Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Великие религии прошлого сталкиваются с вызовом современностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
17. На протяжении всей истории важнейшими факторами духовного развития были великие религии. Для большинства людей на земле, священные писания каждой из этих систем верований служили, говоря словами Бахауллы, как “Божий Град”,7 источник знания, который полностью охватывает сознание, столь неотразимый, что дарует искреннему “новое зрение, новый слух, новое сердце и новый разум”8. Обширная литература, в которую внесли вклад все религиозные культуры, отмечает трансцендентный опыт, переданный поколениями ищущих. На протяжении тысячелетий жизни тех, кто откликался на веления Всевышнего, вдохновлялись на захватывающие дух достижения в музыке, архитектуре и других искусствах, бесконечно воспроизводя опыт своей души для миллионов своих верующих собратьев. Никакая другая сила в мире существования не была способна заставить людей проявлять сопоставимые качества героизма, самопожертвования и самодисциплины. На социальном уровне принципы морали, вытекающие из религии, многократно перекладывались во всеобщие кодексы законов, регулируя и совершенствуя человеческие отношения. При рассмотрении в перспективе становится ясно, что основные религии являются первичными движущими силами процесса развития цивилизации. Утверждать обратное – это значит, конечно, игнорировать исторические факты.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 18. Почему тогда это богатейшее наследие не становится центральной платформой для сегодняшнего пробуждения духовных поисков? На периферии предпринимаются усердные попытки переформулировать учения, давшие начало соответствующим верованиям, в надежде наполнить их новой притягательностью, но большая часть поисков смысла носит рассеянный, индивидуалистический и несвязный характер. Священные писания не изменились; содержащиеся в них нравственные принципы не потеряли своей силы. Никто из тех, кто искренне обращает вопросы к Небесам, если он настойчив, не потерпит неудачи в получении ответа в Псалмах или в Упанишадах. Сердце любого, испытывающего некоторую близость к Реальности, которая вознесена над этим материальным миром, будет тронуто словами, которыми Иисус или Будда так интимно говорят об этом. Апокалиптическое видение Корана продолжает давать своим читателям непоколебимую уверенность, что реализация справедливости остается центром Божественной цели. И жизни героев и святых в их существенных чертах не кажутся менее значительными, чем во времена, когда они жили, столетия назад. Поэтому, для многих религиозных людей самый болезненный аспект нынешнего кризиса цивилизации состоит в том, что поиск истины не привел с уверенностью к знакомым религиозным направлениям.
___________________________________________________________________________ 19. Эта проблема, конечно, имеет две стороны. Разумная душа не просто занимает свое пространство, но является активным членом социальной группы. Хотя обретенные истины великих религий сохраняют свою силу, ежедневный жизненный опыт человека двадцать первого века невообразимо далек от того опыта, который он мог бы иметь, если бы жил в те эпохи, когда эти руководства были явлены. Демократический путь принятия решений существенно изменил отношение индивидуума к властям. Со все большей уверенностью и успехом женщины справедливо настаивают на своем праве на полное равенство с мужчинами. Научно-технические революции изменяют не только функционирование, но и концепцию общества, а в действительности концепцию самого существования. Всеобщее образование и возникновение новых областей творчества открывают путь взглядам, которые стимулируют социальную подвижность и интеграцию, и создают возможности, из которых власть закона поощряет гражданина извлечь все преимущества. Исследование стволовых клеток, ядерная энергия, половая принадлежность, экологический стресс и использование богатств поднимают, по самой меньшей мере, беспрецедентные социальные вопросы. Все это, а также бесчисленное множество других изменений, затрагивающих каждый аспект человеческой жизни, привели к возникновению целого нового мира каждодневных альтернатив как для общества в целом, так и для отдельных его членов. Единственно что не изменилось – это неизбежная необходимость выбирать из этих альтернатив, чтобы прийти к лучшему или худшему результату. Именно здесь духовная природа современного кризиса более всего обостряется, потому что большинство решений, которые надо принимать, являются не просто практическими, но также и нравственными. Поэтому, в значительной степени, утрата веры в традиционную религию стала неизбежным следствием невозможности найти в ней руководство, необходимое, чтобы жить современной, успешной и уверенной жизнью.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 20. Второе препятствие на пути возрождения унаследованных систем убеждений, как ответа на духовную жажду человеческого рода – это ранее уже упомянутые последствия глобальной интеграции. Всюду по планете люди, воспитанные в лоне одной религии, оказались внезапно брошены в тесное общение с другими, чьи верования и обычаи кажутся, на первый взгляд, несовместимым образом отличающимися от их собственных. Различия могут вызывать и часто вызывают защитную реакцию, бурлящие негодования и приводят к конфликту. Во многих случаях, однако, это воздействие должно, напротив, подталкивать к пересмотру полученного учения и воодушевлять на усилия, направленные на выявление общих ценностей. Поддержка, которой пользуются различные виды межрелигиозной деятельности, несомненно, во многом объясняется именно такого рода откликом среди широкой публики. При таком подходе неизбежно возникает сомнение в отношении тех религиозных учений, которые сдерживают общение и взаимопонимание. Если люди, чьи верования существенно отличаются от чьей-то собственной веры, тем не менее, ведут нравственный образ жизни, заслуживающий восхищения, тогда что есть то, что возвышает чью-то собственную веру над верованиями других? С другой стороны, если все великие религии сообща признают некоторые основные ценности, разве узкорелигиозная приверженность не ведет просто к укреплению нежелательных барьеров между индивидуумом и его соседями?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 21. Поэтому, вероятно, немногие сегодня среди тех, кто имеет в какой-то степени объективное представление о предмете, питают иллюзии, что какая-либо из организованных религиозных систем прошлого может взять на себя роль высшего руководства для человечества в вопросах современной жизни, даже в том невероятном случае, если бы ее разрозненные секты объединились ради этой цели. Каждая из тех религий, которые мир считает независимыми религиями, установлена на почве, созданной ее авторитетным священным писанием и ее историей. Поскольку она не может заново сформировать свою систему убеждений, выводя ее законным путем из авторитетных слов своего Основателя, она, точно так же, не может адекватно ответить на множество вопросов, поставленных социальной и интеллектуальной эволюцией. Хотя это многим и покажется огорчительным, это не более, чем неизбежная черта, присущая эволюционному процессу. Попытки так или иначе вернуться к истокам могут привести только к еще большему разочарованию в самой религии и усилить противостояние сект.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
V. Фундаментальные заблуждения мира и ответы Бахауллы 22. Эта ситуация и неестественная, и саморазящая. Существующий мировой порядок, если его можно так назвать, в пределах которого бахаи сегодня делятся посланием Бахауллы, таков, что его неправильные представления и о человеческой природе, и об эволюции общества столь фундаментальны, что серьезно препятствуют большинству разумных и исполненных благих намерений попыток улучшить положение человечества. Это особенно верно в отношении неразберихи, которая охватывает, фактически, каждый аспект предмета религии. Чтобы адекватно отвечать на духовные нужды своих соседей, бахаи должны будут обрести глубокое понимание охватываемых вопросов. Силу воображения, которую требует этот вызов, можно оценить по совету, который, наверное, дается чаще всего, и по настойчиво повторяющемуся в писаниях их Веры увещеванию: "взвешивать", "обдумывать", "размышлять".
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 23. Стало привычным, что в популярных беседах под "религией" подразумевается множество сект, существующих в настоящее время. Не удивительно, что такое предположение сразу порождает в других кругах протест, что под религией подразумевается скорее та или иная из великих, независимых религиозных систем, которые формировали и вдохновляли целые цивилизации. Однако, эта точка зрения, в свою очередь, вызывает неизбежный вопрос: где найти в современном мире эти исторические религии? Где можно увидеть, в точности, "Иудаизм", "Буддизм", "Христианство", “Ислам” и другие религии? Ведь их, очевидно, нельзя отождествлять с непримиримо противостоящими друг другу организациями, претендующими на то, что они официально выступают от имени религии. И при этом проблема не заканчивается на этом. Еще одним ответом на вопрос, почти наверняка, будет то, что под религией подразумевается просто отношение к жизни, ощущение отношений с той трансцендентной Реальностью, которая вознесена над материальным существованием. Религия, воспринимаемая так, является атрибутом индивидуального лица, импульсом, неприемлющим организации, опытом, доступным повсюду. Однако, снова, такая ориентация будет рассмотрена большинством религиозно мыслящих людей, как отсутствие самой воли к самодисциплине и объединяющего влияния, которые и придают религии смысл. Некоторые оппоненты даже будут возражать, что, напротив, религия играет роль образа жизни тех, кто, подобно им самим, приняли строгие распорядки ежедневных ритуалов и самоотрешения, полностью отстранивших их от остальной части общества. Что общего во всех таких различных концепциях, - это та степень, до которой явление, признанное, как полностью выходящее за пределы человеческой досягаемости, оказалось, тем не менее, постепенно заключено в тюремную камеру, ограниченную стенками изобретенных человеком концепций, будь то организационных, теологических, эмпирических или ритуальных.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 24. Учение Бахауллы разрубает этот клубок противоречивых взглядов и, при этом, заново формулирует многие истины, которые, явно или неявно, легли в основу всего Божественного откровения. Бахаулла ясно дает понять, что как бы тщательно вы ни вчитывались в Его намерения, пытаться ухватить или предполагать подлинную сущность Бога в трактатах и вероучениях – значит упражняться в самообмане: “Для всякого чуткого и просвещенного сердца очевидно, что Бог, непостижимая Сущность, Божественное Существо, превознесен бесконечно выше всякого человеческого свойства, такого, как телесное существование, восхождение и нисхождение, уход и возвращение. Такова слава Его, что человеческим устам не восхвалить Его по достоинству, а человеческому сердцу не постичь Его бездонного таинства.”9 Инструментом, посредством которого Творец всего сущего взаимодействует с вечно развертывающимся творением, которое Он создал, является появление пророческих Фигур, которые являют свойства недоступной Божественной сущности: “Поскольку врата постижения Того, Кто есть Ветхий Днями, закрыты пред лицом всякого существа, Источник бесконечной милости... повелел сим лучезарным Самоцветам Святости выступить из царства духа в благородном обличии человеческого храма и явить Себя всем людям, дабы поведать миру о таинствах неизменного Существа и рассказать о тончайших проявлениях Его нетленной Сущности.”10
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 25. Предполагать, что можно быть арбитром среди Посланников Бога, возвеличивая одного из них выше другого, значило бы согласиться с заблуждением, что Вечный и Всеобъемлющий подвержен капризам человеческих предпочтений. “Теперь для тебя ясно и очевидно”, - это точные слова Бахауллы, “что все Пророки суть Храмы Божиего Дела, явленные в различном облачении. Если воззришь проницательным оком, то увидишь, что проживают Они в одном шатре, парят в одних небесах, восседают на одном престоле, ведут одну речь и проповедуют одну Веру.”11 Более того, представлять себе, что природа этих уникальных Фигур может быть – или должна быть – заключена в рамки теорий, заимствованных из материального опыта, столь же дерзко. Под “познанием Бога”, объясняет Бахаулла, подразумевается познание Богоявлений, проявляющих Его волю и качества, и именно здесь душа вступает в тесное общение с Творцом, который во всех иных обстоятельствах находится за пределами как вербального, так и образного представления: “Еще свидетельствую”, утверждает Бахаулла о положении Богоявления, “что чрез Твою красоту раскрылась красота Возлюбленного, и чрез Твой лик воссияло лицо Желанного”12
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 26. Религия, воспринимаемая так, пробуждает души к осознанию своих потенциальных возможностей, которые иными путями не поддаются воображению. В какой степени индивидуум учится извлекать пользу из воздействия Божьего откровения на свою эпоху, в той же степени его естество постепенно пропитывается атрибутами Божественного мира: “Через Учение сего Дневного Светила Истины”, объясняет Бахаулла, “всякий человек будет совершенствоваться и расти, пока не достигнет положения, что будет проявлением всех заложенных в нем сил, коими наделена его внутренняя истинная сущность.”13 Поскольку цель человечества подразумевает продвижение “вечноразвивающейся цивилизации”14, не самой слабой из исключительных сил, которые подвластны религии, оказалась ее способность освободить тех, кто верит, от оков самого времени, принося себя в жертву во имя поколений будущих столетий. Действительно, поскольку душа бессмертна, осознание ею ее истинной природы дает ей возможность служить эволюционному процессу не только в этом мире, но и еще более открыто в тех мирах, которые за его пределами: “Свет, излучаемый такими душами”, утверждает Бахаулла, “способствует развитию мира и продвижению вперед его народов... Всякая вещь имеет причину, побудительную силу и животворящую основу. Души сии суть символы отрешения, дающие миру бытия ныне и присно тот изначальный толчок, что приводит его в движение.”15
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 27. Таким образом, вера - необходимая и негасимая движущая сила биологического вида, что описано влиятельным современным мыслителем словами “эволюция, осознавшая саму себя”16. Когда, как тому служат печальным и неопровержимым свидетельством события двадцатого века, естественное выражение веры искусственно блокируется, тогда выдумываются объекты поклонения, не имеющие, однако, никакой ценности, и даже фальшивые, которые могут, в какой-то мере, успокоить острую тягу к вере. Это такой импульс, который невозможно отвергнуть.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 28. Короче говоря, через продолжающийся процесс откровения Тот, кто есть Источник системы знаний, которую мы называем религией, демонстрирует целостность этой системы и отсутствие в ней противоречий, порождаемых сектантскими амбициями. Работе каждого Богоявления присущи независимость и власть, которые превосходят всякую оценку. Кроме того, она есть одна стадия в безграничном развертывании единой Реальности. Поскольку цель последовательных Божьих откровений состоит в том, чтобы пробудить человечество к осознанию своих способностей и ответственности, как попечителя мироздания, этот процесс является не просто повторяющимся, а прогрессивно развивающимся, и может быть полностью и по достоинству оценен только если понимать его в этом контексте.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 29. Бахаи ни в каком отношении не могут утверждать, что в этот ранний час они уразумели более, чем долю минуты истин, принадлежащих откровению, на котором основывается их Вера. В отношении, например, развития Дела Хранитель сказал: “Все, что мы можем позволить себе разумно предпринять, – это стараться уловить проблеск первых лучей обещанной зари, которая должна в полноте времен рассеять мрак, окутывающий человечество.”17 Кроме воодушевляющего смирения, этот факт должен служить также, как постоянное напоминание, что Бахаулла не принес новую религию, чтобы встать рядом с существующими разнообразными сектантскими организациями. Нет, он переработал всю концепцию религии, как основной силы, стимулирующей развитие сознания. Поскольку человеческий род, при всем своем разнообразии, – единый вид, то вмешательство, посредством которого Бог совершенствует скрытые качества разума и сердца у этого вида – тоже единый процесс. Его герои и святые – это герои и святые всех ступеней в этой борьбе; его успехи – успехи всех ступеней. Именно нравственная норма, продемонстрированная в жизни и работе Учителя и приводимая сегодня в пример в общине бахаи, стала преемником всего духовного наследия человечества, наследия, одинаково доступного народам всей земли.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ 30. Поэтому, повторяющимся доказательством существования Бога служит то, что с незапамятных времен Он неоднократно являл Себя. В широком смысле, как объясняет Бахаулла, грандиозная эпопея религиозной истории человечества представляет собой выполнение "Завета", бессмертного обещания, в котором Творец всех вещей заверяет род человеческий в своем неизменном руководстве, необходимом для его духовного и морального развития, и призывает его усваивать и выражать эти ценности. Каждый волен обсуждать с точки зрения историка свидетельства уникальной роли того или иного Посланника Божьего, если у него есть такая цель, но такая спекуляция никак не поможет объяснить события, которые преобразовали мышление и произвели критические для эволюции общества изменения в человеческих отношениях. Богоявления приходили с большими интервалами, такими, что известные случаи можно пересчитать по пальцам, и каждый из них был откровенен в отношении авторитетности Своего учения, и каждый оказывал влияние на прогресс цивилизации, несравнимое с влиянием любого другого явления в истории. “Рассудите о часе, когда верховное Богоявление откроет Себя пред людьми”, указывает Бахаулла: “Прежде чем сей час наступит, Предвечное Существо, еще неведомое людям и не возвестившее Слово Божие, уже само обладает Всезнанием о мире, где никто из людей не знает Его. Воистину, Он есть Творец без творения.”18
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.014 с.) |