Первые газеты. Происхождение цензуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые газеты. Происхождение цензуры.



Печатный станок изобретен в 1450 году.

Первые настоящие газеты появляются в начале 17 века (1605 год, но первая дошедшая – 1609 год).

Раньше были рукописные газеты.

150 лет существования станка. Носили либо рукописный характер, либо печатались, но печатный станок особо не использовался.

Информационная культура 15-16 века складывалась под влиянием следующих субъектов:

· Специальные бюро, торгующие новостями (возникают в начале 16 века в крупных торговых городах; пионер – Венеция, там же появляются первые рукописные газеты – Avizzo, а люди, занимающиеся торговлей и распространением газет – авиззаторе);

Венеция обзаводится посольством в других городах.

Авиззаторе становится профессией (1566 год). Первая дошедшая до нас рукописная подборка венецианских газет.

Газеты, которая выходила два раза в год, в связи с ярмарками.

В 17веке появляются еженедельные газеты.

· Крупные коммерческие корпорации, которые создают «корпоративную прессу»

«Торговый дом Фуггеров» рукописные листки, которые они продавали своим клиентам (16-17 век).

Был штаб писцов, бюро новостей.

· Деятельность просветителей (Мишель Фон Айнцинг) и религиозные реформаторы.

Айнцинг делает подборки, относящиеся к какой-либо определенной теме.

Создатель ярмарочных тематических печатных изданий, разнообразные сообщения, собирающие разнообразную информацию по какому-либо вопросу.

16 век – время реформации, разделение церкви. Создание не просто новостей, а конфликтующих между собой идеалогически заряженных

Начало 17 века, первые дошедшие до нас газеты были напечатаны в 1609 году. В течение 20 лет такие же газеты возникают во Франции, Англии, Голландии и Италии.

Происхождение цензуры

Раздоры и распри способствовали появлению газеты.

Источники цензуры:

· Церковь (институт цензуры создан церковью, реакция церкви на реформацию);

· Государство (абсолютистская власть);

· Печатники, заинтересованные в политике экономического протекционизма.

Государственный контроль основывался на:

· Системе патентов (жалованное королем право заниматься печатной деятельностью);

· Лицензирование (предворительная цензура);

· Суд (наказание за любую деятельность прямо или косвенно направленную на подрыв существующего строя).

1. Обвинение в клевете (распространение любых слухов, порочащих человека)

2. Обвинение в измене

 

Вопрос №5

Идеологические модели журналистской деятельности. Общая характеристика концепции «четыре теории прессы».

Развитие любых социальных институтов включает в себя 2 этапа:

· Бессознательное развитие - стихийно, как бы не осознавая себя, в силу комплекса естественных причин;

· Сознательное развитие - этап сознательного развития. В начале люди отдают отчет существованию этого явления, начинают видеть в нем некоторую проблему, начинают философствовать по этому поводу. На этом этапе возникают идеологические модели данного института.

Журналистика начинает осознавать себя в начале 17 века. Люди рассуждают: что такое газета, зачем она нужна, и какой она должна быть. Возникают первые идеологические модели журналистики.

18 век создает 2 модели журналистики:

1. Пресса должна служить государству (авторитарная)(Томас Гобс, Макеавели);

2. Пресса должна быть свободной (либертарианская) (Джон Мильтон – главная задача прессы – помочь человеку самостоятельно найти истину. Эти идеи изложил в своем трактате «Ареопагитика».

В современной теории журналистики феномен идеологической модели прессы был наиболее плодотворно исследован в работе трех американских исследователей Сиберта, Шрамма и Питерсона «4 теории прессы». Была написана в начале 50х годов, и она еще не устарела.

Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Какой политический строй складывается в обществе, такой и становится теория прессы. Затронутые в работе проблемы социальной ответственности средств массовой информации остаются в центре внимания журналистов, политиков, владельцев компаний, издателей и широкой общественности. Особенно остро они обсуждаются в сегодняшней России. Свобода печати, завоеванная в процессе демократизации и перехода к рыночной экономике, столкнулась с экономическими трудностями и сложностями отношения с государственными структурами. В этот переходный период наглядно выявилось два взгляда на структуру и задачи средств массовой информации: журналистика - "четвертая власть" и журналистика - инструмент власти.

Маркс и Вебер

В социологии Вебер считает антиподом Маркса. Если очень сильно упростить, то можно сказать, что расхождения между ними, связаны с разными ответами на вопрос о первичности бытия и сознания.

Для Маркса изначально было бытие (экономика), а потом сознание (культура, искусство), проект первичен, а все, что вне проекта – вторично.

Для Вебера наоборот, сначала сознание, а потом соц-эк бытие. В соответствии с Веберовской методологией, американский исследователь приходит к выводу, что сперва возникает теория прессы, а потом конкретная практическая модель.

В 20 веке эти теории модифицируются и авторитарная порождает тоталитарную советскую теорию прессы, а либертарианская – теорию соц ответственности прессы.

Вопрос №6

Авторитарная теория прессы. Философские предпосылки теории.

1) Историческая предпосылка. Английская буржуазная революция. Сквайры восстали против короля, потом его казнили. Возникли вопросы:

· есть ли власть выше короля?

· Что такое власть с кровью?

· Ответственность власти перед обществом

· Власть и народ

· Легитимность власти

· Демократия и хаосэ.

2) философские предпосылки сформировались задолго до 16в. 1 авторитарный журналист Платон (авторитарная концепция МИ), также Дж.Макиавелли, Гоббс «Левиафан», кардинал Ришелье, Гегель абсолютное рабство=абсолютная свобода, Муссолини, Геббельс). Лоялизм – верность политическому строю.

3 вопроса:

  • что такое человек? Человек – существо слабое и порочное (Платон). В человеческом существе 2 начала: слабая и порочная человеческая (телесность); разум и воля. Это концепция аристократическая. Контроль и самоконтроль. Мудрец способен подчинять порывы страстей голосу разума.
  • Что такое власть? Отношение между государством и народом=отношение между разумом и телом(власть – всадник, народ – лошадь). Власть существует ради народного блага(если дать народу свободу, все закончится каннибализмом Гоббс)/ Государство ужасное чудовище (Гоббс Левиафан). Гоббс – он обосновал власть рационально. Гос. возникло в силу общественного договора. Если гос не соблюдает общественный договор – революция.
  • Что такое истина? Платон в трактате «Государство» связал истину и информацию со своей теорий управления. Он исходил из того что всей полнотой истины могут обладать немногие. Во главе государства должны стоять мудрецы, которые созерцают истину и соответственно хорошо управляют государством. Потом: воины-ремесленники-рабы. Авторитарное понимание истины – народ должен знать только то, что нужно.

Вопрос №7

Авторитарная теория прессы. Суть взаимоотношений между СМИ и властью. Методы контроля прессы в авторитарной модели.

В соответствии с авторитарной теорией прессы информационная политика всецело определяется государственной властью. Печать и СМК либо помогают государству, либо демонстрируют лояльность. Для осуществления этой модели государственная власть может пользоваться целым рядом контролирующих механизмов:

1) Система патентов – разрешение заниматься печатной деятельностью.

2) Предварительная цензура. Отменили цензуру впервые в Англии в 17 веке и патенты отменили в конце 17 века.

Вопрос №8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.009 с.)