтобы человек сам, добровольно, сделал выбор между добром и злом. Хотя, в сущности, всё предопределено, свобода воли существует, это не декларация, не пустые слова. Маньяк-убийца совершает свободный выбор и выбирает смерть, насилие, жестокость, кровь и хаос вполне свободно. Если бы Бог остановил его, то тем самым нарушилась бы возможность свободного выбора во Вселенной, и мир превратился бы в театр марионеток. Конечно, Бог в состоянии остановить любое зло. Но что это будет за мир, в котором свобода будет ограничена только свободой творить добро? Такой злобный кошмар даже трудно вообразить. Конечно, плата за свободу воли огромна – это возможность и реально происходящий выбор зла. Но без этого ни о какой свободе воли говорить просто нельзя. Даже если какой-нибудь маньяк получит возможность уничтожить всю нашу планету, Бог скорее допустит, чтобы он это сделал, чем ограничит свободу воли, свободу выбора. Выбирать так выбирать – по настоящему.

 

Молот ведьм

Если кто удосужится вникнуть в суть проблемы, почему возникло такое явление, как охота на ведьм, изучить историческую реальность того далёкого времени, когда инквизиция начала охоту на ведьм, то несомненно согласится с тем, что повод для этой охоты был.

Такой любопытный человек узнает, что простое неграмотное население Европы той поры стремительно скатывалось в язычество, возрождая и создавая культы, куда более тёмные, чем христианство. Ведьмы и колдуны процветали в глухих деревнях, они стали заменять для огромной массы населения служителей христианского культа. Народ стремительно скатывался – не к атеизму, а во мрак древних религиозных представлений.

Если кто думает, что достаточно было бы простых увещеваний и просветительской деятельности, чтобы вернуть заблудших к вере Христовой, тот глубоко заблуждается. Только огнём и мечём это можно было сделать, ибо народ мог уверовать только в силу, жестокую и неумолимую. Европейцы немногим отличались от ветхозаветных евреев, которых Иегова заставлял верить угрозами и кровавыми бойнями, устраиваемыми исключительно в воспитательных целях.

С колдунами и ведьмами не о чем было разговаривать представителям Церкви. Их надо было только зверски пытать и сжигать, только так можно было заслужить уважение у тёмного, живущего во власти суеверий народа, в головах у которого перемешались христианские святые и языческие лепреконы с эльфами.

Ведьмы и колдуны – их не выдумала инквизиция, они действительно были, и число их росло с ужасающей скоростью. Конечно, ведьмы не летали в действительности на помеле, не целовали в зад Дьявола, вообще всё оставалось, естественно, на уровне религиозно-мистических фантазий. Но эти фантазии играли роль не меньшую, чем реальность. Вот почему инквизиция сражалась с реальным противником, реальным Дьяволом, поселившимся в умах людей.

Если перечитать Ветхий Завет, то не уговорами и увещеваниями действовал Господь, когда евреи в очередной раз отходили от своей веры. Господь применял самый простой и эффективный метод – отдавал евреев в руки соседних племён, и те с радостью и воодушевлением устраивали евреям очередную кровавую баню. В те жестокие времена только так можно было Богу разговаривать со своим народом. Это было для Него вынужденной необходимостью, ибо евреи – и не только евреи, а все народы – могли понять не ласковые мудрые слова, а беспредёльную жестокость, от которой у них кровь застывала в жилах. Это давало им силы верить. И то же самое было, когда инквизиция устраивала геноцид в немецких деревнях и городах, возвращая народ к вере кострами и калёным железом. Настоящий геноцид, после проведённых инквизицией мероприятий обезлюдевали целые местности. Между прочим, не только и не столько заботой о прочности веры были продиктованы все эти меры. Религия была инструментом в руках государства, с помощью которого оно духовно сплачивало народ в единое целое, устанавливало единые – христианские в данном случае – ценности. Те самые ценности, которые Иисус открыл людям в Новом Завете, проповедовав любовь к ближнему и сострадание. Наш мир жесток, и не всегда мы можем добиваться благих целей благими методами.

Может ли изменяться Бог?

Что касается Бога библейского, то тут нечего изобретать что-то новенькое. Библейские тесты тщательно изучены, и любой желающий может ознакомиться с выводами учёных о происхождении различных библейских текстов, о времени их написания, и об особенностях выражения веры еврейского народа в тот или иной период его истории. Естественно, всё это сказывалось на образе Бога – Иеговы, Яхве, Саваофа. Бог, несомненно, один, но воспринимался он в разное время по-разному. Или, другими словами, по-разному в разное время Он представлялся верующим евреям. Отсюда и крайне переменчивый, постоянно претерпевающий трансформации образ Бога в Ветхом Завете.

Существует очень занятная точка зрения итальянского богослова 16 века Фауста Социана. Он и его последователи считали, что Бог не является неизменным, а так же, как человек, может развиваться духовно, накапливать опыт, делать выводы из Своих ошибок. Социан, кстати, благополучно избежал костра и умер своей смертью, от старости.

Так вот, может, в социнстве есть рациональное зерно? Может быть, Бог действительно способен меняться?

И попутно ещё одно. Может ли Бог, постоянно наблюдая за смертями своих творений, Сам бояться Своей смерти? Нет, Он бессмертен, Он это знает, но всё-таки, хоть иногда, может Бог представить Себе Свою смерть и ужаснуться?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.007 с.)