ТОП 10:

Российская Федерация (декабрь 1991 - 1998 годы)



25 декабря 1991 Верховный Совет утвердил официальное название Российского

государства - Российская Федерация. Получив всю полноту власти, российское руководство с

первых дней 1992 приступило к проведению экономической реформы. 2 января было

объявлено о либерализации цен, что в условиях монопольного характера экономики и

товарного голода привело к их многократному росту, а также к обесцениванию денег на

счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Практически одновременно началась

форсированная приватизация государственной собственности, во многих случаях не

подкреплённая необходимыми правовыми актами. Приватизация не только не способствовала

оживлению промышленного производства, но, напротив, привела к свёртыванию целых

отраслей промышленности, породила такие явления, как коррупция, отток отечественных

капиталов за рубеж и другие злоупотребления. В 1995 уровень внутреннего валового продукта

снизился по сравнению с 1990 на 40%. Особенно ощутимым было сокращение производства в

машиностроении и лёгкой промышленности, что было обусловлено низкой

конкурентоспособностью производимой ими продукции. В результате инфляции курс рубля

упал в течение 5 лет (с весны 1992 до весны 1997) с 300 до 4700 рублей за один доллар США.

Обозначилась долговременная тенденция к поляризации российского общества (в 1995 на

долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось более 30% денежных доходов,

тогда как на долю 10% наименее обеспеченного населения - только 2,45). Усилилась

финансовая зависимость страны от международных финансовых организаций и наиболее

развитых государств Запада. Недовольство экономической и социальной политикой

правительства привело к смене руководителей правительства. В декабре место Е. Т. Гайдара

(исполняющий обязанности главы правительства) занял В. С. Черномырдин, утверждённый в

должности председателя Совета министров.

Кризисные явления в экономике сопровождались ростом сепаратистских настроений в

бывших автономных республиках и автономных областях, заявивших о своём суверенитете и

отказе от статуса автономий. Определённым барьером, препятствующим росту сепаратизма,

стало подписание в 1992 Федеративного договора, определившего характер взаимоотношений

между (федеральным центром и субъектами Российской Федерации - республиками, краями,

областями, автономными округами.

Углублявшийся экономический кризис, разное понимание целей и задач реформ,

разногласия в вопросе о форме будущего государственного устройства России привели к

резкому противостоянию законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и

исполнительной (президент и правительство) ветвей власти, которое достигло своего пика во

время сентябрьско-октябрьского кризиса 1993, начавшегося после обнародования (21

сентября) указа президента Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного

Совета и проведении конституционной реформы. Кризис, переросший в вооружённое

противоборство сторонников Верховного Совета и войск, верных президенту, завершился

расстрелом здания Верховного Совета (4 октября) и последующим арестом лидеров

антипрезидентской оппозиции. Итогом кризиса стала ликвидация в России системы Советов.

12 декабря 1993 в ходе всенародного референдума была принята новая Конституция

Российской Федерации, предоставлявшая большие полномочия президенту и устанавливавшая

новую структуру высших представительных органов (Федеральное собрание, состоящее из

двух палат - Совета Федерации и Государственной думы). На состоявшихся одновременно с

референдумом выборах наибольшее число мест в Государственной думе получили

представители блока "Выбор России" во главе с Гайдаром; на втором месте оказалась

оппозиционная Либерально-демократическая партия (ЛДПР; лидер В. В. Жириновский),

первенствовавшая в голосовании по партийным спискам; третье и четвёртое места заняли

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ; лидер Г. А. Зюганов) и союзная с

ней Аграрная партия (лидер М. И. Лапшин).

Начиная с конца 1991 острый характер приобрёл чеченский кризис, вызванный

односторонним решением руководства Чечни провозгласить независимость республики. В

декабре 1994 по распоряжению президента Российской Федерации Ельцина на территорию

Чеченской республики были введены федеральные войска (официальная цель -

"восстановление конституционного порядка"). Замышлявшийся как краткосрочная операция

по подавлению сепаратистов ввод войск превратился в затяжную войну между федеральным

центром и сторонниками чеченской независимости. Военные действия в Чечне, унесшие

тысячи человеческих жизней и нанёсшие республике огромный материальный ущерб, были

прекращены только в августе 1996 подписанием мирного соглашения между Российской

Федерацией и Чечнёй; вопрос о статусе Чеченской республики был отложен до 31 декабря

2001.

Внешняя политика Российской Федерации характеризовалась стремлением развивать

партнёрские отношения со странами "ближнего" (бывшие республики СССР) и "дальнего"

зарубежья. Был заключён ряд многосторонних и двухсторонних соглашений (с США,

Германией, Францией и другими странами), отвечавших текущим и долговременным

интересам России (соглашения о сотрудничестве с НАТО, ряд соглашений в области

разоружения и др.). Россия были принята в Совет Европы, традиционным стало участие

российского президента во встречах "большой семёрки". За Российской Федерацией

закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. Однако изменение

геополитической ситуации, связанное с распадом СССР, объективно вело к сужению роли

России на международной арене; эта тенденция усугублялась снижением экономического и

военного потенциала России, а также ошибками и просчётами российской дипломатии,

особенно характерными для её деятельности в первой половине 90-х гг.

Остаются довольно сложными отношения России и других стран в рамках СНГ.

Многочисленные встречи на высшем уровне, подписанные в их ходе соглашения и

документы, декларирующие необходимость интеграции государств - участников Содружества,

слабо подкреплялись практическими шагами, направленными на их реализацию.

Приоритетными оставались двухсторонние отношения между Россией и другими странами

СНГ. В 1997 заключён договор о Союзе России и Белоруссии; его развитием стала декларация

о дальнейшем единении двух стран (декабрь 1998), ставящая целью разработку договора об

объединении России и Белоруссии в союзное государство.

Вторая половина 90-х гг. характеризовалась нарастанием экономических трудностей,

резким снижением жизненного уровня населения, связанных с катастрофическим падением

производства, инфляцией__________, задержками выплаты зарплаты, пенсий и стипендий. Неспособность

правительства предложить выход из экономического тупика вызывала усиление социальной

напряжённости в стране, выражавшейся в различных формах протеста (забастовки, митинги,

демонстрации, голодовки и др.), и рост оппозиционных настроений, что, в частности,

выразилось в итогах парламентских выборов 1995, которые принесли убедительный перевес

оппозиционным партиям. На первое место на выборах по партийным спискам вышла КПРФ;

второе место заняла -ЛДПР; проправительственное движение "Наш дом - Россия" (лидер

Черномырдин) оказалось на третьем месте. На президентских выборах 1996 победу одержал

Ельцин, опередивший во втором туре лидера левой оппозиции Зюганова. Результаты выборов

1995 и 1996 выявили две противоположные тенденции - стремление значительного числа

избирателей к продолжению реформ и несогласие с теми методами (т. н. "шоковая терапия" и

др.), какими эти реформы осуществляются.

1998 ознаменовался острым политическим и финансовым кризисом. В марте было

отправлено в отставку правительство Черномырдина. Результатом деятельности пришедшего

ему на смену кабинета С. В. Кириенко стала фактическая девальвация рубля (август 1998),

вызвавшая новый виток инфляции и роста цен. В сентябре 1998 сформировано новое

правительство во главе с Е. М. Примаковым, заявившее о необходимости корректировки курса

реформ с учётом интересов населения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.234.20 (0.012 с.)