Цена и спрос, их взаимодействие. Кривая спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена и спрос, их взаимодействие. Кривая спроса.



Спрос является важнейшей категорией рын эк-ки, т.к. именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию. Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Объем спроса – это кол-во товара, к-ое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени. Закон спроса показывает связь между ценами и кол-вом товаров и услуг, к-ые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой цене. Изменение спроса объясняется следующими обстоятельствами: по низкой цене купить товар может большее число потребителей; низкие цены заставят многих покупателей предпочесть данный товар другому; если цены на товар будут высокими, определенное число покупателей откажутся от покупки. Кривая спроса показывает, что между ценой товара и его кол-вом устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. Увеличение кол-ва товара в продаже вызывает снижение цены на него. Если изменяется цена товара, то при прочих равных условиях изменяется величина спроса на него и движение идет по кривой спроса. В случае изменения др факторов (кроме цены) изменяется сам спрос, следовательно, положение кривой спроса: при падении спроса кривая спроса двигается вниз и влево, а при его повышении – вверх и вправо. Таким образом «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изменением объема спроса». Изменение объема спроса означает движение по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево и вправо. На изменение спроса также влияют многие неценовые факторы.

 

Равновесие спроса и предложения. Регулирование равновесной цены.

Равновесная цена товара устанавливается при соответствии спроса и предложения. Состояние равновесия никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влиянием факторов, лежащих на стороне спроса и предложения. Следствием этого влияния является постоянное смещение кривых спроса и предложения (вправо или влево, вверх или вниз), в результате которого происходит нарушение равновесия. Новое равновесие устанавливается в другой точке, например, в точке Е1, которой будет соответствовать новая рыночная цена Р1 Сущность равновесия спроса и предложения состоит в определении состояния общего равновесия экономического рынка, когда товары находят своих покупателей через механизм рыночного ценообразования. Именно взаимосвязь цен конкурентного равновесия и создает общее равновесие рынка. Если цена выше равновесной, то наблюдается ситуация рыночного избытка – величина предложения превышает величину спроса. Если цена ниже равновесной, то наблюдается ситуация рыночного дефицита – величина спроса превышает величину предложения.Гибкие, чувствительные цены приводят рынок в состояние равновесия (действие механизма «Невидимой руки рынка»).

 

5. Теоретические основы ценообразования.

Существуют две основные теории цен. По мнению стороннкиов 1 теории, цена товара выражается е6го стоимостью. Сторонники 2 считают, что цена товара представляет собой суммы денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Пети, Адам Смит и Давид Риккардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется кол-вом труда, необходимого для его произ-ва. Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену. Отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами. Что же касается цены товара, то она есть ден выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рын факторов. Теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену. Другая концепция объясняет цену товара суммой ден затрат в наилучшем варианте использования произ-венных ресурсов. В этом случае рыночная цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости. Современная эк теория не оставляет надежды синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективность» и «субъективность» товара. Однако бесспорным остается положение о том, что кол-венное определение затарт на произ-во и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью в любой общественно-эк формации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.004 с.)