Психологическое портретирование политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое портретирование политика.



Проблема изучения личности политика – одна из наиболее сложных проблем в политической психологии. Для ее решения Н.М. Ракитянский предлагает две группы методов: методы контактной и дистантной психологической диагностики (7).

1) Методы контактной психологической диагностики

а. Проективные методики:

· тест Роршах,

· метод портретных выборов Сонди,

· метод цветовых выборов Люшера

б. Опросники:

· 16 PF Кеттелла,

· СМИЛ (адаптированный вариант теста ММPI),

· метод репертуарных решеток Дж.Келли

в. Интервью

Проблема методов контактной психодиагностики личности политика связана, по словам многих политических психологов, с тем, что в реальной жизни политики – практически недоступный объект для непосредственного, инструментального изучения. Политики не любят, а порой и опасаются психологической диагностики, поскольку боятся, что информация о содержании их психологических характеристиках может стать достоянием других людей и быть использована им во вред.

Однако в некоторых ситуациях психолог может выступать в роли консультанта, а политик – в роли клиента. Но здесь основная задача психологического портретирования – не составление психологического профиля лица, «делающего» политику (4, с. 153), и прогнозирование его политического поведения, а решение задач консультационного типа: рефлексивная, рефлексивно-коррекционная, рефлексивно-креативная (7, с. 156).

2) Методы дистантной психологической диагностики

Именно способы диагностики личности политического деятеля на расстоянии позволяют преодолеть проблему первой группы методов. Основным методом дистантной психодиагностики является наблюдение. Оно обладает множеством преимуществ, но в русле темы, поставленной в работе, можно выделить три основных (7, с. 183):

Ø наблюдение исключает искажение, возможное при взаимодействии с экспериментатором;

Ø наблюдение позволяет изучать тех, кто не желает отвечать на вопросы;

Ø сбор информации не влияет на естественный ход событий и не препятствует естественности психических проявлений наблюдаемых.

Для определения психологических характеристик политического деятеля на расстоянии с целью прогнозирования его политического поведения применяют ряд техник, являющихся разновидностью метода анализа документов:

1. Контент-анализ

2. Мотивационный анализ

3. Операционное кодирование.

Собрали данные и приступаете к построению (написанию) портрета. Опираемся на близкую нам методологию (психоанализ, комплексный подход Ананьева, деятельностный подход Леонтьева (обычно применяют интегрированный подход, т.е. все вместе); используем данные, полученные в исследовании с помощью вышеприведенных методов; используем знания психологии личности (способности, хар-р, темперамент, напрвленность); используем знания по психологии лидерства и психологии власти (особенно мотивация власти).

У Ракитянского даны портреты Жириновского, Зюганова, Немцова, Черномырдина, Чубайса, Явлинского.

Психологическое консультирование в политике.

Психологическое консультирование в политике - это процесс профессионального взаимодействия между политическим психологом-консультантом и клиентом - политическим человеком с целью эффективного осуществления адекватной политики.

Виды и жанры психологического консультирования в политике.

Первый признак, по которому принято делить психологическое консультирование в политике (как и относящееся к любой другой области знания), это консультирование осуществляемое «изнутри» структуры аппарата политика и консультирование осуществляемое «извне», то есть независимыми от клиента консультантами. У каждого из этих видов консультирования есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества внутреннего консультирования. Основным соображением в пользу внутреннего консалтинга является возможность сэкономить средства, не теряя при этом качество. Если в организации для психолога достаточно работы, он будет стоить на 30-50% дешевле внешнего. Второе преимущество состоит в том, что внутренний консультант может получить более широкие полномочия и, допустим, действительно организовать систематическое обучение или изменить процедуру приема на работу, в то время как приглашенный со стороны профессионал обычно ограничивается рекомендациями, но не контролирует их выполнение. В-третьих, внутренний консалтинг постепенно приучает организацию помнить о психологических факторах и признавать их важность; психология становится частью организационного мышления. В-четвертых, внутренний консультант доступен в любое время, он глубоко знает все оттенки внутренних дел организации, стиля работы и управления, культуры и политики, конфиденциальность. Последнее замечание - в правительственных учреждениях добавляются соображения национальной безопасности.

Недостатки внутреннего консультирования связаны с вопросами объективности и авторитета консультанта. Объективность невозможно обеспечить процедурно-техническими методами. Многие сложившиеся в организации коллективные заблуждения уже столь сильно вошли в плоть и кровь внутреннего консультанта, что «очистится» от них будет практически невозможно. Чем дольше штатный консультант работает в организации, тем больше привыкает смотреть на вещи под одним и тем же углом зрения.

Преимущества внешнего консультирования. Консультант со стороны обычно считается более объективным, более компетентным, менее пристрастным, чем штатный сотрудник. «Пришелец» имеет опыт работы в других компаниях, о нем многие отзываются с похвалой, и он может предъявить целую кипу блестящих отзывов от своих прежних клиентов. Задача внешнего консультанта всегда ясна, ему труднее приписать какие-либо личные мотивы, кроме вполне понятных деловых интересов. Внешний консультант способен буквально взглянуть на положение дел извне, со стороны.

Главным отличием внешних консультантов от внутренних является их независимость. Политический консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию как бы со стороны, предлагать честные и объективные рекомендации относительно того, что следует делать клиенту, не обращая внимание на то, как это может отразиться на его собственных интересах. Независимость внешнего политического консультанта имеет несколько аспектов:

- Финансовая независимость

- Административная независимость

- Политическая независимость

- Консультант должен также быть и эмоционально независим от клиента и заказчика, членов его команды

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту:
- доверие к людям;
- уважение ценностей другой личности;
- проницательность;
- отсутствие предубеждений;
- самопонимание;
- сознание профессионального долга. (Кочюнас Р., 1999).

Три важных постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:
1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
3. Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде. (Кочюнас Р., 1999).

Цели, методы и результаты деятельности политического психолога-консультанта.

1. Целью деятельности политического психолога-консультанта является поддержка и содействие лицам вовлеченным в политическую деятельность на основе научных данных и методов. Деятельность политического психолога должна способствовать предотвращению любых политических ошибок, приводящих к нанесению психологического ущерба обществу и людям, вовлеченным в политику.

Задачи политического психолога-консультанта:

1. Сбор информации и научный анализ данных по вопросам, составляющим заказ.

2. Диагностика, интервьюирование, проведение консультативных процедур с клиентами.

3. Составление аналитических записок, рекомендаций, прогнозов.

Методы деятельности политического психолога-консультанта:

1. Психолого-социологическое индивидуальное и массовое интервьюирование и тестирование людей, осуществляющих политическую деятельность или являющихся ее субъектами и объектами.

2. Включенное наблюдение, осуществляемое в процессе сотрудничества с людьми, участвующими в политической деятельности.

3. Психологическое изучение продуктов политической деятельности человека, регистрируемых в форме его выступлений в СМИ, экономических, военных, административных действий.

4. Моделирование типичных ситуаций политической деятельности в процессе подготовки участников политических событий к их планированию и осуществлению.

5. Проведение консультативных сессий с лицами вовлеченными в политическую деятельность.

Результаты деятельности политического психолога-консультанта:

1. Позитивный профессиональный рост и личностное развитие участников политического процесса.

2. Психологические рекомендации, разработанные в целях гуманизации методов достижения политических целей.

Этические принципы и правила достижения целей политической психологии. (В соответствии с Уставом Международной Ассоциации Политической Психологии (ISPP), принятом 31.8.1985., члены ISPP могут заниматься политической деятельностью (принимать участие в предвыборных собраниях лидеров политических партий), но они обязаны при этом дать понять, что любые позиции или предпринимаемые ими действия не являются позицией или действиями, предпринимаемыми ISPP). (International society of political psychology. Constitution and By-Laws. P.2.). Главный принцип политического психолога-консультанта состоит в том, что он сознательно и добровольно контролирует все моменты своей научно-практической деятельности. Он делает это во избежание создания опасности для политики, клиента, заказчика и самого себя (См. рис.12). Это означает, что самоконтролю последовательно подвергаются его собственное поведение (5.2.), его отношения с консультируемым лицом (избирателем, гражданином, служащим, политиком (5.1.), с заказчиком консультации (политические партии, государственные органы, общественные движения (5.4.), c атрибутами политики (идеи, программы, планы, документы (5.3.).

Принцип ненанесения ущерба консультируемому человеку (клиенту). 5.1.1. Правило взаимоуважения политического психолога-консультанта и клиента. 5.1.2. Правило безопасности действий политического психолога-консультанта для клиента. 5.1.3. Правило предупреждения неадекватных действий заказчика консультации относительно консультируемого лица.

Принцип компетентности политического психолога-консультанта. 5.2.1. Правило обоснованности результатов деятельности политического психолога-консультанта. 5.2.2. Правило сотрудничества политического психолога-консультанта и заказчика консультации. 5.2.3. Правило профессионального поведения политического психолога-консультанта относительно клиента.

Принцип беспристрастности политического психолога-консультанта. 5.3.1. Правило научности результатов деятельности политического психолога-консультанта. 5.3.2. Правило адекватности методов деятельности политического психологаконсультанта относительно клиента. 5.3.3. Правило взвешенности сведений, предаваемых политическим психологом-консультантом гласности.

Принцип конфиденциальности деятельности политического психолога-консультанта. 5.4.1. Правило кодирования сведений психолого-политического характера. 5.4.2. Правило контролируемого хранения сведений психолого-политического характера. 5.4.3. Правило корректного использования сведений психолого-политического характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.86 (0.02 с.)